Общественная ценность образования
Образование – это не только культурный феномен, но и социальный институт, одна из социальных подструктур общества. Содержание образования отражает состояние общества, переход от одного его состояния в к другому. В настоящее время – это переход от индустриального общества ХХ в. к постиндустриальному или информационному ХХI в. Развитие и функционирование образования обусловлено всеми факторами и условиями существования общества: экономическими, политическими, социальными, культурными и др. Вместе с тем цель образования – развитие человека, отвечающего требованиям того общества, в котором он живет, что находит свое отражение в связи образования и культуры. Связь образования и культуры является наиболее тесной, самые ранние стадии становления института образования связаны с культом, ритуалом: культура требовала постоянного воспроизводства. Это существенная взаимозависимость. Образование рассматривается как социальный институт с функцией культурного воспроизводства человека или воспроизводства культуры человека в обществе. Принцип «природосообразности» обучения, т.е. учится можно легко, только «идя по сторонам природы», в соответствии с чем и были основные постулаты обучения, отражающие принципиальные законы природы и человека как ее части. Принцип «культуросообразности», означает обучение в контексте культуры, ориентацию образования на характер и ценности культуры, на освоение ее достижений и ее воспроизводство, на принятие социокультурных норм и включение человека в их дальнейшее развитие. Культура понимается как воспроизводящаяся при смене поколений система образцов поведения, сознания людей, а также предметов и явлений в жизни общества. Продуктивным является понимание типа культуры (современной) и положение, что определение культуры может быть соответственно с характером обучения, образования. Три типа культуры: - постфигуративная, - кофигуративная, - префигуративная. При постфигуративной культуре (примитивные общества, маленькие религиозные сообщества, анклавы и т.д.) дети, прежде всего, учатся у своих предшественников, и взрослые не могут вообразить себе никаких перемен и потому передают своим потомкам лишь чувство неизменной «преемственности жизни», прожитое взрослыми – это схема будущего для их детей». Проявление этого типа культуры встречается и в наше время в диаспорах, анклавах, сектах, в традициях, национальных укладах. Конфигуративный тип культуры предполагает, что и дети, и взрослые учатся у сверстников, боле широко – у современников. Однако этот тип культуры включает в себя постфигуративную в смысле следования старшим в нормах, поведении и т.д. В чистом виде кофигуральная культура может проявляться в сообществе, которое остается без старших. В новых методах воспитания возникают условия ситуаций объединения сверстников, идентификации со сверстником – ситуация, когда значимыми для подростка являются не взрослые, не родители, а именно сверстники. Префигуральная культура «где взрослые учатся так же у своих детей», отражает то время, в котором мы живем. Это культура, которую предвидят, это мир, который будет. Образованиедолжно подготовить детей к новому, сохраняя и преемствуя то ценное, что было в прошлом, ибо связь поколений есть история цивилации. Очевидно, что разные подходы к проблеме внутренней связи культуры (ее типов, парадигм, тенденций) и образования вскрывают накопившиеся в истории цивилизации противоречия между сложившимся «образовательным» стереотипом общественного сознания и накапливаемыми человечеством знания о ребенке, детстве и его мире. Современное образование и характеризуется поиском решения этого противоречия.
|