Студопедия — I. ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ - СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ 2 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

I. ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ - СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ 2 страница






5. Конт пытался представить социальную структуру (статику в его терминологии) как сложный организм, в котором устанавливаются особые связи от семьи до системы религии и государства.

6. Спенсер, отмечая, что общество как сложный организм имеет для каждой потребности или функции имеет определенный орган, и развитие обществ происходит через дифференциацию или деление существующих органов. Но развитие происходит не только делением имеющихся социальных институтов, но и путем отмирания некоторых и появление абсолютно новых социальных институтов.

В целом, такая характеристика справедлива и сегодня. Любое общество, а особенно современное, — сложно структурировано, но является целостной системой элементов. Такой подход к понятию общества называется системным. Основная задача системного подхода в исследовании общества состоит в объединении различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать теорией общества. Система — это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Материальную основу любой системы составляют ее элементы, представляющих собой сложную иерархию подсистем со сложными связями и взаимодействиями. Для общества необходимо, чтобы эти связи и взаимодействия носили устойчивый характер и воспроизводились в историческом процессе, переходя из поколения в поколение, тогда общество как система приобретает системные качества: когда общество представляет собой не просто сумму элементов, а устойчивую систему. Существует несколько интерпретаций структуры общества в зависимости от точки зрения на взаимоотношения элементов и на то, что берется в качестве первоначальных элементов:

1. Так как исходным элементом всякого общества является человек, а точнее определенное количество людей, объединенных родственными, хозяйственными, этническими, религиозными, политическими и др. связями, то структуру общества можно представить как систему групп, классов, общностей и статусно-ролевых единиц. Все эти элементы существуют не сами по себе (разрозненно), а связаны в социальную систему — целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения.

2. Кроме того в обществе как системе выделяют подсистемы или сферы. Таковыми являются экон., полит. и социальная подсистемы. Существует традиция подразделения общества на материальную и духовную сферы жизни людей. Каждая подсистема складывается из своих собственных блоков или институтов, выполняющих свои функции в структуре целостного социального организма, чаще всего эти функции связаны с реализацией тех или иных социальных потребностей.

В современном обществе принято выделят вслед за Парсонсом 4 сферы, в рамках которых функционируют те или иные общественные институты:

1. Экономическая сфера или сфера экономики. В рамках этой сферы существуют институты денег, ценных бумаг, банков. В экон. сфере находится производство материальных благ, рынок. Главным содержанием экон. сферы является производство, обмен и потребление материальных благ.

2. Политическая или сфера политики, в рамках которой существуют такие полит. институты, как институт парламентаризма, институт президентства, правительство, бюрократический аппарат, местное самоуправление, полит. партии, общественные организации и движения. Главным содержанием, смыслом полит. отношений выступает власть, т.е. способ оказывать влияние на поведение других людей в полит. сфере. Условием, обеспечивающим власть одних людей над другими, является закон наделяющий разные должностные категории разными правами в системе государственного и полит. управления.

3. Сфера общественной жизни — культура, главным элементом которой является образование, наука, религия, искусство, мораль, ценности и идеалы.

4. Сфера, где выступают семейные роды, семейные отношения. Главные институты этой сферы — институт брака, развода.

В разных обществах все эти сферы имеют существенные отличия: и власть, и экономика, и культура, и семья имеют различную структуру, обладают различными качествами. Марксистская теория близка к этому, выделяя: экономическая, политическая, культурная и социальная. Но не зависимо от выделяемых элементов, главное то, что общество — представляет собой целостную систему с качествами, которых нет ни у одного из включенных в него элементов.

Исходя из теории социальной стратификации социальная структура трактуется как совокупность иерархических взаимосвязанных между собой социальных групп, для которых характерна вертикальная и горизонтальная порядочность:

1. они занимают разное положение в системе социального неравенства данного общества по основным социальным критериям (власть, доход, престиж, собственность);

2. они связаны между собой экономическими, политическими и культурными отношениями;

3. они являются субъектами функционирования всех социальных институтов данного общества и прежде всего экономических.

7.СУЩНОСТЬ ФОРМАЦИОННОГО ПОДХОДА

Общество как и любая сложная самоорганизующаяся система изменяется и развивается, проходя определенные исторические стадии:

· Кондорсе полагал, что история общества складывается из 10 эпох, основным стержнем которых является развитие капиталистических отношений.

· Герден полагал, что история общества есть прогрессивное развитие, целью которого является реализация гуманистических идеалов.

· Конт подразделял прогрессивное развитие общества на 3 эпохи: теологическую (когда человек объясняет все явления на основе религиозных представлений), метафизическую (отказ от апелляции к сверхъестественному и пытается объяснить все на основе философских абстракций) и позитивную (или научную, когда человек пытается постичь причины явлений через научное исследование). Последовательная смена этих эпох — это история перехода от военного общества к промышленному.

· Маркс и Энгельс представляли историю как смену общественно-исторических формаций.

· Тойнби полагал, что история человечества складывается из смены цивилизаций, имеющих свои замкнутые циклы развития.

Известны модели развития общества от индустриального к постиндустриальному состоянию общества.

Основными можно считать 2 подхода к анализу истории человечества: формационный и цивилизационный.

Формационный называется так же стадиальным и прогрессистским. Впервые его сформулировал К. Маркс, выдвинув идею о 5 последовательно сменяющихся общественно-экономических формациях: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическое (или социалистическая). Согласно марксисткой традиции, формация определяется способом производства, т.е. тем как используются и контролируются экон. ресурсы. Общественно-экономические формации включают в себя все явления, которые имеются в обществе: материальные, духовные, политические, социальные, семейные и т.д.). Стержнем формации является способ производства материальной жизни. Общественно-экономическая формация — это исторически конкретное общество на данном этапе его развития и вместе с тем — это определенная ступень в развитии исторического процесса по восходящей линии. Причем, согласно Марксу, каждая последующая формация является более прогрессивной по сравнению с предыдущей. Но у Маркса есть и деление истории на 3 формации: первичная формация (первобытное общество), вторичная формация (рабство, феодализм, капитализм) и третичная формация (коммунизм).

Во второй половине 20в американскими социологами сформировался другой подход, рассматривавший историю о развитии как смена трех стадий человеческого развития: доиндустриальное общество, индустриальное и постиндустриальное. Индустриализация — это социальный процесс, который характеризовал превращение традиционных (аграрных) обществ в современные (промышленные) путем создания крупной машинной промышленности и производственных технологий. Индустриализм рассматривается как система социальной организации, где индустрия охватывает не только производственную сферу, но и остальные сферы общественной жизни.

В целом этому подходу присуще:

· понимание развития как прогрессивного — от низших к высшим формам;

· источником достижений выступает экономика или какая-либо сторона, часть экономики;

· признание, что развитие идет по одному пути, но с раной скоростью.

В социологии наиболее популярна стадийная точка зрения на развитие человечества. Вместе с тем в последнее время предпринимались попытки соединить достоинство обоих подходов, сняв их недостатки. Считают, что вплоть до нового времени развитие носило более разорванный характер, а с нового времени все более общий, единый прогрессивный характер.

8.ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД И АНАЛИЗ ОБЩЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

Общество как и любая сложная самоорганизующаяся система изменяется и развивается, проходя определенные исторические стадии:

· Кондорсе полагал, что история общества складывается из 10 эпох, основным стержнем которых является развитие капиталистических отношений.

· Герден полагал, что история общества есть прогрессивное развитие, целью которого является реализация гуманистических идеалов.

· Конт подразделял прогрессивное развитие общества на 3 эпохи: теологическую (когда человек объясняет все явления на основе религиозных представлений), метафизическую (отказ от апелляции к сверхъестественному и пытается объяснить все на основе философских абстракций) и позитивную (или научную, когда человек пытается постичь причины явлений через научное исследование). Последовательная смена этих эпох — это история перехода от военного общества к промышленному.

· Маркс и Энгельс представляли историю как смену общественно-исторических формаций.

· Тойнби полагал, что история человечества складывается из смены цивилизаций, имеющих свои замкнутые циклы развития.

Известны модели развития общества от индустриального к постиндустриальному состоянию общества.

Основными можно считать 2 подхода к анализу истории человечества: формационный и цивилизационный.

Авторами цивилизационного подхода являются Данилевский, Тойнби, Шпенглер и др. Они исходили из того, что нет единого пути развития всего человечества. Оно развивается локальными (человеческими) цивилизациями, которые не повторяют друг друга, а создают уникальные образцы культуры неповторимые и свойственные только данной цивилизации. Разные авторы насчитали 7, 11 и более цивилизаций, такие как Древний Египет, Древняя Греция, Римско-Эллинская, Китайская и др. Показателем и выразителем, как и источником развития цивилизаций выступает культура, понятие прогресса отсутствует. Существуют разные варианты цивилизационного подхода:

1. Культурологический подход использовал немец Шленгер, взгляды которого были широко распространены в первой половине 20в. Он считал, что каждая культура имеет собственную цивилизацию, но каждая культура существует изолировано и замкнуто. Она появляется на определенном этапе исторического процесса, а затем погибает. Таких культур Шленгер насчитал 8: индийская, китайская, вавилонская, египетская, античная, арабская, русская и западноевропейская. Любая культура как и цивилизация переживает возрасты отдельного человека: детство, юность, зрелость и старость. Смерть культуры по его мнению начинается с возникновения цивилизации, когда вся культура сосредотачивается в крупных городах, а вся остальная часть общества превращается в провинцию. Городской житель лишен традиций и растворяется в бесформенной массе. Большие города цивилизованы, но не имеют культуры.

2. За 50 лет до Шпенглера русский ученый Данилевский утвердил идею о национальных цивилизациях. В своей книге «Россия и Европа» он доказал, что всякое племя или семейство народов характеризующееся языком или группой близких языков, составляет культурно-исторический тип.

3. Тойнби описывал историю человеческого общества не прямой линией прогресса, а представлял в виде ряда цивилизаций, каждая из которых возникает, развивается, а затем деградирует и погибает. Он рассматривал цивилизации в качестве «кирпичиков» из которых строится здание истории человечества. Под цивилизацией он понимал устойчивую общность людей, объединенных прежде всего духовными традициями, а также географическими рамками. Духовные традиции по его мнению — это прежде всего религиозные традиции и различал цивилизации: шумерскую, вавилонскую, минойскую, эллинскую и ортодоксальная христианская, индусская, исламская и т.д. Согласно его классификации в истории человечества существуют около 30 локальных цивилизаций.

4. Современные представления о цивилизации рассматриваются как нечто единое, находящееся вне рамок социальных систем. Это связано с идеей целостности, единства мира. Цивилизация представляет собой совокупность материальных и духовных достижений общества. Категория «цивилизация» используется в смысле обозначения а) культурно-исторического типа, характеризующего регионально-традиционные особенности развития общества; б) обозначения цивилизованных обществ, сохраняющих в течение длительного времени свою жизненную целостность (майя, шумеры, инки, этруски и т.д.). Главная мысль в содержании категории «цивилизация» сводится к многообразию исторического процесса, который проходит путь от локальных, региональных стадий к общепланетарному уровню.

В социологии наиболее популярна стадийная точка зрения на развитие человечества. Вместе с тем в последнее время предпринимались попытки соединить достоинство обоих подходов, сняв их недостатки. Считают, что вплоть до нового времени развитие носило более разорванный характер, а с нового времени все более общий, единый прогрессивный характер.

9.СПЕЦИФИКА ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

Начало русской истории относят к 9в, когда возникла Киевская Русь и по мнению Сорокина сформировалась русская нация. Сорокин считал, что нацию образует группа индивидов принадлежащих к единому государству, связана общим языком и территорией. Совокупность основных черт русской нации включает ее сравнительно длительное существование, огромную жизнеспособность, замечательное упорство, готовность ее представителей идти на жертвы, а также необычайное территориальное, демографическое, политическое, социальное и культурное развитие в течение ее исторической жизни. Огромное влияние на формирование русской нации оказало принятие в конце 10в православия в качестве государственной религии. По мнению Сорокина основные черты русского сознания и все компоненты русской культуры и социальной организации представляли собой идеологическое, поведенческое и материальное воплощение установок православия до 18в. Позднее начали оказывать влияние различные моменты светской сферы жизни и западной культуры. Возможно под влияние православия сформировался особый институт русской деревни — община, которая делила поровну земли, организовывала взаимопомощь, уплачивала за кого-то налоги и т.д. В ней выражался характерный для национальной культуры коллективизм, стремление быть «как все». Коллективизм сдерживал развитие индивидуальности, но одновременно был средством выживания.

С точки зрения цикличной теории развития Тойнби общество последовательно переходит от стадии генезиса, как периода зарождения цивилизации, к стадии роста, сменяющейся надломом и затем дезинтеграцией. Русская цивилизация по мнению Тойнби пережила свой надлом в конце 11в, т.е. в период начавшегося феодального раздробления Киевской Руси. Все последующие значительные события в русской истории, в том числе и в послеоктябрьскую эпоху, Тойнби относит к периоду после надлома русской цивилизации. Надлом он считал предпосылкой к дезинтеграции, которая ведет к гибели цивилизации. Но Россия после 11в продолжала развиваться /Философия, с.152,158/

Основополагающей идеей национальной духовности русской нации на протяжении многих веков была идея единения русских земель. Первоначально эта идея рассматривалась как идея преодоления феодальной раздробленности. Затем эта идея слилась с идеей противоборства иноземным захватчикам, татаро-монгольским завоевателям, позднее — с собиранием русских земель вокруг Москвы, формированием могучего самостоятельного государства. История России не была гладкой, случались подъемы и падения. В истории были периоды когда Россия утрачивала свою государственную самостоятельностью (татаро-монгольское завоевание), переживала глубокий духовно-нравственный кризис, падение нравов, всеобщий разброд и шатание (смутное время 16в, период революции и гражданской войны в 20в). Но все же русская нация находила силы для преодоления трудностей.

С точки зрения теории перехода от традиционного (аграрного) к современному (индустриальному) обществу, Россия относится к странам запоздалой модернизации. Модернизация — это комплексный процесс, охватывающий все сферы общества — экономику, социальную жизнь, политику, культуру. Форсированный характер модернизации (обусловленный и запаздыванием и другими причинами) создавал диспропорции в экономическом и общественном развитии: отставание аграрной сферы от индустриальной, расслоение в доходах, различные противоречия и конфликты в обществе. Особенностью процесса модернизации России — повышенная роль государства. Стадия классической свободной конкуренции была пропущена, ее место занял своеобразный «государственный капитализм», активное насаждение сверху крупной промышленности, банковских учреждений, строительство железных дорог. Но давая толчок развитию экон. сферы, оно одновременно нередко консервировало традиционные полит. институты, тормозило процесс демократизации и становления гражданского общества. Крепостное право было отменено только в середине 19в. Некоторые исследователи полагают, что трудности процесса модернизации в России были связаны с сопротивлением традиционной культуры, прочностью тех социальных связей и культурных установок, которые препятствовали изменениям. То, что модернизация в России проходила трудно и противоречиво, в условиях больших социальных антагонизмов во многом объясняет обстоятельство того, что впервые в истории наряду с буржуазным типом модернизации возник альтернативный — социалистический путь России.

С точки зрения формационного подхода к историческому процессу Россия перескочила одну из формаций — рабовладельческую. Вторая особенность — возврат к предыдущей формации в 90-х гг. 20в: от социализма к капитализму. Как только производительные силы перестают расти в рамках определенных производственных отношений и появляются тенденции к деградации, в обществе обостряются социальные противоречия, свидетельствующие о конфликте между производительными силами и производственными отношениями. Требуется изменение, реформирование производственных отношений. Такая ситуация возникла в СССР в конце 60-х гг. потребовались реформы.

В 90-х гг. был нарушен линейный путь развития России с т. зр марксистской теории. Таким образом история России подтвердила утверждения некоторых ученых об ограниченности применения формационного подхода в вопросах развития общества (утопичность коммунистической формации, отрицание линейности развития и единого пути развития.

10.СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

Время и пространство являются формами существование материи. Любое общество не может существовать вне определенного пространства и вне времени. Т.е. территория, занимаемая человечеством, обществом, освоенная человеком выступает как социальное пространство. В социальное пространство входит как территория с определенным ландшафтом (леса, горы, степь) так и определенные глубины земной поверхности, поскольку современное человечество под землей создает коммуникации, добывает полезные ископаемые. Наконец, в социальное пространство входит и околоземные слои (атмосфера), и даже в целом космос. Поскольку, очевидно, что существуют разнообразные связи и взаимовлияние человеческого и космического пространства: это и последовательное продвижение человека на все более отдаленные околоземные орбиты. Это и попытка познать и освоить планеты солнечной системы, это и психологическое и физиологическое воздействие космоса на человека. Попытки установить характер взаимодействия человеческого общества и окружающего его пространства существуют давно. Еще в эпоху Возрождения ученые пытались установить взаимосвязь размера, освоенной территории, ограниченной понятием государства и гос границы и характером власти.

Но под социальным пространством понимают не только трехмерное геометрическое пространство. Сорокин писал, что социальное пространство многомерно:

1. социальное пространство — это народонаселение Земли;

2. социальное положение — это совокупность его связей со всеми группами населения, внутри каждой из этих групп, т.е. с ее членами;

3. положение человека в социальной вселенной определяется путем установления этих связей;

4. совокупность таких групп, а также совокупность положений внутри каждой из них составляют систему социальных координат, позволяющую определить социальное положение любого индивида.

Особенно интенсивно проблема этого взаимодействия разрабатываются в 20в. В связи с этим возникло и множество понятий, терминов, означающие разные аспекты, разные стороны этого взаимодействия. Так наряду с понятием достаточно объемным социальным пространством, существует термин — политическое пространство. Под полит. пространством понимают пространство, ограниченное рамками государственности, где действуют единые законы, единая система власти, единые полит. ценности. Либо под полит. пространством понимают территорию, на которую распространяется полит. интерес, стремление установить контроль, влияние какого-либо государства. Такое стремление называют геополитикой.

Экон. пространство где действует единая денежная система, банковская система, общий рынок, но экон. пространство может быть шире государственного пространства. Сейчас формируется единое экон. пространство ЕС, вводится единая валюта — евро.

Существует термин — культурное пространство, т.е. пространство, на котором функционирует единая система культуры, зачастую единый язык, как основа культуры, и возможно — единая религия (но это не обязательно).

Взаимодействие общества и пространства разнообразны и существует еще много понятий, отражающих какие-то аспекты их взаимодействия. Это новые понятия — среда обитания и жизненная среда, под которыми понимается вся совокупность климатических, экономических и полит. факторов и условий жизнедеятельности, включая жилье, экологию, нравы и обычаи, менталитет людей, влияющих на жизнь людей, ее качества как каждого человека, так и общностей разного уровня от семьи до всего человечества. Также происходит разграничение понятий: жизненного пространства и социального пространства. В самое последнее время это разграничение оставляет за термином социальное пространство несколько более специфическое содержание, близкое к тому, как понимал этот термин Г.А. Сорокин. Он называл социальным пространством человечество с его социальным неравенством, иерархией, учитывая, что люди перемещаются не только меняя территорию, но и социальное положение, а вместе с территорией и социальным положением — среду обитания. Социальное пространство и жизненное пространство идентичные понятия. Основным направлением социологических исследований социального пространства выступает:

1. Исследование разных аспектов взаимодействия человека и окружающей среды, которые называются инвайроиментальная??? социология. В рамках данного направления, например, выясняется влияние территории подземного и околоземного пространства на здоровье, продолжительность жизни психофизиологические состояния людей. Так выявлено, что в южных широтах преобладают заболевания связанные с инфекциями и болезни провоцируемые животным и растительным миром, в более северных широтах преобладают сердечно сосудистые и онкологические заболевания. Выявляются зависимости суицида от проживания на разных территориях, разница наименьшего показателя на Мальте в 136 раз меньше, чем наивысший показатель в Венгрии.

2. К этому направлению относятся исследования способности разных этнических групп, разных народов к приспособлению к разным требованиям современной цивилизации, дурным и хорошим привычкам. Например, американские ученые пытаются разгадать феномен индейцев, не испытывающих головокружение и дискомфорт на любой высоте или несопротивляемость организма некоторых северных народов (якутов, ненцев) к алкоголю.

3. В рамках инвайронментальной??? социологии исследуется так же проблемы влияния различных производств, условий работы на человека, на группы людей, испытывающих прежде всего непрерывные сложные воздействия производственных условий.

4. Геронтологические исследования, т.е. исследования факторов, влияющих на ускорении или замедление процессов старения также связаны с влиянием пространства. Исследуются социологами природные, психические факторы, место проживания, семейное положение и т.д. — что более влияет, вызывая замедление или ускорение старения.

5. И, наконец, в рамках этих исследований анализируются социальные пространства, процессы урбанизации (процессы превращения сельского населения в городское), что включает в себя и сам переезд из сельской местности и изменение характера деятельности, условий жизни и работы, ритма всей жизни, менталитета, ценностей и т.д.

Сорокин ввел понятие «социальное пространство» и вложил в него иной смысл, чем был до этого — совокупность всех членов общества, как целое. В этом обществе где люди не равны, они занимают разные места в представлениях, мнениях окружающих. Одни из них находятся высоко, другие ниже в социальном пространстве. Социальное пространство по Сорокину представляет собой абстрактное, условное пространство, где люди и целые группы людей занимают то или иное место в общественных представлениях о человеке сделавшем карьеру говорят, что он «поднялся».

Особой социальной проблемой является социальное перемещение. Соц. мобильность — это передвижение в социальном положении, изменение статуса людей, происходящее в обществе постоянно. Сорокин указал основные каналы (лифты), с помощью которых люди меняют свое положение — главным образом за счет образования, армии, церковь, бизнес. Наибольший вклад в исследования внес Сорокин, считал, что общество огромное соц. пространство, в котором люди перемещаются как физически, реально, так и условно во мнении окружающих и своем собственном. Для фиксации перемещений он ввел ряд понятий, связанных социология шкалой:

· вертикальные и горизонтальные мобильности (горизонтальные — перемещение без изменения статуса, вертикальные — с изменением статуса);

· индивидуальная и групповая мобильность (групповая происходит тогда, когда положение в обществе изменяется у всей группы, т.е. изменяется ее оценка обществом. В 60-е гг. вырос авторитет физиков;

· восходящая и нисходящая динамика. Восходящая когда повышают свой статус, нисходящая — снижают (после революции нисходящая динамика была характерна для дворян, восходящая — для рабочих и крестьян).

Сорокин пришел к выводу, что соц. мобильность является положительным явлением и свойственно демократическим, динамическим обществам. Исключением является ситуация, когда в состоянии динамического движения, резкой мобильности находится все общество. Это означает кризис, неустойчивость нежелательная мобильность для общества однако другая крайность — противоположная ситуация — никакой мобильности, застой, что свойственно тоталитарным обществам.

11.ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ

В социальное пространство входит как территория с определенным ландшафтом (леса, горы, степь) так и определенные глубины земной поверхности, поскольку современное человечество под землей создает коммуникации, добывает полезные ископаемые. Наконец, в социальное пространство входит и околоземные слои (атмосфера), и даже в целом космос. Взаимодействие общества и пространства разнообразны и существует множество факторов влияния: совокупность климатических, экон. и полит. факторов и условий жизнедеятельности, включая жилье, экологию, нравы и обычаи, менталитет людей, влияющих на жизнь людей, ее качества как каждого человека, так и общностей разного уровня от семьи до всего общества. Г.А. Сорокин называл социальным пространством общество с его социальным неравенством, иерархией, учитывая, что люди перемещаются не только меняя территорию, но и социальное положение, а вместе с территорией и социальным положением.

Каждое территориальное и социальное пространство, обжитое человеком имеет особенности: размер территорий, качество пространства, определенный природный ресурсы, набор структуры занятости и многие физические и моральные качества людей.

Особенностью социального пространства России — огромная территория с разнообразными ландшафтами, с большими запасами различных минеральных ископаемых. Это отложило отпечаток на общество — важной чертой русского образа жизни испокон веков было единство человека с природой. Природу берегли и в языческие и в христианские времена, но в сегодняшней России нарушена органика взаимодействия общества и природы, что пагубно сказывается на самом обществе через отрицательное влияние экологически неблагоприятной среды на здоровье человека, рождаемость, генофонд. Особенностью России является ее географическое положение — между Востоком и Западом, что отложило отпечаток на менталитет и культуру общества, вобравших в себя своеобразие и противоречивые черты различных мировых культур. Но природные и климатические этой огромной территории России были трудны в освоении, большая часть ее относится к зоне рискованного земледелия. Большую часть населения долгие века составляло сельское население, объединенное в общины — специфический институт русской деревни, помогавший выжить в трудных природных условиях. Русское общество до 19в представляло собой традиционное общество (аграрное), основывавшееся на традиционных общинных ценностях с низкой социальной мобильностью, высокой дифференциацией социальных групп и наличием такого специфического фактора как крепостничество. Рост городов привел к значительному сокращению доли крестьянства, появлению буржуазии, промышленного пролетариата и средних слоев. Этот процесс привел к усилению дифференциации социальных групп, в том числе и на профессиональной основе и к росту социальной мобильности. Процессы урбанизации (процессы превращения сельского населения в городское) включает в себя и сам переезд из сельской местности и изменение характера деятельности, условий жизни и работы, ритма всей жизни, менталитета, ценностей и т.д. Сорокин пришел к выводу, что соц. мобильность является положительным явлением. Исключением является ситуация, когда в состоянии динамического движения, резкой мобильности находится все общество. Это означает кризис, неустойчивость нежелательная мобильность для общества. Такого характера мобильность существовала на социальном пространстве России в годы революции и гражданской войны. Происходили огромные изменения в социальной жизни всех социальных групп — дворянство потеряло свое высокое положение, статус рабочего класса — вырос. В годы застоя социальное пространство России характеризовалось крайне низкой мобильностью.







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 448. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия