Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ И БРАКА





 

 

1. Социология семьи и брака. Определение понятий «брак» и «семья».

2. Семья как социальный институт и малая социальная группа.

3. Социальные функции семьи.

4. Исторические типы брачно-семейных отношений.

5. Современные формы семьи и брака.

6. Основные тенденции изменений брачно-семейных отношений в современном обществе.

 

6. Выделение института семьи из других институтов общества и тщательное его изучение не случайны. Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения. Социология семьи и брака – специальная социологическая дисциплина, которая изучает возникновение, развитие и функционирование семьи и брака.

Социология семья и брака изучает типы социальных отношений, характерных для семьи; численность и структуру семейной общности, функции семьи и брака, особенности семьи как социального института и малой социальной группы, мотивы браков и разводов; факторы, которые способствуют планированию семейной жизни, связь семьи с другими социальными общностями и сферами социальной жизни, исторические типы и формы брачно-семейных отношений, тенденции и перспективы их развития. В социологии семьи и брака различают два основных направления:

· исследование истории семьи и брака;

· анализ современной семьи и брака.

Семья – это основанное на браке или кровном родстве объединение людей; связанных общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья – это социальная система воспроизводства человека, основанная на кровном родстве, браке или усыновлении и объединяющая людей общностью быта и взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. [40]

Брак – это совокупность норм и предписаний, регулирующих взаимные права и обязанности супругов. Брак – это исторически обусловленная и санкционированная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая определенные права и обязанности мужчины и женщины по отношению друг к другу, их детям и обществу [41]. Однако подобное определение брака в современном мире, где существует более десятка стран, официально разрешающих регистрировать однополое сожительство, уже не отражает реальной ситуации. Поэтому из определения понятия брака все больше авторов, особенно западных, стремятся убрать слова о том, что брак – это отношения между мужчиной и женщиной. Например, в учебнике по социологии Е.М. Бабосова читаем: «Брак – это определенное правовое отношение, порождающее права и обязанности вступивших в брачный союз мужчины и женщины по отношению друг к другу и детям» [42],а у Э. Гидденса – «Брак можно определить как получивший признание и одобрения со стороны общества сексуальный союз двух взрослых лиц» [43].

Известно, что правила, устои, обычаи и традиции семейной жизни отличаются своеобразием и специфичны для каждого общества. Причем каждому кажется, что именно в его обществе устройство семейной жизни, семейные обычаи и устои самые лучшие и единственно возможные. Таким образом, семейная жизнь чаще всего рассматривается с точки зрения этноцентризма. Но если семья представляет собой такую важную часть общества, почему же человечество не может выработать единые образцы семейной жизни, которые наилучшим образом подходили бы для удовлетворения человеческих потребностей? Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть вопрос о происхождении и развитии института семьи.

В большинстве примитивных обществ семья – это единственный реально функционирующий институт. Например, среди современных племен центральной Африки, многих народов севера мы не увидим даже намека на другие формы социальных институтов. Там нет правителей разного уровня, формальных законов, священников (как организации), нет специализированных профессий; семья заполняет всю жизнь этих людей. Все вопросы распределения власти, продуктов и других ценных ресурсов решаются в рамках отдельных семей или, в крайнем случае, на советах нескольких семей. Другими словами, примитивные общества не имеют физических и социальных потребностей, которые должны удовлетворять социальные институты, кроме института семьи. Семья, таким образом, является единственным и достаточным институтом распределения экономических продуктов для примитивных племен охотников и земледельцев. При переходе к более сложным культурам все большее значение начинают приобретать другие институциональные структуры. Что, например, происходит, когда примитивные племена начинают развивать торговлю с соседями и ближними племенами? Обширная межплеменная торговля порождает появление торговцев, грузчиков товара, моряков и людей других специальностей, чья деятельность выходит за рамки института семьи. Чуть позднее появляются специализированные мастера и ремесленники, производящие продукты торговли, что является основой для дальнейшей профессиональной дифференциации. Возникающие экономические институты осуществляют, таким образом, функцию специализации деятельности, действуя вне семейных ролей и функций.

В примитивных обществах порядок обычно поддерживается без участия формальных законов, полицейских органов, суда. Единственный авторитет там – это авторитет семьи: выбранные члены семьи являются авторитетом по отношению к другим членам семьи. С увеличением размеров племен возрастает сложность культуры, появляется необходимость в формальной политической организации, главы семей начинают объединяться в племенные советы, племена – в конфедерации, что в конце концов приводит к появлению и развитию бюрократии. Таким образом, как в примитивных, так и в современных обществах только наличие политической организации может способствовать мобилизации неорганизованной толпы в сообщество людей, совершающих совместные скоординированные политические или военные действия. По сходному сценарию начинают развиваться религиозные и образовательные институты, когда в силу профессионального разделения труда появляются узаконенные роли священников и учителей. Такая практика тоже отходит от семейных традиций, согласно которым люди занимаются этим от случая к случаю.

Мы видим, что семья является основой всех социальных институтов, и, говоря о развитии семьи, подразумеваем развитие общества в целом. Семья включает в себя всю систему общественных отношений – брачных и родственных, правовых и социальных, хозяйственно-бытовых и экономических, нравственных и этических, психологических и эмоциональных. Благодаря этому семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения.

 

2. Семья – одна из наиболее древних форм социальной общности людей. Семья возникла значительно раньше классов, нации и государств, в период первобытного общества. Семью можно рассматривать и как социальный институт (с точки зрения общественных мер воздействия на брачно-семейные отношения), и как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью. Социальный институт – это сравнительно высокоорганизованная система социальных отношений и взаимодействий, отличающаяся устойчивой социальной структурой, глубокой интегрированностью своих элементов, многообразием и динамичностью их функций, наличием рационально установленных стандартов поведения, предопределенных содержанием решаемых задач (Е.М. Бабосов).

Как социальный институт семья обладает моральным и правовым узаконением, общественной и правовой поддержкой, характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих отношения между супругами, родителями и детьми. При анализе семьи как социального института обычно рассматриваются не конкретные семьи, а образцы семейного поведения, характерные для определенного типа культуры или социальных групп, характерные роли и распределение власти в семье.

Семья анализируется как институт тогда, когда особенно важно выяснить соответствие (или несоответствие) образа жизни семьи, ее функций, современной общественной потребности. Модель семьи как институт очень важна для прогноза изменения семьи, тенденций ее развития. Исследователей, прежде всего, интересуют образцы семейного поведения, семейные роли, особенности формальных и неформальных норм и санкции в сфере брачно-семейных отношений. Как малая социальная группа семья рассматривается тогда, когда изучаются отношения между индивидами, входящими в семью. При таком подходе исследуются мотивы вступления в брак, причины разводов, динамика и характер супружеских отношений и отношений между родителями и детьми.

 

3. Семья во всех обществах развивается как институциональная структура, целью которой является решение определенных социальных задач. Эти задачи в целом актуальны для любого общества, от самого примитивного до высокоразвитого. Однако в зависимости от типа общества, периода его развития или религиозной принадлежности те или иные задачи выходили на первый план. Какие же задачи решает семья в целом и какие из них не утратили актуальность сегодня? Каковы ее функции как основного социального института?

1. Функция сексуального регулирования. Семья это главный социальный институт, через который общество упорядочивает, направляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей. Вместе с тем каждое общество имеет альтернативные пути удовлетворения сексуальных потребностей. Несмотря на то, что существуют определенные нормы супружеской верности, большинство обществ легко прощает нарушения этих норм. При этом, как нигде, наблюдаются отклонения реальной культуры от идеальной. Но часто нормы семьи разрешают сексуальные связи супругов вне семьи. Особенно наглядно различие норм сексуального поведения проявляется в отношении добрачного сексуального опыта молодых людей. Во многих современных обществах вступление в брак девственников считается абсурдным и нелепым, а добрачные сексуальные связи – служащими подготовкой к браку. С другой стороны, в так называемых патриархальных семьях добрачный сексуальный опыт строго запрещается (по крайней мере в отношении женщин).

2. Репродуктивная функция. Одна из основных задач любого общества – воспроизводство новых поколений его членов. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровыми и впоследствии имели способности к обучению и социализации. Вместе с тем важным условием существования общества является регулирование рождаемости, избежание демографических спадов или, наоборот, взрывов. Семья – это основной институт, ответственный за воспроизводство новых членов общества. Другие пути неэффективны и, как правило, социально не одобряются. Поэтому появление ребенка вне института семьи обычно вызывает жалость, сострадание или осуждение. Однако в последнее время семья все хуже и хуже справляется с этой функцией. Демографический кризис затронул не только большинство стран Европы, но и Россию, и Беларусь. Уже в 1998 г. в мире насчитывалось 61 государство с общей численностью населения
2,6 млрд чел. (44%, то есть почти половина человечества!), в которых суммарный коэффициент рождаемости ниже критической черты простого замещения поколений (2,1 ребенка на одну женщину)[44]. В Беларуси положение немногим лучше. Впервые число умерших превысило количество новорожденных в 1993 году, с тех пор Беларусь также переживает эпоху депопуляции. Средний размер семьи в современном обществе составляет 2,6 человека. 52,3% семей в Беларуси – это семьи с одним ребенком, 41,2% – с двумя, 6,6% – с тремя и больше детьми. В последнее десятилетие в стране растет число детей, родившихся у женщин, не состоящих в браке. В 1990 году родившихся вне брака детей было 8,5% от общего числа родившихся, в 2000 – 18,6%, в 2003 – 23%, в 2005 каждый четвертый ребенок родился вне браке, а в сельской местности каждый третий ребенок. Мы стремительно догоняем по этому показателю Европу. К примеру, в Швеции половина детей рождается вне брака.

3. Функция социализации. Несмотря на большое число институтов, участвующих в социализации личности, центральное место в этом процессе, безусловно, занимает семья. Это объясняется, прежде всего, тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Многие мыслители, начиная с Платона, говорили об обобществлении воспитания детей, однако все попытки социализации вне института семьи оказывались неудачными. Например, после революции в Советском Союзе были созданы специализированные программы общественного воспитания детей, чтобы женщины могли участвовать в трудовом процессе. Однако этот эксперимент не получил широкого распространения. В настоящее время в нашем обществе пытаются совместить усилия образовательных институтов и института семьи для успешной социализации детей, но семья по-прежнему удерживает первенство в социализации индивидов. В современном Израиле дети в кибуцах (кооперативных фермах) воспитываются в общих коттеджах и находятся под присмотром специальных воспитателей, в то время как их матери выполняют различные работы. Родители обычно проводят с детьми около двух часов в день и весь день в субботу. По мнению некоторых обозревателей, такое воспитание проходит успешно, хотя у него существует много противников. Правда, так воспитывается лишь незначительное число детей Израиля.

Эти редкие исключения, пожалуй, только подчеркивают первостепенное значение семьи для социализации детей. Семья для ребенка является первичной группой, именно с нее начинается развитие личности. Несмотря на появление позднее других первичных групп, у личности всегда остаются привитые в раннем детстве основные образцы поведения. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи. Трудности социализации возникают в том случае, если ребенок ориентируется на неудачные образцы поведения родителей, которые приходят в противоречие с тем, что ребенок видит в других семьях. При этом часто возникает неудовлетворенность действиями матери или отца, и ребенок начинает искать у других личностей, в других первичных группах приемлемые модели поведения.

4. Эмоциональная функция. Она направлена на эмоциональную стабилизацию семейных отношений, получение людьми психологической поддержки в семье, удовлетворения их потребности в любви и личном счастье. К многочисленным потребностям человека относится, в частности, интимное общение. Психиатры считают, что основной причиной эмоциональных и поведенческих трудностей в общении и даже физических болезней является отсутствие любви, тепла и полноценного интимного общении в первичной группе, и, прежде всего, в семье. Огромное количество данных свидетельствует о том, что серьезные преступления и другие негативные отклонения намного чаще происходят у тех, кто в детстве был лишен заботы в семье, что дети, воспитанные в детских домах без любви матери и отца, гораздо в большей степени подвержены заболеваниям, психическим расстройствам, повышенной смертности, отклоняющемуся поведению. Доказано, что потребность людей в близком доверительном общении, интимности, эмоциональном выражении чувств близким людям является жизненно необходимым элементом существования. Благодаря своей структуре и качествам, семья служит самым важным источником эмоционального удовлетворения. Отношения родства и супружества предоставляют людям такую возможность.

5. Статусная функция. Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Это, прежде всего, относится к таким важным для личности статусам, как национальность, место в городской или сельской культуре и т.д. В классовых обществах принадлежность семьи к определенному социальному слою предоставляет ребенку возможности и вознаграждения, характерные для этого слоя, и в подавляющем большинстве случаев определяют его дальнейшую жизнь. Конечно, классовый статус может изменяться благодаря усилиям человека и благоприятным обстоятельствам, но начало будущего нужно искать в семье этого человека. Семья обязательно должна осуществлять ролевую подготовку ребенка к статусам, близким к статусам его родителей и родственников, прививая ему соответствующие интересы, ценности, образ жизни. От материального положения семьи зависит набор стартовых возможностей ребенка при вхождении в общество.

6. Защитная функция. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. Мы привыкли к тому, что, задевая интересы и безопасность любой личности, мы задеваем и его семью, члены которой защищают своего близкого или мстят за него. Во многих обществах до недавнего времени эта функция семьи была абсолютизирована и проявлялась в существовании обычаев кровной мести и кровной вражды.

7. Экономическая функция. Ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают, как одна команда, способствует формированию крепких экономических связей между ними. Можно сказать, что семья представляет собой самую крепкую экономическую ячейку общества. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи в случае, если у него возникают экономические трудности.

8. Досуговая функция имеет своей целью организацию рационально и благотворно для членов семьи проведения свободного времени, оказания им поддержки в развитии своих способностей и талантов, в удовлетворении потребности в совместном проведении досуга.

9. Рекреативная функция ориентирована на совместный отдых членов семьи, на восстановление их сил, израсходованных в процессе труда или обучения. Эта функция недостаточно изучена, но ученые располагают достоверными фактами, доказывающими положительное влияние семьи на здоровье супругов. Следует привести некоторые примеры, подтверждающие это: холостяцкая жизнь способствует (прямо или косвенно) возникновению таких серьезных заболеваний, как гипертония, неврастения, язва. Супружество оказывает более благоприятное воздействие на здоровье супругов, причем на организм мужчины больше, чем женщины. А потерю одного из супругов тяжелее переносят мужчины, нежели женщины.

 

4. Как и все институты общества, семья представляет собой систему принятых норм и процедур для осуществления определенных важных для общества функций. В данном случае она определяется как группа связанных отношениями брака или родства людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие общественно значимые потребности. Семейные функции в большинстве обществ мало чем отличаются друг от друга, в то время как формы, с помощью которых люди пытаются их выполнять, достаточно разнообразны.
И если кто-то попытается описать все возможные формы семейной жизни, то он увидит, что каждое общество обладает собственной специфической формой организации семьи.

В истории человечества можно выделить следующие системы брачных отношений:

Экзогамия и эндогамия. Каждое общество ограничивает выбор партнера в браке тем, что разрешает выбирать его только вне определенной узкой группы. Это явление называется экзогамией. В нашем обществе такое ограничение применяется для избежания кровосмесительных связей. Так, нравственные нормы запрещают нам жениться на сестрах, двоюродных сестрах и некоторых других близких родственниках. Во многих обществах запрещено выбирать супруга внутри своего клана, деревни, а иногда даже племени. На практике встречаются также противоположные требования, когда выбор партнера в браке возможен лишь в пределах своей группы. Такой культурный образец называется эндогамией. Клановая, деревенская или племенная эндогамия очень часто встречается в примитивных обществах.
В современных обществах широко распространена расовая эндогамия или эндогамия сословная (когда запрещается выбирать партнера из низших слоев общества). Эндогамия в чистом виде характерна для закрытых групп типа каст, где путем эндогамных браков поддерживается их закрытость.

Матриархат и патриархат. В ранний период первобытнообщинного строя главная роль в сохранении рода, в воспроизводстве детей и наследовании имущества принадлежала женщине. Семья, в которой главная роль отводилась матери, называется матриархальной. Позже преобладающую роль в семье приобрели мужчины, семья стала патриархальной. Буквальное значение слова «матриархат» – власть матерей, его общепринятое понимание – женовластие. В школе нас учили, что в древнейшей истории человечества женовластие (матриархат) предшествовало мужевластию (патриархату). «Социологическая энциклопедия» дает следующее определение матриархата: «Матриархат (от лат. mater мать + греч. arcke власть), термин, обычно используемый как парный и противоположный по смыслу патриархату. Традиционно использовался в антропологии с
19 века и в истории для обозначения типа общества, в котором правят женщины. Само историческое существование данного типа общества и типа семьи подтвердить или опровергнуть с помощью археологии или фактов антропологии трудно…»
[45] Итак, матриархат – гипотетическая форма социального устройства, в которой семейная и политическая власть принадлежит женщинам. Матриархат характеризовался доминирующей ролью женщины, матрилинейностью наследования имущества, матрилокальностью брачных поселений. Матрилинейностью называется такое положение, когда происхождение и наследование определяется по материнской линии. Матрилокальность – обычай проживания супругов в общине жены. Другими словами, женщина при матриархате имеет преимущественные, по сравнению с мужчиной, права на имущество и детей. Теория матриархата возникла в русле естественнонаучного эволюционизма, развившегося в середине XIX века, как оппозиция патриархатной теории общественного устройства, созданной еще Платоном и Аристотелем. Аристотель, говоря о происхождении государства в «Политике», считал, что изначальным видом человеческого общежития была патриархатная семья с неограниченной властью отца семейства над женами, детьми и рабами; семьи образовывали селения, а селения – государства. Швейцарский ученый И.Я. Бахофен в своей книге «Материнское право» (1861), основываясь на материалах античной мифологии, доказывал, что в древнейшей истории человечества патриархатным порядкам предшествовали материнский счет родства и наследование по материнской линии. Бахофен называл такое социальное устройство гинекократией. Л.Г. Морган, американский антрополог, продолжил теорию Бахофена и в своей книге «Древнее общество» (1877), опираясь преимущественно на данные этнологии, выдвинул тезис о коллективном роде как форме организации первобытного общества и материнском роде как его начальной, допатриархатной стадии. Оба сделали вывод, что господству мужчин предшествовало господство женщин, патриархату – матриархат. Создание в противовес патриархатной теории концепции матриархата как порядка, предшествовавшего патриархату, имело для того времени большое значение, поскольку подрывало идею патриархата, лежавшего в основе европейского общественного устройства. Поэтому естественно, что Ф. Энгельс высоко ценил обе работы и в своем классическом труде «Происхождении семьи, частной собственности и государства» (1884) развил концепцию первобытного коллективизма в моргановском ключе.

По Энгельсу, «ниспровержение материнского права было всемирно-историческим поражением женского пола. Муж захватил бразды правления, а жена была лишена своего почетного положения, закабалена, превращена в орудие деторождения»[46]. Вывод: необходимо вернуть женщине ее приоритетную роль, устранить «порабощение женского пола мужским, которое совпадает с первым классовым угнетением», разрушить «невыносимо скучное семейное сожительство, которое называют семейным счастьем». Ф. Энгельс утверждал, что в будущем «положение мужчин изменится. В положении женщин, всех женщин, произойдут значительные перемены. С переходом средств производства в общественную собственность, индивидуальная семья перестанет быть хозяйственной единицей общества. Уход за детьми и их воспитание станут общественным делом. Общество будет одинаково заботиться обо всех детях, будут они брачными или внебрачными»[47]. Реальность вывернула этот прогноз наизнанку: перехода средств производства в общественную собственность не произошло, но общество, действительно, одинаково заботиться обо всех детях, и «брачных», и внебрачных. Более того, в современном белорусском обществе государство выплачивает льготные пособия матерям, родившим детей вне брака. Отсюда главный признак матриархата, присутствующий в современном обществе – матрилокальность, то есть счет родства, ведущийся преимущественно по материнской линии. В древности положение матерей, как единственно достоверных родителей, обеспечивало им, и вместе с тем всем женщинам вообще, высокий общественный статус. В современной Европе, России, Белоруссии наблюдается стремительный рост детей, рожденных вне брака. Еще раньше увеличение числа разводов просто взорвало изнутри патриархальность, которая сегодня вынуждена все четче проводить грань между отцом биологическим и отцом социальным. Следует помнить, что взрослый человек, строя свою семейную жизнь, осознанно или бессознательно копирует ту систему отношений, которая присутствовала в браке родителей. Поэтому дети, выросшие в неполной семье, будут испытывать сложности в построении брачных отношений и с большей вероятностью, чем дети, выросшие в полных семьях, повторят судьбу одиночек. Таким образом, количество детей, рожденных вне брака, с каждым поколением будет увеличиваться.

Моногамия и полигамия. Для россиян, англичан или американцев существует только один вид цивилизованной формы супружества – моногамия, т.е. брак одного мужчины с одной женщиной (в одно время). Моногамия встречается в истории человечества в 5 раз реже, чем полигамия, т.е. формы брака, при которых существует более одного партнера в супружестве. Теоретически возможны три формы полигамии.

1. Групповой брак, при котором несколько мужчин и несколько женщин находятся одновременно между собой в брачных отношениях, был распространен в первобытном обществе, сейчас имеет место в нескольких племенах на Тибете и на Маркизских островах.

2. Полигиния (многоженство), у мусульман, у скотоводов-кочевников. 25 октября 2000 г. Госдума отклонила законодательную инициативу вице-спикера Жириновского о возможности создания полигамных семей. Жириновского поддержал на тот момент только
21 депутат. Жириновский предлагал разрешить мужчине жениться до 4 раз, не расторгая прежнего супружества. Для заключения мужчиной нового брака требуется добровольное согласие остальных супруг. Таким образом, Жириновский намеревается улучшить демографическую ситуацию, и помогать женщинам, которых в России больше на 9 миллионов, чем мужчин, стать законными женами[48]. В июле 2001 года Руслан Аушев со ссылкой на вековые мусульманские традиции издал указ, разрешающий многоженство на территории Ингушетии, а через месяц его отменили. И не столько потому, что указ расходился с федеральным законодательством, но его не поддержало население. Однако гендерный разрыв в России и Беларуси продолжает неуклонно увеличиваться. Сокращается средняя продолжительность жизни мужчин. Во многих городах преобладает преимущественно женское население («Иваново – город невест»). «Одна из важнейших тенденций развития российского общества – его неуклонная феминизация, – пишет Г.Г. Силласте в своей «Гендерной социологии». – Согласно переписи населения 2002 года, количество мужчин в России сократилось до 46,5% населения. Если в 2003 году женщин было на 6,5% больше, чем мужчин, то к 2015 году этот разрыв прогнозируется на уровне 10–11%, а к 2050 – 15%»[49]. Мнение представителей современной Европы и Северной Америки о многоженстве также значительно этноцентрично. Многие в нашем обществе считают, что культивирование такой формы брака ведет к деградации женщины, превращению ее в рабыню. Однако факты говорят об обратном. Трудно сказать, в каком обществе женщина имеет более высокий статус – в обществе с полигамной или моногамной формой брака. Во-первых, даже в обществах, где широко распространена полигамная семья, браки обычно являются моногамными. Только наиболее преуспевающие люди с высоким статусом могут позволить себе иметь более одной жены. В современном российском или белорусском обществе преуспевающий мужчина может позволить себе завести любовницу, и многие законные жены будут закрывать на это глаза, чтобы не потерять высокое материальное положение, отца для детей и престижный социальный статус. Во-вторых, обязанности между женами четко распределены, проживание жен совместно, в одном доме практикуется редко, а первая жена очень часто оказывает решающее влияние на поведение мужа. Жизнь всех жен в достаточной степени обеспечена, и они, как правило, не желают для себя другой доли.

3. Полиандрия (многомужие) – очень редкая форма полигамии, когда в браке состоит одна женщина и несколько мужчин. Одним из таких редких примеров служат некоторые общества Южной Индии и Тибета. Здесь считается нормальным, когда женщина, выходя замуж, автоматически становится женой всех братьев своего мужа, и они живут вместе. Полиандрия в семьях Южной Индии стала понятной, когда в результате анализа демографической ситуации выяснилось, что в этих регионах мужское население значительно превосходит по численности женское. Это редкое явление характерно также для одного из народов Индокитая.

Моногамия – самый распространенный тип брака. В сущности, брак как институт претерпевает свои изменения не первый раз. Был век полигамии, вслед за ней пришла моногамия, а теперь ей на пятки наступает время серийной моногамии или многократного партнерства. Наш век слишком скоростной, в том числе и в сфере семейных отношений. Ученые даже нашли им определение – «фаст-фуд»-брак (по аналогии с «фаст-фуд»-едой). А после брака, как известно, наступает развод, на который сейчас тоже нет времени. В США, где распадается каждая вторая семья, практикуется такое понятие, как «развод по кнопке». Во многих штатах функционируют бракоразводные автоматы, действующие по принципу банкоматов. Американских детей еще в школах готовят к тому, что разрыв их родителей неизбежен, и не надо превращать его в трагедию. Даже в школьной программе есть предмет под названием «семейное дело». А некоторые психологи вообще предлагают в будущем пройти всем мужчинам и женщинам специальные курсы, по окончании которых им будут выдаваться свидетельства на право вступления в брак. Такая схема уже действует в Японии и Сингапуре. В России проблема разводов на сегодняшний день стоит наиболее остро, ведь по количеству разводов она занимает первое место в мире.

Можно выделить некоторые общие черты, характерные для современного этапа существования моногамной семьи:

1) наблюдается переход от патриархальной формы моногамии к партнерской, эгалитарной семье, происходит разрушение многовековых традиционных семейных отношений, основанных на патриархальных ценностях и замена их новыми, демократичными. Разрушение патриархальных внутрисемейных связей усложняет межличностные отношения между супругами, родителями и детьми. На смену патриархальной монолитности семьи, которая основывалась на страхе и силе, приходит новый тип, основанный на товарищеских отношениях между членами семьи;

2) наблюдается переход от индивидуально-семейной формы производства к общественно-индивидуальной. Это привело к ряду структурных изменений, связанных, прежде всего, с процессами нуклеаризации. Во всем цивилизованном мире за последнее десятилетие резко сократился средний размер семьи. Семья стала малодетной и состоит из одной супружеской пары;

3) в современных условиях моногамия все больше утрачивает свой пожизненный характер. Появилась возможность вступать в повторные браки. Брак стал противопоставляться семье. Эволюция отношений между полами привела к большому числу браков, свободных от сексуальных обязательств, росту добрачных и внебрачных связей;

4) изменились традиционные отношения между родителями и детьми. Возросла роль общественных институтов – детских садов, школ, вузов, СМИ. Возник дефицит живого контакта детей с родителями, в результате чего расширилась сфера влияния на социализацию человека неформальных групп: панки, рокеры, байкеры и т.д.;

5) возникла тенденция роста автономии поколений. Остались в прошлом установки родителей, которые ставили интересы детей выше собственных, с другой – дети не испытывают чувства обязанности родителям, несмотря на то, что те подготовили их к самостоятельной жизни.

5. Когда речь заходит о семье, мы представляем себе мужа, жену и их детей. Такая форма организации семьи называется супружеской, или нуклеарной. Ее основу составляет пара людей, связанных брачными отношениями. Кроме нуклеарной семьи в нашем обществе (как и во многих других) распространена форма семейной организации, которая называется родственной семьей. Родственная (или расширенная) семья основывается не только на супружеских отношениях двух людей, но и на кровном родстве большого числа членов малой группы. Эта семья представляет собой клан родственников вместе с их супругами и детьми. Значение этих двух форм семей для общества неодинаково. Так, хотя в нашем обществе существует родственная семья для семейных сборов, торжеств и других церемониальных целей, важнейшие социальные функции выполняются нуклеарной семьей. В родственных же семьях ответственность и забота распределяются среди достаточно большого числа членов семьи. Создается ситуация, когда ребенок тесно связан не только с родителями, но и со своими дядями и тетями. Он окружен взрослыми, которые в некоторых случаях готовы взять на себя обязанности родителей. Таким образом, у ребенка в родственной семье появляется большая возможность для общения и социализации к большему числу ролей. Такая семья хорошо защищает ребенка от любых жизненных невзгод. В реальной жизни родственная семья далеко не всегда возможна. Это связано, например, с тем, что места рождения и вступления в брак могут быть значительно удалены друг от друга. Кроме того, родственники могут быть фактически или социально отдалены от супружеской пары, и в этом случае семья остается в чистом виде нуклеарной. Современное общество характерно ослаблением многих родственных связей и, следовательно, преобладанием нуклеарной семьи над родственной.

По наличию и количеству детей семья может быть бездетной, малодетной (1–2 ребенка) и многодетной. По количеству супругов – полной и неполной. По социальному происхождению различают семьи рабочих, служащих, интеллигенции и т. д. По национальному составу – семьи мононациональные и полинациональные. По распределению власти в семье выделяют семьи авторитарные, демократические (эгалитарные) и анархические.

Кроме того, в социальной практике встречаются новые, достаточно устойчивые способы организации семейной жизни, которые можно назвать альтернативными формами семьи:

· Незарегистрированный брак – отличается от обычной дружбы совместным проживанием и ведением хозяйства и по существующему в настоящее время законод







Дата добавления: 2015-06-16; просмотров: 4603. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...


Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия