Студопедия — Предмет и метод философии политики. М. Фуко (1926-1984) — французский философ, теоретик культуры и историк
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Предмет и метод философии политики. М. Фуко (1926-1984) — французский философ, теоретик культуры и историк

 

58. М. Фуко «Слова и вещи».

 

М. Фуко (1926-1984) — французский философ, теоретик культуры и историк. Создал первую во

Франции кафедру психоанализа. «Слова и вещи» («Археология гуманитарных наук»). Написана в

1966 году, по структуре разбита на 10 глав. Фуко исследует здесь те исторически изменяющиеся структуры, которые определяют условия возможности мнений, теорий или даже наук в каждый исторический период, и называет их «эпистемами» (Эпистема — это исторически изменяющаясяструктура, которая определяет условия возможности мнений, теорий или наук в каждый исторический период

-Основной упорядочивающий принцип внутри каждой эпистемы

— это соотношение «слов» и «вещей». Соответственно различию в этом отношении Фуко вычленяет в европейской культуре нового времени три эпистемы: 1. В ренессанской эпистеме(XVI век) слова и вещи тождественны друг другу, непосредственно соотносимы друг с другом и даже взаимозаменяемы.

-2. В эпистеме классического рационализма (XVII—XVIII веков) слова и вещи лишаются непосредственного сходства и соотносятся лишь опосредованно — через мышление,3 В современной эпистеме (с конца XVIII — начала XIX века и по

настоящее время) слова и вещи опосредованы «языком», «жизнью», «трудом», вышедшими за рамки пространства представления.

-Характерная черта современной эпистемы — это появление жизни, труда, языка в их

внутренней силе, в их собственном бытии, законы которого не сводимы к логическим законам

мышления. Язык в эпистеме XIX века превращается из прозрачного посредника мышления и представления в объект познания, обладающий собственным бытием и историей.

Для современного мышления важнейшими областями действия языка являются интерпретация и

формализация, или, иначе, выявление того, что, собственно, сказано в языке и что вообще может быть в нем сказано

- Проблемой становится уже не познание природы, внешнего мира, но познание человеком самого

себя: своего живого тела, обыденного труда и привычного языка, которые до сих пор были для него естественными, оставаясь при этом непонятными. Самая важная проблема - это проблема человека и истории. Для того чтобы научиться действовать в настоящем и осмысленно строить будущее, человек должен научиться понимать свое собственное прошлое — время культуры, пронизывающее и во многом определяющее его.

 

59. К. Юнг «Психологические типы».

Карл Густав Юнг (1875 – 1961), швейцарский ученый, психиатр и психотерапевт, Впервые книга

Психологические типы вышла в Цюрихе в 1921 г. В ней представлены его работы о психологической типологии, объединенные под общим названием `Психологические типы`. Книга состоит из 11 глав

-К. Юнг вводит деление на «общие типы установки, отличающиеся друг от друга направлением своего интереса, движением либидо…» - два общих типа, называемых экстравертными и интровертными. Типы отличаются друг от друга «своеобразной установкой по отношению к объекту. У интровертного отношение к нему абстрагирующее; в сущности, он постоянно заботится о том, как бы отвлечь либидо от объекта, как если бы ему надо было оградить себя от чрезмерной власти объекта. Экстравертный, напротив, относится к объекту положительно. Он утверждает его значение постольку, поскольку он постоянно ориентирует свою субъективную установку по объекту и вводит ее в отношение к нему. В сущности, объект никогда не имеет для него достаточно ценности, и поэтому значение его постоянно приходится повышать. Оба типа до такой степени различны и их противоположность настолько бросается в глаза

 

60. П. Рикер «Герменевтика. Этика. Политика».

РИКЕР Поль (р. в 1913) - французский философ

Воля и "безволие" взаимно обратимы: желания и влечения осмысливаются исключительно через их соприкосновение с волевым началом человека, которое они различным образом "тревожат" и

"распаляют". Воля же, в ответ, вскрывает их смысл, адаптируя его для осуществления. Подобная

динамика мотивации - решения задает в схеме Р. основополагающий дуализм между телом-объектом и телом-субъектом

-Человек слаб именно в диапазоне собственной природы - от конечности к бесконечности:

"человек - это радостное "да" в рутине бесконечного". Р. подчеркивает, что если "философ

картезианского покроя знал, что вещи вызывают сомнения и не всегда таковы, какими кажутся... то относительно сознания такого сомнения нет; в нем смысл и сознание смысла совпадают". Р.

разработал оригинальный вариант герменевтический философии, находящейся на пересечении

рефлексивной философии, феноменологии и аналитической философии языка. Кроме того, сама эта возможность взаимодействия показывается Р. в сравнительном сопоставлении герменевтики и

феноменологии, вскрывающем их сущностное сходство в решении ряда проблем. Так, понятие

интенциональности (т.е., в конечном счете, примата сознания о чем-то над самосознанием) приводит феноменологию, по мысли Р., к размыванию проекта радикального самообоснования и

постулированию горизонта "жизненного мира", который всегда предполагается и никогда не дан

- Р. строит "эпистемологию нового понимания", которая выражается в положении о том, что "не существует понимания самого себя, не опосредованного

знаками, символами и текстами

- Истолкование как диалектика понимания и

объяснения на уровне имманентного "смысла" текста позволяет, по мнению Р., избежать двух

крайностей: 1. Иррационализма непосредственного понимания, основанного на романтической

иллюзии конгениальности субъективностей автора и читателя; 2. Позитивистского представления о замкнутой текстуальной объективности, независимой от читательской активности и сводящей

интерпретацию к экспликации абстрактных языковых кодов

 

61. Ю. Хабермас «Вовлечение Другого. Очерки о политической теории».

Две эти работы объединяет интерес к вопросу о том, какие следствия

вытекают сегодня (ПФ – связь с эмпирическим и практическая направленность) из содержания республиканских принципов (другими словами, коммунитаристов). Структура работы: 5 частей, разделены тематически, каждая часть – самостоятельный раздел

исследования философского.

-1. Насколько разумна власть когнитивного содержания морали? Здесь он отстаивает разумное содержание морали, предполагающее равное уважение к каждому и всеобщую солидарную ответственность друг за друга. Мораль обладает когнитивным содержанием (познаваема, передается, доступна). В силу этого у нее есть потенциал объединять людей – коммуникативный потенциал.

-2.Политический либерализм – полемика с Дж. Ролзом. Здесь изложена дискуссия с Ролзом,

инициированная издателями Journal of Philosophy. Здесь он показывает то, что теория дискурса более подходит для понятийного выражения тех моральных интуиций, которыми они в равной мере оба руководствуются. – роль и положение консенсуса в обществе. в своих ответах выявляются различия между политическим либерализмом и кантовским республиканизмом (коммунитаристы).

3-Есть ли будущее у национального государства? В этой главе от разъясняет контроверзы, вновь

ожившие в Федеративной Республике с момента воссоединения. Апологеты этической нации не осознают, что именновпечатляющие исторические завоевания демократического национального государства и республиканские принципы его устройства могут поучить нас тому, как следует подходить к актуальным проблемам неизбежного перехода к постнациональным формам общественной организации.

-4. Права человека – глобальный и внутригосударственный план. Эта глава посвящена теме

утверждения и осуществления прав человека на глобальном и внутригосударственном уровнях. 200- летний юбилей трактата «К вечному миру» Канта дает повод пересмотреть его концепцию всемирного гражданства а свете нашего исторического опыта. Государственные субъекты, некогда суверенные, но давно лишившиеся международно-правовой презумпции невиновности, уже не могут ссылаться на принцип невмешательства во внутренние дела. Зеркальным отражением вопроса о гуманитарных интервенциях является вызов, брошенный концепцией мультикультурности. И здесь меньшинства ищут защиту от собственных правительств. Но эта дискриминация – в рамках легитимного в целом правового государства

- Ю. Хабермас считает, что в современном мультикультурном обществе объединяющую функцию

должна выполнять коммуникация. Идеал Хабермаса – "свободная от господства коммуникация,

призванная заменить идею «человеческого достоинства»". Философия, центральным понятием

которой является понятие "коммуникативной рациональности", отвечает, по мнению Хабермаса, двум главным потребностям современного общества – потребности в индивидуальной и групповой свободе.

 

62. Х. Арендт «Vita activia, или о деятельности жизни».

Ханна Арендт (1906-1975). известный немецко-американский философ, политолог и историк,

основоположник теории тоталитаризма.

 

Книга включает в себя анализ трех видов деятельности, выделяемых Ханной Арендт: труд (работа), создание и действие. Каждому из этих видов деятельности посвящена специальная глава.

третья глава, посвященная труду.

Можно сказать, что эта глава является центровой и в целом все остальные главы введены для ее

обрамления. В главе о труде Арендт восстает против новоевропейского возвеличивания труда и берется за его обесценивание. Труд – самый низкоценный, а вовсе не высокоценный вид человеческой деятельности, который к тому же лишает человека человечности и превращает его в “трудящееся животное”. Прежде всего, труд в толковании Арендт не совсем труд в привычном понимании.

-Труд – это продолжение жизни, обмена веществ, поглощения ради существования и существования ради поглощения. Труд вовсе не делает человека человеком, а, наоборот, возвращает его к животному. Однако главное даже не в этом.

Аренд говорит что: “трудящееся животное никогда не тратит свое избыточное время ни на что кроме потребления, и чем больше ему будет оставлено времени, тем ненасытнее и опаснее станут его желания и аппетит

- Главы четвертая и пятая посвящены двум другим видам vita activa –

созданию и действию (изготовлению и поступку). Они толкуются Арендт не совсем привычно –

особенно действие, раз уж оно противопоставляется труду и созданию. Изготовление предметов искусства относится Ханной Арендт в сферу создания. Художественные произведения она считает самыми устойчивыми, а потому наиболее принадлежащими миру из всех вещей.

63. М. Фуко «рождение биополитики».

М. Фуко 1926 - 1984 году — французский философ, теоретик культуры и историк. Основные работы:

Рождение биополитики: безопасность для населения.

-Основная идея – рассмотрение государства как биологической единицы. Фуко волнуют моменты, благодаря которым био единица живёт. Остаются два главных дискурса: рассмотрение политической экономии и естественной истории. Говоря о безопасности территории населения, Фуко волновало наличие преступности в государстве, какова цена за её борьбу. Важность политической экономии и важность эко затратности.

-Дисциплинарность: педагогика, как должен вести человек себя; за основу территория и другое. Окружность – центр – столица. Фуко приводит вывод как должна быть устроена территория, чтобы поддерживать био единицу. Основная цель – существующая экономическая система – основа для государственного устройства. А остальные институты – обслуживающая система

 

№ 64. Р. Нозик «Анархия, государство и утопия».

Профессор

Гарварда Роберт Нозик

Наиболее известная книга Нозика «Анархия государство и утопия» (1974),

-«У индивидов

есть права; есть нечто такое, чего не может сделать ни один человек и ни одна группа людей, не

нарушив прав других» — таков основной вывод работы «Анархия, государство и утопия». Эти права настолько важны, что возникает проблема: может ли государство и его функционеры вообще на что-то влиять». Или, ставит вопрос Нозик: какое пространство остается собственно государственным после четкого установления индивидуальных прав?

 

-Минимальное государство сведено исключительно к функциям защиты против насилия, обмана, воровства, для соблюдения договора и т. п. Любое расширение государственных функций, нарушающее права людей и принуждающее подчиниться этим нарушениям, не имеет под собой никакого основания. Поэтому минимальное государство и справедливо, и, кроме того, привлекательно. Государство, считает необходимым отметить Нозик, не может использовать аппарат принуждения для запрещения какого-то рода деятельности людей в целях самозащиты или защиты собственных интересов.

- Нозик полагает, что принятие минимального государства происходит, скорее, спонтанным образом. На этом пути люди проходят три фазы: союз ради защиты, союз защиты-господства и

ультраминимальное государство. Аморальность, добавляет Нозик, ни при чем, поэтому анархизм

ошибочен. Государство есть спонтанно рождающийся организм.

- Нозик защищает не только неприкосновенность прав человека, но и права

животных. Проблема не в том, полагает он, могут или не могут животные думать, говорить, страдать,и не в том, достойны ли они одного с людьми морального статуса. Необходимо пересмотреть сам характер отличий животного от человека.

- Утопия, пишет Нозик, есть метаутопия, или сцена для проведения различных утопических экспериментов, где люди свободны пробовать себя. Любая группа людей может предлагать свою модель и убеждать других последовать их примеру. Для Нозика очевидно, что множество предлагаемых утопических проектов вписываются в минимальное государство. Именно его Нозик называет единственно легитимным и терпимым государством, ибо оно лучше других реализует утопические чаяния множества мечтателей.

 

Предмет и метод философии политики

 

«Развитие самой политической философии никогда не было беспроблемным. Возможно, что пик её развития прошел, и симптомы кризиса в политической философии были отмечены в горьких словах, произнесенных 50 лет назад: "Сегодня политическая философия пребывает в состоянии распада и, вероятно, разложения, если не исчезла вообще.

 

Имеет место не только полное разногласие относительно её предмета,

методов и функций; под вопросом оказалась сама возможность её существования в какой-либо форме Единственно, в чём ещё соглашаются друг с другом преподаватели политической науки - это в том, что изучение истории политической философии может принести определенную пользу... (лео штраус)

 

Можно сделать вывод, что предметом политической философии

является универсальная категория «человека политического», находящегося в комплексе отношений с объектом политической философии – миром политического в его мировоззренческом измерении. Споры, что такое предмет философии продолжаются

 

В философии, как «науки» предельного типа, где под вопрос ставится и сам исследователь — тем более невозможно говорить о методе как о чем-то отделенном от своего предмета. Конечно, в философии также читают тексты, размышляют и, следовательно, используют «методы» выработанные для этого лингвистикой, логикой и т.д. Но такое использование «методов» не касается самой сути философии. То,как философ мыслит невозможно показать в форме «применения» методов. Какие-то общие руководства к тому, КАК надо действовать в философии есть, но это касается самых общих вопросов организации самого размышления — исследовать все возможности, следить за терминами, использовать личный опыт рефлексии, отдавать себе контекстуальный отчет и т.д.

 

В истории философии известны два противоположных метода познания: диалектический и

метафизический. Первый - метафизический метод познания - вырывает рассматриваемые предметы и явления из всеобщей связи и рассматривает их изменения с позиций плоского эволюционизма как накопление или уменьшение каких-либо признаков, качеств или свойств. Возникновение и существование диалектики и метафизики отражает объективный процесс развития человеческого мышления. Второй, основанный на диалектике, рассматривает явления во всеобщей связи и развитии. Известны три основные формы диалектики: античная, немецкая классическая и материалистическая.

 

 

№2 Происхождение политики и основные принципы полит аргументации

В современой традиции понятие политического произошло от слова "полис" и та концепция политики одновременно как политического искусства и искусства управления государтсвом подразумевает два искусства: 1) искусство граждан вступать в отношения, то есть это искусство политического поведения и с другой стороны, это 2) институциональныое выражение этого искусства – искусство управлять гос-вом. В этом отношении Аристотель первым выдвинул целый ряд парадигм, которые и по сей день учитываются в политической философии

 

В европейской традиции впервые появилась идея, которая до сих пор является значимой, что политика носит универсальный характер. Современная философская политика (особенно после 60-70 гг) выдвигает альтернативные концепции власти, основанные на принципе власти, как явлении позитивном. Эта концепция представлена в работах Арендт, Хабермаса. (упоминание Дж Сартори

" Политика возможна только в том случае, когда функционирование политических институтов и необходимое для этого количество информации обусловливают возможность рационального выбора участвующих в политике людей ").

Философский подход к политике ни в коем случае не может выступать в роли эмпирического знания. Нельзя говорить о том, что политическая философия уничтожает политическую науку и наоборот.В реальной политической жизни господствуют групповые, партийные интересы, идеологическая ангажированность, которые ни в коем случае не способствуют эпистемологической нейтральности.

 

 

Политическая аргументация имеет логическую форму, где существует установка на соперничество.

Политическая аргументация представлена в любом типе политического знания. Различие между

философие и политической наукой заключается только в том, что наука стремится, как правило,

дистанцироваться от ценностных суждений.

 

Этапы политической аргументации

Подведение разнородных стремлений под одной целью

Выяснение целей

Выборы эффективных средств для достижения намеченных целей

 

№3 Взаимосвязь философии и политики

 

Политика является обычным элементом социума и социальной жизни, следовательно провести

границы между философским и политическими знаниями достаточно тяжело. Философский подход к политике ни в коем случае не может выступать в роли эмпирического знания. Нельзя говорить о том, что политическая философия уничтожает политическую науку и наоборот.

Философия, как высшая форма теоретической мысли выполняет функцию своеобразного запасника понятий. Философия - это запасник рефлексивной политической практики. Это основная форма самопознания и самосознания политики. Только в случае философского рассуждения можно до конца получить политическое знание. Философия является аккумуляцией всех без исключения форм, в том

числе и политического знания. Сам факт существования философии политики определяет степень интенсивности происхождения идей, прежде всего, общества в сущности характера политического процесса. То есть степень интенсивности - это важный фактор, который учитывается во всех культурологических инстинктах. Философия политики не может развиваться без культурологической составляющей. Таким образом политика и философия рассматриваются как фактор интенсивности развития той или иной цивилизации. Различие между философией и политической наукой заключается только в том, что последняя стремится, как правило, дистанцироваться от ценностных суждений. Но все же любой тип политической философии так или иначе всегда обращается к проблеме ценностей.

 

№4 Политика и этика

Выявить реальное соотношение этих двух важных аспектов

человеческой деятельности пытались и все еще пытаются как на Западе, так и на Востоке. По

этому поводу было немало споров, дискуссий и полемик.

Морально-политическое начало невозможно понять без представлений о добродетели,

совести, сознании долга, правил, с которыми должны соотноситься человеческие действия. В

этом контексте этика составляет науку о законах и нормах поведения людей. Включая в себя

основополагающий элемент идеального и трактуя их в категориях высшего блага, добра,

должного и т.д.» она принимает форму учения о ценностях и конечных целях.

 

Мораль — одна из сущностных проявлений человеческого измерения, занимающая особое

место по отношению ко всем видам человеческой деятельности. Поскольку политика является

одной из важнейших сфер человеческой деятельности, то невозможно ее отделить от этики и

морали, тем более противопоставлять ей. Моральные ценности и нормы, имеющие касательство

к политическому миру, к его институтам, отношениям, политическому мировоззрению и

поведению членов того или иного сообщества, в совокупности составляют политическую этику.

 

Как писал М.Вебер

Следует отметить, что в истории политической мысли на эти вопросы давались неоднозначные

ответы. Определяя в качестве равной цели политики обеспечение "высшего блага" граждан

полиса и предписывая ей нравственно-воспитательную роль, Ариристотель, в частности,

утверждал: "Государственным благом является справедливость, то есть то, что служит

общей пользе". Если традиция, идущая от Платона и Аристотеля, рассматривает мораль и

политику как единое целое, призванное реализовать принципы справедливости, то христианская

традиция взводит понятия "этика" и "политика", воплощенные в "богово” и "кесарево".

Впервые в четко сформулированной форме проблему соотношения этики и политики поставил

Н.Макиавелли. Он разработал особое политическое искусство создания твердой

государственной власти любыми средствами, не считаясь с какими бы то ни было моральными

принципами. Для пользы и в интересах государства правитель должен органически сочетать в

себе хитрость и силу, т.е. быть одновременно лисой и львом.

 

Если марксизм-ленинизм пришел к отрицанию морально-этического начала в политике,

подчинив его всецело так называемой классовой морали, то идеологи фашизма и нацизма

добились того же результата, поставив во главу угла своей идеологии национальную мораль,

противопоставленную как классовой, так и общечеловеческой морали.

 

Три фундаментальных основы на сегодня в проблеме этического и политического:

1) Проблема морального и этического и критерии политической практики.

2) проблема политического и этического как объектов познания

3) справедливость и право, как категории, которые формируют основу политического процесса и

политического познания.

 

 

№5 политфилософия в структуре полит знания

До сих пор политическое знание представляет из себя достаточно...набор политических дисциплин. Здесь нужно сделать допущение, что любое гуманитарное знание вообще и политическое, в частности,-это аспекты, имеющие тенденцию к структурированию и иерархиезации. Структурирование и иерархиезация имеют субъективную и объективную стороны. Об этом хорошо пишет Нозик. Изучение поведению посвящены 4 науки: Психология, политология, Социология и Антропология.

Политическая философия выполняет несколько важнейших функций. Они связаны с определением целей политического знания. Они зависят от особенностей порождающих это знание политических интересов. В рамках политической гносеологии изучается также основные проблемы реализации политических интересов и идей в различных политических..Все это включается в понятие

" гноссеологическая функция ".

Политическая философия также выполняет идеологическую функцию. Политическая философия, как писал Грамши постоянно превращается в философию практики. Он был основателем

коммунистической партии Италии, теоретик марксизма. То есть идеологический аспект так или иначе связан с концепцией практической философии

 

Политическая философия также обладает прогностической функцией. Эта функция лежит в основе формирования разнообразных политических идеалов(философсике идеи Маркса, Гегеля, европейских гуманистов). До второй половины 20-го века утопический

аспект преобладал в политической мысли. Последний пример - это Франкфуртская декарация социал- демократических партий 1951 года. (философсике идеи Маркса, Гегеля, европейских гуманистов).

Здесь же можно упомянуть работу Нозика "Анархия, государство и утопия".

 

Ценностная функция политического знания. Философский подход к политике отличается тем, что он не дистанцируется от ценностей. (человеческие ценности, прагматические установки. таким образом политическая философия соприкасается с этикой.. В ранних политических системах и идеях, будь то гоббс или Локк политическая философия рассматривается как вариант политической этики. Еще у

Платона в "Государтсве" уделена часть "о государстве и справедливости" - это проблемы

политичсекой этики. Это значит, что философия выдвигает на передний план идею свободы,

справедливости, права. Характерная тенденция рассмотрения философии сквозь призму теории

справедливости. В настоящее время политическая теория вообще и концепцпия справедливости

становятся вполне самостоятельным разбором философско-политического дискурса. Здесь неслучаен труд Роулза "Теория справедливости". Это видно и у Аристотеля, который писал, что справедливость это понятие политическое

 

№6 Специфика философско-политического знания и методология

Политика является важнейшим элементом социума и социальной жизни, следовательно провести

границы между философским и политическими знаниями достаточно тяжело. Философский подход к политике ни в коем случае не может выступать в роли эмпирического знания. Нельзя говорить о том, что политическая философия уничтожает политическую науку и наоборот.

 

Специфика политико-философского знания заключается в пограничном положении между двумя

науками: политологией и философией, каждая - со своими методологиями, традициями, пониманием предмета и проблемами.Один из систематизаторов и специалистов в этой области политической методологии - это Аллес

Гебер, американский политический философ выделяет три группы вопросов:

1) фундаментальные вопросы об обществе. Эти вопросы обычно сводятся к следующему: почему

люди вообще должны жить в обществе. Можно ли жить без общества?

2) Общие вопрос: Почему одни люди должны обладать политической властью?

3) Специфические вопросы о проблемах.

 

Разрешая все эти вопросы философия выступает в качестве аксиологической основы всех

политических наук. Она выступает в качестве высшей формы социальной политики.

Хеффе ставит вопрос так: Философии чужды как моральные поучительства, так и нравственно-

политические акции. Ее цель - найти справедливое решение.

 

Философия, как высшая форма

теоретической мысли выполняет функцию своеобразного запасника понятий. То есть система

политической философии наиболее имманентна политическим достижениям накопленным за

тысячелетия. Философия - это запасник рефлексивной политической практики. Это основная форма

самопознания и самосознания политики. Только в случае философского рассуждения можно до конца получить политическое знание

 

№7. Понятие традиции в политической философии и ее современная трактовка

Специалисты, занимающиеся традицией начинают обычно с шотландской школы, традиции, которая отходит к Юму, Хатчисону (40-е, 50-е годы 18 века). Многие элементы современной политической философии восходят к Юму. Второй путь - это восход к философии Канта и к тому, что мы называем Кантовской аксеоматикой.

-Все начинается с "Трактата о человеческой природе" Юма. Еще в начале 40-х годов 18 века Юм очень скептически был настроен, сравнивая уровни, которых достигли политические науки и полит знание в середине 18 века с предшествующей, то есть античной, средневековой традицией. Это сравнение привело Юма к следующему пессимистическому заключению: "..Наш мир еще слишком молод, чтобы устанавливать многочисленные истины политики, которые останутся справедливыми и для послед поколения. У нас пока нет опыта охватывающего 3 тыс лет.

-Он пишет, что весь предшестующий материал от Платона и аристотеля итд не годится для

того, чтобы определить характер современной политики и даже поставить вопрос: чем является

политика для современной европейской мысли. Именно с этого момента начинается эпоха

современной политической философии. То есть Юм прямо определяет, что такое человеческая

природа, насколько она видоизменилась и вообще поддается ли понятиеи реальность, которое мы

называем человеческой политикой каким-то видоизменениям

-У Фромма: "Под человеческой природой я понимаю динамическую сумму психологических

характеристик, которые при благоприятных обстоятельствах получают знак плюс, а при

неблагоприятных обстоятельствах знак минус". Фромм в предисловии к "Бегству от свободы" пишет, что многие психологи и антропологии заметили, что чел природа основана на конфликте. "Чел мозг живет в 20 веке, сердце больш-ва людей все еще в каменном". Чел еще не достаточно созрел, чтобы быть независимым. До недавнего времени, как и в классический период болшинство систем политичсекой философии представляли собой разработку более или менее идентичной аксеоматики, в основе которой лежало понятие о человке, как существе политическом.

 

№9 Значение философии Юма и Канта для становления категориального аппарата

 

Методология современной полит.философии восходит к шотландской школе (40-60ые годы 18 в.,

Юм), а также к философии Канта, к кантовской аксиоматике (политическая аксиоматика, кот. Была сформирована Кантом).

-Юм в "Трактате о человеческой природе" формулирует такой принцип: во всех системах управления имеет место постоянная открытая и тайная внутренняя борьба между властью и свободой. Сравнивая уровень, которого достигло политическое знание, с предшествующей античной и средневековой традицией, Юм писал, что он склонен подозревать, что наш мир слишком молод для установки новых правил, которые были бы актуальны и справедливы для последующих поколений

Надо иметь в виду, что одновременно с этой работой Юм написал книгу "Теория равновесия сил в

античности". То есть с одной стороны он говорит, что античная традиция собрала гигантский

материал, который позволяет формулировать различные принципы международной политики Нового Времени, о котором пишет Юм. А здесь в трактате он пишет, что весь предшестующий материал от Платона и Аристотеля итд не годится для того, чтобы определить характер современной политики и даже поставить вопрос: чем является политика для современной европейской мысли. Именно с этого момента начинается эпоха современной политической философии. То есть Юм прямо определяет, что такое человеческая природа, насколько она видоизменилась и вообще поддается ли понятен реальность, которое мы называем человеческой политикой каким-то видоизменениям.

Новаторское понимание Юмом природы человека, лишенной моральных атрибутов, признает невозможность ее изменения, но, вместе с тем, возможность "управления" ею (вернее, ее "самоуправления"), в чем и заключается мораль. Такое понимание имело колоссальные последствия для социальной и политической теории.

 

-Кант разработал систему политической аксиоматики. В своей работе "Аксиоматика" он рассматривал политику как сферу реализации общественных или личных свобод.

Идеал – гражданское состояние, гарантирующее свободу как человека, равенство как подданного,

самостоятельность как гражданина. Совокупность этих принципов образуют систему права. Источник системы права – общая воля народа, устанавливающая законы на основе первоначального договора.

Выводимая из общей воли свобода не совместима с привилегиями и отвергает патерналистское правление, рассматривает индивида в качестве несовершеннолетнего, отказывая в праве самостоятельно искать свое счастье. Любое деспотическое правление всегда рассматривает человека как несовершеннолетнего.

Любой политик, ориентируемый на демократию, должен понимать, что часто люди ведут себя как

дети. И от демократических институтов зависит останется ли человек ребенком или он повзрослеет.

Деспотические режимы надавливают на инфантильные комплексы.

№10 Кризис политической философии в 20 веке и его истоки

В 20-м веке сам статус политической философии оказался поставленным под вопрос. Причина кризиса политичсекой философии заключалась в том, что возникли жестко-авторитарные режимы, которые назывались тоталитарными (сама идея тоталитаризма, ксати возникла в социалистической литературе

в италии). 20 век дал ответы на все самые острые вопросы, возникшие в предшествующей политической мысли.

Ответ был самым что ни на есть простым. Было сделано следующее: Необходимо было

перепрограммировать человеческое сознание таким образом, чтобы все вопросы предыдущие уже не имели никакого значения. То есть нужно было так перемодулировать человека, чтобы эти вопросы попросту не приходили ему в голову. Речь идет о радикальной перестройке человеческой психики, То есть, то, что происходило в 20-,

30-е годы в Западной Европе подтвердило правильность мысли Гоббса, что абсолютное большинство людей не нуждается в свободе, а нуждается прежде всего в безопасности. Государство, как

всеобъемлющий Левиафан, отвечает самым глубинным потребностям человеческой природы и до

известной степени человеческой психики. К. Поппер, один из самых великих умов 20 века, оди н из самых ярких политических философов, автор работы "Открытое общество и его враги" признал в конце жизни правомерность тоталитаризма, как части европейской культуры, которая отвечает

глубинным потребностям человеческой природы.

 

После 2-ой мировой войны большинством интеллектуалов, особенно ученых отношение к традиции

изучения политической философии было подвергнуто сомнению. Те идеальные признаки социума,

которые были сформулированы в век Просвещения оказались совершенно недееспособными. По

признанию многих десятилетиями существовало ощущение метафизического кошмара.

 

Общие чувства ученых- гуманитариев лучше всего выразил Роберт Даль, который сформулировал отказ от любых рассмотрений чистой и идеальной политики. То, что является оптимальным при принятии решений отличается от того, что мы рассматриваем в качестве идеала

 

 

Демократизация европейской культуры, победная над

тоталитаризмом, безусловно, способствовала для постановки такого вопроса. Философия,

политическая философия, рассматривалась как инструментальная, а если так, то естесственно

возникал вопрос о связи между гуманитарными науками был конкретно поставлен с точки




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
личности | 

Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 413. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия