Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ




 

 

1. Человек. Индивидуальность. Личность.

2. Основные социологические теории развития личности.

3. Социальный статус и социальная роль личности.

4. Социализация личности.

5. Социальная структура и типология личности.

1. Проблема личности находится в поле зрения многих наук, являясь предметом междисциплинарных исследований. Социология личности – это специальная социологическая теория, изучающая личность как социально-типическое выражение и индивидуальное воплощение определенной системы общественных отношений, и одновременно как субъекта этих отношений[34]. Предметную область социологии личности составляет изучение социально-исторических и социально-культурных типов личности, а также основных компонентов ее структуры. Для определения сущности личности необходимо обозначить разницу между понятиями «человек», «индивид», «личность». Понятия «человек» и «личность» относятся к одному объекту и в обыденной речи употребляются как синонимы уже в течение более двух тысяч лет. Во многих контекстах эти понятия употребляются как взаимозаменяемые. Однако между ними имеются существенные смысловые различия. В ряде этих понятий изначально-этимологически более широким, включающим все остальные понятия в себя, является человек. В социологии человек – это самое общее понятие, которое указывает на принадлежность к человеческому роду (homo sapiens) и служит для характеристики универсальных, присущих всем людям свойств и качеств. Человек рассматривается как вид, представляющий высшую ступень эволюции жизни на Земле, как сложная система, в которой соединено биологическое и социальное, т.е. как биосоциальное существо. Каждый единичный, конкретный человек – это индивид, он неповторим; отсюда, когда говорят об индивидуальности, то подчеркивают именно эту неповторимость, уникальность.

Индивид понимается как конкретный человек, единичный представитель человеческого рода и рассматривается в качестве отправного момента формирования личности. Новорожденный ребенок еще не личность, он только индивид и возможность формирования личностных качеств зависит от среды, в которой будет воспитываться ребенок. Личностью человек может стать только в обществе других личностей. А само понятие «личность» характеризует итог развития индивида и является выражением его социальной сущности. В социологии под личностью понимается устойчивая совокупность социально значимых черт и качеств, присущих человеку как общественному существу.Среди них выделяются, прежде всего, сознание, самосознание, мышление, речь, а также социальные роли, усваиваемые индивидом в процессе социализации, и ценностные ориентации, на основе которых формируется поведение личности.

При комплексном изучении личности в отечественной науке сложился ряд общепризнанных исходных положений.

Личность присуща не каждому человеку. Личность как системное качество, отражающее включенность индивида в систему социальных взаимодействий и связей, присуща большинству нормальных, адаптированных к обществу людей, однако возможны немногочисленные исключения. Личностью не являются дети, воспитанные вне человеческого общества (т.н. «феномен Маугли»), личность не развивается в случае тяжелой умственной отсталости, личность может распадаться при жизни человека в результате возрастных изменений в коре головного мозга (старческий маразм) или под воздействием таких заболеваний, как болезнь Альцгеймера или болезнь Паркинсона.

Личность не обязательно должна функционировать в системе социальных отношений, чтобы быть личностью. Она может быть, как Робинзон Крузо, выброшена из нее, но она обязательно должна усвоить эту сложную систему на ранних этапах онтогенеза, иначе в дальнейшем за счет снижения энергетического потенциала и гибкости функционирования ЦНС процесс социализации чрезвычайно затруднен. Детишки, описываемые в рамках «феномена Маугли», в детстве находящиеся вне человеческого общения, попадая к людям, уже никогда не могут «догнать» и нормально адаптироваться к тем социальным условиям, в которые они попали. Кроме человеческой социальной среды для формирования человеческой личности по понятным причинам необходимо наличие достаточно сохранной ЦНС и периферических анализаторов. Выраженные дефекты головного мозга приводят к неспособности ребенка усваивать сложную систему социальных связей из-за нарушения сенсорных, мнестических, когнитивных процессов. Олигофрения, как справедливо указывают психиатры, является прежде всего аномалией личности, обусловленной наследственной или врожденной неполноценностью мозга или поражением его на ранних (до трех лет) этапах онтогенеза[35]. В соответствии с принятой в нашей стране классификацией принято различать в рамках олигофрении глубокую умственную отсталость (идиотию), при которой полностью отсутствует способность ассимилировать информацию, отсутствует мышление и речь, способность узнавать окружающие предметы и людей, усваивать простейшие навыки самообслуживания; умеренную умственную отсталость (имбецильность), при которой появляется рудиментарное мышление и понятия, возможно выработать несложные условные рефлексы – навыки опрятности и самообслуживания, имеется эмоциональная реакция по отношению к окружающим; и легкую умственную отсталость (дебильность), основным признаком которой является недоразвитие абстрактного мышления, неспособность к полноценному отвлечению и обобщению предметов и явлений действительности, особенно наглядно проявляющуюся в период школьного обучения. Олигофрены в степени дебильности не способны обучаться в массовой школе и приобретать специальные профессиональные навыки. Олигофрены в степени идиотии не могут считаться личностями, это практически люди-растения.

В то же время нарушение или выпадение функций одного или нескольких анализаторов достаточно хорошо поддается коррекции, однако опять же важно, чтобы эта коррекция была проведена на ранних этапах онтогенеза. При создании специальных условий возможно формирование полноценной личности даже у слепоглухонемых детей.

Личность есть то, что отличает человека от животных, т.е. личность присуща только человеку. Следует подчеркнуть, что для формирования человеческой личности необходим только человеческий индивид. Ни один представитель земной фауны не обладает достаточно развитой центральной нервной системой, чтобы ассимилировать человеческую систему социальных отношений, хотя отдельные ее элементы усваивают практически все домашние и даже дикие животные, если они с рождения воспитывались рядом с людьми. Но даже приматы не способны продвинуться в своем «человеческом» социальном развитии дальше 3-летнего ребенка. Известны неоднократные опыты, когда детенышей приматов (горилл, шимпанзе) исследователи пытались выращивать и воспитывать вместе со своими новорожденными детьми, создавая для тех и для других абсолютно одинаковые условия. Их одинаково кормили, пеленали, ласкали, баюкали и обучали. Эти эксперименты убедительно доказали, что после короткого периода относительно равномерного развития детеныши приматов начинают стремительно отставать в скорости и объеме установления новых и сложных связей, которые предъявляет социальная среда детенышу человека. Никакие усилия и воспитательные изыски не могут сформировать на базе нечеловеческого индивида человеческую личность.

Личность есть продукт исторического развития, т.е. возникает на определенной ступени эволюции человеческого существа. Возникновение понятия «личность» связывают с античным театром, где слово «персона» (личность) означало маску, которую надевал актер, играя роль воина, раба, ревнивца и т.д. При этом человек, с одной стороны, маскировал свое «я», а с другой – соотносил себя с определенной социальной группой.

Личность есть индивидуальная характеристика человека, т.е. то, что отличает одного человека от другого. Бесспорно признавая за каждым право быть личностью, в то же время говорят о выдающейся, яркой личности или заурядной и посредственной, нравственной или безнравственной и т. д.

Непременный и важный признак личности – индивидуальность, под которой понимается единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это также своеобразие его психофизической структуры (темперамент, физические данные, психические особенности), интеллекта, мировоззрения, жизненного опыта, социальных характеристик.

Образно эти понятия можно укрепить словами психолога Асмолова. Он сказал, что «человеком рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают!».

 

2. Сложность и многомерность процесса формирования и развития личности обусловили появление самых различных теорий, пытающихся объяснить те или иные стороны данной проблемы. Можно выделить несколько основных концептуальных подходов к изучению личности.

1. В рамках междисциплинарных исследований сложился социобиологический подход, сторонники которого (Э. Уилсон, Д. Фридман и др.) в объяснении процессов формирования и развития личности делают акцент на биологических факторах. По их мнению, некоторые типы поведения человека обусловлены генетически, т.е. наличием врожденных механизмов, являющихся результатом длительной эволюции. Эта теория подвергается критике со стороны многих ученых, отмечающих, что социобиологи не принимают во внимание способность людей мыслить, использовать символы и тем самым игнорируют роль культуры и социальной среды в становлении и развитии личности. В тоже время наблюдение за поведением разлученных однояйцевых близнецов или усыновленных детей свидетельствует о том, что различное социальное окружение не всегда приводит к формированию типов поведения, отличающихся от генетически заданных. В последнее время появился ряд сведений, касающихся неожиданных изменений личностных качеств людей, перенесших операцию по трансплантации органов. В некоторых случаях подобные операции приводили к изменению убеждений, образа жизни, характера реципиентов, сближая их характеристики с особенностями людей, ставших донорами органов для них, притом, что чаще всего подробная информация о донорах реципиентам не сообщается.

2. Ряд концепций личности основывается на функциональном подходе, согласно которому единицей социального анализа является не столько сам действующий индивид, сколько выполняемая им в обществе функция. Наибольшую распространенность в социологии получила ролевая теория личности, разные варианты которой разработали Дж.Г. Мид, Р. Линтон, Р. Мертон, Т. Парсонс, Т. Шибутани и другие известные социологи и социальные психологи. С точки зрения всех этих концепций личность представляет собой совокупность социальных ролей, выполняемых ею в обществе. Но если в трактовке Дж.Г. Мида и других социальных психологов роль выступает как результат межличностного взаимодействия, то в интерпретации Р. Линтона, Р. Мертона, Т. Парсона и их последователей – как комплекс требований, предъявляемых обществом к индивиду, занимающему определённую позицию в социальной системе. Иными словами, представители структурного функционализма рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи индивиду в обществе.

Ролевая теория личности имеет ряд несомненных достоинств. Во-первых, она позволяет раскрыть механизм взаимодействия человека и общества. Во-вторых, парные понятия «роль-статус» являются удобным аналитическим инструментом для описания ценностно-нормативной структуры общества и места в ней личности. В-третьих, понятие социальной роли можно зафиксировать эмпирическими методами, используя такие смежные категории, как «ролевые предписания», «ролевые ожидания» и т.д. Однако ролевую теорию нельзя принять в качестве единственной, поскольку она оставляет в тени активное, творческое начало личности.

3. С психологической трактовкой теории личности тесно связана концепция «зеркального Я», разработанная американским исследователем Чарльзом Кули(1864–1929). В соответствии с этой концепцией личность формируется в процессе ее социального взаимодействия и отражает представления человека о том, как его воспринимают и оценивают другие люди. В ходе межличностного общения человек создает свое «зеркальное Я», которое состоит из трех элементов:

– представления о том, как его воспринимают другие люди;

– представления о том, как они его оценивают;

– как человек отвечает на воспринятую им реакцию других людей.

Допустим, человек идет по улице, и все встречные прохожие пристально его разглядывают. Наиболее частая ответная реакция – человек расшифровываете это внимание как осуждение и насмешку и бежите к первому попавшемуся зеркалу проверить, что же у него не в порядке – одежда, прическа или внешность? Ярким примером, иллюстрирующим теорию Кули, является стереотипное отношение во многих обществах к девушкам-блондинкам. Симпатичная блондинка – это уровень восприятия, а на уровне оценки многие блондинки сталкиваются с заниженной и пренебрежительной оценкой их уровня интеллекта. Попадая в такую ситуацию, некоторые девушки стремятся развеять этот стереотип, поразить окружающих своей эрудицией и начитанностью, или обесценивают личность оценивающего, поймав его на невежестве или нелогичности. В крайнем, патологическом варианте реакции, девушка может перекрасить волосы, чтобы окончательно размежеваться с представительницами данной социальной группы. При этом высоко количество тех девушек, которые извлекают выгоду из подобной ситуации недооценки своих качеств (коллеги лишний раз что-то объяснят, помогут выполнить работу или сразу возьмут ее на себя, придя к мысли, что в случае, если девушка-блондинка не справится, все равно придется за нее переделывать и т.д.).

Таким образом, в теории «зеркального Я» личность выступает как результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид приобретает способность оценивать себя с точки зрения других членов данной социальной группы.

4. Идеи Кули получили развитие в творчестве Джорджа Герберта Мида (1863–1931), в наиболее полном виде его идеи изложены в книге «Разум, я и общество», вышедшей уже после смерти автора
(в 1934 году). Мид разработал концепцию «обобщенного другого», дополняющую теорию «зеркального Я». Согласно Миду, «обобщенный другой» – это ценности и стандарты, которые разделяются некоторой группой и формируют у членов этой группы индивидуальный Я-образ. Индивид, по Миду, оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его «обобщенного другого», как бы смотрит на себя со стороны. Осознание «обобщенного другого» предполагает два других процесса, без которых оно невозможно: 1) принятие роли, 2) исполнение роли.

Принятие роли представляет собой попытку принять на себя поведение личности, которая находиться в другой ситуации или выполняет другую роль. Например, участники детских игр примеряют на себя разные роли (мамы, папы, продавца, шофера и т.д.). Исполнение роли – это действия, связанные с реальным ролевым поведением, в то время как принятие роли только претендует на игру. Мид пишет, что особенно важную роль такой процесс играет в раннем развитии ребенка, поскольку именно из того, как его воспринимают и реагируют на него другие люди, формируются идеи и представления человека о самом себе, которые затем выстраиваются в стабильную концепцию собственной личности. Мид выделил три стадии процесса формирования личности. Первая имитация. На этой стадии дети копируют поведение родителей, не понимая его. Малыш, например, может, намочив тряпицу, возить ею по полу, подражая матери, моющей полы в комнате. Он как бы примеряет на себя модель ее поведения. Мать для него – «значимый другой». Следующая стадия игровая. Дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: мамы и дочки, врача и больного, продавца и покупателя и т.д. Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, который придают им «значимые другие» – другие члены общества. Обмениваясь ролями в процессе игры, дети постепенно вырабатывают свое «Я – меня». Каждый раз, глядя на себя с точки зрения кого-то другого, они учатся воспринимать впечатления о себе. На третьей стадии дети осознают, что они принадлежат к более крупному сообществу людей и это сообщество придерживается вполне определенных взглядов на то, что является нормальным поведением, а что – отклонением. Социальная группа, дающая индивиду осознание цельности собственной личности, называется «обобщенный другой». С его помощью мы впитываем в себя организованную систему взглядов нашего общества в рамках наших собственных личностей так, что социальный контроль преобразуется в самоконтроль.

5. Карлом Марксом было дано свое определение личности. Он определял человека как совокупность общественных отношений. Понять, что такое личность, можно только через изучение реальных общественных связей и отношений, в которые вступает человек. Общественная природа личности всегда имеет конкретное историческое содержание. Именно из конкретных социально-исторических отношений нужно выводить не только общие условия развития, но и исторически конкретную сущность личности. Специфика общественных условий жизни и образа деятельности человека определяет особенности индивидуальных признаков и свойств. Все люди принимают определенные психические черты, взгляды, обычаи и чувства своего общества, того общества, которому они принадлежат. Марксистское определение личности противоположно тем определениям, в которых личность выступает как замкнутая, независимая от мира духовная сущность, недоступная научным методам исследования. Личность не может быть сведена только к совокупности более или менее произвольно выделенных внутренних психических свойств и качеств, не может находиться в изоляции от объективных условий, связей и отношений ее с окружающим миром.

6. Разработанную Зигмундом Фрейдом (1856–1939) психоаналитическую теорию личности, весьма популярную в странах Запада, можно отнести к типу психодинамических, охватывающих всю жизнь человека и использующих для описания его как личности внутренние психологические свойства индивида, в первую очередь его потребности и мотивы. Фрейд считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается. Согласно Фрейду, основным стремлением человека является стремление к удовольствию, а общество ограничивает деятельность человека системой запретов, табу. Основным источником активности личности, задающим мотивацию ее действий, являются бессознательные, в частности сексуальные, стремления. Поскольку человек не может удовлетворить инстинктивные потребности в их естественной форме из-за социальных нормативных ограничений, он вынужден постоянно искать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации. Этот компромисс Фрейд называл сублимацией, то есть перенаправлением энергии с инстинктивных влечений на социально одобряемые цели. Структура личности по Фрейду имеет три составляющие:

· Оно (или Ид) – наиболее примитивная материя, которая охватывает все врожденное, подчиненное предмету удовольствия и ничего незнающее о реальности, представленное бессознательными импульсами и «родовыми воспоминаниями»; «Оно» является источником энергии, направленной на получение удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает чувство удовольствия. «Оно» побуждает человека есть, заниматься сексом, отправлять естественные потребности организма.

· Я (или Эго) – сознание. Следует принципу реальности, вырабатывает ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде. «Эго» действует по принципу реальности. Например, «Оно» ощущает голод, «Я» запрещает ему есть шариковые ручки, бумагу, тряпки и т.д.

· Сверх-Я (или Супер-Эго) – нормы общества, воспринятые человеком в детстве, источник моральных и религиозных чувств, контролирующий и наказующий агент, продукт влияния исходящего от других людей. «Сверх-Я» регулирует поведение личности и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами социальной группы и всего общества.

«Оно» находится в постоянном конфликте со «Сверх-Я», а «полем битвы» является сознание («Я») человека. В результате такого постоянного «сражения» формируется невротический тип личности с подавленными желаниями и влечениями. А поскольку по мере развития общества система моральных норм и запретов становиться все более массивной, то вся человеческая история рассматривается Фрейдом как история нарастающего психоза.

 


3. Человек по мере взросления включается во множество групп, в каждой из которых общение воспроизводится на основе своего языка, своей внутренней символики. Желая быть принятым, человек должен овладеть этими символами, правилами поведения в каждой конкретной стандартизированной ситуации. Причем по мере усложнения общества система требований становится все более громоздкой, внутренняя дисциплина или устав роли – все более жесткими. Анализ этих процессов получил оформление в современной социологии в ролевой теории, позволяющей рассмотреть становление, поддержание и трансформацию соответствия человека общественным требованиям через категории социального статуса и социальной роли. Эти понятия показывают, что личность может делать, что она делает, каковы результаты ее действий и как они оцениваются другими людьми, обществом, т.е. содержит функциональное понимание личности.

Каждый человек включен не в одну социальную связь, социальный институт, а является своеобразным пересечением великого множества связей, взаимодействует с другими людьми по различному поводу, выполняет каждый раз различные функции. Каждый человек в обществе выполняет определенные функции. Функция учителя – обучать школьников, функция журналиста – давать представления о происходящих в стране и мире событиях. Для выполнения функций на человека в соответствии со статусом накладываются определенные обязанности. Чем выше статус, тем больше обязанностей накладывается на человека, тем жестче требования к статусным обязанностям и тем сильнее наказываются их нарушения.

Социальный статус – это соотносительное положение (позиция) индивида или группы в социальной системе, система его социальных функций и вытекающих из них определенных прав и обязанностей[36]. Каждый статус обладает своим имиджем. Имидж – это представление о том, как должна выглядеть и вести себя личность определенного статуса. Банкир не может прийти на работу в телогрейке и резиновых сапогах, он может их одевать только на рыбалку. Священнослужитель не может проводить литургию в ковбойке и джинсах. Несоблюдение имиджа наказывается потерей статусных позиций. Термин «социальный статус» введен в социологию в середине 30-х годов ХХ века Робертом Линтоном, до этого этот термин использовался для определения экономического положения человека в обществе.

В том множестве статусов, которые человек имеет в системе социальных связей, особую роль играют генеральные (всеобщие) статусы. Первый генеральный статус – статус человека, его права и обязанности. Другой генеральный статус – статус члена данного общества, государства (гражданина). Генеральные статусы являются фундаментом статусной позиции личности. Остальные же статусы относятся к особенным, т.е. дифференцирующим данное общество. В зависимости от того, занимает ли человек данную позицию благодаря наследуемым признакам (раса, социальное положение) или благодаря собственным усилиям (образование, услуги), различаются соответственно «предписанный» и «достигаемый» статусы. Предписанный статус приобретается от рождения. Это национальность (русский, казах и т.д.), социальное происхождение (из рабочих и т.д.), место рождения (москвич, одессит и т.д.). Достигаемые же статусы приобретаются в течение всей последующей жизни, например, образование, квалификация и т.д.

Статусы могут также быть формализованными или неформализованными, что зависит от того, в рамках формализованных или неформализованных социальных институтов и более широко – социальных взаимодействий – выполняется та или иная функция (например, статусы директора завода и лидера компании близких товарищей). Множественность статусов не означает их равнозначности. Они находятся в определенной иерархии по степени важности социального института, в рамках которого сформирован этот статус. Безусловно, что во всех случаях особое значение имеет статус личности, связанный с работой, профессией. Хотя следует отметить, что иерархия статусов может меняться. Видимо, следует различать основную, общую иерархию статусов данной личности, которая срабатывает в большинстве случаев, а также в решающих жизненных сферах, и специфическую, проявляющуюся в особых условиях. К примеру, основная общая
иерархия статусов в качестве главных всегда будет выделять статусы, связанные с имущественным положением, профессией, этническими признаками и т.д. Но эти статусы могут быть малозначительными в условиях неформальной компании друзей, здесь будет важнее лидерство.

Понятие социального статуса характеризует место личности в системе общественных отношений, ее деятельность в основных сферах жизни, и, наконец, оценку деятельности личности со стороны общества, выражающуюся в определенных количественных и качественных показателях (зарплата, премии, награды, звания, привилегии), а также самооценку, которая может совпадать или не совпадать с оценкой общества или социальной группы. С этим связана сложность выделения главного статуса человека, который определяет и самоопределяет человека социально. Не всегда тот статус, который в качестве главного выделяет общество в данном человеке, совпадает с тем статусом, который выделяет в себе как главный сама личность. На этой почве возникает немало драматических противоречий внутреннего мира личности, неадекватно представляющей свое место в обществе, в общественном мнении. Так, предприниматель может надеяться, что главное в его социальной характеристике – имущественное, материальное положение. Но в общественном мнении, среди «значимых для него других» – родственников, приятелей и т.д. – решающее значение может приобрести уровень его образования, культуры. Главнымистатусами могут считаться те статусы, которых человек достигает сам, собственными действиями, например профессиональный статус, образовательный статус и т.п.

Приведенная выше иерархия статусов представляет собой основу социальной спецификации, так как когда идет речь о ранжировании статусов, то имеется в виду прежде всего престиж функций, закрепленных за данным статусом. Престиж, по сути, представляет собой
иерархию статусов, разделяемую обществом и закрепленную в культуре, в общественном мнении. В обществах бюрократизированных, где роль государства традиционно высока, статус начальника, руководителя, чиновника и т.д. всегда более значим, чем в странах, где роль государства менее заметна. Формальные статусы ценятся выше личных. Исключения делаются лишь для некоторых людей, к которым хорошо относятся в силу их личного статуса. Можно привести пример с Махатмой Ганди, матерью Терезой и т.п. Основная иерархия статусовсвязана с главными статусами, а специфическая иерархия – с неглавными статусами, проявляющимися в особых условиях.

Иерархия и престиж статусов зависят, во-первых, от реальной значимости тех или иных функций для развития общества, воспроизводства его основных структур и, во-вторых, от системы ценностей, шкалы предпочтений, учитываемой в данной культуре при «взвешивании» социальных функций. Эти два фактора одновременно и тесно взаимодействуют друг с другом и относительно независимы друг от друга. Нередко значимость определенных функций на данный момент может быть завышенной, не соответствовать социальной целесообразности. Зачастую престиж данного статуса поддерживается, в основном, только силой социальной инерции. Общество, в котором существует необоснованная престижность одних статусов, и наоборот, необоснованная заниженность других, утрачивает состояние равновесия статусов и неспособно обеспечить свое нормальное функционирование. Подобная ситуация касается, к примеру, восприятия профессии педагога, которая, безусловно, занимает одно из важнейших мест в системе воспроизводства культуры и знаний, но обладает низким престижем в связи с невысокой оплатой труда. В результате получается замкнутый круг: педагогические вузы абитуриенты выбирают по остаточному принципу, когда уже нет шансов поступить на более престижные специальности, в вузы приходят наименее успешные, подготовленные, конкурентоспособные студенты, следовательно, снижается качество выпускников-специалистов, не обладающих ни педагогическими способностями, ни должной мотивацией, такие специалисты, попадая в школы, своей некомпетентностью окончательно дискредитируют статус учителя. В итоге страдает общество, социологи говорят о деградации моральных ценностей, а психологи – о снижении интеллектуального потенциала страны.

Таким образом, категория социального статуса характеризует социальное значение человека в аспекте его социальных функций, прав и обязанностей. Динамическим дополнением этой статической категории служит понятие социальной роли – поведенческой характеристики человека, в том числе и его личностных черт.

Социальная роль – это ожидаемое поведение, ассоциируемое с данным статусом, т.е. типичное (в рамках норм и стандартов) для людей данного статуса в данном обществе.

Например, статус преподавателя вуза – это вполне определенные права и обязанности, большинство из которых зафиксированы юридически. Социальная же роль преподавателя включает в себя и то, как он должен вести себя со студентами, коллегами, и уровень общей культуры и т.д., и, таким образом, представляет собой ожидание логически, внутренне связанных друг с другом поступков, черт личности. Социальная роль,следовательно, представляет собой образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей данного статуса в данном обществе.

Разумеется, не все социальные роли равнозначны для общества и равноценны для личности. В качестве основных следует выделить семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли. Благодаря их своевременному освоению и успешному исполнению членами общества возможно нормальное функционирование общественного организма.

Каждому человеку приходится исполнять и множество ситуационных ролей.Войдя в автобус, мы становимся пассажирами и обязаны выполнять правила поведения в общественном транспорте. Закончив поездку, превращаемся в пешеходов и выполняем правила уличного движения. В читальном зале и в магазине мы ведем себя по-разному, поскольку разными являются роль покупателя и роль читателя. Отклонения от требований роли, нарушения правил поведения чреваты неприятными последствиями для человека.

Понятие «социальная роль» было выработано в начале ХХ века (Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Шибутани, Р. Линтон и др.). В дальнейшем оно интенсивно разрабатывалось в функционалистской и интеракционистской социологии. В СССР этой проблемой занимались И.С. Кон, В.А. Ядов и др.

Широко используется указанное понятие в концепциях, которые отождествляют жизненные ситуации с игрой, а деятельность человека сводят к разыгрыванию определенных стандартных ролей в стандартных ситуациях. Понятия социальной роли и игры отражают определенные повторяющиеся жизненные ситуации. Хорошо описываются данными понятиями факты приспособления человека к определенным условиям. Кроме того, «ролевая теория» неплохо объясняет феномены отчуждения и конформизма. Социальная роль распадается на ролевые ожидания, то, что, согласно «правилам игры», ждут от той или иной роли, и ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Система социальных ролей снижает общий уровень тревожности в обществе, делая поведения обладателя той или иной социальной роли типическим, предсказуемым, ожидаемым. Как правило, индивид нервничает в незнакомой обстановке, когда не знает, чего ожидать от окружающих и каким образом вести себя самому, то есть, какую социальную роль представлять, «разыгрывать». Так же система социальных ролей позволяет эффективно контролировать поведение человека, отслеживая и наказывая его за отклонение от общепринятых ожиданий. Для этого существует целая система социального контроля – от общественного мнения до правоохранительных органов, и соответствующая система социальных санкций – от порицания, осуждения, бойкота до насильственного пресечения и изоляции индивида.

Социальная роль статуса, к которому она привязана. Каждый статус «обслуживается» веером ролей. Директор завода в одной роли выступает перед вышестоящими руководителями, в другой роли – перед подчиненными, в третьей – как отец. Везде он остается директором завода – в этом его главный статус. Но во всех этих ролях, в том числе директора-отца, он выступает в новом ракурсе. Р. Мертон назвал всю совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, ролевым набором. Человек обладает сразу несколькими статусами и исполняет при этом бесконечное множество ролей, причем любая из них требует особой манеры поведения и общения с людьми. Естественно, что при выполнении ролей может возникнуть ролевое напряжение – трудность, связанная с неправильной ролевой подготовкой, неудачным исполнением роли. Ролевое напряжение часто выливается в конфликты. Ролевой конфликтэто столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множественностью одновременно выполняемых им ролей. Известны два типа ролевых конфликтов: 1) между ролями; 2) в пределах одной роли. Можно выделить несколько основных видов ролевых конфликтов:

1. Внутриролевой конфликт между функциональной целесообразностью ролевых предписаний и социокультурных ролевых ожиданий, то есть между тем, что требует роль сама по себе и тем, что требует общество от исполнителя данной роли. Примером такого рода конфликта может служить конфликт между критическо-рациональным мировоззрением, присущим настоящему ученому, и идеологическими требованиями оправдания существующего порядка вещей, которые предъявлялись со стороны политической власти к советским ученым-обществоведам. Эти требования исторически взяли верх, в результате чего общественная наука как средство рационально-критического познания социальной жизни фактически была сведена на нет.

2. Конфликт может быть вызван различиями в трактовке личностью своей социальной роли и представлениями социальной группы о роли данной личности. Он может быть вызван сменой социокультурной среды личностью. Речь здесь может идти как о локальных конфликтах (например, смена места работы может привести к появлению эффекта «чужака»), так и о более глубинных конфликтах, когда речь идет об осознанном неприятии личностью тех или иных стандартов поведения, поддерживаемых обществом и государством (например, деятельность академика А.Д. Сахарова). В русской классической литературе такой конфликт лежит в основе произведения
А.С. Грибоедова «Горе от ума».

3. Конфликт, вызванный тем, что различные субъекты предъявляют неодинаковые, подчас противоположные требования к выполнению личностью одной и той же роли. Примером такого конфликта является «классический конфликт работающей женщины». Нередко от женщины-работницы начальник ждет высокой самоотдачи на работе, а муж, дети – низкой самоотдачи на работе с тем, чтобы больше сил отдавать семье.

4. Этот же пример справедлив для описания еще одного конфликта: различные субъекты по-разному оценивают значимость одной и той же роли.

5. Конфликт между ролями, когда различные роли пересеклись в конкретной личности. Например, конфликт может возникнуть из-за несоответствия между ролью «отца», «семьянина» и «отдающего себя науке ученого-исследователя». Классическим примером межролевого конфликта может являться сюжет повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Сын Тараса Андрий разрывается между любовью к польской панночке и преданностью делу казачества. В конечном итоге Андрий предпочитает личные отношения. В аналогичной ситуации, выбирая между любовью к сыну и своими убеждениями, между ролью отца и ролью предводителя казачества, Тарас Бульба жертвует чувствами ради дела.

Конфликт ролей непосредственно выступает как борьба мотивов. За каждым из этих мотивов стоит представление о желательном, одобряемом образе выполнения тех или иных социальных функций. Верх в этом конфликте ролей берет та, которая в данной ситуации весомее для индивида. Другими словами, роли, как и статусы, иерархически структурированы, причем эта иерархия ролей является результатом существования норм и предпочтений, принятых в данном обществе. Однако при этом каждый индивид все же сам выстраивает свою собственную пирамиду предпочтений. Социальные функции, социальный статус и социальные роли образуют своеобразный стыковочный механизм, благодаря которому каждый человек становится частицей того или иного общества, носителем его культуры, свойств. И здесь возникает один из главных вопросов социологии личности: в какой мере общество способно влиять на личность, насколько общество обуславливает внутренний мир личности, ее желания, стремления и т.д.? Насколько личность автономна, независима от конкретных социальных условий и в чем это конкретно проявляется? Насколько поведение человека зависит от той социальной роли, которую он выполняет? Меняет ли социальная роль мировоззрение и мышление человека?

Дать ответ на этот вопрос может помочь знаменитое в социологии и социальной психологии исследование по проверке и оценке степени влияния ролевых стандартов (ожиданий) социальной среды на реальное поведение конкретных людей – «Стенфордский тюремный эксперимент» Филиппа Зимбардо, известного американского исследователя. Эксперимент был построен как игра, моделирующая отношения «тюремщиков» и «заключенных». Результаты этого эксперимента, проведенного в 1974 году, получились такими шокирующими, что по его мотивам в 2001 году в Германии был снят триллер под названием «Эксперимент».

В американском городе Стэнфорде были отобраны 24 студента, здоровые, интеллектуально развитые, не имевшие в прошлом опыта ни преступности, ни наркомании, ни психологических отклонений.
С помощью жребия их подели на «заключенных» и «тюремщиков». Стэндфордская полиция, согласившаяся помочь ученым, арестовала «заключенных» и доставила их в наручниках в «тюрьму», оборудованную в одном из помещений университета. «Тюремщики» раздели их догола, подвергли унизительной процедуре обыска, выдали тюремную одежду и разместили по «камерам». «Тюремщики» не получали дополнительных инструкций, как им следует вести себя, им было лишь сказано, что они должны относиться к делу серьезно, поддерживать порядок и добиться послушания «заключенных».

В первый день опыта атмосфера была сравнительно веселая и дружеская, молодые люди только входили в свои роли и не принимали их всерьез. Но уже на второй день обстановка изменилась. «Заключенные» предприняли попытку бунта: сорвав с себя тюремные колпаки, они забаррикадировали двери и стали оскорблять охрану. «Тюремщики» в ответ применили силу, зачинщики были брошены в карцер. Это разобщило «заключенных» и сплотило «тюремщиков». Роли стали исполняться (точнее выполняться) всерьез. «Заключенные» почувствовали себя одинокими, угнетенными, подавленными. Некоторые «тюремщики» начали не только наслаждаться властью, но и злоупотреблять ею. Их обращение с «заключенными» стало грубым, вызывающим. Один из «тюремщиков» день ото дня «свирепел». На пятый день эксперимента он швырнул тарелку с сосисками в лицо «заключенному», отказавшемуся есть. «Я ненавидел себя за то, что заставляю его есть, но еще больше я ненавидел его за то, что он не ест», – сказал он позднее. На шестые сутки эксперимент был прекращен. Все были травмированы. Выступая перед законодателями штата Калифорния, Ф. Зимбардо, обобщая свои эксперименты, заявил, что индивидуальное поведение гораздо больше зависит от внешних социальных условий и сил, чем от таких расплывчатых понятий, как «Я», черты личности, сила воли.

Результаты этого оригинального и в чем-то даже печального эксперимента (согласитесь, это печально, что хороших и простых парней удалось так быстро превратить в озлобленную конфликтующую по всем законам традиционной тюрьмы массу) – многозначны. Но одно из них бросается в глаза: функциональная целесообразность (необходимость поддерживать порядок, добиваться подчинения подчиненных) плюс социокультурные традиции, представления о том, как следует вести себя тюремщику и заключенному, иначе говоря, ролевые стандарты и ожидания обусловили внешне легко узнаваемое поведение сторон. Хорошие, добрые ребята оказались в тисках социальных ролей.

Таким образом можно констатировать, что личность достаточно «отзывчиво» реагирует на требование, стандарты, принятые в обществе, ожидания от нее, причем все эти нормативные требования имеют социокультурно-обусловленный характер.

Любая социальная группа стремится, чтобы личность вела себя более или менее идентично принятым в данной общности нормам, ожиданиям. Пользуясь полученными им при этом преимуществами, человек при присоединении к любой социальной группе должен вести себя так, как в этой общности принято, выполнять свою роль в общности так, как от него ждут, причем это зависит как от сплоченности социальной общности, так и от наличия жестких регламентов поведения.

4. Социализация личности – это процесс включения личности в общество, усвоения ею общественного опыта, культурных ценностей, социальных ролей, норм и правил поведения.На основе социализации происходит формирование социально значимых качеств личности, позволяющих ей принимать полноценное участие в жизни общества.

Социализация не сводится к традиционным понятиям «воспитание» и «образование»; она продолжается в течение всей жизни человека и охватывает все процессы воздействия на него со стороны социального окружения. При этом результаты социализации во многом зависят от социальной активности самой личности, которая не должна оставаться лишь пассивным объектом разнообразных общественных воздействий.

Социализация включает в себя ряд этапов, каждый из которых имеет свою специфику. Этот вопрос по-разному трактуется социологами. Одни исходят из того, что главным показателем зрелости личности служит ее трудовая деятельность и поэтому выделяют такие три основных этапа социализации: дотрудовой, трудовой и послетрудовой (пенсионный). Другие подразделяют социализацию на два самых общих этапа: период первичной социализации (от рождения до формирования личности) и период вторичной социализации (развитие личности на стадии ее социальной зрелости). Третьи предлагают деление социализации в зависимости от жизненных циклов человека (детство, юность, зрелость, старость).

В любом случае социализация наиболее интенсивно осуществляется на начальных этапах, когда формируется личность ребенка и происходит его подготовка к взрослой жизни. Особенно велика здесь роль родителей и других членов семьи – первичных агентов социализации, оказывающих непосредственное воздействие на процесс становления личности ребенка. По мере роста ребенка расширяется круг агентов социализации, усложняется ее характер. В этот процесс включаются дошкольные воспитательные учреждения, затем школьные коллективы, внешкольные учебно-воспитательные заведения, детские теле- и радиопередачи и т.п. Среди механизмов ранней социализации особое значение имеют коллективные игры, в ходе которых дети учатся осваивать будущие социальные роли.

Очень важен юношеский этап социализации (13–19 лет), когда подростки приобретают значительно более широкие знания, завершают формирование основ своей личности, определяют свое место в окружающей жизни. Сложность социализации «переходного» периода во многом обусловлена противоречием между высоким уровнем притязаний молодых людей и их низким возрастным социальным статусом. Кроме того, на этой стадии возможно возникновение параллельных систем ценностей и взглядов на мир, носителями которых выступают разные агенты социализации – родители, школа, сверстники.

На этапе зрелости главным в социализации личности становится приобретение и освоение социальных статусов и ролей, активное включение в производственную, общественную, политическую и другие сферы жизни общества. В этот период личность не только конкретно усваивает социальный опыт, но и обновляет его через свою деятельность. Зрелая личность порой сталкивается с необходимостью многое менять в своей жизни. Тогда возникает ресоциализация, под которой понимается процесс усвоения новых знаний, ценностей, норм, установок, статусов, ролей вместо прежних. В той или иной мере это может иметь место на каждом этапе жизни в связи с устареванием тех или иных элементов культуры, с серьезными изменениями в условиях жизни самой личности и всего общества. Причинамиресоциализации могут служить концептуальная перемена взглядов на общество, профессиональная переподготовка кадров или изменение взглядов и поведения людей. Например, девушка, выходя замуж, сталкивается с необходимостью коренным образом пересмотреть распределение ролей: до брака молодой человек ухаживал за ней, а после брака уже молодая жена должна ухаживать за мужем. Ресоциализация особенно проявляется в условиях принципиально иной ситуации для человека (например, переезд на постоянное жительство в другую страну). Внутренний конфликт, связанный со сложностью адаптации к чужой этнической среде, хорошо выразил Наум Коржавин в стихотворении «Эмиграция»:

«То свет, то тень, то ночь в моем окне.\ Я каждый день встаю в чужой стране.\ Как светлый лик, влекут в свои врата \ Чужой язык, чужая доброта.\ Я к ним спешу, но, полон прошлым всем \ Не дохожу – и остаюсь ни с чем. \ Но нет во мне тоски – наследья книг –\ По той стране, где я вставать привык.\ Где слит был я со всем, где все – нельзя.\ Где жизнь моя была – да вышла вся.\ Я знаю сам – здесь тоже небо есть.\ Но умер там – и не воскресну здесь»[37].

Это конфликт между невозможностью исполнять предписанную роль в советском обществе и сложностью привыкания к обществу чужому. Однако чаще всего ресоциализация связана с изменением статуса личности, ее профессии или служебной должности. В обществе переходного типа ресоциализация может стать массовым явлением, охватывать большие группы людей, меняющих ценностные ориентации и осваивающих новые виды деятельности.

В период старости, с выходом на пенсию завершается активный цикл социализации. В это время, как правило, происходит снижение социального статуса личности, сокращение диапазона выполняемых ею социальных ролей. Вместе с тем послетрудовая социализация позволяет людям пожилого возраста вносить существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процессы передачи его новым поколениям.

Следует отметить, что характер социализации определяется прежде всего типом общества, в рамках которого она осуществляется.
В демократическом обществе социализация ориентирована на гуманистические ценности и идеалы, в тоталитарном – имеет принципиально иной характер.

5. Личность в социологии рассматривается как структурная целостность биологических, психологических и социогенных компонентов, обычно выделяют биологическую, психологическую и социальную структуры личности, которые изучаются биологией, психологией и социологией. Биологическая структура личности учитывается социологией тогда, когда нарушаются нормальные взаимодействия между людьми. Больной или увечный человек не может выполнить все социальные функции, присущие здоровому человеку. С социологией в большей степени связана психологическая структура личности, включающая совокупность эмоций, переживаний, память, способности и др. Здесь важны не только разного рода отклонения, но и нормальные реакции окружающих на деятельность индивида. Качества данной структуры личности имеют субъективный характер. Но при определении социальной структуры личности нельзя ограничиваться ее субъективной стороной, так как в личности главным является ее социальное качество. Поэтому социальная структура личности включает совокупность объективных и субъективных социальных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности. Из этого логически следует, что важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность как самостоятельное действие и как взаимодействие с другими людьми.

В социальной структуре личности можно выделить следующие элементы:

· способ осуществления в деятельности специальных качеств, проявляющихся в образе жизни, ее уровне и качество, в различных видах деятельности: трудовой, семейной, общественно-политической, культурной и др. При этом деятельность индивида по производству материальных и духовных ценностей должна рассматриваться как центральное звено структуры личности, определяющее все ее элементы;

· объективные социальные потребности личности: так как личность является органической частью общества, в основе ее структуры лежат общественные потребности, определяющие развитие человека как общественного существа. Личность может осознавать или не осознавать эти потребности, но от этого они не перестают существовать и определять ее поведение;

· способности к творческой деятельности, знаниям, навыкам: наследственность задает способности человека, однако какие способности будут реализованы, зависит от интересов индивида и его стремления реализовать эти задатки. Действительно, природные задатки влияют на такие параметры человеческой деятельности, как темп, ритм, скорость, выносливость, утомляемость, однако содержание деятельности определяется не биологическими задатками, а социальной средой;

 

· степень овладения культурными ценностями общества, т.е. духовный мир личности;

· нравственные нормы и принципы, которыми руководствуется личность; убеждения – глубокие принципы, которые определяют главную линию поведения человека.

Все эти структурные элементы обнаруживаются в каждой личности, хотя и в различной степени. Каждая личность, так или иначе, участвует в жизни общества, обладает знаниями, чем-то руководствуется, поэтому социальная структура личности постоянно меняется. Личность можно также охарактеризовать с точки зрения социального типа. Тип личности как абстрактная модель личностных характеристик, присущих определенной совокупности людей, обеспечивает относительное постоянство ответных реакций человека на окружающую среду. Социальный тип личности – это продукт взаимодействия историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей.

В социологической науке предлагаются различные варианты типологии личности, разработанные в частности М. Вебером, К. Марксом и Э. Фроммом. В современной социологии типы личности могут выделяться в зависимости от их ценностных ориентаций:

традиционалисты– ориентируются на ценности долга, дисциплины, законопослушания, уровень их самостоятельности, самореализации, креативности низкий;

идеалисты– критически относятся к традиционным нормам, обладают твердой установкой на саморазвитие;

реалисты – сочетают стремление к самореализации с развитым чувством долга, скептицизм с самоконтролем;

гедонистические материалисты – ориентированы на удовлетворение потребительских желаний;

фрустрированный тип личности – характеризуется низкой самооценкой, угнетенным самочувствием.

Типология швейцарского психолога К.Г. Юнга (1875–1961) строится на базе трех осей мышления человека, каждая из которых делит мир и представление о мире на два полюса:

· экстраверсия – интроверсия;

· абстрактность – конкретность (интуиция – сенсорика);

· эндогенность – экзогенность (этика – логика).

Экстраверсия и интроверсия – это разделение мира на мир объектов и мир взаимодействий между ними. В соответствии с этим делением экстраверт ориентирован на объекты, интроверт – на взаимодействия между ними. Экстраверт – это человек, психологические особенности которого выражаются в сосредоточении своих интересов на внешнем мире, внешних объектах. Экстравертам свойственны импульсивность поведения, проявление инициативы, общительность, социальная адаптированность и открытость внутреннего мира. Интроверт – это человек, социально-психологический склад которого характеризуется сосредоточенностью на своем внутреннем мире, замкнутостью. Интроверты считают свои интересы самыми важными, придают им высшую ценность; им характерна социальная пассивность и склонность к самоанализу. Интроверт с удовольствием исполняет возложенные на него обязанности, но не любит ответственности за конечные результаты. Мир конкретен и мир закономерен. С одной стороны, мир образован из конкретных объектов и взаимодействий между ними, например, «мальчик Ваня ходит в школу». С другой стороны, наряду с конкретными истинами существуют истины абстрактные, например, «все дети ходят в школу». Человек с абстрактным или интуитивным мышлением (термины «интуитивное» и «абстрактное мышление» тождественны) склонен думать о всех детях. Человек с конкретным (сенсорным) мышлением будет думать о своем ребенке. Мир эндогенен и экзогенен, т.е. он образован из внутренних и внешних явлений. Данную ось К. Юнг назвал «эмоции – мышление», а некоторые социальные психологи называют «этика – логика».

Поскольку в структуре личности присутствуют такие два компонента, как совокупность отношений с внешним миром и внутренние, идеальные отношения, выделяются также следующие типы личности:

базисный– тип личности, который максимально отвечает потребностям общества; базисная личность – это совокупность типических личностных черт, наиболее распространенных в данном обществе; эти черты характерны для людей, выросших в одной культуре, прошедших одни и те же процессы социализации;

идеальный– тип личности, которую общество провозглашает своеобразным эталоном.

Типология Р. Дарендорфа. Она отражает понимание личности как продукта развития культуры, социальных условий. Используя термин homo sociologicus, социолог выделяет следующие типы:

· homo faber (хомо фабер) – в традиционном обществе «человек трудящийся»: крестьянин, воин, политик, т.е. личность, наделенная важной общественной функцией;

· homo consumer (хомо консумер) – современный потребитель, т.е. личность, сформированная массовым обществом;

· homo universalis (хомо универсалис) – человек, способный заниматься разными видами деятельности, в концепции К. Маркса – меняющий всевозможные занятия;

· homo soveticus (хомо советикус) – человек, зависящий от государства.

 

Концепция «одномерного человека». Суть данной концепции, разработанной немецко-американским социологом Гербертом Маркузе (1898–1979) в 60-е годы XX в., состоит в том, что человек, впитывая под влиянием пропаганды социальные стереотипы, формирует упрощенные схемы черно-белого видения проблем, например «японцы-трудоголики» или «новые русские», «олигархи» в России. «Индивид живет в обществе, которое снабжает его готовыми моделями мышления и поведения, эти стереотипы создают у человека иллюзию смысла жизни, – пишет Эрих Фромм. – Так, например, считается, что если человек «сам зарабатывает себе на хлеб», кормит семью, является хорошим гражданином, потребителем товаров и развлечений, то его жизнь полна смысла. И хотя такие представления в сознании большинства людей сидят очень крепко, – справедливо отмечает он, – они все же не имеют для них настоящего значения и не могут восполнить отсутствие внутреннего стержня»[38]. Современное общество делает людей как бы одномерными, которые воспринимают происходящее в плоскости примитивных альтернатив и противостояний, т.е. личностями с упрощенным социальным восприятием и грубым аппаратом интерпретации. Это те «нормальные люди», которых Ферри (Ferri) сравнивал с готовым платьем из больших магазинов – никакой индивидуальности, сплошной конвейер. Это тот «средний тип», о котором писал Гюстав Лебон: «Все более и более дифференцируясь в течение веков, индивиды какой-нибудь расы постоянно стремятся вращаться вокруг среднего типа этой расы, не будучи в состоянии удалиться от него надолго. К этому-то среднему типу, который возвышается очень медленно, принадлежит значительное большинство известной нации»[39].

Таким образом, личность является интегральным социальным качеством, которое формируется у индивида в процессе его включения в систему общественных отношений и усвоения им материальных и духовных продуктов человеческой культуры. Многообразные связи человека с социокультурной средой, их специфика и своеобразие, быстрая смена обстоятельств окружающей действительности вызывают необходимость постоянного изменения личности, приспособления ее к окружающей среде. А это означает, что напряжение в процессе самореализации личности постоянно нарастает, с особой актуальностью поднимая вопрос о необходимости познания наукой всех сторон данного феномена, чтобы иметь возможность адекватно отвечать на «вызовы времени».

 


Лекция 6







Дата добавления: 2015-06-16; просмотров: 1689. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2021 год . (0.023 сек.) русская версия | украинская версия