Студопедия — Прикладное значение цвета
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Прикладное значение цвета






Издавна человечество украшало свои дома дорогими коврами, уникальными гобеленами и штофной (тканевой) обивкой. Однако, все это не было доступно для большинства населения. И в этом смысле идея бумажных обоев, которую Запад заимствовал у культур Востока в XYIII веке, оказалась изобретением демократическим: ведь бумага стоит недорого и на ней можно изобразить и узор персидского ковра и рисунок гобелена или штофной ткани.

Декоративное искусство середины ХХ века провозгласило отход от традиционной тематики. Появились обои с простым геометрическим узором, которые стали нравиться, а потом и вообще вошли в моду. Однако, уже в последней четверти ХХ века при обсуждении типа обоев мнения людей разных специальностей стали резко расходиться.

Так, художники с жаром защищали образцы со строгими геометрическими узорами и были категорически против всяких там цветочков. Шахтерам же эти цветочки очень нравились, ибо они работали под землей и хотя бы дома хотели видеть на стенах цветы. Поэтому всегда следует помнить, что обои несут в себе прежде всего рекреационные функции (то есть предназначены для семантического отдыха и зарядки интеллекта в ближайшем окружении) и как цветовой фон не должны обращать на себя особого внимания. Взаимодействие цветов на этом фоне — достаточно сложный феномен и этот вопрос требует специального анализа.

Согласно П. А. Флоренскому, цвет обозначает собственное свойство самого предмета. Иначе говоря, это обозначение характеризует и отношение предмета к окружающему пространству, и внутреннее функциональное свойство предмета. Так, например, в искусстве нередко используется понятие «тяжесть» цвета. Что стоит за этим понятием в архитектуре?, — задает весьма ответственный вопрос группа исследователей цвета под руководством Л. К. Абрамова.

В реальности интеллект человека воспринимает никак не тяжесть, а лишь величину вклада черного цвета в итоговый (коричневый, к примеру) цвет. Следовательно, о «тяжести» цвета судит никак не формально-логическое мышление сознания, а образно-логическое представление подсознания и бессознания, отвечающих за переработку информации ахромных цветов.

В соответствии с экспериментами группы Л. К. Абрамова,[mccx] приведу наглядные примеры того, как проявляются эффекты цветового контраста и как можно сгладить их действие в соответствии с обстоятельствами каждого конкретного случая.

q Более насыщенный цвет вызывает более сильный контраст в отношении цвета менее насыщенного. Следует заметить, что важна не сама степень.насыщенности цвета, а отношение насыщенности сопоставляемых цветов.

q Сопоставление взаимно дополнительных или контрастных цветов увеличивает насыщенность каждого из них.

q Чем больше площадь цвета, вызывающего контраст, тем он сильнее ощущается.

q Одновременный контраст сильнее всего проявляется по линии соприкосновения взаимодействующих цветов.

q Цвета зеленой части спектра вызывают наиболее сильное контрастное действие.

q Одновременно действующий светлотный контраст снижает проявление цветового контраста.

q Ахроматическое оконтуривание цвета снижает действие одновременного контраста.

q Сопоставление цветов, близких по цветовому тону, снижает насыщенность каждого из них согласно с законом одновременного контраста.

q Длительное наблюдение цвета приводит к уменьшению его насыщенности.

Какие выводы следуют из наблюдаемых примеров? Воспринимаемые нашим глазом цвета постоянно взаимодействуют с только что видимыми. Раздражение одним цветом вызывает наряду с ощущением этого цвета более слабое, но совершенно определенное ощущение цвета, контрастного ему. Каждый цвет имеет свой определенный контрастный. Этот контрастный в свою очередь влияет на цвета, воспринимаемые глазом одновременно или последовательно, он как бы окрашивает их собою. Явление светлотного и цветового контраста всегда и всюду определяет наше восприятие окружающей среды.

Приведу также несколько примеров из жизни: быстрый переход от солнечного света улицы к умеренной освещенности комнаты заставляет воспринимать ее окраску как более темную. Когда же глаз привыкнет к новым условиям, окраска комнаты становится заметной и в умеренном освещении.

Переход из помещения, окрашенного насыщенным колером, например красным, в смежную комнату розового тона, создает первое впечатление о ней, как о блеклой или почти бесцветной. Но эта же розовая комната покажется значительно более розовой, если войти в нее непосредственно из зеленого помещения.

Если из комнаты, освещенной электрической лампой накаливания, дающей желтоватый свет, взглянуть на сумеречное небо за окном, оно покажется фиолетово-синим.

Приведенные в этом разделе примеры имели целью показать, насколько относительны наши цветовые ощущения; как сильно они зависят от влияния соседствующих цветов, от спектрального состава освещения, от состояния глаза, адаптации интеллекта в целом и т. д. Психофизиологическими свойствами человеческого интеллекта объясняется и целый ряд других цветовых явлений.

 







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 369. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия