ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯОдин из основателей американского прагматизмаУильям Джеймс писал еще в начале ХХв.: “Наше нормальное бодрствующее сознание, разумное сознание, как мы его называем, – это не более, чем один особый тип сознания, в то время как повсюду вокруг него, отделенные от него тончайшей преградой, лежат потенциальные совсем другие формы сознания. Мы можем прожить жизнь и не подозревая об их существовании; но стоит применить уместный стимул, – и они появятся во мгновение ока и во всей полноте: – определенные умонастроения, которые, возможно, где-то могут быть применены и приспособлены”. В середине ХХв. наркомания и токсикомания сделали проблематику И.с.с. более чем своевременной. Хотя И.с.с. совсем не обязательно связаны с чем-то дурным и антисоциальным, это могут быть И.с.с., вызванные какими-то экстремальными условиями, например когда человек долго находится в горах или, наоборот, на подводной лодке. Это могут быть состояния после введения наркоза, или же состояния, в которые люди вводят себя сами путем различных психотехник, например йогической медитации. Наконец, мы каждую ночь пребываем в И.с.с. – см. сновидение. И.с.с. характеризуется, в частности, тем, что в них изменяются язык и речь человека (ср. функциональная асимметрия полушарий головного мозга, виртуальные реальности, гипотеза лингвистической относительности). Современный русский лингвист Дмитрий Леонидович Спивак разработал новую лингвистическую дисциплину – лингвистику И.с.с. О ней мы в основном и поведем речь. Д.С.Спивак заметил, что тексты, рожденные И.с.с. или, наоборот, призванные ввести человека в И.с.с., построены в языковом отношении совершенно особым способом. Этот способ исследователь назвал матричным. Простым примером матричного текста может служить “мантра” обыкновенного аутотренинга: 1. Руки тяжелеют и теплеют. 2. Ноги тяжелеют и теплеют. 3. Живот теплеет. 4. Руки тяжелые и теплые. 5. Ноги тяжелые, теплые. 6. Живот теплый. 7. Руки... тяжесть... тепло... 8. Ноги... тяжесть... тепло... 9. Живот... тепло...”. Цифры наглядно дают представление о матрице этого текста: 123 456 789. Получается нечто вроде стихотворения. Вот что пишет по этому поводу автор матричной концепции текстов про И.с.с.: “По мере освоения метода мы проходим эту схему строка за строкой, учась вызывать у себя соответствующие ощущения. Но виртуозы этого дела могут заставить зазвучать всю схему сразу. [...] Главный ее секрет в том, что в каждой строке, если смотреть по столбцу цифр сверху вниз, говорится одно и то же, но с разной грамматикой. [...] Матричный текст не рассказывает о некотором отрезке реальности, а прямо повторяет всеми своими изгибами ее строение. При правильном чтении мы попадаем в резонанс с этим отрезком реальности и изменяем его. Собственно, текст не читается, он исполняется, сбывается” (ср. теория речевых актов). Подобные матричные тексты встречаются и в литературе, которая, как известно, обладает большим воздействием на сознание. Поэтому Д.Л.Спивак с полным правом говорит о филологии И.с.с. Так, например, матричным способом написан один из фрагментов русского писателя ХVв. Епифания Премудрого. Д.Л.Спивак пишет: “Автор спокойно плетет (речь идет о стиле, который называется плетением словес. – В.Р.) житие, мысль движется тяжело и ровно, наконец он подходит к месту, где нужно сказать о несказуемом, внедрить его как образец в сердце читателя. Текст начинает набухать, топчется на месте – и вдруг разламывается на слитки матрицы: “... 1. место то было прежде лес, 2. чаща, 3. пустыни, 4. идеже живяху заици, лисици, волци, 5. иногда же и медведи посещаху, 6. другоици же и бесы обретахуся, 7. туда же ныне церковь поставлена бысть, 8. и монастырь велик възгражден бысть, 9. и инок множество съвокупися, 10. и славжловие и в церкви, 11. и в келиях, 12. и молитва не пристающиа... (орфография упрощена). Схема матрицы такова: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 “Просматривая матрицу по строкам, сверху вниз, мы видим стройное движение от дикости к культуре (поддержанное изменением грамматики, особенно сказуемого). По строкам, слева направо. мы переходим от повседневного к необыкновенному. А в целом эти четыре тройки укореняют в сознании читателя образец правильного действия, внесения порядка в мир, разобранный на примере основания монастыря”. “Филология измененных состояний сознания охватывает широкий круг содержательных и необычных текстов; умение пользоваться ими – дело техники; настало время вернуть их вкруг знаний культурного человека; двери к внутренней свободе всегда открыты; в каждом поколении находятся люди, решившие войти...”. Лит.: Спивак Д. Матрицы: Пятая проза? (Филология измененных состояний сознания // Родник. 1990. – № 9. Сливак Д.Л. Язык при измененных состояниях сознания. – Л., 1989.
|