Студопедия — Исторический смысл психологического кризиса 7 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Исторический смысл психологического кризиса 7 страница






бесконечно малые элементы сознания. «Мы вынуждены продолжить в бессознательное жизнь сознания,

чтобы не впасть в нелепость» (Г. Геффдинг, 1908, с. 87). Однако для Геффдинга «бессознательное есть

предельное понятие науки», у этого предела мы можем «взвесить возможности» путем гипотезы, но

«значительное расширение фактического знания здесь невозможно... Духовный мир в сравнении с

физическим является нам отрывком; только путем гипотезы есть возможность его дополнить» (там же).

Но и это уважение перед пределом науки кажется другим авторам недостаточным. О бессознательном

дозволено утверждать только то, что оно существует; по самому определению оно не есть предмет опыта;

доказывать его фактами наблюдения, как пытается Геффдинг, незаконно. У этого слова есть два смысла,

есть два сорта бессознательного, которые не надо смешивать, — спор идет о двойном объекте: о

гипотезе и о фактах, которые можно наблюдать.

Еще шаг в этом направлении — и мы вернемся к тому, с чего начали: к затруднению, которое заставило

нас предположить бессознательное.

Окажется, что психология здесь поставлена в трагикомическое положение: хочу, но не могу. Она

вынуждена принять бессознательное, чтобы не впасть в нелепость; но, принимая его, она впадает еще в

большую нелепость и с ужасом бежит назад. Так человек, бегущий от зверя и встречающий еще большую

опасность, бежит назад — к меньшей, хотя не все ли равно, от чего погибнуть? Вундт видит в этой теории

отзвук мистической натурфилософии начала XIX в. За ним H. H. Ланге принимает, что бессознательная

психика есть внутренне противоречивое понятие, бессознательное должно быть объяснено физически и

2. «Сознание Исторический смысл психологического кризиса»

-40

Из книги:

(Выготский Л.С. = Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.)

 

 

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || [email protected] || Icq# 75088656

41-

химически, а не психологически, иначе мы открываем доступ в науку «мистическим агентам»,

«произвольным построениям, которых никогда нельзя проверить» (1914, с. 251).

Итак, мы вернулись к Геффдингу: есть ряд физико-химический, в некоторых отрывочных точках вдруг

ex nihilo сопровождаемый психическим рядом; извольте понять и научно истолковать «отрывок». Что же

означает этот спор для методолога? Надо психологически выйти за пределы непосредственно

воспринимаемого сознания и продолжить его, но построить продолжение этого понятия так, чтобы отделить

понятие от ощущения. Психология как наука о сознании принципиально невозможна; она вдвойне

невозможна как наука о бессознательной психике. Казалось бы, нет выхода, нет решения этой квадратуры

круга. Но точно в таком же положении находится и физика: правда, физический ряд простирается дальше,

чем психический, но и он не бесконечен и не без пропусков, принципиально непрерывным и бесконечным

сделала его наука, а не непосредственный опыт; она продолжила этот опыт, выключив глаз. Это же задача

психологии.

Итак, истолкование для психологии есть не только горькая необходимость, но и освобождающий,

принципиально плодотворнейший способ познания, salto vitale, которое у плохих прыгунов превращается в

salto mortale. Нужно психологии составить свою философию аппаратуры, как физики имеют свою

философию термометра. Фактически к истолкованию прибегают обе стороны в психологии: субъективист

имеет, в конце концов, слова испытуемого, т. е. поведение и его психика есть истолкованное поведение.

Объективист тоже непременно толкует. В самом понятии реакции заключена необходимость истолкования,

смысла, связи, соотношения. В самом деле: actio и reactio понятия первоначально механистические — там

надо пронаблюдать

одно и другое и вывести закон. Но в психологии и в физиологии реакция не равна стимулу, она имеет

смысл, цель, т. е. исполняет известную функцию в большом целом, она качественно связана со своим

раздражителем; и вот этот смысл реакции как функции целого, качество взаимоотношения не даны в опыте,

а находятся путем умозаключения. Проще и более общо: изучая поведение как систему реакции, мы изучаем

акты поведения не сами по себе (по органам), а в их отношении к другим актам — стимулам, а отношение и

качество отношения, смысл его никогда не бывают предметом непосредственного восприятия, тем более

отношение двух разнородных рядов — стимулов и реакций. Это глубочайшим образом важно: реакция есть

ответ; изучать ответ можно только по качеству его соотношения с вопросом, а это и есть смысл ответа,

находимый не в восприятии, а в истолковании.

Так все и делают.

В. М. Бехтерев различает творческий рефлекс. Проблема — раздражитель, творчество — ответная на

него реакция или символический рефлекс. Но ведь понятие творчества и символа суть смысловые понятия, а

не опытные: рефлекс творческий, если он стоит в таком отношении к стимулу, что создает нечто новое; он

же символичен, если замещает другой рефлекс, но нельзя увидеть символического или творческого

характера рефлекса.

И. П. Павлов различает рефлекс свободы, цели, пищевой, защитный. Но ведь видеть свободу или цель

нельзя, не имеют они и органа, как, например, органы питания; не суть и функции; складываются из тех же

движений, что и другие; защита, свобода, цель — суть смыслы этих рефлексов.

К. Н. Корнилов различает эмоциональные реакции, реакции выбора, ассоциативную, узнавание и т. д.

Опять классификация по смыслу, т. е. по истолкованному на основании стимула-ответа отношению между

ними.

Дж. Уотсон, допуская такие же различения по смыслу, откровенно говорит, что психолог поведения в

настоящее время приходит к заключению о существовании скрытого процесса мышления, пользуясь

единственно логикой. Этим он осознает свой метод и блестяще опровергает Э. Титченера, выставившего

тезис, что психолог поведения именно в качестве такового не может допустить наличие процесса

мышления, если он не в состоянии наблюдать его непосредственно, и становится на путь интроспекции,

чтобы открыть мышление. Уотсон показал, что он принципиально изолирует понятие мышления от его

восприятия в интроспекции, как термометр эмансипирует нас от ощущения при построении понятия

теплоты. Поэтому он подчеркивает: «Если нам когда-нибудь удастся научно изучить интимную природу

мысли... то этим мы в значительной мере будем обязаны научным приборам» (1926, с. 301). Однако и сейчас

психолог

«находится не в таком уже плачевном положении: и физиологи часто довольствуются наблюдением

конечных результатов и пользуются логикой». «Сторонник психологии поведения чувствует, что в

отношении мышления он должен держаться совершенно такой же позиции» (там же, с. 302). И значение для

Уотсона есть экспериментальная проблема. Мы находим его из того, что нам дано путем мышления.

Э. Торндайк различает реакции чувства, вывода, настроения, ловкости (1925). Опять истолкование.

Весь вопрос только в том, как истолковать — по аналогии со своей интроспекцией, с биологическими

функциями и пр. Поэтому прав Коффка, когда утверждает: объективного критерия сознания нет, мы не

2. «Сознание Исторический смысл психологического кризиса»

-41

Из книги:

(Выготский Л.С. = Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.)

 

 

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || [email protected] || Icq# 75088656

42-

знаем, есть ли в действии сознание или нет, но это нимало не огорчает нас. Однако поведение таково, что

принадлежащее ему сознание, если оно есть, должно иметь такую и такую структуру; поэтому поведение

должно быть так объяснено, как и сознательное. Или иначе, выражаясь парадоксально: если бы каждый

имел только те реакции, которые могут быть наблюдаемы всеми, тогда никто не мог бы ничего наблюдать,

т. е. в основе научного наблюдения лежит выход за пределы видимого и отыскание его смысла, который

нельзя наблюдать. Он прав. Он прав, когда утверждал, что бихевиоризм обречен на бесплодие, если будет

изучать только наблюдаемое, если его идеалом будет знание направления и скорости движения каждого

члена, секреции каждой железы в результате каждого стимула. Его областью тогда были бы только факты из

физиологии мускулов и желез. Описание «это животное убегает от какой-то опасности», как бы

недостаточно оно ни было, все же в 100 раз более характеризует поведение животного, чем формула,

дающая нам движение всех его ног с их изменяющимися скоростями, кривые дыхания, пульса и т. д. (К.

Коффка, 1926).

В. Келер показал на практике, как можно доказать наличность мышления без всякой интроспекции у

обезьян и даже изучить методом истолкования объективных реакций течение и структуру этого процесса

(1917). Корнилов показал, как косвенным методом можно измерить энергетический бюджет различных

операций мышления: динамоскоп применен им как термометр (1922). Ошибка Вундта и была в

механическом применении аппаратуры и математического метода не для расширения, а для контроля и

коррективы, не для освобождения от интроспекции, а для связывания себя ею. В сущности, интроспекция в

большинстве исследований Вундта оказывалась излишней: она нужна только для выделения неудачных

опытов. Принципиально она не нужна вовсе в учении Корнилова. Но психологии еще предстоит создать

свой термометр; исследование Корнилова открывает путь к этому.

Мы можем суммировать наши выводы из исследования уз-

косенсуалистического догмата снова ссылкой на слова Энгельса о деятельности глаза, к которому

присоединяется мышление, помогающее нам открыть, что муравьи видят невидимое для нас.

Психология слишком долго стремилась не к знанию, а к переживанию; в данном примере она хотела

лучше разделить с муравьями их зрительное переживание ощущения химических лучей, чем научно познать

их зрение.

Есть два типа научных систем по отношению к методологическому хребту, поддерживающему их.

Методология всегда подобна костяку, скелету в организме животного. Простейшие животные, как улитка и

черепаха, носят свой скелет снаружи, и их, как устриц, можно отделить от костяка, они остаются

малодифференцированной мякотью; высшие животные носят скелет внутри и делают его внутренней

опорой, костью каждого своего движения. Надо и в психологии различать низшие и высшие типы

методологической организации.

Вот лучшее опровержение мнимого эмпиризма естественных наук. Оказывается, ничего нельзя

переносить из одной теории в другую. Казалось бы, факт есть всегда факт, один и тот же объект — ребенок

— и один и тот же метод — объективное наблюдение — только при разных конечных целях и исходных

предпосылках позволяют перенесение фактов из психологии в рефлексологию. Разница только в

интерпретации одних и тех же фактов. Системы Птолемея и Коперника тоже опирались, в конце концов, на

одни и те же факты. Оказывается, что факты, добытые при помощи разных познавательных принципов, суть

именно разные факты.

Итак, спор о применении биогенетического принципа в психологии есть спор не о фактах. Факты

несомненны — их две группы: установленная естествознанием рекапитуляция пройденных стадий в

развитии строения организма и несомненные черты сходства между фило- и онтогенезом психики.

Особенно важно отметить, что и о последних спора нет. Коффка, оспаривающий эту теорию и дающий ее

методологический анализ, со всей решительностью заявляет, что аналогии, из которых исходит эта ложная

теория, без всякого сомнения существуют в действительности, спор идет о значении этих аналогий, и

оказывается, что его нельзя решить, не анализируя принципы детской психологии, не имея общей идеи

детства, концепции значения и биологического смысла детства, определенной теории развития ребенка (К.

Коффка, 1925). Аналогии везде легко найти; вопрос в том, как их искать. Подобные аналогии можно найти и

в поведении взрослого.

Здесь возможны две типичные ошибки: одну допускает С. Холл. Ее прекрасно вскрыли в критическом

анализе Торндайк и Гроос. Последний справедливо видит смысл всякого сравнения и задачу сравнительной

науки не только в выделении

совпадающих черт, но еще больше в отыскивании различий в сходстве (1906). Сравнительная

психология, следовательно, должна не только понять человека как животное, но гораздо больше — как

неживотное.

Прямолинейное применение принципа приводило к отысканию сродства везде: правильный метод и

точно установленные факты при некритическом применении привели к чудовищным натяжкам и ложным

2. «Сознание Исторический смысл психологического кризиса»

-42

Из книги:

(Выготский Л.С. = Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.)

 

 

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || [email protected] || Icq# 75088656

43-

фактам. В детских играх по традиции действительно сохранилось много отголосков отдаленного прошлого

(игра с луками, хороводы). Для Холла это повторение и изживание в безобидной форме животных и

доисторических стадий развития, Гроос видит в этом удивительный недостаток в критическом чутье: боязнь

кошек и собак есть пережиток того времени, когда эти животные были еще дикими; вода привлекает детей,

потому что мы происходим от водяных животных; автоматические движения рук у младенца — пережиток

движений наших предков, плававших в воде, и т. д.

Ошибка заключается, следовательно, в истолковании всего поведения ребенка как рекапитуляции и в

отсутствии всякого принципа проверки аналогии и отбора фактов, подлежащих такому истолкованию, от

неподлежащих. Игры животных как раз не поддаются такому объяснению. «Можно ли объяснить игру

молодого тигра с жертвой?» — спрашивает К. Гроос (1906). Ясно, что игру нельзя понять как

рекапитуляцию прошлого филогенетического развития. Она есть предварение будущей деятельности тигра,

а не повторение его прошлого развития; она должна быть объяснена и понята из соотношения с будущим

тигра, в свете которого игра получает смысл, а не в свете прошлого его рода. Прошлое рода совсем в ином

смысле сказывается здесь: через будущее индивида, которое оно [прошлое] предопределяет, но не

непосредственно и не в смысле повторения.

Что же оказывается? Именно биологически, именно в ряду однородных явлений на других ступенях

эволюции, в сопоставлении с ближайшим однородным аналогом эта квазибиологическая теория оказывается

несостоятельной. Если мы сравним игру ребенка с игрой тигра, т. е. высшего млекопитающего, и учтем не

только сходство, но и различие их, мы откроем их общий биологический смысл, заключенный именно в их

различии (тигр играет в охоту тигров; ребенок — во взрослого человека; оба упражняют для будущей жизни

нужные функции — теория К. Грооса). А в сравнении разнородных явлений (игра с водой — жизнь в воде

амфибии — человека) при всей внешней видимости сходства теория биологически бессмысленна.

К этому сокрушающему аргументу Торндайк прибавляет замечание о разном порядке соответствия онто-

и филогенеза одним и тем же биологическим принципам; так, сознание появляется очень рано в онто- и

очень поздно в филогенезе; половое

влечение, напротив, — очень рано в фило- и очень поздно в онтогенезе (Э. Торндайк, 1925). В. Штерн,

используя аналогичные соображения, критикует ту же теорию применительно к игре.

Другого рода ошибку допускает П. П. Блонский. Защитив — и совершенно убедительно — этот закон

для эмбрионального развития с точки зрения биомеханики и показав, что было бы чудом, если бы его не

было, указав на гипотетическую природу этих соображений («не особенно доказательных»), придя к

утверждению («так может быть»), т. е. обосновав методологическую возможность рабочей гипотезы, —

автор, вместо того чтобы перейти к исследованию и проверке гипотезы, вступает на путь Холла и уже

объясняет поведение ребенка из очень понятных аналогий: в лазанье детей на деревья он видит

рекапитуляцию не обезьяньей жизни, а первобытных людей, живших среди скал и льдов, срывание обоев на

стене — атавизм срывания коры на деревьях и т. д. (П. П. Блонский, 1921). Что примечательнее всего —

ошибка приводит Блонского туда же, куда и С. Холла: к отрицанию игры. Гроос и В. Штерн показали: там,

где больше всего можно почерпнуть аналогий между онто- и филогенезом, именно там эта теория

несостоятельна. И Блонский, как бы иллюстрируя непреодолимую силу методологических законов научного

знания, не ищет также и новых обозначений; деятельность ребенка он не видит нужды называть «новым

термином» (игра). Это значит, что на методологическом пути он сперва терял смысл игры, а затем с

последовательностью, делающей ему честь, отказался и от термина, выражавшего этот смысл. В самом деле,

если деятельность, поведение ребенка — атавизмы, рекапитуляция прошлого, то термин «игра» неуместен; с

игрой тигра эта деятельность не имеет ничего общего, как показал Гроос. И заявление Блонского: «Я не

люблю этого термина» — надо методологически перевести так: «Я утратил понимание и смысл этого

понятия» (1921).

Только так, только прослеживая каждый принцип до его крайних выводов, беря каждое понятие в

пределе, к которому оно стремится, исследуя каждый ход мыслей до самого конца, иногда додумывая его за

автора, можно определить методологическую природу исследуемого явления. Поэтому в той науке, где

понятие создалось, возникло, развилось и доведено до предельного выражения, оно употребляется

сознательно, не слепо. При перенесении в другую науку оно слепо, оно никуда не ведет. Такое слепое

перенесение биогенетического принципа, эксперимента, математического метода из естественных наук

создало в психологии видимость научности, под которой на деле кроется полное бессилие перед

изучаемыми явлениями.

Но чтобы окончательно очертить круг, описываемый значением такого привнесенного принципа в науке,

проследим его Дальнейшую судьбу. Обнаружением бесплодия принципа, кри-

тикой его, указанием на курьезы и натяжки, в которые школьники тычут пальцами, дело не кончается.

Иными словами, история принципа не кончается простым изгнанием его из не принадлежащей ему области,

простым отвержением его. Ведь мы помним, что чужой принцип проник в науку по мостику фактов,

2. «Сознание Исторический смысл психологического кризиса»

-43

Из книги:

(Выготский Л.С. = Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.)

 

 

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || [email protected] || Icq# 75088656

44-

реально существующих аналогий; этого никто не отрицал. Время укрепления и господства этого принципа

увеличило число фактов, на которые опиралось его мнимое могущество, частью ложных, частью истинных.

Критика этих фактов, критика самого принципа, в свою очередь, привлекает в поле зрения науки опять

новые факты. Дело не ограничивается фактами: критика должна дать свое объяснение взаимно

сталкиваемым фактам, обе теории ассимилируются, и на этой почве происходит перерождение принципа.

Под давлением фактов и чуждых теорий новый пришелец меняет свое лицо. С биогенетическим

принципом случилось то же самое. Он переродился и фигурирует в психологии в двух формах (знак того,

что процесс перерождения еще не закончен): 1) теории полезности, защищаемой неодарвинизмом и школой

Торндайка, считающей, что индивид и род в своем развитии подчинены одним и тем же законам — отсюда

ряд совпадений, но и ряд несовпадений: не все полезное роду на ранней стадии полезно и индивиду; 2)

теории согласованности, защищаемой в психологии К. Коффкой и школой Дж. Дьюи, в философии истории

— О. Шпенглером, теории, полагающей, что всякий процесс развития непременно имеет некоторые общие

этапы, формы последовательности — от простого к более сложному и от низших к высшим ступеням.

Мы далеки от того, чтобы считать какой-либо из этих выводов за истинный, далеки вообще от

рассмотрения вопроса по существу. Для нас важно проследить динамику стихийной, слепой реакции

научного тела на инородный, привнесенный предмет. Нам важно проследить формы научного воспаления в

зависимости от рода инфекции, чтобы от патологии перейти к норме: выяснить нормальные отправления и

функции различных составных частей — органов науки. В этом цель и значение наших анализов, как будто

уводящих нас в сторону, но мы все время, не напоминая, держимся сравнения, подсказанного Спинозой,

психологии наших дней с тяжелобольным. Если с этой точки зрения формулировать смысл последнего

экскурса, тот положительный вывод, к которому мы пришли, итог анализа, то придется определить его так:

прежде мы — на анализе бессознательного — изучили природу, действие, способ распространения

инфекции, проникновения чужеродной идеи вслед за фактами, хозяйничанье ее в организме, нарушение его

функций; здесь — на анализе биогенеза — мы могли изучить контрдействие организма, борьбу с

инфекцией, динамическую тенденцию рассо-

сать, вытолкнуть, обезвредить, ассимилировать, переродить инородное тело, мобилизовать силы против

заразы, говоря медицински, — выработку антител и образование иммунитета. Остается третье и последнее:

разделить явления болезни и реакции, здоровое и больное, процессы инфекции и выздоровления. Это мы

сделаем на анализе научной терминологии в третьем, и последнем, экскурсе, чтобы затем прямо перейти к

формулировке диагноза и прогноза у нашего больного, — природы, смысла и исхода происходящего

кризиса.

Если бы кто-нибудь захотел составить объективное и ясное представление о том состоянии, которое

переживает сейчас психология, и о размерах кризиса, достаточно было бы изучить психологический язык,

номенклатуру и терминологию, словарь и синтаксис психолога. Язык, научный в частности, есть орудие

мысли, инструмент анализа, и достаточно посмотреть, каким инструментом пользуется наука, чтобы понять

характер операций, которыми она занимается. Высокоразвитый и точный язык современной физики, химии,

физиологии, не говоря уже о математике, где он играет исключительную роль, складывался и

совершенствовался вместе с развитием науки и совсем не стихийно, но сознательно под влиянием традиции,

критики, прямого терминологического творчества ученых обществ, конгрессов. Психологический язык

современности, прежде всего, недостаточно терминологичен: это значит, что психология не имеет еще

своего языка. В ее словаре вы найдете конгломерат из трех сортов слов: 1) слова обиходного языка,

смутного, многосмысленного, приноровленного к практической жизни (А. Ф. Лазурский упрекал в этом

психологию способностей; мне удалось показать, что это в большей мере приложимо к языку эмпирической

психологии, и самого Лазурского в частности (Л. С. Выготский, 1925)). Достаточно вспомнить камень

преткновения всех переводчиков — чувство зрения (чувство в смысле ощущения), чтобы увидеть всю

метафоричность, неточность практического житейского языка; 2) слова философского языка. Утерявшие

связь с прежним смыслом, многосмысленные вследствие борьбы разных философских школ, абстрактные в

максимальной степени, они тоже засоряют язык психологов. Л. Лаланд видит в этом главный источник

смутности и неясности в психологии. Тропы этого языка благоприятствуют неопределенности мысли;

метафоры, драгоценные как иллюстрации, опасны как формулы; персонификация психических фактов и

функций, систем или теорий через -изм,между которыми изобретаются маленькие

мифологические драмы (Л. Лаланд, 1929); 3) наконец, слова и формы речи, заимствованные из

естественных наук и употребляемые в переносном смысле, служат прямо для обмана. Когда психолог

рассуждает об энергии, силе, даже об интенсивности, или когда говорит о возбуждении и т. п., он всегда

прикрывает научным словом ненаучное понятие, или вводя в обман, или еще раз подчеркивая всю

2. «Сознание Исторический смысл психологического кризиса»

-44

Из книги:

(Выготский Л.С. = Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.)

 

 

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || [email protected] || Icq# 75088656

45-

неопределенность понятия, обозначаемого чужим точным термином.

Темнота языка, верно замечает Лаланд, зависит столько же от синтаксиса, сколько и от словаря. В

конструкции психологической фразы не меньше мифологических драм, чем в словаре. Прибавлю еще, что

стиль, манера науки выражаться играют неменьшую роль. Одним словом, все элементы, все функции языка

носят следы возраста той науки, которая ими пользуется, и определяют характер ее работы.

Было бы ошибочно думать, что психологи не замечали пестроты, неточности и мифологичности своего

языка. Нет почти ни одного автора, который не останавливался бы так или иначе на проблеме

терминологии. В самом деле, психологи претендовали на то, чтобы описывать, анализировать и изучать

особо тонкие вещи, полные нюансов, и стремились передать ни с чем не сравнимое своеобразие душевного

переживания, факты sui generis единственный раз, когда наука хотела передать самое переживание, т. е.

ставила своему языку задачи, которые решает художественное слово. Поэтому психологи советовали

учиться психологии у великих романистов, сами говорили языком импрессионистической беллетристики, и

даже лучшие, блестящие стилисты-психологи были бессильны создать точный язык и писали образно-

экспрессивно: внушали, рисовали, представляли, но не протоколировали. Таковы Джемс, Липпс, Бине.

VI Интернациональный конгресс психологов в Женеве (1909) поставил этот вопрос в порядке дня,

опубликовал два доклада — Дж. Болдуина и Э. Клапареда, но дальше установления правил лингвистической

возможности не пошел, хотя Клапаред и пытался дать определение 40 лабораторным терминам. Словарь

Болдуина в Англии, Технический и критический словарь философии во Франции сделали многое, но

положение с каждым годом становится, несмотря на это, хуже, и читать новую книгу с указанными

словарями нельзя. Энциклопедия, из которой я заимствую эти сведения, ставит одной из своих задач внести

твердость и устойчивость в терминологию, но дает повод к новой неустойчивости, вводя новую систему

обозначений (Ж. Дюма, 1924).

Язык обнаруживает как бы молекулярные изменения, которые переживает наука; он отражает

внутренние и неоформившиеся процессы — тенденции развития, реформы и роста. Итак, примем то

положение, что смутное состояние языка в психоло-

гии отражает смутное состояние науки. Не будем входить глубже в существо этого отношения —

примем его за исходную точку для анализа современных молекулярно-терминологических изменений в

психологии. Может быть, мы сумеем прочитать в них настоящую и будущею судьбу науки. Начнем, прежде

всего, с тех, кто склонен вообще отрицать принципиальное значение за языком науки и видеть в подобных

спорах схоластические словопрения. Так, Челпанов указывает как на смешную претензию, как на верх

бессмыслицы на стремление заменить субъективную терминологию объективной. Зоопсихологи (Беер, Бете,

Я. И. Икскюль) говорили «фоторецептор» вместо «глаз», «стиборецептор» вместо «нос», «рецептор» вместо

«орган чувства» и т. д. (Г. И. Челпанов, 1925).

Г. И. Челпанов склонен всю реформу, проводимую бихевиоризмом, свести к игре в термины; он

полагает, что в сочинении Дж. Уотсона слово «ощущение» или «представление» заменено словом

«реакция». Для того чтобы показать читателю различие между обыкновенной психологией и психологией

бихевиориста, Челпанов приводит примеры нового способа выражения: «В обыкновенной психологии

говорится: «Если чей-либо оптический нерв раздражается смесью дополнительных цветовых волн, то у него

является сознание белого цвета». По Уотсону, в этом случае надо сказать: «Он реагирует на нее, как на







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 405. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия