Общие следствия соревнования репутаций
Анализ соревнования репутаций обнаруживает еще некоторые неочевидные последствия. Многие из них вытекают из того факта, что участие в создании успешного проекта более почетно, чем сотрудничество в работе над уже существующим. Также более почетны проекты, единственные в своем роде, в противоположность совершенствованию уже существующих программ, сделанному "за компанию". С другой стороны, программное обеспечение, необходимость которого никто, кроме его автора, не понимает, либо того, в котором никто не нуждается, не может участвовать в соревновании репутаций, поэтому часто легче привлечь к себе внимание, внося вклад в существующий проект нежели заставить окружающих заметить новый. Наконец, намного тяжелее конкурировать с уже успешным проектом, нежели заполнить пустую нишу. Таким образом, существует оптимальное расстояние от соседей (большинства похожих конкурирующих проектов). Слишком близко - и продукт будет "клоном" ограниченной ценности, скудным даром (лучше было бы помочь существующему проекту). Отклонишься слишком далеко, и никто не будет использовать его, не поймет и не почувствует значимости труда (снова - скудный дар). Это создает схему заселения в ноосфере, которая в значительной степени напоминает его же у поселенцев, расселяющихся на физической границе - не случайно, а подобно ограниченному диффузией фрактальному фронту. Проекты имеют тенденцию зарождаться так, чтобы заполнить промежутки около границы. Некоторые очень успешные проекты становятся "убийцами категории": никто не хочет селиться вблизи от них, потому что конкуренция на установленном ими уровне, по мнению хакеров, была бы слишком трудной. Люди, могущие в противном случае основать свои собственные проекты, с которыми было бы покончено, вместо этого пишут расширения для больших проектов, пользующихся успехом. Классический пример "убийцы категории" - GNU Emacs: его версии заполняют экологическую нишу полностью программируемых редакторов настолько полно, что никто даже и не делал попытку действительно различного проекта с начала 1980-ых. Вместо этого люди пишут расширения для Emacs. В основном эти две тенденции (заполнение промежутков и убийцы категории) через какое-то время породили предсказуемую в общих чертах тенденцию в создании проектов. В 1970-ых большинство открытых исходников, которые существовали, были игрушками и демо. В 1980-ых распространились инструменты для разработки и для работы в Интернет. В 1990-ых действие переместилось к операционным системам. В каждом случае атака велась на новом и более трудном уровне проблем, и тогда, когда возможности предыдущего были почти исчерпаны. Эта тенденция будет иметь в ближайшем будущем интересные последствия. В начале 1998 года Linux был очень похож на убийцу категории "свободных операционных систем " - люди, которые могли бы писать конкурирующие ОС, вместо этого пишут драйверы и расширения для Linux. И большинство узкоспециальных инструментов, которые сообщество когда-либо желало иметь в виде открытых текстов, уже существует. Что осталось? Приложения. Думаю, что не ошибусь, если предскажу в качестве подхода 2000 года - все большее и большее смещение усилий по написанию открытого кода на последнюю девственную территорию - программы для не-технарей. Яркий ранний показатель того - разработка GIMP, Photoshop-подобного набора инструментов для обработки изображений, который является первым большим приложением, распространяемым в исходных текстах с легким в использовании графическим пользовательским интерфейсом, кажется, ставшего модным для использовании на коммерческой основе в течение прошедшего десятилетия. Другой показатель - количество той суеты, которая окружает проекты по созданию комплекта прикладных инструментов, наподобие KDE и GNOME. И, наконец, анализ соревнования репутаций объясняет часто цитируемое изречение о том, что вы становитесь хакером, не называя так сами себя, а только тогда, когда другие хакеры называют вас так. "Хакер", которого рассматривают в этом свете, является тем, кто показал (принося дары), что он или она могут это сделать и понимают, как работает соревнование репутаций. Это утверждение - один из главных показателей понимания и усвоения культурных установок, оно может быть высказано только теми, кто уже хорошо их усвоил.
|