Студопедия — Исторический смысл психологического кризиса 6 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Исторический смысл психологического кризиса 6 страница






пробелы, пропуски в жизни психического,

мы должны предположить, что они продолжают существовать в особом виде — бессознательно-

психического. Такое понимание бессознательного как необходимого предположения и гипотетического

продолжения и восполнения психического опыта развивает и В. Штерн (1924).

Э. Дале различает в проблеме две стороны: фактическую и гипотетическую, или методологическую,

которая определяет познавательную, или методологическую, ценность категории подсознательного для

психологии. Задача ее — выяснить смысл этого понятия, сферу обнимаемых им явлений и роль его для

психологии как объясняющей науки. Вслед за Иерузалемом для автора это есть прежде всего категория или

прием мысли, без которого нельзя обойтись в объяснении душевной жизни, и потом уже — особая область

явлений. Он совершенно правильно формулирует, что бессознательное есть понятие, создаваемое из данных

несомненного психического опыта и на основе необходимого его гипотетического восполнения. Отсюда

очень сложная природа каждого положения, оперирующего с этим понятием: в каждом положении надо

различать, что в нем есть от данных несомненного психического опыта, и что — от гипотетического

восполнения, и какова степень достоверности того и другого. В рассмотренных выше критических работах

2. «Сознание Исторический смысл психологического кризиса»

-35

Из книги:

(Выготский Л.С. = Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.)

 

 

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || [email protected] || Icq# 75088656

36-

то и другое, обе стороны проблемы смешиваются: гипотеза и факт, принцип и эмпирическое наблюдение,

фикция и закон, построение и обобщение — все смешано в одну общую кашу.

Самое важное — не рассмотрен основной вопрос: Ленц и Лурия уверяют Фрейда, что психоанализ —

физиологическая система; но ведь сам Фрейд принадлежит к противникам физиологической концепции

бессознательного. Дале совершенно прав, говоря, что этот вопрос о психологической или физиологической

природе бессознательного есть первая, важнейшая фаза всей проблемы. Прежде чем описывать и

классифицировать явления подсознательного во имя психологических задач, мы должны знать, оперируем

ли мы при этом чем-то физиологическим или психическим, необходимо доказать, что бессознательное есть

вообще психическая реальность. Иначе говоря, прежде чем решать проблему бессознательного как

психологический вопрос, надо решить ее как вопрос самой психологии.

Еще ярче сказывается необходимость принципиальной разработки понятий в общей науке — в этой

алгебре частных наук — и ее роль для частных дисциплин на заимствованиях из области других наук. Здесь,

с одной стороны, мы имеем как будто лучшие условия для перенесения результатов одной науки в систему

дру-

гой, потому что степень достоверности, ясности, принципиальной разработанности заимствуемого

положения или закона обычно много выше, чем в описанных нами случаях. Например, мы вводим в систему

психологического объяснения закон, установленный в физиологии, эмбриологии, биологический принцип,

анатомическую гипотезу, этнологический пример, историческую классификацию и т. п. Положения и

конструкции этих широко развитых, принципиально обоснованных наук, конечно, неизмеримо точнее

разработаны методологически, чем положения психологической школы, разрабатывающей при помощи

вновь созданных понятий, не приведенных в систему, совершенно новые области, например школы Фрейда,

не осознавшей еще себя. Мы заимствуем в этом случае более выработанный продукт, оперируем с более

определенными, точными и ясными величинами; опасности ошибки уменьшаются, вероятность успеха

растет.

С другой стороны, так как привнесение здесь совершается из других наук, то материал оказывается

более чужеродным, методологически разнородным и условия усвоения его становятся более

затруднительными. Это облегчение и затруднение условий по сравнению с рассмотренными выше и

составляют тот необходимый прием варьирования в анализе, который в теоретическом анализе заменяет

реальное варьирование в эксперименте.

Остановимся на факте в высшей степени парадоксальном с первого взгляда, а потому очень удобном для

анализа. Рефлексология, которая устанавливает во всех областях столь чудесные совпадения своих данных с

данными субъективного анализа и которая хочет построить свою систему на фундаменте точного

естествознания, удивительным образом вынуждена протестовать именно против перенесения

естественнонаучных законов в психологию.

H. M. Щелованов, исследуя методы генетической рефлексологии, с безусловной и неожиданной для его

школы основательностью отвергает подражание естественным наукам в форме перенесения в субъективную

психологию основных методов, применение которых в естествознании дало огромные результаты, но

малопригодные для разработки проблем субъективной психологии. И. Гербарт и Г. Фехнер механически

перенесли математический анализ, а В. Вундт — физиологический эксперимент в психологию. В. Прейер

выдвинул проблему психогенеза по аналогии с биологией, а затем С. Холлом и другими был заимствован в

биологии принцип Мюллера — Геккеля и бесконтрольно применен не только как методологический

принцип, но и как принцип объяснения «душевного развития» ребенка. Казалось бы, говорит автор, что

можно возразить против применения испытанных и плодотворных методов? Но использование их возможно

лишь в том случае, если проблема поставлена верно и

метод отвечает природе изучаемого объекта. Иначе получается иллюзия научности (ее характерный

пример — русская рефлексология). Естественнонаучное покрывало, которое, по выражению И. Петцольда,

набрасывается на самую отсталую метафизику, не спасло ни Гербарта, ни Вундта; ни математические

формулы, ни точная аппаратура не спасли неточно поставленную проблему от неудачи.

Вспомним Мюнстерберга и его замечание о последнем десятичном знаке, выводимом в ответе на

ложный вопрос. Биогенетический закон, разъясняет автор, в биологии является теоретическим обобщением

массы фактов, а применение его в психологии есть результат поверхностной спекуляции, основанной

исключительно на аналогии между различными областями фактов. (Не так ли рефлексология — без

собственного исследования — путем аналогичной спекуляции берет с живого и мертвого—с Эйнштейна и с

Фрейда — готовые модели для своих построений?) И затем применение принципа не в качестве рабочей

гипотезы, а готовой, будто бы научно установленной для данной области фактов теории в качестве

2. «Сознание Исторический смысл психологического кризиса»

-36

Из книги:

(Выготский Л.С. = Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.)

 

 

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || [email protected] || Icq# 75088656

37-

объяснительного принципа увенчивает эту пирамиду ошибок.

Не будем входить, как и автор этого мнения, в рассмотрение вопроса по существу; он имеет богатую

литературу, и русскую в том числе; рассмотрим его в качестве иллюстрации того, как многие ложно

поставленные психологией вопросы приобретают видимость научности благодаря заимствованиям из

естественных наук. H. M. Щелованов в результате методологического анализа приходит к заключению, что

генетический метод принципиально невозможен в эмпирической психологии и что из-за этого меняются

соотношения между психологией и биологией. Но почему в детской психологии проблема развития

получила ложную постановку, которая привела к колоссальной бесполезной затрате труда? По мнению

Щелованова, психология детства не может дать ничего, кроме того, что уже содержится в общей

психологии. Но общей психологии как единой системы нет, и эти теоретические противоречия делают

невозможной детскую психологию. Теоретические предпосылки в очень замаскированной форме и

незаметно для самого исследователя вполне предопределяют весь способ обработки эмпирических данных,

истолкование получаемых при наблюдении фактов в соответствии с теорией, которой придерживается тот

или иной автор. Вот лучшее опровержение мнимого эмпиризма естественных наук. Благодаря этому,

оказывается, нельзя переносить и факты из одной теории в другую: казалось бы, что факт есть всегда факт,

что один и тот же объект — ребенок — и один и тот же метод — объективное наблюдение — только при

разных конечных целях и исходных предпосылках позволяют перенесение фактов из пси-

хологии в рефлексологию. Ошибается автор только в двух положениях.

Первая его ошибка заключается в том, что положительные результаты детская психология получала

только при применении общебиологических, но не психологических принципов, как при развитой К.

Гроосом теории игры. На самом деле это один из лучших образцов не заимствования, а чисто

психологического, сравнительно-объективного изучения — методологически безукоризненного и

прозрачного, внутренне последовательного — от первичного собирания и описания фактов до последних

теоретических обобщений. Гроос дал биологии теорию игры, созданную психологическим методом, а не

взял ее у биологии; он не решил свою проблему в биологическом свете, т. е. ставя себе и

общепсихологические задачи. Верно, значит, как раз обратное: ценных результатов в теории детская

психология достигала именно тогда, когда не заимствовала, а шла своим путем. Ведь против заимствований

говорит все время автор. С. Холл, заимствовавший у Э. Геккеля, дал психологии ряд курьезов и натянутых

бессмысленных аналогий, а Гроос, шедший своим путем, дал много той же биологии — не меньше закона

Геккеля. Вспомним еще теорию языка Штерна, теорию детского мышления Бюлера и Коффки, теорию

ступеней развития Бюлера, теорию дрессировки Торндайка: все это психология чистейшего стиля. Отсюда и

неверное следствие: роль психологии детства, конечно, не сводится к накоплению фактических данных и к

их предварительной классификации, т. е. к подготовительной работе. Как раз к этому может и должна

неизбежно свестись роль логических принципов, которые развиты Щеловановым совместно с Бехтеревым.

Ведь у новой дисциплины нет идеи детства, нет концепции развития, нет цели исследования, т. е. проблемы

детского поведения и личности, но только принцип объективного наблюдения, т. е. хорошее техническое

правило; однако этим оружием никто не открыл большой истины.

С этим связана и вторая ошибка автора: само непонимание положительного значения психологии и

недооценка ее роли вытекают из наиважнейшего методологически-младенческого представления, будто

изучать можно только то, что нам дано в непосредственном опыте. Вся его «методологическая» теория

построена на одном силлогизме: 1) психология изучает сознание, 2) в непосредственном опыте нам дано

сознание взрослого; «эмпирическое изучение филогенетического и онтогенетического развития сознания

невозможно», 3) следовательно, детская психология невозможна.

Но это глубочайшее заблуждение, будто наука может изучать только то, что дано в непосредственном

опыте. Как психолог изучает бессознательное, историк и геолог — прошлое, физик-оптик — невидимые

лучи, филолог — древние языки? Изучени-

ем по следам, по влияниям, методом интерпретации и реконструкции, методом критики и нахождения

значения создано не менее, чем методом прямого «эмпирического» наблюдения. В. Н. Ивановский

разъяснил это прекрасно в методологии наук именно на примере психологии. Даже в науках

экспериментальных непосредственный опыт играет все меньшую роль. М. Планк говорит: объединение всей

системы теоретической физики достигается благодаря освобождению от антропоморфных элементов, в

частности от специфических чувственных ощущений. В учении о свете, замечает Планк, и вообще о

лучистой энергии физика работает такими методами, что «человеческий глаз является при этом совершенно

выключенным, он выступает только в качестве случайного, правда, очень чувствительного прибора, так как

он воспринимает лучи внутри небольшой области спектра, едва достигающей ширины октавы. Для

остального спектра выступают на месте глаза другие воспринимающие и измеряющие приборы, как,

например, волновой детектор, термоэлемент, барометр, радиометр, фотографическая пластинка,

ионизационная камера. Таким образом, отделение основного физического понятия от специфического

2. «Сознание Исторический смысл психологического кризиса»

-37

Из книги:

(Выготский Л.С. = Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.)

 

 

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || [email protected] || Icq# 75088656

38-

чувственного ощущения произошло в оптике так же, как в механике, где понятие силы уже давно потеряло

свою первоначальную связь с мускульными ощущениями» (1911, с. 112-113).

Таким образом, физика изучает именно невидимое глазом; ведь, если согласиться вслед за автором со

Штерном, будто детство для нас навеки потерянный рай, будто вникнуть вполне и без остатка в особые

свойства и структуру детской души нам, взрослым, уже невозможно, потому что она не дана нам в

непосредственном переживании, то необходимо признать, что непосредственно недоступные нашему глазу

лучи тоже навеки потерянный рай, испанская инквизиция — навеки потерянный ад и пр., и пр. Но в том-то и

дело, что научное познание и непосредственное восприятие нимало не совпадают. Пережить детское

впечатление мы так же не можем, как увидеть французскую революцию, но ведь ребенок, который

переживает свой рай со всей непосредственностью, и современник, который своими глазами видел

важнейшие эпизоды революции, несмотря на это, дальше нас от научного познания этих фактов. Не только

науки о культуре, но и науки о природе строят свои понятия принципиально независимо от

непосредственного опыта; вспомним слова Энгельса о муравьях и о границах нашего глаза.

Как поступают науки при изучении того, что не дано нам непосредственно? Говоря общо, они его

конструируют, воссоздают предмет изучения методом истолкования или интерпретации его следов или

влияний, т. е. косвенно. Так, историк истолковывает следы — документы, мемуары, газеты и пр., и все же

история есть наука именно о прошлом, реконструированном по его сле-

дам - но не о следах прошлого, о революции, — а не о ее документах. Так же и в детской психологии:

разве детство, детская душа, недоступная нам, не оставляет следов, не проявляется вовне, не открывается?

Вопрос только в том, как, каким методом толковать эти следы, — можно ли толковать их по аналогии со

следами взрослого? И дело, значит, в том, чтобы найти правильное толкование, но не в том, чтобы

отказаться от толкования вовсе. Ведь и историки знают не одно ошибочное построение, основанное на

верных документах, но на ложных толкованиях. Что же за вывод отсюда? Неужели тот, что история —

«навеки потерянный рай»? Но ведь та же логика, которая называет детскую психологию потерянным раем,

та же логика заставляет сказать это и об истории. И если бы историк, или геолог, или физик рассуждали, как

рефлексолог, они сказали бы: так как прошлое человечества и Земли для нас недоступно (детская душа)

непосредственно, непосредственно же нам доступно только настоящее (сознание взрослого) — многие же

ложно толкуют прошлое по аналогии с настоящим или как маленькое настоящее (ребенок — маленький

взрослый), — то история и геология субъективны, невозможны; возможна только история настоящего

времени (психология взрослого человека), а историю прошлого можно изучать только как науку о следах

прошлого, о документах и т. п. как таковых, но не о прошлом как таковом (приемами изучения рефлексов

без всякого истолкования их).

В сущности, с этим догматом — о непосредственном опыте как о едином источнике и естественных

пределах научного знания — стоит и падает вся теория и субъективного, и объективного методов.

Введенский и Бехтерев растут из одного корня: и тот и другой полагают, что изучать наука может только то,

что дано в самонаблюдении, т. е. в непосредственном восприятии психологического. Одни, доверяя этому

глазу души, строят всю науку применительно к его свойствам и границам его действия; другие, не доверяя

ему, хотят изучать только то, что можно пощупать настоящим глазом. Поэтому я и говорю, что

рефлексология методологически построена совершенно по тому же принципу, по которому историю надо

было определить как науку о документах прошлого. Рефлексология, благодаря многим плодотворным

принципам естественных наук, оказалась глубоко прогрессивным течением в психологии, но как теория

метода она глубоко реакционна, потому что возвращает нас вспять к наивно-сенсуалистическому

предрассудку, будто изучать можно только то и постольку, что и поскольку мы воспринимаем.

Точно так же как физика освобождается от антропоморфных элементов, т. е. от специфических

чувственных ощущений, и работает так, что глаз оказывается совершенно выключенным, так же психология

должна работать с понятием психического, чтобы непосредственное самонаблюдение было выключено, как

вы-

ключено мускульное ощущение в механике и зрительное в оптаке. Субъективисты полагают, что

опровергли объективный метод, когда показали, что в понятиях поведения генетически содержатся зерна

самонаблюдения, — Г. И. Челпанов (1925), С. В. Кравков (1922), Ю. В. Португалов (1925). Но генетическое

происхождение понятия ничего не говорит о его логической природе: и понятие силы в механике восходит

генетически к мускульному ощущению.

Вопрос о самонаблюдении есть технический вопрос, а не принципиальный: оно есть инструмент в ряду

других инструментов, как глаз у физиков. Использовать его нужно в меру его полезности, но никаких

принципиальных приговоров над ним — о границах познания, или достоверности, или природе знания,

определяемых им, — выносить нельзя. Энгельс показал, как мало естественное устройство глаза определяет

пределы познания световых явлений; Планк говорит то же от имени современной физики. Отделение

основного психологического понятия от специфического чувственного ощущения — очередная задача

2. «Сознание Исторический смысл психологического кризиса»

-38

Из книги:

(Выготский Л.С. = Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.)

 

 

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || [email protected] || Icq# 75088656

39-

психологии. При этом само это ощущение, само самонаблюдение должно быть объяснено (как и глаз) из

постулата, метода и всеобщего принципа психологии, оно должно превратиться в частную проблему

психологии.

Если так, возникает вопрос о природе истолкования, т. е. косвенного метода. Обычно говорят: история

толкует следы прошлого, но физика наблюдает при помощи инструментов столь же непосредственно, как и

глазом, невидимое. Инструменты суть удлиненные органы ученого: микроскоп, телескоп, телефон и пр. в

конце концов делают предметом непосредственного опыта и видимым невидимое; физика не толкует, а

видит.

Но это мнение ложно. Методология научного аппарата давно выяснила принципиально новую роль

инструмента, которая не везде видна. Уже термометр может служить примером того принципиально нового,

что вносит в метод науки пользование инструментом: на термометре мы читаем температуру; он не

усиливает и не удлиняет ощущение теплоты, как микроскоп продолжает глаз, а эмансипирует нас вовсе от

ощущения при изучении теплоты; термометром может пользоваться и лишенный этого чувства, а слепой не

может пользоваться микроскопом. Термометрирование есть чистый образец косвенного метода; мы изучаем

ведь не то, что мы видели (как в микроскоп), не подъем ртути, не расширение спирта, а теплоту и ее

изменения, обозначенные ртутью или спиртом; мы истолковываем показания термометра, мы

реконструируем изучаемое явление по его следам, по его влиянию на расширение тела. Так же устроены и

все инструменты, о которых говорит Планк как о средстве изучения невидимого. Толковать, следовательно,

— значит воссоздавать явление по его следам и влияниям, основываясь на прежде

установленных закономерностях (в данном случае — на законе расширения тел от нагревания). Никакой

принципиальной разницы между пользованием термометром и толкованием в истории, психологии и т. д.

нет. То же относится и ко всякой науке: она независима от чувственного восприятия.

К. Штумпф говорит о слепом математике Соудерсоне, написавшем учебник геометрии; А. М. Щербина

рассказывает, что его слепота не мешала ему объяснять зрячим оптику (1908). И разве все инструменты,

упоминаемые Планком, не могут быть приспособлены для слепого, как уже есть часы и термометры, и

книги для слепых, так что оптикой мог бы заниматься и слепой: это вопрос техники, но не принципа.

К. Н. Корнилов (1922) прекрасно показал:. 1) расхождение в воззрениях на методическую сторону

постановки эксперимента в значительной степени способствует возникновению конфликтов, которые ведут

к образованию различных направлений в психологии, так же как различная философия хроноскопа из

вопроса о том, в какой комнате помещать этот аппарат при опытах, сделала вопрос обо всем методе и обо

всей системе психологии, разделившей школу В. Вундта от школы О. Кюльпе; 2) экспериментальный метод

не внес ничего нового в психологию: для Вундта — он корректив самонаблюдения; для H. Axa — данные

самонаблюдения можно контролировать только другими данными самонаблюдения, будто ощущение

теплоты можно контролировать только другими ощущениями; для Дейхлера — в численных оценках

заключена мера правильности интроспекции, — одним словом, эксперимент не расширяет познание, а

контролирует его. Психология еще не имеет методологии своей аппаратуры и не поставила еще вопроса об

аппарате, который освободил бы нас от интроспекции, как термометр, а не контролировал и усиливал бы ее.

Философия хроноскопа есть более трудная вещь, чем его техника. Но о косвенном методе в психологии мы

еще будем не раз говорить.

Г. П. Зеленый правильно указывает, что под словом «метод» У нас понимают две различные вещи: 1)

методику исследования, технический прием и 2) метод познания, определяющий цель исследования, место

науки и ее природу. В психологии метод субъективен, хотя методика может быть частично объективна; в

физиологии метод объективен, хотя методика может быть частично субъективна, например в физиологии

органов чувств. Эксперимент, прибавим, реформировал методику, но не метод. Отсюда за психологическим

методом в естествознании он признает лишь значение диагностического приема.

В этом вопросе завязан узел всех методологических и собственных проблем психологии. Необходимость

принципиально выйти за пределы непосредственного опыта есть вопрос жизни и смерти для психологии.

Разгр ичить

ан

, разделить научное поня-

тие от специфического восприятия можно только на почве косвенного метода. Возражение, будто

косвенный метод уступает непосредственному, глубоко неверно в научном смысле. Именно потому, что он

освещает не полноту переживания, а лишь одну сторону, он совершает научную работу: изолирует,

анализирует, выделяет, абстрагирует одну черту; ведь и в непосредственном опыте мы выделяем часть,

подлежащую наблюдению. Кто огорчается тем, что мы не разделяем с муравьями непосредственного

переживания химических лучей, тому ничем нельзя помочь, говорит Энгельс, зато мы лучше муравьев

знаем природу этих лучей. Но не задача науки — вести к переживанию: иначе вместо науки достаточна

была бы регистрация наших восприятий. Собственная же проблема психологии заключена тоже в

ограниченности нашего непосредственного опыта, потому что вся психика построена по типу инструмента,

который выбирает, изолирует отдельные черты явлений; глаз, который видел бы все, именно поэтому не

2. «Сознание Исторический смысл психологического кризиса»

-39

Из книги:

(Выготский Л.С. = Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.)

 

 

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || [email protected] || Icq# 75088656

40-

видел бы ничего; сознание, которое сознавало бы все, ничего бы не сознавало; и самосознание, если бы

сознавало все, не сознавало бы ничего. Наш опыт заключен между двумя порогами, мы видим лишь

маленький отрезок мира; наши чувства дают нам мир в выдержках, извлечениях, важных для нас. Внутри

порогов они опять отмечают не все многообразие применений, а переводят их опять через новые пороги.

Сознание как бы прыжками следует за природой, с пропусками, пробелами. Психика выбирает устойчивые

точки действительности среди всеобщего движения. Она есть островки безопасности в гераклитовом

потоке. Она есть орган отбора, решето, процеживающее мир и изменяющее его так, чтобы можно было

действовать. В этом ее положительная роль — не в отражении (отражает и непсихическое; термометр

точнее, чем ощущение), а в том, чтобы не всегда верно отражать, т. е. субъективно искажать

действительность в пользу организма.

Если бы мы видели все (без порогов абсолютных) и все изменения, не приостанавливающиеся ни на

минуту (без порогов относительных), перед нами был бы хаос (вспомним, сколько предметов открывает нам

микроскоп в капле воды). Чем был бы тогда стакан воды? А река? Пруд отражает все; камень, в сущности,

реагирует на все. Но его реакция равна раздражению: causa alquat effectum. Реакция организма «дороже» —

она не равна эффекту, она тратит потенциальные силы, она отбирает стимулы. Психика есть высшая форма

отбора. Красное, синее, громкое, кислое — это мир, нарезанный на порции. Задача психологии — выяснить,

в чем польза того, что глаз не видит многого из известного в оптике. От низших форм реакции к высшим

ведет как бы суживающееся отверстие воронки.

Было бы ошибкой думать, будто мы не видим того, что для нас биологически бесполезно. Разве

бесполезно было бы нам ви-

деть микробов? Органы чувств явно носят следы того, что они суть органы отбора в первую очередь.

Вкус явно есть орган отбора при пищеварении, обоняние — часть дыхательного процесса: пограничные

таможенные пункты для опробования входящих извне раздражений. Каждый орган берет мир cum grano

salis — со своим коэффициентом спецификации, о котором говорил Гегель, как и показателем отношения,

когда качество одного предмета определяет интенсивность и характер количественного воздействия другого

качества. Поэтому есть полная аналогия между отбором глаза и дальнейшим отбором инструмента: и тот и

другой суть органы отбора (то, что мы делаем в эксперименте). Так что выход научного познания за

пределы восприятия коренится в самой психологической сущности познания.

Отсюда полное принципиальное тождество непосредственной очевидности и аналогии как методов

усмотрения научной истины: и то и другое нужно подвергнуть критическому рассмотрению; и то и другое

может обмануть и сказать правду. Очевидность вращения Солнца вокруг Земли обманывает нас; аналогия,

на которой построен спектральный анализ, ведет к истине. На этом основании некоторыми справедливо

защищалась законность аналогии как основного метода зоопсихологии. Это вполне допустимо, надо только

указать условия, при соблюдении которых аналогия будет верна, до сих пор аналогия в зоопсихологии

приводила к анекдотам и курьезам, потому что ее усматривали там, где ее по самому существу дела не

может быть; однако она может привести и к спектральному анализу. Поэтому положение в физике и в

психологии принципиально одно и то же — методологически, разница в степени.

Психический ряд дан нам как отрывок: куда исчезают и откуда появляются все элементы психической

жизни? Мы вынуждены продолжить известный нам ряд предполагаемым. Именно в этом смысле вводит Г.

Геффдинг это понятие, соответствующее понятию потенциальной энергии в физике; поэтому Лейбниц ввел







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 413. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия