Если бы этносы были "социальными категориями", то они бы возникали в
сходных социальных условиях. А на самом деле, как сейчас будет показано,
пусковые моменты этногенезов, там, где можно их проследить на строгом
фактическом материале, совпадают по времени и располагаются в регионах,
вытянутых либо по меридианам, либо по параллелям, либо под углом к ним, но
всегда как сплошная полоса. И вне зависимости от характера ландшафта и
занятий населения на такой полосе в определенную эпоху внезапно начинает
происходить этническая перестройка - сложение новых этносов из субстратов,
т.е. этносов старых. Последние при этом ломаются и разваливаются, а новые
развиваются весьма активно.
А рядом с такой полосой - покой, как будто нигде ничего не происходит.
Естественно, самоуспокоенные этносы становятся жертвами своих беспокойных
соседей. Остается непонятным другое: откуда такая исключительность в
положении зон начал этногенезов и почему каждый раз процесс начинается на
новом месте? Как будто кто-то хлещет плетью шар земной, а к рубцу приливает
кровь - и он воспаляется.
Но прежде чем ответить на поставленный вопрос, посмотрим, как это
происходит, чтобы объяснение феномена соответствовало его описанию.
В I в. Римская и Парфянская империи находились в этническом оскудении.
Народонаселение сокращалось, добродетель предавалась забвению, ранее широко
распространенная культура превращалась в достояние узких специалистов. С
этого времени экономика стала строиться на хищническом отношении к
природным богатствам, а площадь запашки уменьшалась. После жестоких потерь
в гражданских войнах стало не хватать способных чиновников и офицеров, зато
увеличилось количество люмпен-пролетариев. Пьянство и разврат в Риме стали
бытовой нормой. Перечисленные явления - суть элементы фазы этногенеза,
которую мы смеем называть обскурацией.
Не в лучшем положении германские и сарматские племена, опустившиеся и
терявшие былую боевую доблесть. Германик без труда прошел через вражескую
территорию от Рейна до Эльбы; завоевание Британии также совершилось
поразительно легко. Это тем более странно, что в III в. до н.э. инициатива
этнической агрессии принадлежала на западе кельтам, а на востоке -
сарматам. Изучая детали и общий ход компаний Цезаря в Галлии, Помпея - в
Сирии, Марка Антония - в Парфии и Клавдия - в Британии, мы видим, что
успехи сопутствуют римским орлам только там, где сопротивление
исключительно слабо. Парфия была страна бедная, и династия Аршакидов не
пользовалась популярностью в Иране, Потому что считалась "туранской". И тем
не менее она удержала границу по Евфрату. А когда римские легионеры
столкнулись с китайскими арбалетчиками у Таласа в 36 г. до н.э., те
перестреляли римлян, не потеряв ни одного бойца[71]. Поэтому можно
заключить, что римляне побеждали варваров лишь потому, что варвары слабели
быстрее римлян.
Но во II в. процесс всеобщей обскурации был нарушен. На широкой полосе
между 20° и 40° восточной долготы началась активная деятельность дотоле
инертных народов. Первыми выступили даки, но неудачно; они были начисто
перебиты легионерами Траяна. Затем проявили повышенную активность
иллирийцы, которые настойчиво пополняли римскую армию и посадили на престол
цезарей своих предводителей Северов. Почти весь III в. этот маленький народ
был гегемоном Римской империи, но надорвался от перенапряжения, и потомки
его превратились в разбойников-арнаутов. Больше повезло готам, быстро
покорившим огромную территорию от устьев Вислы до берегов Черного моря и
простершим набеги до побережий моря Эгейского. И даже после поражения,
нанесенного им гуннами, готы нашли в себе силу для завоевания Италии,
Испании и на короткое время господства во Влахернском дворце
Константинополя. Судьбу кровавого взлета с готами делили вандалы и анты.
Наличие способности к сверхнапряжениям у восточногерманских племен во
II-III вв. резко контрастирует с инертностью западных германцев и
сарматов-аланов, позволивших небольшой орде гуннов покорить себя.
Но самым важным событием было образование нового этноса, называвшего себя
"христианами". У этого этноса принципиально не могло быть единства по
происхождению, языку, территории, ибо было сказано: "Несть варвар и скиф,
эллин и иудей". В системе Римской империи, где была установлена широкая
веротерпимость, христиане были исключением. Разумеется, причиной тому были
не догматы, которые к тому же до 325 г. не были установлены, и не
правительственный террор, ибо императоры стремились избежать гонений,
специальными эдиктами запрещая принимать доносы на христиан, и не классовые
различия, потому что христианами становились люди всех классов, а острое
ощущение "чуждости склада" христиан всем остальным. Христианином в I-III
вв. становился не каждый, а только тот, который чувствовал себя "в мире"
чужим, а в общине - своим. Количество таких людей все время увеличивалось,
пока они не начали преобладать в IV в. Тогда Рим превратился в Византию.
Что бы ни было сказано в евангельской доктрине, но в этногенезе ранние
христиане показали наличие всех тех качеств, которые необходимы для
создания нового этноса и которые можно свести к двум: целенаправленности и
способности к сверхнапряжениям. Инерция толчка I в. хватило на полторы
тысячи лет, за которые Византия прошла все фазы исторического периода и
фазу обскурации, после чего фанариоты [72] превратились в персистентный
этнос, а прочие византийцы были ассимилированы турками и славянами.
На восточной окраине очерченной нами полосы в III в. дал знать о себе новый
народ со старым названием персы. К древним персам они относятся, как
итальянцы - к римлянам или современные греки - к эллинам. Ахеменидская
монархия была историческим завершением длинного периода культурного,
общественного и этнического развития классического Ближнего Востока.
Македонское вторжение оборвало прямолинейное развитие этой традиции, а
парфяне, освободившие Иран от Селевкидов, были для местного населения тоже
завоевателями и "чужими". В 226 г. персы создали свое государство и свой
оригинальный этнокультурный комплекс, основанный на остроумном соединении
конфессионального и племенного принципов. Зороастризм, ставший официальной
идеологией, в отличие от христианства был чужд прозелитизму, но этот пробел
восполнялся манихейством, гностической системой в иранском преломлении. В
отличие от Византии развитие персидской популяции было нарушено вторжением
извне, сначала арабским, а потом сельджукским. Последнее собственно
персидское государство - Саманидское царство пало в 999 г., и после этого
иранская культурная традиция постепенно исчезла, а персидский этнос вошел в
систему так называемой мусульманской культуры и снова переоформился,
сохранив от древнего стереотипа поведения только название и некоторые черты
быта.
Наконец, на западной окраине, в Ютландии, народ англов, также захваченных
описанным подъемом, с некоторым опозданием проявил себя, вторгшись в V в. в
Британию. Трудно было бы понять, почему малочисленные дружины Генгиста и
Горзы оказались вдруг сильнее густого населения этой богатой страны.
Экономически и технически саксы и англы были слабее романизированных
бриттов, но этнически они были моложе. и потенция возраста дала им
возможность получить перевес в неравной борьбе с кельтами. Исключение
составили лишь отсталые районы Британии, где кельтское население не
растратило былой воинственности и употребило ее на отражение чужеземцев
(Уэльс, Корнуэльс и Шотландия).