Теоретические концепции правопонимания
В науке теории государства и права выделяют следующие школы правопонимания: естественно-правовую, историческую, психологическую, нормативистскую, социологическую, материалистическую[10]. Естественно–правовая теория права сложилась на территории Древней Греции и Древнего Рима. В этой школе различали естественное право, основанное на естественных законах развития человека и принадлежащее ему с момента рождения и до смерти, оно является вечным и неизменным, не требует признания со стороны государства или иной власти и позитивное право, которое не является вечным, официально признается государством и получает письменное выражение в правовых актах государственной власти. Представителями естественно-правовой школы правопонимания являлись: Сократ, Аристотель, Г. Гроций, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев. Историческая школа права возникла в начале XIX века на территории Германии. Согласно этой школе нет единого для всех народов права, каждый народ имеет свое право, которое определяется присущим этому народу духом и имеет национальную специфику, право не зависит от воли государства и выражается в обычаях, известных всему народу, а создаваемый властью закон малоизвестен. Представителями исторической школы права являются: Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта. Психологическая школа права, сложилась в конце XIX – начале XX веков. Основоположником данной школы является Л. И. Петражицкий, различавший объективное и субъективное право. Объективное право – право, созданное государством и являющееся основой юридической науки. Субъективное право (влияние отдельной личности) игнорируется. Сторонники психологической школы права, такие как: А. Росс, Г. Гурвич, М. Рейснер -различали позитивное (официально действующее в государстве и выраженное в нормативных актах государственной власти) и интуитивное (заложенное в психике людей и складывающееся из того, что они переживают) право. Нормативистская теория права была создана в начале XX века. Согласно этой теории весь мир делится на не связанные между собой «мир сущего» (реальная общественная жизнь) и «мир должного» (право), представляющий собой пирамиду, в основе которой находятся индивидуальные акты, а в вершине – «основная норма». Представителями нормативисткой теории права являются Г. Кельзен, Р. Штаммлер, П. И. Новгородцев. Социологическая теория права сформировалась в начале XX века в европейских странах такми учеными, как: Е. Эрлих, Дж. Дьюги, Р. Паунд, С. А. Муромцев. Согласно данной теории право – это не нормы, содержащиеся в законах, а «живое право», которое создается поведением субъектов правоотношений, способными участвовать в правоприменении и разрешении конкретных жизненных ситуациях. Материалистическая теория права была представлена в работах В. И. Ленина, К. Маркса, Ф. Энгельса и их последователей. Согласно этой теории право – это возведенная в закон государственная воля господствующего класса, содержание которой определяется материальными и производственными условиями. В целом, анализ всех представленных теорий понимания права сводится к общему определению, что право – это система норм (правил поведения) и принципов, установленных или признанных государством в качестве регуляторов общественных отношений, которые формально закрепляют меру свободы, равенства и справедливости в соответствии с общественными, групповыми и индивидуальными интересами (волей) населения страны, обеспечиваются всеми мерами легального государственного воздействия вплоть до принуждения. В научном плане каждая из доктрин является шагом к познанию природы и возможностей права. В практическом - благодаря спорам о праве более рационально решаются современные вопросы об источниках, эффективности, системности права, способах и средствах разрешения противоречий и т. д. Итак, понятие права может быть рассмотрено с нескольких позиций. Во-первых, его употребляют в общесоциальном смысле в рамках которого идет речь о нравственных политических культурных и иных возможностей поведения субъекта (моральное право руководить коллективом, потупить по совести). Во-вторых, с помощью данного термина обозначается определенная правовая возможность конкретного субъекта, такое право называется субъективным и принадлежащим личности и зависящим от его воли и желания (право на труд, на судебную защиту). В-третьих, под правом понимают юридический инструмент связанный с государством и состоящий и целого числа норм институтов и отраслей – объективное право. В рамках такого правопонимания право – это система общеобязательных формально определенных юридических норм, выражающих волю определенных классов, социальных групп или общества в целом, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.
|