Студопедия — закон движения детского коллектива по А.С.Макаренко
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

закон движения детского коллектива по А.С.Макаренко






Вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизма был ведущим, коренным вопросом советской педагогики с первых же дней ее существования.

он продвинул этот вопрос дальше, указав ряд глубоко обоснованных и успешно проверенных на практике методов воспитания. Воспитание в коллективе и через коллектив - это центральная идея его педагогической системы, красной нитью проходящая через всю педагогическую деятельность и все его педагогические высказывания.

Коллектив- объединение их для достижения общих целей в общем труде - объединение, отличающееся определенной системой полномочий и ответственности, определенным соотношением и взаимозависимостью отдельных своих частей. Макаренко подчеркивал, что коллектив - часть советского общества: «через коллектив каждый его член входит в общество»

Высшим назначением школьного коллектива является создание условий для всестороннего и свободного развития личности каждого ребенка, для воспитания коллективистов..

Одним из важнейших законов коллектива Макаренко считал "закон движения коллектива".

Педагог должен уметь увлечь весь коллектив воспитанников и каждого из его участников определённой целью, достижение которой, требующее усилий, труда, борьбы, даёт глубокое удовлетворение. Добившись этой цели, надо ставить дальнейшую задачу, более широкую, более общественно значимую

важная роль в жизни коллектива отводится игре.

трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем.

Своей высшей формы эта трудовая деятельность достигла в коммуне имени Дзержинского, где воспитанники (старшего возраста) обучались в средней школе и работали на производстве со сложной техникой, требующей высококвалифицированного труда. В процессе трудовой деятельности детей, говорил Макаренко, надо развивать их умение ориентироваться, планировать работу, бережно относиться ко времени, к орудиям производства и к материалам, добиваться высокого качества работы.

А.С. Макаренко внес много нового, оригинального в освещение проблемы семейного воспитания. Он был одним из первых советских педагогов, занявшихся разработкой этой важной проблемы.

наличие полной семьи, крепкого коллектива, где отец и мать живут дружно между собой и с детьми, где царствуют любовь и взаимное уважение, где имеет место четкий режим и трудовая деятельность.

Коллектив и личность

сформулировал закон жизни коллектива: движение - форма жизни коллектива, остановка - форма его смерти; определил принципы развития коллектива (гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия); вычленил этапы (стадии) развития коллектива.

Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути А.С. Макаренко выделяет несколько стадий (этапов).

Первая стадия (педагог как субъект управления) -- становление коллектива. В это время коллектив выступает, прежде всего, как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу превратить в коллектив, т. е. такую социально-психологическую общность, где отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями. Организатор коллектива -- педагог, от него исходят все требования. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организаций.

На второй стадии усиливается влияние актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива, руководствуясь своими понятиями о том, что приносит пользу, а что -- ущерб интересам коллектива. Если активисты правильно понимают потребности коллектива, то они становятся надежными помощниками педагога. Работа с активом на этом этапе требует пристального внимания педагога.

Для второй стадии характерна стабилизация структуры коллектива. Он уже способен требовать от своих членов определенных норм поведения, при этом круг требований постепенно расширяется на второй стадии развития коллектив уже выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности. Основная цель педагогов на этой стадии - максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создается. Практически только теперь коллектив достигает определенного уровня своего развития как субъект воспитания, в результате чего и становится возможным целенаправленно использовать его в целях индивидуального развития каждого отдельного ученика.

Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива.

Большое внимание А.С. Макаренко уделял возникающим, крепнущим на всех стадиях развития коллектива традициям. Традиции -- это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников. Он полагал, что они помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания и украшают жизнь.

основные элементы, положенные А.С. Макаренко в основу модели "воспитательного коллектива":Самоуправление, Конституция коллектива, писанные и неписанные нормы жизни и правила поведения, система требований к личности, а также режим, Дисциплина,Соподчинение, Ответственность,Тон и стиль жизни, Этика,Характер отношений в коллективе,Интересы детства.

 

А.С. Макаренко - педагог-новатор, обогативший советскую педагогику ценными педагогическими идеями, методами и приемами.

Использование теории Макаренко в работе с беспризорными детьми и детьми-сиротами

он нашел сильное средство воспитания, которым стал коллектив самих воспитанников. В колонии, получившей имя Горького, определилась система структурных взаимодействий в коллективе: актив, деление на отряды, совет командиров, внешняя атрибутика (знамя, сигналы горнистов, рапорт, форменная одежда), поощрения и наказания, традиции.

Воспитание в коллективе А.С. Макаренко соединял с правильно поставленным трудовым воспитанием. Труд колонистов организовывался по отрядам и сочетался с учебой.

А.С. Макаренко считал одной из причин появления "трудных" детей ненормально сформированные отношения между детьми и взрослыми в семье и школе. Организовывая образовательно-воспитательные учреждения, Антон Семенович на первый план выдвигал идею счастья, достижения счастливого детства. Воспитанники А.С. Макаренко не имели семьи, их семьей была колония. Организовать семейные отношения между колонистами ему помог принцип разновозрастности.

главная польза труда состоит в психическом, духовном развитии человека.

В конце 1920-х годов А.С. Макаренко вводит понятие педагогическая техника. Это то, что присуще конкретному специалисту, искусство его профессиональной деятельности. Педагогическое руководство это целенаправленное педагогически грамотное воздействие на взаимоотношения, стихийно складывающиеся в коллективе класса, с целью ликвидации такого негативного явления, как изоляция подростков в классе с целью создания атмосферы психологической защищенности каждого ученика в этом коллективе.

Опыт трудового воспитания Макаренко и в наши дни используется в ряде образовательных учреждений. Однако, современным педагогам удается использовать лишь отдельные элементы концепции Макаренко, поскольку повторить его эксперимент по созданию колонии в чистом виде не представляется возможным. Во-первых это связано с геополитической обстановкой в стране (т.е. уже не существует коммунистического строя и т.д.), а также с тем, что личность самого Макаренко играла одну из ключевых ролей в реализации этой концепции.

Период работы Макаренко в колонии имени А.М. Горького и коммуны имени Ф.Э. Дзержинского является основным и важнейшим этапом его творческой деятельности. За эти годы у Антона Семеновича окончательно сложилось целостная педагогическая концепция, являющаяся образом творческого соединения практики и теории, проверенная и насыщенная как его собственным опытом, так и опытом всей советской школы в целом. Во время работы в колонии им. Горького А.С. Макаренко установил основные положения теории воспитательного коллектива и разработал принципы организации такого коллектива и методику руководства им.

 

30. Общая характеристика воспитания и школы в античном мире.

Основными направлениями воспитания детей этого исторического региона были грамота, арифметика и музыка. Большое значение уделялось трудолюбию и физическому воспитанию, что связано с большим количеством войн в тот период времени. В раннем детстве воспитанием детей занимались наставники-старцы, которые должны были воспитывать настоящих воинов (Афины), или няньки-кормилицы (Спарта). Хотя греческое и спартанское воспитание имеют принципиальные различия в методах и направлениях, оба они характеризуются индивидуальным воспитанием ребенка до определенного возраста схожее с современным воспитанием в семье.

Школы в Древней Греции зародились с возникновением городов-полисов, культурой которых было предусмотрено получение образования для получения статуса достойного гражданина. Обучение не прекращалось даже в дни войн. Каникул не было, ученики занимались целый день с перерывом на обед. Учитель был один на всю школу, численность учеников обычно не превышала 50 человек, которые составляли один класс, независимо от возраста. Дети сидели на низких складных табуретках вокруг учителя, писали на коленях, воспринимали информацию по всем предметам на слух. Письму учились с помощью вощеных дощечек и палочки (стило), арифметика включала изучение четырех основных действий и чисел в разрядном представлении, пение было только в унисон и сопровождалось игрой на кифаре.

Социальный статус учителя был низким и приравнивался к статусу ремесленника среднего уровня.

Особенностями воспитания выделялись Афины и Спарта, принципы воспитания в которых были ярко выраженными и во многом противоположными.

Воспитание в Спарте было направлено на выращивание воинов, о чем говорит отбор новорожденных по признакам крепости и здоровья. Младенцы, не удовлетворяющие установленным канонам, росли вне общества и не считались полноправными гражданами. Организованное полисом воспитание начиналось с семи лет

20-30 лет: В течение последних десяти лет воспитания физическая подготовка еще более ужесточалась, человек уже считался воином, но только по окончание этого этапа становился полноправным членом военной общины.

Воспитание спартанских девочек и девушек тоже было направлено на развитие физической силы и выносливости.

жители Спарты были малообразованны и способны только к ведению войн, однако многие традиции физического воспитания и закалки нашли отражение в воспитательных системах следующих поколений.

Принципиально другим было воспитание в Афинах. Здесь стремились к формированию как интеллектуальной, так и физической сторон человека. До семилетнего возраста все дети воспитывались в семье или специально предназначенными для этого людьми. С семи лет мальчики простых граждан могли учиться в платных школах, где их обучали чтению, письму, арифметике и музыке, а так же они занимались гимнастикой. В соответствии с направлением развития школы делились на два типа: мусические (7 – 16 лет), в которых осуществлялось интеллектуальное обучение, и палестры, где занимались физическим развитием. Оптимальным вариантом считалось посещение обеих школ одновременно.

Большое значение в обучении Афинян имели произведения Гомера «Илиада» и «Одиссея», которые служили материалом для чтения, пения и письма. Элитное воспитание получали юноши 18–20 в эфебии, где учились тонкостям военного дела.

Всю систему воспитания Афин того времени пронизывала атмосфера соревнований. Женская часть населения воспитывалась исключительно в семье, содержание воспитания отличалось только отсутствием гимнастической и военной составляющих. Основной деятельностью женщин считалось домашнее хозяйство.

На протяжении всей римской империи семья воспринималась как важнейшая ячейка общества, ответственная за нравственное воспитание детей. Устойчивы были семейные традиции. В период VIII–VI вв. до н. э. семья отвечала за воспитание детей вплоть до 16 лет, а девушки оставались под неусыпным контролем матерей до замужества, при этом, однако, поведение родителей даже в присутствии детей не отличалось высокой моралью. Большую роль в воспитании играла религия. Множество богов постоянно сопровождают и влияют на повседневную жизнедеятельность римлян.

В период расцвета Римской империи домашнее воспитание отходит на второй план. Уступая свои позиции государственному воспитанию. Учителями Древнего Рима были рабы, из чего вытекает крайне низкий социальный статус учителя. Б едные граждане, которые не могли содержать рабов-нянек и рабов-педагогов, отправляли своих детей учиться на форумы, которые проводились в месте общественных сборищ римлян.

Военную подготовку юноши могли получить в специальных военных формированиях – легионах.

На закате римской цивилизации вновь обретает силу домашнее воспитание, о чем пишет в своих трудах епископ Сидоний (V в. до н. э.): «Вся наука из родного дома».

Греко-римское образование оказало влияние на поселение варварских племен Античного Средиземноморья, восточные славяне VI–IX вв. широко использовали греческий и латинский алфавит, скифы активно изучали греческий язык и письменность, а так же ездили за получением образования в Грецию.

 

 

31. Философия Др.Греции и Др.Рима о воспитании (Сократ,Платон,Аристотел,Квинтилиан)

Древнегреческие философы подняли воспитание и обучение детей на высокую позицию, оформили педагогику как науку, создали идеал человека, к которому мы и сейчас стремимся. Конечно, воспитательная наука претерпела много изменений, но именно Аристотель, Сократ, Платон и Демокрит смогли выделить в ней главные вещи, неизменимые даже с ходом времени.

Они являются отцами всех наук, в том числе и педагогики.

В античные времена существовали две модели воспитания - афинская и спартанская. Они резко отличались целями, методами, средствами и результатами воспитания. Афинская модель предполагала гармоничное воспитание личности, включающее умственное, физическое, эстетическое, нравственное развитие. Афиняне должны были уметь музицировать и петь, слагать стихи и вести беседу. Кроме того, велось приобщение к благодетели.

Спартанцы же, напротив, предполагали в человеке физическое начало, чем духовное. Идеалом воспитания являлся сильный, мужественный воин, способный переносить лишения, боль и трудности.

различия в этих воспитательных моделей объясняются политическими и экономическими особенностями государств.

Сравнивая эти две модели воспитания, спартанская сильно проигрывала, ее часто критиковали. Аристотель, который предлагал начало воспитания детей с «заботы о теле», однако, осуждал Спарту за жестокость и насилие.

древнегреческий философ - Платон - в трактате «Законы» предлагал соединить спартанскую и афинскую системы воспитания, соблюдая «золотую середину». Платон предлагал уделять большое внимание физическим упражнениям и танцам.

многие другие античные философы поддерживали афинскую модель воспитания или предлагали объединить ее со спартанской, дабы достичь всестороннего, идеального воспитания.

афинская модель воспитания продвинулась намного дальше, чем спартанская, так как одна лишь физическая сила без душевного благородства - ничто.

Воспитание имело две основные задачи - воспитание интеллектуальное и физическое. В первые годы обучения эти задачи разделяли частные мусические и гимнастические школы.

Эфебия - государственная военная организация. В этом заведении обучались молодые люди от 18 до 20 лет, принадлежавшие к трем высшим сословиям. Зачисление в эфебию было связано с принесением присяги на верность. Присяга означала переход юноши во взрослую жизнь, превращала его в воина.

В эфебии большое внимание уделялось физической тренировке и упражнениям военного характера. Молодые люди участвовали в борьбе, беге, упражнялись в верховой езде, в езде на колеснице, метании копий, дисков, стрельбе из лука. Кроме этого они изучали теоретические вопросы военного дела, такие как: употребление военных машин, искусство постройки лагерей, посещали военные корабли с целью постижения основ кораблестроения.

выпускники эфебии составляли привилегированный слой общества. Они являлись гордостью города, занимали почетные места на пышных празднествах.

Внешкольное воспитание в античные времена

В античные времена было очень развито внешкольное образование, которое могло компенсировать отсутствие школьного обучения. Развернутая система внешкольного образования строилась на мощной финансовой базе. С городов собиралась дань, которая составляла общественную казну, она хранилась на острове Делосе. Затем в V в. до н. э. деньги были перенесены в Афины.

театры. Они являлись средством внешкольного образования и служили местом общения и развлечения, оттуда черпались моральные, нравственные, эстетические и другие ценности.

Олимпийские игры.

внешкольное образование во многом похоже на школьное обучение, т.к. требовало надежных знаний и общей грамотности.

Сократ (около 469 год до н. э.) древнегреческий философ, родился в Афинах. Сократ является первым ученым-философом, перешедшим от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека, его души и всех составляющих. Как известно, Сократ излагал свои мысли устно, в форме дискуссий, называемых Сократовскими диалогами. Этот человек являлся величайшим просветителем своего времени. Широко известен он и своими педагогическими воззрениями. Являлся учителем Платона. К сожалению, за свои прогрессивные взгляды, Сократ был осужден афинским судом на смерть. Его обвиняли в непочтении к богам, пропаганде новых божеств и развращении молодежи.

ученый заложил учение о «доброй природе человека», согласно которому мужчины и женщины были равны, однако не все люди равны по способностям.

наиболее верным и надежным путем выявления способностей являлось самопознание. Он часто говорил своим ученикам слова, начертанные в Дельфийском храме: «Познай самого себя».

Последователь Сократа – Платон.

Считается основателем идеалистического направления в философии, нарисовал утопическую картину идеального рабовладельческого государства. Также философ занимался политикой, этикой, наукой о душе человека, о познании мира и т.д.

Итак, в период античности идеи софистов пытались объяснить общие вопросы мироздания, однако, эти объяснения были неточны и разрознены. Софисты не вникали в глубину человеческого сознания и вообще строили свои концепции на очень сомнительных выводах. Будучи учеником Сократа, который боролся с софистикой, Платон тоже стремился опровергнуть неверные представления о мире. Система Платона слила разрозненные элементы науки в единое целое, дополнила и углубила полученные ранее знания.

метафизические взгляды. В основном, его учение касалось мира идей. Платон полагал, что индивидуальное человеческое сознание принимает активное участие в мироздании. Также философ полагал, что сознание человека состоит из трех частей, как и весь мир: лучшая сторона, соответствующая миру идей, худшая, которая несет хаос и разрушения и промежуточная часть души, соответствующая становлению, то есть равновесию остальных частей.

В своем труде «Законы» Платон делает сущностью образования формирование законопослушного гражданина, который чтит свою страну и законодательство

Платон советует учитывать индивидуальность ребенка, его личные качества и способности.

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) - величайший из философов античного мира, ученый-энциклопедист, авторитет которого был непоколебим и в эпоху средневековья, когда церковь отвергала все наследие древней Греции, как языческое. Воспитатель Александра Македонского. Известен Аристотель как представитель материализма. Учитель-Платона.

В своих наиболее известных сочинениях «Этика», «Политика», «Афинская полития» Аристотель рассматривал многие важные вопросы воспитания. Именно в этих трудах философ обосновывает основные положения своей концепции в русле других наук. Аристотель не отделяет воспитание от социума и культуры, от этики и политики, поэтому его взгляды изложены в таких разносторонних трактатах.

Психологические и педагогические взгляды Аристотеля тесно связаны с его философией. Основа его учения - представления о душе. Он выделял три вида души человека: растительная (функции питания и размножения), животная (функции ощущения и желания) и разумная (функция мышления).

По мнению Аристотеля - именно гармоничный баланс трех составляющих души является результатом воспитания. Задача педагогики - формирование в человеке физического, нравственного и умственного начала.

Аристотель поддерживает мнение о том, что общество нуждается в создании системы государственных школ, в определенных методах воспитания с учетом возрастных особенностей детей. Аристотель - один из первых ученых, который попытался дать возрастную периодизацию от рождения до 21 года.

Аристотель, в своем труде «Политика» тесно связывал воспитание и государство. Он полагал, что законодатель должен внимательно относиться к воспитанию молодежи, потому что именно молодые люди представляют будущее государства.

Большое значение в педагогической системе Аристотеля занимал досуг и игровая деятельность, способствовавшие, по мнению ученого, отдыху и расслаблению человека. критиковал «атлетическое» направление воспитание, которое калечило детей и мешало их естественному росту.

земные стремления человека, материализм лежат у истоков психологии Аристотеля.

обогатил и дополнил педагогические взгляды своих учителей и предшественников. Философия Аристотеля оказывала влияние на педагогику на протяжении веков. В основе научного знания утверждается гуманистическая традиция в педагогики.

35.Педагогическая система Я.А.Коменского

Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы.

Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых и дружественных отношений между людьми и народами. Также во всем учении Коменского прослеживается его гуманистический подход к человеку, к образованию. Его религиозные образование и уклад жизни повлиял на всю систему образования, созданной этим выдающимся педагогом.

Основные положения его учения, такие как принцип природосооборазности, дидактические принципы, семейная педагогика, рассматриваются «ДИДАКТИКЕ».

Считая, что все дети способны воспринять знания, Ян Коменский хотел «учить всех всему». Он требовал всеобщего обучения, которое должно распространяться как на богатых, так и на бедных, как на мальчиков, так и на девочек.

«Ученики должны делать не то, что им нравится, но то, что им предписывают законы и учителя»; - принцип наглядности обучении для учащихся

В «Великой дидактике» Я.А. Коменский впервые в истории образования предложил и стройную систему школ, аргументируя ее разработанной им же самим возрастной периодизацией развития человека от рождения до зрелости, по Я.А. Коменскому, до 24 лет.

Первой ступенью воспитания и образования детей от рождения до 6 лет должна быть материнская школа - воспитание в семье под руководством матери. Развитие органов чувств, обогащении представлений об окружающей жизни.

Вторая ступень-школа родного языка для всех мальчиков и девочек независимо от сословной принадлежности в возрасте от 6 до 12 лет. пользуясь родным языком, сообщать знания о вещах окружающего детей мира, совершенствовать владение общим для всех народным языком.

Третья ступень - гимназия или латинская школа, должна была открываться в каждом городе, будучи предназначенной для юношей 12-18 лет, проявивших склонность к занятиям наукой уже в школе родного языка.

Завершающую ступень школьного образования в системе Я.А. Коменского составляли академии - высшие учебные заведения для молодых людей 18-24 лет, проявивших особые умственные дарования

Предложил стройную систему взаимосвязанных школ, позволяющую юношеству, начиная с раннего детства, достигать высот научного образования.

Вместе с этим он разработал оригинальную дидактическую систему, получившую позднее название классно-урочной и сохраняющуюся во многих своих чертах до настоящего времени. Он стремился к такой организации обучения, при которой было бы предусмотрено четкое распределение содержания всех видов школьной работы по годам, месяцам и даже дням обучения.

 

36.Педагогическая концепция Руссо и Локка.

Наряду с разработкой, становлением и развитием, ставшей постепенно традиционной для массовой школы, классно-урочной системы обучения, в Новое время появляются теории, в которых отстаиваются идеи индивидуального подхода в воспитании и обосновываются необходимые для их реализации педагогические условия. Свое оригинальное воплощение они нашли в трудах Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо.

Английский философ и педагог Джон Локк (1632-1704), провозгласив новорождённого человека «tabula rasa» (чистая доска), отказался от традиционной для своего времени точки зрения о врождённости человеческих идей и, дав обоснование опытного происхождения знаний, разработал эмпирическую теорию познания. роль воспитания и окружающей среды в формировании личности растущего человека и нашло выражение в созданной им педагогической теории.

Трактаты «Некоторые мысли о воспитании» (1693) и «О пользовании разумом» (1706). В них он предлагает систему воспитания новой породы деловых и предприимчивых, физически сильных и закалённых, неприхотливых в быту и утончённых в общении людей («джентльменов»), которые, по его мнению, необходимы нарождающемуся буржуазному обществу. Вырастить из ребёнка джентльмена можно только в условиях домашнего воспитания, в благородной и обеспеченной семье при помощи добродетельного и образованного наставника, лучше всего выходца из разорившегося дворянского рода. Школа, куда ходят разные, в том числе воспитанные улицей, дети, а преподают, порой, случайные люди решить такую задачу неспособна.

В воспитании джентльмена три основных направления: физическое, нравственное и умственное. Важное внимание также уделяется труду с позиции полезности подобного рода занятий для здоровья и будущей предпринимательской деятельности.

Предпосылкой становления личностных качеств, воли и характера каждого индивида является физическое воспитание.

Основа нравственного воспитания джентльмена состоит в выработке правильного представления о добродетели. Стремясь к личному счастью и благополучию, каждый индивид, по его мнению, должен уметь в определённых ситуациях отказаться от своих желаний и страстей и, следуя разуму, действовать наперекор им во имя общего блага.

Основой нравственного поведения джентльмена выступают нравственные привычки, являющиеся неотъемлемыми характерными чертами личности, такими как мужество, честь, умение не терять самообладание в различных жизненных ситуациях, благожелательность, знание и владение хорошими манерами и т.п.! нравственный пример окружающих! в первую очередь наставника и родителей.

за индивидуальный подход с учётом психологических особенностей, наклонностей и способностей каждого ребёнка и советует опираться на присущую растущему человеку любознательность и стремление к деятельности.

в своей «Записке о рабочих школах» (1696), предлагал открыть сеть приютов, где бы те обучались какому-либо практическому ремеслу, обретали привычку трудиться и соблюдать религиозные заповеди.

французский философ-просветитель Жан-Жак Руссо (1712-1778). лозунг французской революции «Свобода, равенство, братство!» Как дуалист он верил в то, что Бог создал совершенный свободный мир и отдал его людям, которые не захотели жить в естественном божественном состоянии, а начали творить собственную культуру и, уклоняясь от предначертанного им свыше идеального существования, попали в рабство самими сделанных искусственных ограничений. Как приверженец сенсуалистических воззрений, исходил из признания иррациональности мира, противопоставляя обусловленному объективными обстоятельствами рассудку – чувство, а зависящей от него (рассудка) сознательной воле человека – идущий от Всевышнего свободный природный инстинкт. Таким образом, отрицая создаваемую людьми по заранее определённому плану культуру, Ж.-Ж. Руссо в качестве главных её пороков выделял искусственность и рассудочность. Именно они, по его мнению, лишают человека дарованного Богом естественного состояния и права жить свободно.

Важным шагом в данном направлении должна была стать замена искусственно сложившейся в ходе культурной эволюции системы домашнего и школьного воспитания воспитанием «естественным».

«естественное воспитание» должно осуществляться в основном на лоне природы в условиях, которые помогут развить в растущем человеке все его внутренние силы и способности.

Рассматривая свободу, как средство избавления ребёнка от любых форм внешнего гнёта и давления не дающих раскрыть ему врождённые идеальные черты, Ж.-Ж. Руссо, при этом, признаёт необходимость косвенных воздействий воспитателя, направляющего подопечного путём создания тех или иных педагогических ситуаций.

Ж.-Ж. Руссо выделяет четыре основных этапа возрастного развития, выделяя для каждого из них свои специфические особенности и определяя главные педагогические задачи.

На этапе младенчества (от рождения до 2-х лет) малыш руководствуется в своём поведении инстинктами и полностью зависит от взрослых. В это время главное внимание следует уделять вопросам физического развития и укрепления здоровья.

от 2 до 12 лет) - «сон разума». Обучать наукам и давать нравственные наставления пока рано. Следует продолжать укреплять здоровье и развивать внешние чувства воспитанников, накапливая жизненные силы для будущего.

от 12 до 15 лет. знания, получаемые учеником, должны черпаться не из книг, а из природы и быть реальными и наглядными. У подростка развита наблюдательность и сообразительность

Занятия физическим трудом, которые рассматривал как неизбежную общественную обязанность свободного человека. По его мнению, лишь тот по-настоящему независим, кто может обеспечить своё существование собственными руками.

Заканчивается естественное воспитание к 24-25 годам, после чего молодой человек начинает самостоятельную жизнь, занимается трудовой деятельностью, выполняет гражданские обязанности, участвует в решении социальных проблем, заводит семью.

Женщине Ж.-Ж. Руссо отказывал в активной жизненной позиции и видел её предназначение в ведении домашних дел в роли жены и матери

Таким образом, в период Нового времени происходит окончательное оформление педагогики как самостоятельной отрасли знания, формируются и научно обосновываются её основополагающие принципы, создаются различные теории и накапливается практический опыт по их реализации, ставшие важным питательным источником для деятелей образования второй половины XIX- начала ХХ веков, как в плане развития традиционных, так и альтернативных моделей и систем обучения и воспитания.

 

 

32. Спартанская и афинская система воспитания.

В Греции уже в очень ранние времена большое внимание уделялось образованию детей. Греки стремились воспитать человека интеллектуального и здорового, хорошо развитого физически, сочетать красоту тела и нравственные добродетели. Система воспитания и зарождение педагогической мысли Древней Греции связано с культурой городов- полисов (VI - IV вв. до н. э.). В период расцвета Древней Греции определяющую роль играли два города-полиса: Спарта в Лаконии и Афины в Аттике. Соответственно выделялись две системы воспитания - Афинская - эстетическая и Спартанская - военная. Древние спартанцы и древние афиняне очень ответственно подходили к вопросам создания семьи и воспитания молодого поколения.

Афиняне считали свой город «сердцем Эллады». А Спарта славилась своими непобедимыми воинами, суровым воспитанием юношей и своеобразными законами. Именно в этих двух центрах Древней Греции сложились две совершенно противоположные по своим направлениям, смыслу и методике системы воспитания молодого поколения. Спартанская система образования отличалась жесткостью и жестокостью в педагогическом подходе. С раннего возраста дети подвергались жесточайшему отбору и сложнейшим испытаниям. Целью этого был отбор сильнейших и отсеивание слабейших. Только сильный, храбрый и мужественный мог стать полноправным гражданином Спартанского государства. Особое внимание в спартанских школах уделяли умению метко и кратко отвечать на заданные вопросы. По преданию, этим искусством особенно славились жители Лаконии (область Спарты), отсюда пошло известное выражение "лаконичный стиль". Главным законом было равенство всех жителей Спарты, начиная от царя и заканчивая рядовым гражданином. Поэтому в Спарте не собирали предметы роскоши, не коллекционировали предметы искусства. Афинская же система образования опирается в большей части на развитие внутреннего мира, восприятия прекрасного и стремления к нему. Конечно же, нельзя сказать, что афиняне были пацифистами и не умели держать оружия в руках, нет. Они были прекрасными воинам - смелыми и храбрыми, но для них существовали и другие ценности, нежели войны и завоевание новых земель. Они любили музыки (каждый образованный афинянин обязан был уметь играть на музыкальных инструментах и петь), обставляли свои дома с роскошью, украшали их статуями и шикарными вазами. Жители Афин любили жизнь и делали все, чтобы прожить ее с удовольствием.

Спартанская система воспитания

Воспитание в семье.

Самые главные качества, которые должны были отличать спартанца от представителей других народов были сила, выносливость и максимальная готовность к жизненным трудностям. Прививание и развитие подобных качеств начиналось с первых дней жизни ребенка: в младенческом возрасте его никогда не пеленали и не укрывали, оставляя на солнце, ветре или дожде. Когда ребенок подрастал, его отучали от страха перед темнотой и одиночеством, запирая в темные помещения на целые сутки, а также отучали от капризов и нытья, наказывая палкой.

Физическое наказание было неотъемлемой частью воспитания ребенка внутри семьи. И одним из многочисленных доказательств тому служит найденная археологами ваза, на которой изображена древнегреческая женщина, избивающая ребенка собственной сандалией - настолько прочно подобное явление было связано с бытовой жизнью, что его увековечили в рисунках на ровне с ритуальными праздниками, сценами боев и другими картинами повседневных забот. Уже с младенческого возраста спартанских детей приучали к военной выправке. В семье закладывались основы главных качеств будущего защитника государства: пренебрежение болью и страхом.

Период государственного образования.

Существовавшая в Спарте система образования была очень четко спланирована и рассчитана на граждан в возрасте от 7 до 30 лет и подразделялась на три этапа: от 7 до 15, от 15 до 20 и от 20 до 30 лет. Причем на всех этих трех этапах особенно ярко просматривается доминирующее влияние интересов государства, которое запрещало гражданам воспитывать детей по собственному усмотрению, подчинив этот процесс своим узко-военным нуждам.

Воспитание в возрасте от 7 до 15 лет.

Основной задачей в этот период было развитие способности самосто







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 3178. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.016 сек.) русская версия | украинская версия