Студопедия — МЕМОРИАЛЬНАЯ ФАЗА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

МЕМОРИАЛЬНАЯ ФАЗА






Память о прошлом переживает инерцию пассионарных импульсов, но удержать ее
отдельные люди не в состоянии. Их усилия не встречают поддержки у
современников, хотя они и небесплодны. Сочинения поэтов сохраняются как
фольклор, шедевры художников становятся мотивами народного искусства,
история подвигов защитников родины превращается в легенду или былину, где
точность описаний противопоказана жанру.

Такую картину мы наблюдаем на Алтае. Там обитают шесть племен, из которых
три северных - отюреченные угры, а три южных - осколки древних тюрок.
Телесы - потомки тюркютов, теленгиты и телеуты - племена телесской группы,
к которой принадлежали и уйгуры, а алтай-кижи - отрасль найманов, попавшая
на Алтай в XII в. У всех есть богатый былинный эпос, многие сюжеты которого
восходят к временам тюркютского каганата VI-VIII вв., погибшего в борьбе с
империей Тан[59]. Спасшиеся от резни тюркюты укрылись в долинах Горного
Алтая, ждали там времени своего возрождения и не дождались[60]. Они перешли
в состояние, близкое к гомеостазу, но сохраняли свою героическую поэзию как
память о прошлом.

Такую же память о событиях, не только древних, но и сравнительно недавних,
сохранили киргизы Тянь-Шаня, джунгарские ойраты (о войне с китайцами в XVII
в.), индейцы пуэбло (тэва) и многие другие, некогда могучие этносы,
превратившиеся в малочисленные "племена". Кристаллизованная пассионарность
- искусство спасло их от растворения среди соседей, от ассимиляции и
связанных с ней унижений. Этносы, находящиеся в этой фазе этногенеза,
всегда вызывали чувство глубокого уважения у ученых-этнографов и у
"гармоничных" (в смысле градуса пассионарности) колонистов, находивших с
аборигенами общий язык. Но у субпассионариев и хищных пассионариев
возникала дикая неудержимая ненависть, исключавшая возможность мирного
контакта. Особенно четко это прослеживается на истории Северной Америки.

Большая часть индейских племен, обитавших между берегом Атлантического
океана и прерией, пережили свой динамический период еще до появления
европейцев. Исключение составляли ирокезы, переселившиеся в бассейн озера
Онтарио с запада незадолго до появления европейцев, и, возможно, семинолы.
Те и другие сохраняли некоторую пассионарность и вызывали лютую ненависть
белых колонистов. Зато алгонкины, древние обитатели этого края, и
культурные натчезы, в Луизиане безжалостно истребленные французами,
манданы, кри сделались в европейской литературе образцом мужества,
честности, верности и прочих хороших качеств. Так их рисовали Фенимор Купер
и Шатобриан. Но как только европейцы столкнулись с пассионарными индейцами:
апачами, навахами, команчами... образ индейца омрачился. А тихие,
трудолюбивые индейцы пуэбло вообще не снискали себе оценок. Европейских
авторов больше интересовала их традиционная архитектура, нежели они сами. И
это не случайно. Индейские земледельцы - народ очень древний, многое из
своей культуры растерявший. Алгонкины многое сохранили, но не могли
сохранить пассионарное напряжение, без которого было невозможно остаться
независимыми, вследствие чего им пришлось дружить с французами и
англичанами. А ирокезы умели отстаивать себя; их погубило только разделение
во время восстания колоний. Часть их выступила за Англию, часть - за
американцев... и их вырезали те и другие.

Этносов-изолятов, помнящих и ценящих былую культуру, можно найти очень
много, но оказывается, что бывают субэтносы, отстраненные от
поступательного движения превратностью исторической судьбы и сознательно
предпочитающие консервацию бытового стереотипа, лишь бы сохранить дорогую
им память о "прекрасном прошлом". Еще в начале XIX в. старообрядческие
общины в Российской империи жили таким же образом. При Екатерине II
старообрядцы были избавлены от гонений за веру и могли хранить обряды,
которые они считали "старыми".

Последнее было искренним заблуждением. Они сохраняли не обычаи эпохи Андрея
Рублева и Нила Сорского, а те, которые сложились к середине XVII в., когда
после Смутного времени и польско-шведской интервенции реакция на все
иноземное стала очень острой. Но. зафиксировав именно этот момент
интеллектуальной и эстетической жизни России, они не хотели от него
отказаться. И жить так они могли бы неограниченно долго, если бы их не
размывало окружение - живая, бушующая действительность, реально протекающие
процессы этногенеза.

Противники основателей старообрядчества - скоморохи оказались в таком же
положении. Высланные в XVII в. на Север за то, что они своими песнями,
плясками, маскарадами и сюжетами былин отвлекали людей от соблюдения постов
и церковных обрядов, эти несчастные артисты передавали свое искусство детям
до тех пор, пока на них не наткнулись фольклористы, т.е. до середины XIX в.
К счастью, было еще не поздно. Многое успели записать и опубликовать. Так,
благодаря столкновению с маленькой конвиксией (даже не субэтносом),
находящейся в мемориальной фазе, мы знаем, что наши предки были не дикими,
не безграмотными, не тупицами, ждавшими просвещения из Европы. Ибо
безграмотность пришла позже - с вытеснением старой традиции
полуобразованием, т.е. в XIX веке.

Приведенные примеры свидетельствуют, что после конца динамических фаз
этногенеза уцелевшие люди отнюдь не становятся хуже, т.е. слабее, глупее
тех, которые до сих пор составляли подавляющее большинство этноса.
Изменяются не люди, а этническая системная целостность. Раньше рядом с
большинством были пассионарные "дрожжи", будоражащие, многим мешающие, но
придающие системе, т.е. этносу, сопротивляемость и стремление к переменам.
Тогда идеал, точнее, далекий прогноз - это развитие, а теперь -
консервация. Агрессивность этнической системы, естественно, исчезает,
резистентность снижается, а закон пассионарной энтропии продолжает
действовать. Только взамен приобретений идут утраты. И тут многое зависит
от характера этнического окружения.

Субэтнос, потерявший инерцию развития, конечно, обречен, но люди, его
составляющие, имеют возможность смешаться с другими субэтносами внутри
своего этноса. Здесь они свои, и убивать их не будут. Но когда беззащитный
этнос окружен представителями иных суперэтносов, это создает картину, от
которой холодеет кровь. Англичане не считали тасманийцев за людей и
устраивали на них облавы. Аргентинцы провели "отстрел" тэульчей
(патагонцев), а огнеземельцам продавали одеяла, зараженные оспой. Негры
банту ловили бушменов для использования их на тяжелых работах, а их самих
обращали в рабство буры. Чтобы отбиваться от беспощадного врага, этносу
приходилось тратить остаток пассионарности; ведь отбивались-то храбрейшие,
т.е. наиболее энергичные. А субпассионарии укрывались как могли, благодаря
чему продлевали себе жизнь, но без всякой надежды на победу. Вот механизм
трагедии этносов, которых этнографы-эволюционисты окрестили "примитивными".

Но даже если эти островки культуры в море невежества и свирепости в
состоянии выстоять и не погрузиться в хаос, уничтожающий сам себя, то они
бессильны против последней реликтовой фазы, предшествующей гомеостазу, где
потомки членов наиболее вялых конвиксий, давно потерявших пассионарное
напряжение, руководствуются императивом: "Будь сам собой доволен, тролль",
ибо это уже не члены этноса как системы, а подобие троллей, обитавших в
кустах и ущельях по верованиям древних норвежцев. Фраза же взята из Ибсена,
потому что уж очень сюда подходит. Она означает: "Старайся не мешать
другим, не докучай им, а сам не грусти и не жалей ни о чем".

Истребление таких милых безобидных людей, честных, гостеприимных и
доброжелательных, подобно убийству детей, это преступление, которому нет
оправдания.







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 503. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия