I. ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ - СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ 10 страница
В дальнейшем агентом социализации выступает кроме всего прочего и средства массовой информации, которые наравне с другими агентами могут формировать представления о ценностях и нормах поведения в обществе, особенно активно в этом плане телевидение. 64.СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И ИХ ФУНКЦИИ В ОБЩЕСТВЕ Социализация — это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Т.е. ценности выполняют функцию нравственных регуляторов поведения людей. Ценности позволяют личности выработать внутреннюю позицию по отношению к внешнему миру, к своим поступкам. Ценности — это то, что представляется нам более значимым для человека, это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. В христианской морали, например, Десять заповедей, которые признают: ценность человеческой жизни — «не убий», ценность верности — «не прелюбодействуй» и т.д. Социальные ценности, соответственно то, что значимо, важно, что хочет иметь и ценит общество. Существует 2 уровня: групповые ценности и ценности общества. Но в последнее время в общественном сознании и в науке стало важным отмечать общечеловеческие ценности. Групповые ценности — свойственные какой-то организации, малой группе — корпоративные ценности. Общественные ценности — господствующие в том или ином обществе. В американском обществе высоко ценят такие ценности как уверенность в себе, умение владеть собой, напористость. В индийском обществе ценят традиционные ценности: созерцательность, пассивность и мистицизм. Насколько сильно отличаются культуры различных обществ, настолько могут различаться и их ценности. Последние опросы свидетельствуют, что среди ценностей лидируют: здоровье, семья, материальное благосостояние, безопасность, стабильность, демократия, богатство, любовь, коллективизм, патриотизм, религиозные ценности. Социальные ценности можно классифицировать: · политические — патриотизм, гражданственность, демократия, свобода, права; · религиозные — заповеди, символы; · нравственные — честь, совесть, достоинство, милосердие, порядочность; · экономические — деньги, благополучие, собственность; · эстетические — язык, традиции, культура и т.д. В обществе формируется ценностные ориентации, т.е. имеющиеся ценности становятся ориентирами для всех, большинства или многих граждан. И они живут, действуют, строят свою жизнь в соответствии с этими ценностями. В любом обществе, как правило, существуют разные ценности — традиционные и новые, общезначимые и корпоративные, и они нередко представляют собой противоречия — (быть милосердным значит — отдавать, богатым — брать). Отсюда: история человеческого общества — история борьбы за те или иные ценности. Стремясь выйти из ситуации этой борьбы разных ценностных ориентиров, человечество с давних времен пыталось выработать универсальные, общезначимые ценности — общечеловеческие ценности. Относительно бесспорным являются такие ценности, как демократия, религиозные ценности. Тем более, что в мировых религиях многие заповеди совпадают, и в настоящее время поиск общемировой религиозной ценностной основы идет двумя путями: 1. высшие структуры этик конфессий осуществляют этот поиск, 2. часть верующей интеллигенции пытается это сделать. Поиск общечеловеческих ценностей в области экономики … Общечеловеческие ценности — это желаемый, но пока не очень ясный ориентир, над которым человечество сейчас работает. Специфика нашего общества в том, что у нас период смены социальных ценностей и ориентиров. 65.ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ И ГРУППОВЫЕ ЦЕННОСТИ Социализация — это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Ценности — это то, что представляется нам более значимым для человека, это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. В христианской морали, например, Десять заповедей, которые признают: ценность человеческой жизни — «не убий», ценность верности — «не прелюбодействуй» и т.д. Существует 2 уровня: групповые ценности и ценности общества. Но в последнее время в общественном сознании и в науке стало важным отмечать общечеловеческие ценности. Групповые ценности — свойственные какой-то организации, малой группе — корпоративные ценности. Например ценность для производственной корпорации может быть экон. стабильность фирмы. Общественные ценности — господствующие в том или ином обществе. В американском обществе высоко ценят такие ценности как уверенность в себе, умение владеть собой, напористость. В индийском обществе ценят традиционные ценности: созерцательность, пассивность и мистицизм. Насколько сильно отличаются культуры различных обществ, настолько могут различаться и их ценности. Общечеловеческие ценности свойственны большей части человечества. Последние опросы свидетельствуют, что среди ценностей лидируют: жизнь, здоровье, семья, материальное благосостояние, безопасность, стабильность, демократия, богатство, любовь, коллективизм, патриотизм, религиозные ценности. Социальные ценности можно классифицировать: · политические — патриотизм, гражданственность, демократия, свобода, права; · религиозные — заповеди, символы; · нравственные — честь, совесть, достоинство, милосердие, порядочность; · экономические — деньги, благополучие, собственность; · эстетические — язык, традиции, культура и т.д. В любом обществе, как правило, существуют разные ценности — традиционные и новые, общезначимые и корпоративные, и они нередко представляют собой противоречия — (быть милосердным значит — отдавать, богатым — брать). Отсюда: история человеческого общества — история борьбы за те или иные ценности. Стремясь выйти из ситуации этой борьбы разных ценностных ориентиров, человечество с давних времен пыталось выработать универсальные, общезначимые ценности — общечеловеческие ценности. Относительно бесспорным являются такие ценности, как демократия, религиозные ценности. Тем более, что в мировых религиях многие заповеди совпадают, и в настоящее время поиск общемировой религиозной ценностной основы идет двумя путями: 1. высшие структуры этик конфессий осуществляют этот поиск, 2. часть верующей интеллигенции пытается это сделать. Поиск общечеловеческих ценностей идет и в области экономики — что считать ценностью либерализм или социальную справедливость. Общечеловеческие ценности — это желаемый, но пока не очень ясный ориентир, над которым человечество сейчас работает. 66.ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ, ГРУППЫ, ОБЩЕСТВА Социализация — это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Ценности позволяют личности выработать ценностные ориентации, внутреннюю позицию по отношению к внешнему миру, к своим поступкам. Ценностные ориентации — это то, что представляется нам более значимым для человека, это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. В христианской морали, например, Десять заповедей формируют ценностные ориентации, которые признают: ценность человеческой жизни — «не убий», ценность верности — «не прелюбодействуй» и т.д. Существуют ценностные ориентации личности, группы и общества в целом. Групповые ценности — свойственные какой-то организации, малой группе — корпоративные ценности. Например ценность для производственной корпорации может быть экон. стабильность фирмы. Эти ценности формируют ценностную ориентацию для членов корпорации. Общественные ценности — господствующие в том или ином обществе. Эти ценности формируют ценностные ориентацию общества. Ценностные ориентации личности могут в какой-то мере различаться в разных обществах. В американском обществе высоко ценят такие ценности как уверенность в себе, умение владеть собой, напористость, для личности характерна ориентация на личный успех в жизни. В индийском обществе ценят традиционные ценности: созерцательность, пассивность и мистицизм. Насколько сильно отличаются культуры различных обществ, настолько могут различаться и их ценностные ориентации. Последние опросы свидетельствуют, что среди ценностных ориентацией личности лидируют: здоровье, семья, материальное благосостояние, безопасность, стабильность, демократия, богатство, любовь, коллективизм, патриотизм, религиозные ценности. Социальные ценности можно классифицировать: · политические — патриотизм, гражданственность, демократия, свобода, права; · религиозные — заповеди, символы; · нравственные — честь, совесть, достоинство, милосердие, порядочность; · экономические — деньги, благополучие, собственность; · эстетические — язык, традиции, культура и т.д. В обществе формируется ценностные ориентации, т.е. имеющиеся ценности становятся ориентирами для всех, большинства или многих граждан. И они живут, действуют, строят свою жизнь в соответствии с этими ценностями. В любом обществе, как правило, существуют разные ценности — традиционные и новые, общезначимые и корпоративные, и они нередко представляют собой противоречия — (быть милосердным значит — отдавать, богатым — брать). Отсюда: история человеческого общества — история борьбы за те или иные ценности. Стремясь выйти из ситуации этой борьбы разных ценностных ориентиров, человечество с давних времен пыталось выработать универсальные, общезначимые ценности — общечеловеческие ценности. Относительно бесспорным являются такие ценности, как демократия, религиозные ценности. Тем более, что в мировых религиях многие заповеди совпадают, и в настоящее время поиск общемировой религиозной ценностной основы идет двумя путями: 1. высшие структуры этик конфессий осуществляют этот поиск, 2. часть верующей интеллигенции пытается это сделать. Поиск общечеловеческих ценностей в области экономики … Общечеловеческие ценности — это желаемый, но пока не очень ясный ориентир, над которым человечество сейчас работает. Специфика нашего общества в том, что у нас период смены ценностных ориентаций. 67.СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ИХ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ Общество представляет собой не механическое соединение индивидов, а систему их взаимодействий друг с другом, а также с объединяющими их общностями и группами (семья, трудовой коллектив, соседи, этнос и т.д.). В процессе социального взаимодействия большинство людей совершают свои поступки, действия, согласуясь с нормами и правилами, принятыми в данном обществе или данной социальной группе. Вместе с тем, каждый из индивидов иногда нарушает в силу каких-то причин некоторые правила и нормы, а некоторые делают это часто, отклоняясь от принятых в обществе норм. Социальные нормы — это регуляторы нашего повседневного поведения в обществе (как мы общаемся др. с др. и т.д.). Соц. нормы имеют свойство передаваться по наследству, сохраняться, но и частично обновляться. Существуют нормативные процессы сохранения и обновления соц. норм. Если в обществе ревностно заботиться лишь о сохранении норм, то оно теряет динамику, становиться архаичным. Другая крайность, когда общество уничтожает большую часть соц. норм, а то и все общепринятые нормы, такую ситуацию Э. Дюркгейм назвал аномией (когда провоцируются формы девиантного поведения и большинство людей становится вольно или невольно нонконформистами, вынуждены нарушать нормы). Такая ситуация грозит анархией и распадом самого общества, т.е. социальные нормы играют важную роль в обществе, способствуя его стабильности и сохранности. Соц. нормы общества представляют собой целую сложную систему, куда входят, формальные нормы, т.е. нормы оформленные в виде каких-либо официальных документов. К формальным нормам так же относятся подзаконные акты (указы, приказы и т.д.) вышестоящих институтов власти нижестоящим. Кроме того существуют традиции, которыми мы руководствуемся. Нормы устанавливает и мораль. Есть эстетические нормы, религиозные. Соц. нормы выполняют в обществе ряд функций и подразделяются на: 1. норы выполняющие функции социального контроля: а) предписывающие нормы, б) запрещающие, в) дозволяющие; 2. институциональные — когда за соблюдением норм наблюдают и контролируют определенные институты; 3. конвенциональные — являются предметом договора всех его сторон. Проблема соц. норм, всех их разновидностей, является очень важной и с т. зр функций. Соц. нормы являются точкой отсчета, с которой сравниваются отклонения, имеющиеся в обществе. Отклоняющееся поведение называется девиантным и оно карается законом, осуждением общества. Чтобы определить отклонение нужно знать нормы. Преступное поведение — делинквентное. Проблема девиации еще с прошлого века вызывала интерес у социологов, и прежде всего в 2 аспектах: 1. что считать нормой и отклонением, 2. почему люди ведут себя девиантно, даже в случае, когда точно известно, что нормы таковы, отклонение жестоко карается, и все-таки девиации имеет место. Классическими видами девиантного поведения признаны преступления, правонарушения. Отклонениями считают алкоголизм и пьянство. Наркомания — преступление, во многих странах карается законом. Со временем выяснилось, что отклоняющимся может быть и творчество, особенно его выдающиеся формы, их назвали — инновариантными. Во-первых само по себе творчество есть отрицание нормы. Во-вторых творцы принципиально нового практически все отличаются отклоняющимся от принятых в обществе норм поведения. Таким образом, понятие девиации с включением в нее и творчества и других форм нарушения стандартов привело к тому, что громадный блок явлений и громадная масса людей называются отклоняющимися от нормы. И в этом плане может быть нормой по масштабам, поэтому проблема девиации и девиационного поведения являются постоянно незавершенной. В 19в большую роль в криминалистике и социологии девиантного поведения сыграла теория Ламброзо, согласно которой предрасположенность к преступлениям и правонарушениям заложена в некоторых людях изначально (врожденная предрасположенность). Он назвал ряд внешних данных, согласно которых уже в ребенке можно распознать некоторых преступников. Со временем эта теория была разгромлена. В 20в — теория стигматизации Гофмана. «Стигма» — в Древней Греции клейма, которыми клеймили рабов и скот, преступников. Гофман объяснял возникновение девиантности у некоторых людей тем, что они с рождения или несколько позже являются как бы заклейменными обществом, а основанием этого являются: физические изъяны, расовая принадлежность, отсутствие воли, результат общественного осуждения. «Теория навешивания ярлыков»: правящая элита создает нормы и всем, кто не подчиняется этим предписаниям навешивают ярлык «аутсайдера» и этот ярлык отгораживает человека от других и заставляет поступать не как все. Сорокин в работе «Преступление и кара, подвиг и награда» размышляет о том, что люди совершают преступления, хотя знают что оно наказуемо, но выгода от преступления получается немедленно, а наказание несколько отстает во времени, и к тому же при некоторой продуманности и создании условий может и совсем не наступить. Наиболее значительным является классификация девиантного поведения является классификация Р. Мертона, который исходил из следующего: · в обществе существует общепринятые цели, ценности, идеалы, стремления к ним есть нормы, а также в обществе есть общепринятые одобряемые средства достижения этих идеалов. Есть тип людей, которые признают общепринятые нормы, но считают, что способы их достижения должны быть иными, нетрадиционными. Этот тип он назвал инновационным; · традиционные способы признаются, но цели либо отрицаются, либо выпадают, а способы становятся самоцелью. Он назвал это — ритуализм; · ретрицизм. Отрицаются и цели и средства, и в целом общепринятые нормы, но ничего не предпринимается взамен; · бунт. Отрицаются и цели и средства и вместо них предлагаются новые и цели и средства. В социологии принято считать, что в любом обществе существуют люди, которые не приемлют и цели и средства, но подчиняются нормам, их называют конформистами. И естественно, в любом обществе есть люди, относящиеся к одной из 4 категорий по Мертону — нонконформисты. Нормально если в обществе большинство — конформисты, но не все, а то общество застынет. Но бывают ситуации, когда провоцируются формы девиантного поведения и большинство людей становится вольно или невольно нонконформистами, вынуждены нарушать нормы. Эту ситуацию еще в прошлом Дюркгейм назвал аномией. 68.ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ Общество представляет собой не механическое соединение индивидов, а систему их взаимодействий друг с другом, а также с объединяющими их общностями и группами (семья, трудовой коллектив, соседи, этнос и т.д.). В процессе социального взаимодействия большинство людей совершают свои поступки, действия, согласуясь с нормами и правилами, принятыми в данном обществе или данной социальной группе. Вместе с тем, каждый из индивидов иногда нарушает в силу каких-то причин некоторые правила и нормы, а некоторые делают это часто, отклоняясь от принятых в обществе норм. Социальные нормы — это регуляторы нашего повседневного поведения в обществе (как мы общаемся др. с др. и т.д.). Соц. нормы общества представляют собой целую сложную систему, куда входят, формальные нормы, т.е. нормы оформленные в виде каких-либо официальных документов. К формальным нормам так же относятся подзаконные акты (указы, приказы и т.д.) вышестоящих институтов власти нижестоящим. Кроме того существуют традиции, которыми мы руководствуемся. Нормы устанавливает и мораль. Есть эстетические нормы, религиозные. Соц. нормы выполняют в обществе ряд функций и подразделяются на: 1. норы выполняющие функции социального контроля: а) предписывающие нормы, б) запрещающие, в) дозволяющие; 2. институциональные — когда за соблюдением норм наблюдают и контролируют определенные институты; 3. конвенциональные — являются предметом договора всех его сторон. Проблема соц. норм, всех их разновидностей, является очень важной и с т. зр функций. Соц. нормы являются точкой отсчета, с которой сравниваются отклонения, имеющиеся в обществе. Отклоняющееся поведение называется девиантным и оно карается законом, осуждением общества. Чтобы определить отклонение нужно знать нормы. Преступное поведение — делинквентное. Проблема девиации еще с прошлого века вызывала интерес у социологов, и прежде всего в 2 аспектах: 1. что считать нормой и отклонением, 2. почему люди ведут себя девиантно, даже в случае, когда точно известно, что нормы таковы, отклонение жестоко карается, и все-таки девиации имеет место. Классическими видами девиантного поведения признаны преступления, правонарушения. Отклонениями считают алкоголизм и пьянство. Наркомания — преступление, во многих странах карается законом. Со временем выяснилось, что отклоняющимся может быть и творчество, особенно его выдающиеся формы, их назвали — инновариантными. Во-первых само по себе творчество есть отрицание нормы. Во-вторых творцы принципиально нового практически все отличаются отклоняющимся от принятых в обществе норм поведения. Таким образом, понятие девиации с включением в нее и творчества и других форм нарушения стандартов привело к тому, что громадный блок явлений и громадная масса людей называются отклоняющимися от нормы. И в этом плане может быть нормой по масштабам, поэтому проблема девиации и девиационного поведения являются постоянно незавершенной. «Теория навешивания ярлыков»: правящая элита создает нормы и всем, кто не подчиняется этим предписаниям навешивают ярлык «аутсайдера» и этот ярлык отгораживает человека от других и заставляет поступать не как все. Сорокин в работе «Преступление и кара, подвиг и награда» размышляет о том, что люди совершают преступления, хотя знают что оно наказуемо, но выгода от преступления получается немедленно, а наказание несколько отстает во времени, и к тому же при некоторой продуманности и создании условий может и совсем не наступить. Наиболее значительным является классификация девиантного поведения является классификация Р. Мертона, который исходил из следующего: · в обществе существует общепринятые цели, ценности, идеалы, стремления к ним есть нормы, а также в обществе есть общепринятые одобряемые средства достижения этих идеалов. Есть тип людей, которые признают общепринятые нормы, но считают, что способы их достижения должны быть иными, нетрадиционными. Этот тип он назвал инновационным; · традиционные способы признаются, но цели либо отрицаются, либо выпадают, а способы становятся самоцелью. Он назвал это — ритуализм; · ретрицизм. Отрицаются и цели и средства, и в целом общепринятые нормы, но ничего не предпринимается взамен; · бунт. Отрицаются и цели и средства и вместо них предлагаются новые и цели и средства. В социологии принято считать, что в любом обществе существуют люди, которые не приемлют и цели и средства, но подчиняются нормам, их называют конформистами. И естественно, в любом обществе есть люди, относящиеся к одной из 4 категорий по Мертону — нонконформисты. Нормально если в обществе большинство — конформисты, но не все, а то общество застынет. Но бывают ситуации, когда провоцируются формы девиантного поведения и большинство людей становится вольно или невольно нонконформистами, вынуждены нарушать нормы. Эту ситуацию еще в прошлом Дюркгейм назвал аномией. 69.НОРМАТИВНАЯ СИСТЕМА И ПОДСИСТЕМЫ Соц. нормы общества представляют собой целую сложную систему, куда входят подсистемы норм. Можно выделить подсистему, включающую в себя формальные нормы, и подсистему неформальных социальных норм. Формальные нормы — это нормы оформленные в виде каких-либо официальных документов. К формальным нормам так же относятся подзаконные акты (указы, приказы и т.д.) вышестоящих институтов власти нижестоящим. К неформальным нормам относятся нормы не закрепленные документально, но существующие в обществе в форме традиций, которыми мы руководствуемся. Нормы устанавливает и мораль. Есть этические, эстетические и религиозные нормы. Соц. нормы по выполняемым в обществе функциям можно подразделить на подсистемы, в которые входят следующие нормы: 1. нормы выполняющие функции социального контроля: а) предписывающие нормы, б) запрещающие, в) дозволяющие; 2. институциональные — когда за соблюдением норм наблюдают и контролируют определенные институты; 3. конвенциональные — являются предметом договора всех его сторон. Проблема соц. норм, всех их разновидностей, является очень важной и с т. зр функций. Соц. нормы являются точкой отсчета, с которой сравниваются отклонения, имеющиеся в обществе. Отклоняющееся поведение называется девиантным и оно карается законом, осуждением общества. Чтобы определить отклонение нужно знать нормы. Преступное поведение — делинквентное. Проблема девиации еще с прошлого века вызывала интерес у социологов, и прежде всего в 2 аспектах: 1. что считать нормой и отклонением, 2. почему люди ведут себя девиантно, даже в случае, когда точно известно, что нормы таковы, отклонение жестоко карается, и все-таки девиации имеет место. Классическими видами девиантного поведения признаны преступления, правонарушения. Отклонениями считают алкоголизм и пьянство. Наркомания — преступление, во многих странах карается законом. Со временем выяснилось, что отклоняющимся может быть и творчество, особенно его выдающиеся формы, их назвали — инновариантными. Во-первых само по себе творчество есть отрицание нормы. Во-вторых творцы принципиально нового практически все отличаются отклоняющимся от принятых в обществе норм поведения. Таким образом, понятие девиации с включением в нее и творчества и других форм нарушения стандартов привело к тому, что громадный блок явлений и громадная масса людей называются отклоняющимися от нормы. И в этом плане может быть нормой по масштабам, поэтому проблема девиации и девиационного поведения являются постоянно незавершенной. «Теория навешивания ярлыков»: правящая элита создает нормы и всем, кто не подчиняется этим предписаниям навешивают ярлык «аутсайдера» и этот ярлык отгораживает человека от других и заставляет поступать не как все. Сорокин в работе «Преступление и кара, подвиг и награда» размышляет о том, что люди совершают преступления, хотя знают что оно наказуемо, но выгода от преступления получается немедленно, а наказание несколько отстает во времени, и к тому же при некоторой продуманности и создании условий может и совсем не наступить. Наиболее значительным является классификация девиантного поведения является классификация Р. Мертона, который исходил из следующего: · в обществе существует общепринятые цели, ценности, идеалы, стремления к ним есть нормы, а также в обществе есть общепринятые одобряемые средства достижения этих идеалов. Есть тип людей, которые признают общепринятые нормы, но считают, что способы их достижения должны быть иными, нетрадиционными. Этот тип он назвал инновационным; · традиционные способы признаются, но цели либо отрицаются, либо выпадают, а способы становятся самоцелью. Он назвал это — ритуализм; · ретрицизм. Отрицаются и цели и средства, и в целом общепринятые нормы, но ничего не предпринимается взамен; · бунт. Отрицаются и цели и средства и вместо них предлагаются новые и цели и средства. В социологии принято считать, что в любом обществе существуют люди, которые не приемлют и цели и средства, но подчиняются нормам, их называют конформистами. И естественно, в любом обществе есть люди, относящиеся к одной из 4 категорий по Мертону — нонконформисты. Нормально если в обществе большинство — конформисты, но не все, а то общество застынет. Но бывают ситуации, когда провоцируются формы девиантного поведения и большинство людей становится вольно или невольно нонконформистами, вынуждены нарушать нормы. Эту ситуацию еще в прошлом Дюркгейм назвал аномией. 70.РОЛЬ ИДЕАЛОВ И СИМВОЛОВ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ Социализация — это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. То есть социализация — это пути которыми приобретаются установки, соответствующие социальным ролям. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. Социализация предполагает формирование и интеллектуальных, и социальных, и физических навыков. Социализация как процесс представляет собой: с одной стороны — передачу обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения и ценностных ориентиров, с другой стороны — их усвоение индивидом. Большую роль в процессе социализации играют идеалы и символы. Они являются эталонами поведения, которые не предписывая поведения, стимулируют к подражанию. Еще Фрейд выделял в качестве одного из психологических механизмов социализации имитацию — осознанное копирование определенной модели поведения. Этот механизм особенно эффективен в детском возрасте. Наличие в обществе общепризнанных идеалов и символов через механизм имитации способствует успешной социализации личности. Символом современного западного общества является успех в жизни, материальный достаток, эти символы играют свою положительную роль в социализации личности. Идеалом многих в советские годы был Павел Корчагин. В настоящее время такие общепринятые идеалы отсутствуют, вероятно из-за этого усложняется процесс социализации подростков и так много примеров их девиантного поведения. Но наличие в обществе идеалов и символов хотя и способствует социализации, но не гарантирует от девиантного поведения. Подтверждением чего является классификация Р. Мертона, который исходил из следующего: · в обществе существует общепринятые цели, ценности, идеалы, стремления к ним есть нормы, а также в обществе есть общепринятые одобряемые средства достижения этих идеалов. Есть тип людей, которые признают общепринятые нормы, но считают, что способы их достижения должны быть иными, нетрадиционными. Этот тип он назвал инновационным; · традиционные способы признаются, но цели либо отрицаются, либо выпадают, а способы становятся самоцелью. Он назвал это — ритуализм; · ретрицизм. Отрицаются и цели и средства, и в целом общепринятые нормы, но ничего не предпринимается взамен; · бунт. Отрицаются и цели и средства и вместо них предлагаются новые и цели и средства. В социологии принято считать, что в любом обществе существуют люди, которые не приемлют и цели и средства, но подчиняются нормам, их называют конформистами. И естественно, в любом обществе есть люди, относящиеся к одной из 4 категорий по Мертону — нонконформисты. Нормально если в обществе большинство — конформисты, но не все, а то общество застынет. Но бывают ситуации, когда провоцируются формы девиантного поведения и большинство людей становится вольно или невольно нонконформистами, вынуждены нарушать нормы. Эту ситуацию еще в прошлом Дюркгейм назвал аномией. 71.СОРОКИН П.А. О СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ Крупнейший социолог мирового уровня 20в. Его учениками были многие выдающиеся американские социологи. Разработал теорию соц. стратификации и соц. мобильности в своей теории он объяснил, что любое общество не однородно, слои составляющие его определяются рядом позиций: имущественным неравенством, образовательным неравенством. В теории соц. мобильности он объяснил как происходит перемещение из одного слоя в другой. Ему принадлежит еще ряд идей: теории конвергенции (сближения, приобретения одинаковых черт обществ, все общества в 20в в сущности развиваются в одном направлении и между ними все больше общего, чем различий и где-то в перспективе различия станут незначительными).
|