КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СПЕКТАКЛЯ
В культурологическом анализе спектакля рекомендуется обратить внимание на основные его идеи и символическое их воплощение. К проверке принимаются только оригинальные самостоятельно выполненные произведения. Работа выполняется индивидуально. Рекомендуемый объем – 1-2 страницы (А4). Можно сдавать работу в рукописной форме. Титульный лист: оформление свободное, указать тему, ФИО автора, номер группы. Творческое оформление работы приветствуется. Выполняется по желанию. Максимальная оценка – 10 баллов. Срок сдачи – до 15 мая 2015 г.
Спектакли для анализа
Театр «Триада» «Дорога в небо». Многоэтажная история от красной крысы до зеленой звезды «Человек-корыто». 33 счастья с антрактом по пьесе О. Богаева «ROUT». Хроники жизни молодого человека по имени Евгений по роману в стихах А.С. Пушкина Ж.-П. Сартр. «За закрытыми дверями». Аттракцион в двух действиях
Хабаровский краевой музыкальный театр «Две стрелы». Детектив былых времен в двух действиях «Корсиканка». Невероятная история любви в двух действиях
Театр юного зрителя г. Хабаровск «Юдифь». Трагедия, недоступная современникам «Сокровища лесных эльфов». Сказкотворения «Спасти камер-юнкера Пушкина» НАУЧНАЯ РАБОТА
Результаты самостоятельного научного исследования оформляются в виде тезисов и представляются на студенческой научно-практической конференции ТОГУ в апреле 2015 г. (секция культурология).
Темы для научных исследований
1. «Одномерный человек» и концепция «Великого отказа» (по работам 2. Культура и пол. Гендерная проблематика в культурологии. 3. Частная жизнь человека: культурологический анализ. 4. Концепция техники Ж. Эллюля. 5. Симулякры и культура (по работам Ж. Бодрийара). 6. Самостоятельно сформулированная тема (обязательно согласование с преподавателем).
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Предмет, цели и задачи культурологической науки. Культурология как интегративная наука. Специфика культурологического знания. Структура культурологии. Основные задачи культурологии. Ее практическое применение. 2. Происхождение и история слова «культура». Подходы к определению культуры в современной науке. 3. Смысл и сущностные характеристики культуры. Основные значения выражения «культурный человек». Бескультурье. 4. Понятие, функции и строение культуры. 5. Развитие представлений о культуре (античность, средневековье, Возрождение, Новое время, Просвещение). Критика культуры и цивилизации Ж.-Ж. Руссо и Ф. Ницше. 6. Значение культурной антропологии XIX в. (эволюционизм, диффузионизм, функционализм) в становлении понятия «культура». Возникновение циклических теорий культуры. 7. Смысл понятия «цивилизация»: история и основные значения термина, основные характеристики, соотношение понятий «культура» и «цивилизация» (О. Шпенглер, Н.А. Бердяев и др.). 8. Символическая концепция культуры Э. Кассирера. Символические формы. Понятие символа. Значение символа в культуре. 9. Игровая концепция культуры (Й. Хейзинга, Г. Гессе, Х. Ортега-и-Гассет, Э. Финк, Ф. Ницше и др.). 10. Культура как регулятор бессознательных желаний человека в учении 11. Учение К. Юнга о коллективном бессознательном. Понятие архетипа. 12. Социальная и культурная природа бессознательного в учении неофрейдизма (Э. Фромм, К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, Г. Маркузе, 13. Понятие ценности. Типы ценностей. Классификация ценностей и уровни культуры. Общечеловеческие ценности. Ценности и нормы. 14. Ценностно-нормативная концепция культуры (Г. Риккерт, 15. Типология культур П. Сорокина. 16. Понятие субкультуры и ее значение в жизни общества. Традиционная культура и субкультура. Контркультура. 17. Традиции и новаторство как механизмы развития культуры. 18. Проблема культурогенеза в современной науке. Орудийно-трудовая теория возникновения человека (Ф. Энгельс). Мутагенетическая версия происхождения культуры (Т. Маккена). 19. Социально-психологические концепции культурогенеза: фрейдистская, игровая (Й. Хейзинга, Э. Финк), символическая (Э. Кассирер, 20. Семиотическая концепция культуры. Коммуникационная и знаковая природа культуры. Свойства и функции знаков. Типы знаков. Знаковые системы культуры. 21. Язык как знаковая система. Функциональная классификация вербальных языков. Язык и культура. Языковая картина мира. 22. Проблемы динамики культуры. Циклические, волновые и эволюционные модели социокультурной динамики. Теория культурного взрыва 23. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева. 24. Проблема типологии культуры. Различные подходы к построению типологии культуры. «Аполлоническое» и «диониснийское» начало в культуре (Ф. Ницше). 25. Историческая типология культуры (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, 26. Элитарная и массовая культура. Предпосылки появления массовой культуры. Основные характеристики массовой культуры. Понятие элиты и специфические черты элитарной культуры. 27. Основные черты первобытной культуры. 28. Исторические типы культуры: особенности древневосточных культур, культуры античности, средневековья, Возрождения, Нового времени и Просвещения. 29. Основные тенденции современной культуры. 30. Этапы развития и основные черты русской культуры. 31. Дихотомия «Запад» – «Восток» в культуре. 32. Феномен техники в культуре. Понятие и проблемы техногенной цивилизации.
|