Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

История социологической мысли: Г Спенсер, К.Маркс, Э.Дюркгейм, Г.Лебон, Г.Тард, М.Вебер, П.Сорокин




В ХIХ веке большое влияние на развитие общественных наук окало учение Ч. Дарвина. Под влиянием его идей ученые пытались проводить аналогии между обществом и живым организмом, отыскать критерии общественной жизни в биологических факторах. Наиболее ярким представителем такого подхода и основателем органической школы в социологии был английский ученый Герберт Спенсер (1820-1903).

Основные работы Г.Спенсера – «Социология как предмет изучения» и «Основания социологии».

По мнению Спенсера, общество копирует и воспроизводит живой организм, следовательно, для него характерны биологические законы. Конечно, в обществе эти законы приобретают специфический характер. Например, дарвиновский закон борьбы за существование рассматривается Спенсером как закон классовой борьбы. Идея «естественного отбора» также приобретала социальную окраску: выживают те, кто лучше приспособлен к превратностям жизни.

Отождествляя общество с биологическим организмом, Спенсер проходит к мысли о сходстве его функций с определенными системами организма. Так, правительство в государстве уподобляется им мозгу человека, земледелие и промышленность, по его мнению, выполняют функцию питания, институт торговли – функцию кровообращения, армия – это защитный кожный покров и т.д.

Работы Спенсера содержат множество интересных и плодотворных идей. Его гениальной догадкой была мысль о том, что процесс развития всегда сопровождается дифференциацией структур и функций общества. Чтобы координировать действия отдельных частей общества, необходимо осуществление функций, названных впоследствии управлением.

Другим важным моментом является обращение Спенсера к анализу социальных институтов. Он выделяет шесть типов социальных институтов (домашние, обрядовые, церковные, политические, промышленные, профессиональные) и достаточно подробно исследует их развитие.

Таким образом, вклад Г.Спенсера в социологию определяется тем, что он первым ввел в научно-социологический оборот понятия социального института, функции, системы, структуры, ставшие для социологии ключевыми.

Однако концепция «однолинейной» эволюции, социал-дарвинистские установки Г.Спенсера были подвергнуты критике, преимущественно со стороны представителей психологическогонаправления, сформировавшегося в социологии в конце ХIХ века. Его возникновение связано с успехами психологии, особенно экспериментальной. Отказавшись от биологизации общества, ученые психологического направления пытались преодолеть ограниченность эволюционизма, стремились к объяснению социально-психологических явлений и роли субъективного фактора в историческом процессе.

Французский ученый Гюстав Лебон (1841 – 1931) одним из первых разработал понятие толпы, или массы, по которой понимал группу людей собравшихся в одном месте, воодушевленных общими чувствами и готовых идти куда угодно за признанным ими лидером («Психология народов и масс», «Психологические законы эволюции народов»). В толпе человек теряет свою индивидуальность, заражаясь общим настроением. Он превращается из простого человека в «человека толпы». Чем дольше по времени человек находится в толпе, тем больше он теряет себя, подвергаясь влиянию и толпы, и лидера.

Другой французский социолог Габриэль Тард (1843 – 1904) рассматривал социологию как коллективную психологию («Законы подражания», «Личность и толпа», «Общественное мнение и толпа»). Основным социальным процессом Тард считал подражание, которое характеризовал как своего рода гипнотизм. Теорию подражания он распространял на межличностные и групповые взаимодействия. Наиболее типичным видом является подражание низших слоев высшим.

Г.Тард одним из первых обратил внимание на возрастание роли средств массовой коммуникации – газет, телефона, телеграфа. Он рассматривал их как фактор социального контроля. Впоследствии эти и другие идеи Тарда получили развитие в исследованиях СМИ, теориях «массового общества», социальной психологии.

Взгляды Лебона и Тарда способствовали зарождению интеракционизма, для сторонников которого личность была не изолированным индивидом, а социальным существом, принадлежащим к определенной социальной группе и выполняющим различные социальные роли. В интеракционизме акцент сделан не на противопоставлении личности и общества, а на их взаимосвязи и взаимодействии.

Большое влияние на дальнейшее развитие социологии оказали идеи Карла Маркса (1818- 1883).

Несмотря на то, что Маркс никогда не считал себя социологом, негативно относился к этой науке и был противником позитивизма, сегодня он считается одним из классиков социологии. Это связано, во-первых, с более широким пониманием социологии в наши дни, по сравнению с ХIХ веком, когда она неразрывно связывалась с позитивизмом. Во-вторых, практически все аспекты социально-философского учения Маркса в той или иной степени оказали влияние и были использованы различными социологическими школами. Если быть точными, следует говорить не о социологической концепции Маркса, а о его социально-философских взглядах. Основные опубликованные при жизни социально-философские работы К.Маркса – «Манифест Коммунистической партии» (совместно с Ф.Энгельсом), «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», «К критике политической экономии» (Введение), «Капитал». После смерти были опубликованы «Экономическо-философские рукописи» и «немецкая идеология» (совместно с Ф.Энгельсом). Эти работы наиболее часто используются и упоминаются в социологической литературе.

Свой основной вклад в развитие социальной теории Маркс связывал с созданием материалистического понимания истории (исторического материализма). Основная задача этого учения – вскрыть невидимые обыденному сознаниюдвижущие силы исторического развития, объяснить природу объективности социальных законов, т.е. показать, каким образом и почему в обществе, где действуют наделенные разумом и волей люди, возникают им не подвластные и определяющие их поведение, законы; наконец, объяснить механизм и причины социальных революций.

Базовые положения материалистического понимания истории в конспективной форме изложены Марксом во Введении к его работе «К критике политической экономии».

Человек, живя в обществе, застает уже сформированную систему определенных социальных отношений (политических, юридических, экономических и т.д.), в которую он вынужден вступать помимо своей воли и желания. Эти отношения, в конечном счете, определяют собой весь его образ жизни. И Маркс задается вопросом – чем определяются эти не зависящие от человека отношения, каков механизм их формирования и развития?

Решая этот вопрос, Маркс вводит два понятия – производительные силы и производственные отношения. Производительные силы – это материальные предметы, унаследованные данным обществом от предшествующих поколений. Человек не волен в выборе производительных сил, поскольку их характер определяется уровнем развития данного общества, и каждое поколение застает их уже наличными. В этом смысле можно говорить об их объективности.

Поскольку для человеческого общества характерна общественная деятельность, люди, в ходе использования производительных сил, вынуждены вступать в определенные общественные отношения, называемые Марксом производственными, которые определяются характером производительных сил. Например, крупное машинное производство невозможно без организации социальных связей, по крайней мере, в рамках национального государства, тогда как хозяйство, основу которого составляет мотыга, может существовать даже в изолированной от всего остального мира деревне. Следовательно, эти производственные отношения также являются объективными и не зависят от произвола человека.

Однако ко времени Маркса уже была показана органическая целостность любого общества, т.е. взаимосвязь и взаимозависимость различных социальных элементов и структур общества. Значит, и другие социальные отношения, будучи связанными с производственными, не могут произвольно изменяться, и тоже оказываются объективными и не зависящими от воли людей.

Совокупность производственных отношений составляет, по Марксу, экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка, и которому соответствуют определенные формы общественного сознания (религия, мораль, философия, искусство и т.п.). Способ производства материальной жизни, подчеркивает Маркс, обусловливает социальные, политические и духовные процессы. Таким образом, согласно этому учению, политическая и духовная жизнь общества являются чем-то вторичным по отношению к экономике, и в конечном счете, определяются господствующими в обществе экономическими отношениями. При этом Маркс подчеркивал, что данная зависимость не является абсолютной и однозначной, и каждый из уровней обладает своей относительной самостоятельностью.

Основные принципы материалистического понимания истории применительно к процессу развития общества нашли выражение в учении Маркса об общественно-экономических формациях.

Общественно-экономическая формация (ОЭФ) – это конкретно-исторический тип общества с присущими ему способом производства, социальной структурой, политической системой и духовной жизнью. В своих работах Маркс указывает на такие общественно-экономические формации, как первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Одна и та же ОЭФ по-особому проявляется в различных странах, однако это касается, скорее ее второстепенных признаков, обусловленных чаще всего особенностями исторического развития той или иной страны.

Согласно марксизму, смена ОЭФ происходит под влиянием главным образом экономических факторов, коренящихся в способе производства. По своей сути это революционный процесс, в ходе которого один тип общества сменяется другим. Материальной предпосылкой социальной революции является углубляющееся и обостряющееся несоответствие устаревших экономических отношений и прогрессивно развивающихся производительных сил. Последним становится тесно в рамках старых производственных отношений, их развитие замедляется, что вызывает кризисные ситуации в развитии способа производства. Необходимость замены старых производственных отношений новыми становится явной и неизбежной.

Учение об общественно-экономических формациях позволило представить развитие человечества как объективный и закономерный естественно-исторический процесс, в котором одна общественно-экономическая формация сменяется другой, более прогрессивной.

Не менее существенным вкладом в социологическую науку является учение Маркса о классах и классовой борьбе.

Классы и классовые отношения исследовались и до Маркса. Их изучали представители политической экономии (А.Смит, Д.Рикардо), истории (О.Тьери, Ф.Минье) и др. наук. Что касается К.Маркса, то он, прежде всего, связал существование классов с определенными ступенями в развитии производства, и, соответственно, объяснял их борьбу происходящими в обществе экономическими процессами.

Деление общества на классы Маркс связывал с разделением труда и институтом частной собственности. Основной показатель принадлежности человека к классу – экономический, который определяется отношением этого человека к средствам производства. Другие факторы социального расслоения Маркс считал либо производными, либо несущественными.

Согласно Марксу, во всех наблюдавшихся в истории общественно-экономических формациях существовал господствующий класс, в руках которого находились средства производства. Таким образом, конфликт производительных сил и производственных отношений выражается в классовой борьбе, в которой один из классов предстает как прогрессивная сила, другой – как регрессивная.

Выдающуюся роль в развитии социологии сыграл Макс Вебер (1864 – 1920). Наиболее известные и крупные работы «Протестантская этика и дух капитализма», «Хозяйство и общество». Современные западные социологи считают, что М.Вебер является одной из тех ключевых фигур, обращение к которым открывает перспективу плодотворного обсуждения фундаментальных вопросов социологической теории.

С точки зрения Вебера, социология должна изучать поведение и социальную деятельность человека или социальной группы. Однако не всякие поведение и деятельность являются предметом изучения социологии, а только такие, которые осмыслены людьми с точки зрения целей и средств их достижения и ориентированы на других субъектов, т.е. учитывают влияние на них своих действий и их ответную реакцию. Если действие рассчитано на ответную реакцию не других людей, а например, машины или природы, оно, по Веберу не считается социальным. Не являются таковыми и подражательные действия.

Если действия человека осмыслены и ориентированы на что-то, то социолог должен понять и разобраться не только в содержании этих действий и в их возможных последствиях для других людей, но прежде всего в субъективных мотивах и смыслах этой деятельности. Другими словами, надо осмыслить, понять содержание духовного мира субъекта социального действия. Исходя из этого, Вебер называет социологию понимающей наукой (социология понимания, понимающая социология).

Вебер исходит из того, что понимание социальных действий и внутреннего мира их субъектов может быть как логическим, т.е. осмысленным с помощью понятий, так и чисто эмоциональным. В этом случае оно достигается посредством «вчувствования», «вживания» социолога во внутренний мир субъекта социального действия. Он называет этот процесс сопереживанием. Каждый из этих уровней понимания общественной жизни играет свою роль, однако более важно, по Веберу, логическое понимание социальных процессов, их осмысление на уровне науки. Сопереживание он характеризовал как подсобный метод исследования.

В своей понимающей социологии Вебер не мог обойти проблему ценностей. Именно ценности (моральные, политические, эстетические, религиозные) определяют содержание поведения и деятельности людей. М.Вебер предложил свое решение проблемы ценностей. В отличие от своих предшественников (Г.Риккерта и других неокантианцев), рассматривавших ценности как нечто надисторическое, Вебер трактует ценность как «установку той или иной исторической эпохи», как «свойственное эпохе направление интереса». Тем самым ценности из области надисторической переносятся в историю. Эта трактовка ценностей имеет важное значение для реалистического объяснения сознания людей, их социального поведения и деятельности. Она сыграла важную роль в развитии Вебером теории социального действия.

Важнейшей составляющей этой теории является концепция идеальных типов. Идеальный тип – это некая идеальная модель того, что наиболее полезно человеку, что объективно отвечает его интересам в современную эпоху. В качестве идеальных типов могут выступать моральные, политические, религиозные и другие ценности и вытекающие из них установки поведения и деятельности людей, правила и нормы поведения, традиции социального общения. Поскольку идеальный тип не совпадает полностью с тем, что есть в обществе, а иногда и противоречит действительному положению вещей, он, по словам Вебера, содержит в себе черты утопии. И тем не менее, идеальные типы, выражая систему духовных ценностей, выступают как социально значимые явления. Они способствуют внесению целесообразности в сознание и поведение людей и организованности в общественную жизнь.

Применительно к социальному действию М.Вебер выделял следующие его типы.

§ Целерациональное действие – когда человек ясно представляет себе цель действия и средства ее достижения, а также учитывает возможную реакцию других людей на свои действия. Критерием рациональности является успех.

§ Ценностно-рациональное действие совершается через сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную ценность определенного поведения.

§ Аффективное действие происходит через аффекты, т.е. бессознательные психологические импульсы и чувства.

§ Традиционное действие осуществляется через привычку.

В этой классификации степень осознанности увеличивается от традиционного действия к целерациональному. В реальном поведении людей обычно присутствуют все указанные типы действий. Каждый из них отличается своей мотивацией, а нередко содержанием и механизмом осуществления. Вебер отмечает, что эти четыре идеальных типа социальных действий не исчерпывают всего их многообразия. Но поскольку их можно считать самыми характерными, то знания о них могут быть полезными для теоретиков и практиков не только в области социологии.

Учение М.Вебера об идеальных типах не потеряло своей актуальности. Оно служит своеобразной методологической установкой социального познания и решения практических проблем, связанных с упорядоченностью и организованностью элементов духовной, материальной и политической жизни.

Другой, не менее крупной фигурой классической социологии является французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858 - 1917). Основные работы «О разделении общественного труда», «Метод социологии», «Самоубийство».

Э.Дюркгейм является сторонником позитивизма в социологии. Сам он неоднократно подчеркивал значение социологических воззрений О.Конта и Г.Спенсера, критически им осмысленных и развитых. Дюркгейм продолжил разработку теории общества как единого социального организма, такой системы, элементы которой должны гармонировать между собой ради сохранения целого.

Дюркгейм энергично выступил против индивидуалистических и психологических подходов в объяснении явлений общественной жизни. В своей теории социального реализма он исходил из того, что природу социальных явлений следует объяснять социальными факторами, что исходным моментом анализа поведения людей, их разнообразной деятельности является общество как система взаимодействий индивидов, социальных групп и социальных институтов.

Дюркгейм является создателем нового научного метода в социологии, суть которого заключается в рационалистическом, т.е. строго логическом объяснении общественных явлений. Социология, по его мнению, есть наука о социальных фактах. Под социальными фактами он понимал политические, правовые, моральные, религиозные и другие идеи, нормы и ценности, выработанные коллективным сознанием людей и заставляющие отдельных индивидов действовать в соответствии с этими идеями, нормами и ценностями.

По отношению к отдельным людям социальные нормы, ценности и другие проявления общественного сознания существуют объективно. Каждый человек застает уже сложившимися определенные политические, моральные, правовые и другие нормы и ценности. Он должен их усвоить и реализовать на практике. В соответствии с этим Дюркгейм указывает на два основных признака социальных фактов: их объективное существование по отношению к отдельным индивидам и их принудительное воздействие на людей. Тем самым французский социолог исходил из понимания человека как социального существа, развитие и деятельность которого проходят под определяющим воздействием на него социальных норм и предписаний.

Так ставится и решается Дюркгеймом вопрос о социальной обусловленности поведения людей. У социальных фактов общая духовная природа и сущность. Их воздействие на людей, в конечном счете, организовано сознательно и осуществляется через социальные институты (правовые, религиозные и др.) В этой связи Дюркгейм писал, что социальный факт есть лишь там, где существует определенная организация. Таким образом, в учении Дюркгейма о социальных фактах содержатся важные положения для понимания взаимодействия общества и личности, показана роль группового, коллективного сознания.

Актуальный характер имеет учение Дюркгейма о различиях нормального и патологического в обществе, о социальных болезнях и их преодолении. Французский социолог не приукрашивал капиталистическое общество, он видел его кризисные явления, много писал об аномии, социальном неравенстве, несовершенной организации труда. Под аномией он понимал общественное состояние, при котором отсутствует четкая моральная регуляция поведения людей. Аномия усиливается в кризисные периоды, когда прежние нормы и ценности уже «не работают», а новые еще не сложились. Социальное неравенство, по мнению Дюркгейма, выступает следствием наличия классовой системы, не дающей возможности трудящимся реализовать в полной мере свои способности и занять достойное место в обществе. Однако все эти болезни, полагал Дюркгейм, можно излечить мирным путем в рамках капиталистического строя. Таким образом, социальное здоровье, по Дюркгейму, заключается в нормальном развитии жизненных сил индивида, коллектива и общества, в их способности адаптироваться к условиям среды и использовать ее для своего развития.

Большой общественный резонанс получила работа Э.Дюркгейма «Самоубийство». Самоубийство рассматривается Дюркгеймом как социальный факт, причины которого заключаются не столько во внутренних личностных качествах людей, сколько во внешних социальных факторах. Эта солидная, основанная на большом фактическом материале работа, заложила основы нового научного направления – социологии девиантного (отклоняющегося) поведения.

Вклад Э.Дюркгейма в социологию определяется не только его идеями, но и тем, что он был создателем мощной социологической школы, которая просуществовала несколько десятилетий, существенно обогатив мировую социологическую мысль.

Заключая данный раздел, следует особо остановиться на одном из представителей русской социологии и одновременно классиков мировой социологии Питириме Сорокине (1889 – 1968). В конце 1922 г. П.Сорокин вынужден был эмигрировать за границу, сначала в Европу, затем в США, где он жил и работал до конца своей жизни. Поэтому творчество Сорокина обычно делят на два периода – русский и американский.

П.Сорокин предложил и обосновал понятийный аппарат социологии: социальное явление, социальный контроль, социальное поведение, исторический прогресс и его тенденции. Несколько ранних работ П.Сорокина посвящены исследованию семьи: ее происхождению и историческим формам, кризису семьи как социального института. Крупным достижением Сорокина была разработка им теории социальной стратификации. Русским социологом проанализированы социально-культурные факторы в развитии человечества, высказаны интересные идеи о теории кризисов и множество других оригинальных интерпретаций социальной реальности.







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 963. Нарушение авторских прав


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2020 год . (0.005 сек.) русская версия | украинская версия