Студопедия — Исторический смысл психологического кризиса 5 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Исторический смысл психологического кризиса 5 страница






Фрейда не надо, для чего же сращивать психоанализ с марксизмом? При этом возникает и такой

любопытный вопрос: как это система, насквозь совпадающая с марксизмом, логически развиваясь,

поставила во главу угла идею сексуальности, явно непримиримую с марксизмом? Неужели метод ни в

малой степени не ответствен за полученные при его помощи выводы, и каким образом истинный метод,

создавший истинную систему, основанную на истинных предпосылках, привел его авторов к ложной

теории, к ложной центральной идее? Надо обладать большой дозой методологической беззаботности, чтобы

не видеть этих проблем, возникающих неизбежно при всякой механической попытке переместить центр

какой-либо научной системы — в данном случае с учения Шопенгауэра о воле как основе мира в учение

Маркса о диалектическом развитии материи.

2. «Сознание Исторический смысл психологического кризиса»

-30

Из книги:

(Выготский Л.С. = Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.)

 

 

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || [email protected] || Icq# 75088656

31-

Но худшее ждет нас еще впереди. При таких попытках приходится просто закрывать глаза на

противоречащие факты, опускать без внимания огромнейшие области, капитальные принципы и вносить

чудовищные искажения в обе сводимые воедино системы. При этом проделываются в обеих системах такие

преобразования, которыми оперирует алгебра, чтобы доказать тождество двух выражений, но

преобразование вида сводимых систем, оперирующее с величинами, абсолютно несхожими с

алгебраическими, на деле сводится всегда к искажению сущности этих систем.

Например, в статье А. Р. Лурия психоанализ раскрывается как «система монистической психологии»,

методология которой «совпадает с методологией» марксизма (1925, с. 55). Для того чтобы доказать это,

проделывается ряд наивнейших преобразований обеих систем, в результате которых они «совпадают». Рас-

смотрим кратко эти преобразования. Раньше всего марксизм вдвигается в общую методологию эпохи

наряду с Дарвином, Кантом, Павловым, Эйнштейном, которые все вместе создают общий методологический

фундамент эпохи. Роль и значение каждого из этих авторов, конечно, глубоко и принципиально различны,

абсолютно отлична от них роль диалектического материализма по самой своей природе; не видеть этого —

значит вообще механически выводить методологию из суммы «крупных научных достижений». Привести к

одному знаменателю все эти имена и марксизм — и уже нетрудно соединить с марксизмом любое «крупное

научное достижение», потому что такова ведь именно предпосылка: именно в ней, а не в выводе содержится

искомое «совпадение». «Основная методология эпохи» состоит из суммы открытий Павлова, Эйнштейна и

т. д.; марксизм есть одно из таких открытий, входящее в «группу обязательных для всех смежных наук

принципов», — на этом, т. е. на первой странице, можно было бы все рассуждение и кончить, стоило только

рядом с Эйнштейном назвать и Фрейда — ведь и он «крупное научное достижение», значит — участник

«общего методологического фундамента эпохи».

Но сколько нужно некритического доверия к научным именам, чтобы из суммы громких фамилий

выводить методологию эпохи!

Единой основной методологии эпохи нет, а на деле есть система борющихся, глубоко враждебных

методологических принципов, исключающих друг друга, и у каждой теории — Павлова, Эйнштейна — есть

своя методологическая ценность, и выносить за скобки общую методологию эпохи и растворять в ней

марксизм — значит преобразовывать не только вид, но и сущность марксизма.

Но таким же преобразованиям неизбежно подвергается и фрейдизм. Сам Фрейд был бы очень удивлен,

узнав, что психоанализ — система монистической психологии и что он «методологически продолжает...

исторический материализм» (Б. Д. Фридман, 1925, с. 159). Ни один психоаналитический журнал, конечно,

не напечатал бы статей Лурия и Фридмана. Это глубоко важно. Ведь получается очень странное положение:

Фрейд и его школа нигде не заявляют себя ни монистами, ни материалистами, ни диалектиками, ни

продолжателями исторического материализма. А им заявляют: вы — и то, и другое, и третье; вы сами не

знаете, кто вы. Конечно, такое положение можно себе представить, в нем нет ничего невозможного, но оно

требует четкого выяснения методологических основ этого учения, как они представляются его авторам и

ими развиты, а затем доказательного опровержения этих основ и указания на то, каким же чудом, из каких

основ развил психоанализ систему чуждой его авторам методологии. Вместо этого без единого анализа

основн х

ы понятий

Фрейда, без критического взвешивания и просвечивания его предпосылок и исходных точек, без

критического освещения генезиса его идей, даже без простой справки о том, как он сам представляет

философские основы своей системы, — путем простого формально-логического наложения признаков

утверждается тождество двух систем.

Но, может быть, эта формально-логическая характеристика двух систем верна? Мы видели уже, как

извлекается из марксизма его доля в общей методологии эпохи, в которой все примерно и наивно приведено

к одному знаменателю: раз и Эйнштейн, и Павлов, и Маркс — наука, значит, в них есть общий фундамент.

Но еще большие искажения претерпевает при этом фрейдизм. Я не говорю уже о лишении его

механическим способом центральной идеи, как то делает А. Б. Залкинд (1924); в его статье она обходится

молчанием — тоже примечательно. Но вот монизм психоанализа — Фрейд стал бы с этим спорить. Где он, в

каких словах, в связи с чем перешел на почву философского монизма, о котором идет речь в статье? Разве

всякое сведение некоторой группы фактов к эмпирическому единству есть монизм? Напротив того, Фрейд

везде стоит на почве признания психического — бессознательного — как особой силы, не сводимой ни к

чему другому. Далее, почему этот монизм материалистичен в философском смысле? Ведь медицинский

материализм, признающий влияние отдельных органов и т. п. на психические образования, еще очень далек

от философского. Понятие его в философии марксизма имеет определенный, прежде всего

гносеологический смысл; а именно гносеологически Фрейд стоит на почве идеалистической философии.

Ведь это факт не только не опровергнутый, но и не рассмотренный авторами «совпадения», что учение

Фрейда о первичной роли слепых влечений, бессознательного, отражающегося в искаженном виде в

сознании, восходит непосредственно к идеалистической метафизике воли и представления Шопенгауэра. В

2. «Сознание Исторический смысл психологического кризиса»

-31

Из книги:

(Выготский Л.С. = Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.)

 

 

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || [email protected] || Icq# 75088656

32-

крайних своих выводах сам Фрейд отмечает, что он в гавани Шопенгауэра; но и в основных предпосылках,

как и в определяющих линиях системы, он связан с философией великого пессимиста, как может показать

простейший анализ.

И в «деловых» своих работах психоанализ обнаруживает глубоко статические, а не динамические,

консервативные, антидиалектические и антиисторические тенденции. Он сводит высшие психические

процессы — личные и коллективные — к примитивным, первобытным, в сущности доисторическим,

дочеловеческим корням непосредственно, не оставляя места для истории. Творчество Ф. М. Достоевского

раскрывается тем же ключом, что и тотем и табу первобытных племен; христианская церковь, коммунизм,

первобытная орда — все в психоанализе выводится из одного источника. Что такие тенденции заложены в

психоа-

нализе, свидетельствуют все работы этой школы, трактующие проблемы культуры, социологии, истории.

Мы видим, что здесь он не продолжает, а отрицает методологию марксизма. Но и об этом ни слова.

Наконец, третье. Вся психологическая система основных понятий Фрейда восходит к Т. Липпсу.

Понятия бессознательного, психической энергии, связанной с определенными представлениями, стремлений

как основы психики, борьбы стремлений и вытеснения, аффективной природы сознания и т. д. Иначе говоря,

психологические корни Фрейда уходят в спиритуалистические пласты психологии Липпса. Как же можно,

говоря о методологии Фрейда, не посчитаться нимало с этим?

Итак, откуда растет Фрейд и куда растет его система, мы видим: от Шопенгауэра и Липпса к Кольнаи и

психологии масс. Но нужна чудовищная натяжка, чтобы, прилагая систему психоанализа, умолчать о

метапсихологии, о социальной психологии, о теории сексуальности Фрейда. В результате человек, не

знающий Фрейда, получил бы самое превратное представление о нем из такого изложения системы. Сам

Фрейд протестовал бы прежде всего против названия системы. По его мнению, одно из величайших

достоинств психоанализа и его автора — то, что он сознательно избегает системы (1925). Сам Фрейд

отклоняет «монизм» психоанализа: он не настаивает на признании исключительности и даже первого места

за открытыми им факторами; он не стремится вовсе «дать исчерпывающую теорию душевной жизни

человека», но требует только, чтобы применяли его положения для дополнения и корректуры нашего

знания, приобретенного любым иным путем (там же). В другом месте он говорит, что психоанализ

характеризует его технику, а не предмет, в третьем — о временности психологической теории и замене ее

органической.

Все это может легко ввести в заблуждение: может показаться, что психоанализ действительно не имеет

системы и его данные можно вносить для корректуры и дополнения в любую систему знания,

приобретенного любым путем. Но это глубоко неверно. Психоанализ не имеет априорной, сознательной

теории-системы; как и Павлов, Фрейд слишком многое открыл, чтобы создать отвлеченную систему. Но как

герой Мольера, сам того не подозревая, всю жизнь говорил прозой, так и Фрейд, исследователь, создавал

систему: вводя новое слово, согласуя один термин с другим, описывая новый факт, делая новый вывод, —

он везде

1 Любопытно, что не только критики Фрейда создают за него новую социальную психологию, но и

рефлексологи (А. Б. Залкинд) отклоняют попытки рефлексологии «проникнуть в область социальных

явлений, объяснить их собою», как и отдельные общефилософские ее притязания, как и метод исследования

«кое-где» (А. Б. Залкинд, 1924).

попутно, шаг за шагом создавал систему. Это означает только, что структура его системы глубоко

своеобразная, темная и сложная, в которой очень трудно разобраться. Гораздо легче ориентироваться в

сознательных, отчетливых, освобожденных от противоречий, осознающих своих учителей, приведенных к

единству и логической стройности методологических системах; гораздо труднее правильно оценить и

вскрыть истинную природу бессознательных методологий, складывающихся стихийно, противоречиво, под

различнейшими влияниями, а именно к таким принадлежит психоанализ. Поэтому психоанализ требует

сугубо тщательного и критического методологического анализа, а не наивного наложения признаков двух

различных систем.

«Человеку, не искушенному в научно-методологических вопросах, — говорит В. Н. Ивановский, —

метод всех наук представляется одним и тем же» (1923, с. 249). Больше всего страдала от такого

непонимания дела психология. Ее всегда приписывали то к биологии, то к социологии, но редко кто

подходил к оценке психологических законов, теорий и т. п. с критерием психологической же методологии,

т. е. с интересом к психологической научной мысли как таковой, к ее теории, ее методологии, ее

источникам, формам и обоснованиям. И поэтому в нашей критике чужих систем, в оценке их истинности мы

лишены самого главного: ведь правильная оценка знания в отношении его доказанности и несомненности

может вытекать лишь из понимания его методологической обоснованности (В. Н. Ивановский, 1923). И

поэтому правило сомневаться во всем, ничего не принимать на веру, спрашивать у всякого положения о его

основаниях и источниках знания есть первое правило и методология науки. Оно страхует нас от еще

2. «Сознание Исторический смысл психологического кризиса»

-32

Из книги:

(Выготский Л.С. = Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.)

 

 

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || [email protected] || Icq# 75088656

33-

большей ошибки — не только считать метод всех наук одинаковым, но и состав каждой науки представлять

себе как однородный.

«Каждая отдельная наука представляется неопытной мысли, так сказать, в одном плане: раз наука есть

достоверное, несомненное знание, то все в ней должно быть достоверно; все ее содержание должно

добываться и доказываться одним и тем же методом, дающим достоверное знание. Между тем на самом

деле это вовсе не так: во всякой науке есть с несомненностью констатированные отдельные факты (и группы

сходных фактов), неопровержимо установленные общие положения и законы, но есть и предположения,

гипотезы, иногда имеющие временный, провизорный характер, иногда же отмечающие последние пределы

нашего знания (в данную эпоху, по крайней мере); есть то более, то менее несомненные выводы из

незыблемо установленных положений; есть построения, то расширяющие пределы нашего знания, то

имеющие значение сознательно вводимых «фикций»; есть аналогии, приблизительные обобщения и т. д., и

т. д. Наука разносоставна, и понимание этого факта имеет самое сущест-

венное значение для научной культуры человека. Каждое отдельное научное положение имеет свою

собственную, ему только присущую и зависящую от способа и степени его методологической

обоснованности степень достоверности, и наука — в методологическом освещении — представляет собой

не одну сплошную однородную поверхность, а мозаику положений различных степеней достоверности»

(там же, с. 250).

Вот 1) смешение метода всех наук (Эйнштейн, Павлов, О. Конт, Маркс), 2) сведение всего разнородного

состава научной системы в одну плоскость, «в одну сплошную однородную поверхность» и составляют

основные ошибки второго способа сращивания систем. Сведение личности к деньгам, чистоплотности,

упрямству и еще 1000 разнообразных вещей, к анальной эротике (А. Р. Лурия, 1925) еще не есть монизм; а

по природе и степени достоверности смешивать это положение с принципами материализма есть

величайшее заблуждение. Принцип, вытекающий из этого положения, общая идея, стоящая за ним,

методологическое его значение, метод исследования, предписываемый им, глубоко консервативны: как

каторжник к тачке, характер в психоанализе прикован к детской эротике, человеческая жизнь в самом

существенном предопределена детскими конфликтами, она вся есть изживание эдипова комплекса и т. п.,

культура и жизнь человечества опять вплотную приближены к примитивной жизни. Вот это умение

отделить ближайшее видимое значение факта от его истинного значения есть первое необходимое условие

анализа. Я отнюдь не хочу сказать, что все в психоанализе противоречит марксизму. Я хочу сказать только,

что этим вопросом по существу я и не занимаюсь здесь вовсе. Я указываю только на то, как должно

(методологически) и как нельзя (некритически) сращивать две системы идей.

При некритическом подходе каждый видит то, что он хочет видеть, а не то, что есть: марксист находит в

психоанализе монизм, материализм, диалектику, которых там нет; физиолог, как А. К. Ленц, полагает, что

«психоанализ — система, лишь по названию психологическая; в самом же деле он объективен,

физиологичен» (1922, с. 69). А методолог Бинсвангер, кажется, единственный среди психоаналитиков,

посвящая свою работу Фрейду, отмечает, что именно психологическое в его понимании, т. е.

антифизиологическое, составляет заслугу Фрейда в психиатрии. «Но, — прибавляет он, — это знание не

знает еще само себя, т. е. оно не обладает пониманием своих основных понятий, своего логоса» (1922, с. 5).

Поэтому особенно трудно изучать знание, которое еще не осознало себя и своего логоса. Это, конечно,

отнюдь не значит, что бессознательное не следует изучать марксистам, так как основные концепции Фрейда

противоречат диалектическому материализму, напротив, именно потому, что разрабатываемая

психоанализом область разрабатывается негодными средствами, надо ее отвоевать для марксизма, надо

ее разрабатывать средствами истинной методологии, ибо иначе, если бы в психоанализе все совпадало с

марксизмом, в нем нечего было бы менять, психологи могли бы его развивать именно в качестве

психоаналитиков, а не марксистов. А для разработки надо прежде всего отдать себе отчет в

методологической природе каждой идеи, каждого положения. И тогда при этом условии самые

метапсихологические идеи могут быть интересны и поучительны, например учение Фрейда о влечении к

смерти.

В предисловии, которое я предпослал переводу книги Фрейда на эту тему, я пытался показать, что при

всей спекулятивной природе этого положения, при малой убедительности его фактических подкреплений

(травматический невроз и повторение в детской игре неприятных переживаний), при всей

головокружительной парадоксальности и противоречии с общепринятыми биологическими идеями, при

явном совпадении в выводах с философией нирваны — при всем том, несмотря на все его конструктивное

понятие, фиктивное построение влечения к смерти отвечает потребности современной биологии в

овладении идеей смерти, как математика нуждалась в свое время в понятии отрицательного числа. Я

выставил тезис, что понятие жизни в биологии доведено до большой ясности, наука им овладела, она знает,

как с ним работать, как исследовать и понимать живое, но с понятием смерти она не справилась, на месте

этого понятия зияет дыра, пустое место, она понимается только как контрадикторная противоположность

2. «Сознание Исторический смысл психологического кризиса»

-33

Из книги:

(Выготский Л.С. = Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.)

 

 

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || [email protected] || Icq# 75088656

34-

жизни, как нежизнь, короче — небытие. Но смерть есть факт, имеющий и свой положительный смысл, она

есть особый вид бытия, а не только небытие; она есть некоторое нечто, а не круглое ничто. И вот этого

положительного смысла смерти биология не знает. В самом деле, смерть есть всеобщий закон живого;

невозможно себе вообразить, чтобы это явление не было ничем представлено в организме, т. е. в процессах

жизни. Трудно поверить, чтобы смерть не имела смысла или имела только отрицательный смысл.

Сходное мнение высказывает Энгельс. Он ссылается на мнение Гегеля, что научна та физиология,

которая не рассматривает смерть как существенный момент жизни и не понимает, что отрицание жизни по

существу содержится в самой жизни, так что жизнь всегда мыслится в соотношении со своим необходимым

результатом, заключающимся в ней постоянно в зародыше, а смертью объявляет, что диалектическое

понимание жизни именно к этому и сводится. «Жить значит умирать» (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., т. 20, с.

611).

Именно эту мысль защищал я в упомянутом предисловии к книге Фрейда: необходимость с

принципиальной точки зрения овладеть понятием смерти в биологии и обозначить — пусть

пока алгебраическим «х» или парадоксальным «влечением к смерти» — то неизвестное еще, что

несомненно существует, чем тенденция к смерти представлена в процессах организма. При всем том

найденное Фрейдом решение этого уравнения я не объявил большим трактом в науке или дорогой для всех,

но альпийской тропинкой над пропастями для свободных от головокружения. Я заявил, что науке нужны и

такие книги: не открывающие истин, а учащие исканию истины, хотя бы и не найденной. Я там же со всей

решительностью заявил, что значение этой книги не зависит от фактической проверки ее достоверности:

принципиально она верно ставит вопрос. И для постановки таких вопросов, говорил я, нужно больше

творчества, чем для очередного наблюдения по установленному образу в любой науке (Л. С. Выготский, А.

Р. Лурия, 1925).

И глубоким непониманием методологической проблемы, заключенной в этой оценке, полным доверием

к внешним признакам идей, наивным и некритическим страхом перед физиологией пессимизма было

суждение об этой книге одного из рецензентов, решившего сплеча: раз Шопенгауэр — значит пессимизм.

Он не понял, что есть проблемы, до которых нельзя долететь, но надо дойти хромая, и что в этих случаях не

грех хромать, как откровенно говорит Фрейд. Но кто увидит в этом только хромоту, тот методологически

слеп. Нетрудно ведь было бы указать, что Гегель идеалист, об этом воробьи кричат с крыш; нужна была

гениальность, чтобы увидеть в этой системе идеализм, стоящий на голове материализма, т. е.

методологическую правду (диалектику) отделить от фактической лжи, увидеть, что Гегель, хромая, шел к

правде.

Таков — на единичном примере — путь к овладению научными идеями: надо подняться над их

фактическим содержанием и испытать их принципиальную природу. Но для этого нужно иметь точку опоры

вне этих идей. Стоя на почве этих же идей обеими ногами, оперируя добытыми при их помощи понятиями,

невозможно стать вне их. Чтобы критически отнестись к чужой системе, надо прежде всего иметь

собственную психологическую систему принципов. Судить Фрейда в свете принципов, добытых У Фрейда

же, — значит заранее оправдать его. И вот такой способ овладения чужими идеями образует третий тип

соединения идей, к которому мы и переходим.

Опять на единичном примере легче всего вскрыть и показать характер нового методологического

подхода. В лаборатории Павлова был поставлен для экспериментального разрешения вопрос о переводе

следовых условных раздражителей и следовых Условных тормозов в наличные условные раздражители. Для

этого надо «изгнать торможение», выработанное при следовом рефлексе. Как это сделать? Для достижения

этой цели Ю. П. Фролов прибегнул к аналогии с некоторыми приемами школы

Фрейда. При разрушении тормозных устойчивых комплексов он воссоздавал именно ту обстановку, в

которой эти комплексы были ранее выработаны. И опыт удался. Методологический прием, лежавший в

основе этого опыта, я и считаю образцом правильного подхода к теме Фрейда, и вообще к чужим

положениям. Попытаемся описать этот прием. Прежде всего, проблема была выдвинута в ходе собственных

исследований природы внутреннего торможения; задача поставлена, сформулирована и осознана в свете

собственных принципов; теоретическая тема экспериментальной работы и ее значение были осмыслены в

понятиях школы Павлова. Что такое следовой рефлекс — мы знаем, что такое наличный — тоже знаем;

перевести один в другой — значит изгнать торможение и т. д., т. е. весь механизм процесса мыслим в

совершенно определенных и однородных категориях. Аналогия с катарсисом имела чисто эвристическое

значение: она укоротила путь собственных поисков и привела кратчайшим путем к цели. Но она принята

только как допущение, которое немедленно было проверено опытом. И после решения собственной задачи

автор делает третий и последний вывод о том, что явления, описываемые Фрейдом, допускают

экспериментальную проверку на животных и ждут дальнейшей детализации по методу условных слюнных

рефлексов.

Проверить Фрейда идеями Павлова — это совсем не то, что его же собственными идеями; но и эта

2. «Сознание Исторический смысл психологического кризиса»

-34

Из книги:

(Выготский Л.С. = Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.)

 

 

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || [email protected] || Icq# 75088656

35-

возможность установлена не путем анализа, а путем эксперимента. Самое главное заключается в том, что,

натолкнувшись в ходе собственных исследований на явления, аналогичные описанным школой Фрейда,

автор ни на минуту не перешел на чужую почву, не положился на чужие данные, но продвинул, использовав

их, вперед свое исследование. Его открытие имеет смысл, свою цену, свое место, свое значение в системе

Павлова, а не Фрейда. В точке пересечения обеих систем, в точке их встречи, оба круга касаются — и одна

их точка принадлежит сразу обеим, но ее место, смысл и цена определяются ее положением в первой

системе. Этим исследованием сделано новое открытие, добыт новый факт, изучена новая черта — все в

учении об условных рефлексах, а не в психоанализе. Так исчезло всякое «почти чудесное» совпадение!

Стоит только сравнить, как ту же оценку идей катарсиса для системы рефлексологии путем открытия

словесного совпадения делает Бехтерев, чтобы увидеть всю глубину различия этих двух способов. Здесь

соотношение двух систем тоже прежде всего устанавливается на катарсисе — ущемленном аффекте

заторможенного мимико-соматического порыва. Разве это не разряд того рефлекса, который, будучи

задержан, отягощал личность, делал ее самое «связанною», больною, тогда как с разрядом в форме рефлекса

катарсиса происходит естественное разрешение болезненного состояния? «Разве выплаканное горе — не

разряд

ржанного

заде

рефлекса?» (В. М. Бехтерев, 1923, с. 380).

Здесь что ни слово — то перл. Мимико-соматический порыв - что может быть яснее и точнее? Избегая

языка субъективной психологии, Бехтерев не побрезгал языком обывательским, отчего термин Фрейда едва

ли стал яснее. Как это задержанный рефлекс «отягощал» личность, делал ее связанной? Почему

выплаканное горе — разряд задержанного рефлекса; как быть, если человек плачет в самую минуту горя?

Наконец, рядом утверждается ведь, что мысль есть заторможенный рефлекс, что сосредоточение, связанное

с задержкой нервного тока, сопровождается сознательными явлениями. О спасительное торможение! Оно

объясняет сознательные явления в одной главе и бессознательные — в следующей!

Все это ясно указывает на то, что в проблеме бессознательного надо различать методологическую и

эмпирическую проблемы, т. е. психологический вопрос и вопрос самой психологии — то, с чего мы начали

этот раздел. Некритическое соединение того и другого приводит к грубому искажению всего вопроса.

Симпозиум о бессознательном (1912) показывает, что принципиальное решение этого вопроса выходит из

границ эмпирической психологии и непременно бывает связано с общими философскими убеждениями.

Примем ли мы вместе с Ф. Брентано, что бессознательного нет, или вместе с Мюнстербергом, что оно есть

просто физиологическое, или с Шуберт-Зольдерном, что оно гносеологически необходимая категория, или с

Фрейдом, что оно есть сексуальное, — во всех этих случаях мы переступим в аргументации и выводах

границы эмпирического исследования.

Из русских авторов Э. Дале оттеняет гносеологические мотивы, приведшие к образованию понятия

бессознательного. Именно стремление отстоять самостоятельность психологии как объясняющей науки

против узурпации физиологических методов и принципов лежит, по его мнению, в основе этого понятия.

Требование, чтобы психическое объяснялось из психического, а не из физиологического, чтобы психология

в анализе и описании фактов оставалась сама собой, в своих собственных пределах, хотя бы для этого

пришлось вступить на путь широких гипотез, — вот что породило понятие бессознательного. Дале

отмечает, что психологические построения, или гипотезы, представляют собой только мысленное

продолжение описания однородных явлений в одной и той же самостоятельной системе действительности.

Задачи психологии и теоретико-познавательные требования предписывают ей бороться против

узурпационных попыток физиологии при помощи бессознательного. Психическая жизнь протекает с

перерывами, она полна пробелов. Что становится с сознанием во время сна, с воспоминаниями, которые мы

сейчас не вспоминаем, с представлениями, которые мы сейчас не сознаем? Чтобы объяснить психическое из

психического, чтобы не перейти в другую область явлений — в физиологию, чтобы восполнить перерывы,







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 377. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия