Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

РАЗДЕЛ I. ОРФОЭПИЯ





 

Орфоэпия – это совокупность правил, устанавливающих единое, свойственное литературному языку произношение, которое признается образцовым. Речь учителя должна быть образцовой по произношению. Для этого нужно усвоить нормы общепринятого литературного произношения.

Эти нормы, сложившиеся еще в XIX веке в результате тщательного изучения и отбора, вобрали в себя все лучшее и характерное для русского языка.

Современная русская орфоэпия (название происходит от греческого ώρφος – правильный и έπος – речь) складывалась вместе с развитием литературы и драматического искусства. В нашей стране очень много областных диалектов и говоров, которые иногда могут использоваться лишь как речевая характеристика образа.

Студентам необходимо выучить основные нормы произношения и знать, как ими пользоваться.

В русской речи очень важен вопрос о правильном ударении, так как ударение может находиться на любом слоге, например:

д`омик, гот`овит, принесл`а и т. д.

Разные ударные слоги меняют смысл:

мук`а – м`ука, зам`ок – з`амок.

В каждом слове русского языка есть один ударный слог (с ударной гласной), без которого слово в произношении не имеет законченной формы. Характерность речи проявляется в широких распевных гласных звуках.

Для правильного произношения безударных гласных звуков слова внимание должно быть сосредоточено на ударном слоге.

Есть ряд правил произношения неударных гласных:

1. Неударный звук [ О ] в начале слова и в предударном слоге произносится как [ Λ;]:

отнимать – [Λ] тнимать, топор – т [Λ] пор.

2. «О» неударное, занимающее второе или третье место перед ударным слогом или находящееся непосредственно послеударного, звучит как промежуточный (редуцированный) звук, средний между [ А ] и [ Ы ].

Он обозначается знаком Ъ:

подворотня – п [Ъ]дв[Λ] ротня;

изморозь – изм [Ъ] р [Ъ] зь;

волос – вол [Ъ] с).

3. Неударный звук [ А ] в начале слова и в безударном слоге, стоящем непосредственно перед ударным, произносится как короткий «А»:

артист – [А] ртист, сады – с [А] ды.

4. Неударный звук [ А ] после Ж,Ш произносится как А:

жараж [А] ра, шаги – ш [А] ги, шары – ш [А] ры.

5. Безударные гласные звуки [ У ], [ Ы ] в произношении не заменяются другими звуками, но теряют свою долготу.

6. Гласный звук [ И ] в начале слова переходит в [ Ы ], если предыдущее слово заканчивается на твердую согласную:

с интересом – с [Ы] нтересом

так и знайтак [Ы] знай.

Но если по смыслу между словами должна быть пауза, то произношение звука [ И ] остается без изменений:

я слушаю с / интересом мороз и солнце.

7. Безударные гласные «Е», «Я» в произношении звучат как средний звук между И и Э, который обозначается знаком И:

рябина – р [И] бина, веснав [И] сна.

8. Звук [ Е ] под ударением может звучать по-разному, в зависимости от согласных, стоящих после него: перед твердыми согласными [ Е ] звучит широко, открыто, перед мягкими – закрыто, узко:

Е -широкое: м [Е] л, п [Е] л, св [Е] т;

Е -закрытое: п [Е] ли, св [Е] тит).

9. Сочетания АО, ОА, АА, ОО произносятся одинаково как [ АА ]:

на окне – н [АА] кне

по-армейскип [АА] рмейски

на арке – н [АА] рке

однообразный – одн [АА] бразный.

10.А и О в сочетании с У (АУ, ОУ), стоящие далеко перед ударением, произносятся с редуцированным звуком [ А ],но никогда не переходят в звук [ У ]:

наугад – н [Ъ] угад по углам – п [Ъ] углам.

11. Сочетания ЫЕ, ИЕ в окончаниях прилагательных множественного числа произносятся как ЫИ, ИИ:

старыестар [ЫИ], белые – бел [ЫИ]

летние – летн [ИИ], синие – син [ИИ].

12. Окончания прилагательных – ГИЙ, -КИЙ, -ХИЙ произносятся как –Г [Ъ] Й, - К [Ъ] Й, - Х [Ъ] Й:

долгий – долг [Ъ] й, широкийширок [Ъ] й

тихийтих [Ъ] й.

Произношение слов отличается от написания:

Андреевна – Андревна, Николаевна – Николавна;

Ивановна – Иванна, Александровна – Алексанна;

Лукинична – Лукинишна и т. п.

Некоторые женские и мужские имена в сочетании с отчествами произносятся иначе, чем написано:

Мария Ивановна – Марь Иванна

Павел Павлович – Пал Палыч.

 







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 443. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...


Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия