Неразборчивые в теории, пуритане на практике
При всех этих изменениях, однако, сохранилось единодушное мнение о том, что является "свободной программой" или "открытыми исходниками". Самое ясное выражение этой общей теории может быть найдено в различных лицензиях на программы с открытыми исходниками, которые имеют важные общие элементы. В 1997 эти общие элементы были изложены в "Руководящих принципах свободного программного обеспечения" Debian, которые стали определением "открытых исходников" (Open Source Definition). Согласно руководящим принципам, изложенным в OSD, лицензия на программу с открытым исходным кодом должна закреплять не ограниченное никакими условиями право любой ее стороны изменять (и распространять измененные версии) программы с открытыми исходниками. Таким образом, идея, подразумеваемая OSD (и соответствующими OSD-лицензиями, типа GPL, лицензии BSD, и Художественной Лицензии Perl " а) - то, что "все могут копаться во всем". Ничто не удерживает полдюжины разных людей от того, чтобы взять любой конкретный продукт с открытыми исходниками (скажем, gcc - компилятор C Фонда свободного программного обеспечения), скопировать исходники, и развивать его в различных направлениях, но не выдавая при этом производный продукт за первоначальный. На практике, однако, таких "вилок" почти никогда не встречается. Разветвления в значимых проектах были редки, всегда сопровождались переименованием и интенсивными публичными самооправданиями. Очевидно, что в таких случаях как разветвление GNU Emacs/XEmacs, или gcc/egcs, или разные расщепления на группы среди разработчиков BSD, "расщепенцы" чувствовали, что нарушают довольно значимые в сообществе нормы поведения. Фактически (и в противоречии теории соглашения о том, что "все могут копаться во всем"), сообщество разработчиков программ с открытым исходным кодом имеет законченный, но в значительной степени несформулированный явно набор норм, регулирующих отношения собственности. Эти правила регулируют то, кто может изменять программу, условия, при соблюдении которых она может быть изменена, и (в особенности) то, кто имеет право распространять измененные версии в сообществе. Табу культуры действуют наряду с ее писаными нормами. Поэтому для дальнейшего изложения будет полезно, если мы сформулируем некоторые из них здесь. o Наблюдается сильное сопротивление сообщества "ветвлению" проектов. Оно не допускается без сильной необходимости, сопровождается интенсивным публичным самооправданием, и переименованием проекта. o Распространение изменений к проекту без сотрудничества с его ведущим не одобряется, за исключением случаев, наподобие изменений при портировании. o Исключение имени человека из истории проекта, перечня лиц, которым выражается благодарность или списока разработчиков абсолютно недопустимы без явного согласия на это самого лица. В оставшейся части этой работы мы подробно исследуем эти табу и отношения собственности. Мы не только проследим за тем, как они функционируют, но и покажем лежащие за ними социальные процессы и структуру побуждений сообщества разработчиков программ с открытыми исходными текстами.
|