Биография Джона Дьюи
1. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. Философия: Справочник студента – М.: Филологическое общество «Слово», 2000. 2. Козел А. А. Философия. – Мн.: Академия МВД, 2006.
Биография Джона Дьюи. Джон Дьюи родился 20 октября 1859 года в городе Берлингтоне, в небольшом северном штате Вермонт, в семье табачного фабриканта. По окончании школы он начал учиться в Вермонтском университете по программе свободных искусств. С особой страстью занимался философией под руководством профессора Торея, который читал курс философии этики. После окончания университета Дьюи преподавал в 1879—1881 годах в частной средней школе в Ойл Сити (Пенсильвания), директором которой была его двоюродная сестра. Работая в школе, Джон продолжал интенсивные занятия философией. В 1881 году он направил свою первую статью «Метафизическое восприятие материализма» в «Журнале философии», вокруг которого группировалось философское общество Сент-Луиса. Статья была благосклонно принята, опубликована, а её автору рекомендовали продолжить философские изыскания. Это определило окончательный выбор Дьюи жизненного пути — он решил стать философом. Окончил Вермонтский университет (1879). Был профессором Мичиганского, Чикагского и Колумбийского университетов (1904—1930). В 1919 году стал одним из основателей Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке. Стоял во главе «Лиги независимого политического действия». Во время Второй мировой войныДьюи выступал против идеологии фашизма, в частности против нацистского насилия над педагогикой.[1]
2. Создание и цели создания «школы Дьюи» Цель воспитания, по Дьюи, — воспитание личности, умеющей «приспособиться к различным ситуациям» в условиях свободного предпринимательства. Дьюи и его последователи (Э. Паркхерст, У. Килпатрик, Е. Коллингс и др.) полагали, что можно положительно повлиять на жизнь каждого человека, заботясь с детства о здоровье, отдыхе и карьере будущего семьянина и члена общества. Они рассматривали изучение специфики детства как путеводитель научной педагогики, предлагая сделать ребёнка предметом интенсивного воздействия многообразных факторов воспитания — экономических, научных, культурных, этических и пр. Экспериментальный метод у Д. Дьюи предполагал, что мы знаем только то и тогда, когда можем своей деятельностью произвести действительно изменения в вещах, которые подтвердят или опровергнут наши знания. Без этого знания остаются только догадками. Важнейшим источником для педагогики как науки Д. Дьюи считал проверенный жизнью метод. В реформаторской педагогике Д. Дьюи выступил как наиболее яркий представитель философско-педагогического направления прагматизма с его трактовкой истинности как практической значимости: «истинно то, что полезно». Дьюи выступал за практическую направленность воспитания, предлагая решать его задачи посредством спонтанного развития ребёнка: «Ребёнок — это исходная точка, центр и конец всего. Надо иметь в виду его развитие, ибо лишь оно может служить мерилом воспитания». Дьюи рассматривал воспитание как процесс накопления и реконструкции опыта с целью углубления его социального содержания. (Данные взяты из Википедии). В 1894–1904 гг. Джон Дьюи заведовал кафедрой философии, психологии и педагогики в Чикагском университете. В 1896 г. он стал директором экспериментальной «Лабораторной» школы при Чикагском университете, в которой последовательно реализовывалось его понимание того, каким должно быть образование, прежде всего, идеи единства знания. Свои педагогические взгляды Джон Дьюи изложил в работе «Мое педагогическое кредо» (в 1897), которая стала новым подходом к организации образования подрастающих поколений, к реформе школьного дела. В работах «Школа и общество» (в 1898), «Ребенок и программа» (в 1902) Джон Дьюи обосновал свои основные педагогические идеи. В начале 1900-х гг. лабораторная школа стала мировой сенсацией. Как изложено в библиотеке Гумера: «Главная цель воспитания по Дьюи, содействовать самореализации личности, осуществлению ее желаний и интересов. Критерием же самореализации является адаптация личности к среде, которая в свою очередь происходит как ответная реакция человека на воздействие со стороны среды. Каждый ребенок делает это конкретными действиями, через «пробы и ошибки», в соответствии со своими врожденными инстинктами и сложившимися привычками. Именно здесь и необходима помощь ребенку. Функцией воспитания должна стать «реконструкция и реорганизация опыта ребенка», чтобы уменьшить или вообще устранить ошибки и стихийные привычки. Обогащение опыта детей полезным содержанием - задача, считает Дьюи, более важная, чем сообщение им знаний и традиционное педагогическое воздействие на ребенка. Основы учебной работы прагматисты видят в спонтанных (самопроизвольных) интересах детей и педоцентризме. Реальное содержание учебного предмета, утверждают они, определяется любопытством ученика, которое и подлежит удовлетворению. Ребенок по выражению Дьюи, это солнце, вокруг которого вращаются все средства образования; в учебном процессе все должно подчиняться его желаниям и интересам.» - на мой взгляд, это высказывание наиболее точно выражает суть поставленной задачи в сотворение особой школы. У этой школы есть место в истории, как предоставленный опыт, посмотреть на воспитание по другому, использовать другие методы в образовании. Мне кажется, если ее доработать, то она могла бы существовать и сейчас, так как могла принести намного большей результат, нежели нынешние школы и методы образования. Технология Дьюи существует и весьма активно продвигается. Технология была реализована в СССР в 20-х годах. Потом запрещена. Сейчас снова активно воплощается (теоритически).[2]
|