Студопедия — Теологическая теория возникновения государства
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Теологическая теория возникновения государства






У истоков данной теории стояли Аврелий Августин (Блаженный 354 – 430 н.э.) и Фома Аквинский (1225–1274 гг.), христианские философы и богословы.

Широкое распространение получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину Ватикана.

Теологическая (религиозная) теория господствовала в средние века и в настоящее время наравне с другими распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств, (например, Иран, Саудовская Аравия) носит официальный характер.

Согласно данным воззрениям, государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению божественной.

Итак, согласно теологической теории творец всего сущего на Земле, в том числе и государства – Бог. Проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно.

Следовательно, государство, его институты, власть:

– вечны, незыблемы, святы;

– их возникновение (а значит и управление) не зависит от воли человека;

– являются выразителем воли Бога на земле.

Теологическая теория призывает:

– принять государство и власть как данность, полученную свыше;

– признать власть монархов святой и происходящей от Бога (Папа Римский – представитель Бога на Земле, монархи – представители Папы и через него Бога в своих государствах);

– полностью и во всём подчиняться власти – небесной (божественной), т.е. церковной и земной, являющейся представительницей небесной на Земле, т.е. монархам и государству;

Не пытаться изменить установленный Богом порядок.

2. Патриархальная теория. Основоположниками этой теории являются Платон, Аристотель, Фильмер, Н.К. Михайловский.

Платон в своём знаменитом труде «Государство» конструирует идеальное справедливое государство, вырастающее из семьи, в котором:

– власть монарха олицетворяется с властью отца над членами его семьи;

– где есть соответствие между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой;

– государство – это обруч, скрепляющий своих членов на основе взаимного уважения и отеческой любви.

По утверждению Аристотеля, государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с себе подобными невозможно. Как существа общественные люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. А увеличение число этих семей и их объединение приводит к образованию государства.

Аристотель также утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.

Р. Фильмер в работе «Патриархия, или защита естественного права королей» (1642 г.) со ссылками на патриархальную теорию доказывал, что первоначально Бог даровал королевскую власть Адаму, который поэтому является не только отцом человеческого рода, но и его властелином.

М.Н. Покровский так же считал, что древнейший тип государственной власти развивался непосредственно из власти отцовской.

Следовательно суть патриархальной теории возникновения государства в том, что государство возникает по модели семьи (т.е. государство – своеобразная «большая семья», состоящая из множества обычных семей).

Это позволяет утверждать, что власть правителя (монарха, короля, царя и т.п.) является продолжением отцовской власти в семье.

Следовательно, согласно данной теории:

– монарх является отцом всего мира;

– благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы;

– монарх действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи);

– власть монарха (отца) ничем не ограничена и незыблема;

– подданные обязаны чтить монарха и подчиняться ему, как члены семьи отцу.

К достоинствам данной теории можно отнести, что она:

– способствует сплочению общества;

– способствует уважению, почитанию государственной власти;

– культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи).

3. Договорная (естественно-правовая) теория возникновения государства.

Данная теория возникновения государства получила распространение в XVII–XVIII вв. Её авторами в разное время являлись:

– английские философы: Гуго Греции (158301646) – голландский мыслитель и правовед, Джон Локк (1632–1704), Томас Гоббс (1588–1679);

– французские философы-просветители: Шарль-Луи Монтескье (1689–1755), Дени Дидро (1713–1783), Жак Руссо (1712–1778);

– Русский философ и писатель-революционер А.Н. Радищев (1749–1802).

Теория, выдвинутая данными авторами, получила также название естественно-правовой теории.

Суть договорной (естественно-правовой) теории в том, что, по мнению её авторов, государство возникает в результате заключения «общественного договора» между людьми находящимися в «естественном» состоянии, который превращает их в единое целое, в народ.

Смысл идеи «общественного договора» в следующем:

– первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии;

– каждый преследовал только свои интересы и не считался с интересами других, что приводило к «войне всех против всех»;

– в результате «войны всех против всех» неорганизованное общество могло уничтожить само себя;

– чтобы этого не случилось, люди заключили «общественный договор», в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;

– в результате был создан институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты – государство.

Теория «общественного договора» имела большое прогрессивное значение:

– были разрушены теологические и патриархальные представления о возникновении государства, а вместе с ними идеалы святости и непогрешимости власти, полного подчинения ей, отсутствия у народа возможности повлиять на власть;

– сделан шаг к созданию гражданского общества;

– фактически выдвинут принцип народного суверенитета – власть производна от народа и принадлежит народу;

– государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе;

– теория, демократичная по своей сути, подготовила почву возникновению республик – как альтернативы реакционным монархиям XVII–XVIII вв.;

– согласно теории государство и народ имеют взаимные обязательства – народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности;

– государство регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создаёт условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности;

– в случае нарушения государством своих обязанностей народ может разорвать общественный договор и найти других правителей;

– обосновано прогрессивное для того времени право народа на восстание, говоря современным языком – право менять власть, если она перестала выражать интересы народа.

 







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 894. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия