Студопедия — Основные принципы логического анализа текста
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Основные принципы логического анализа текста






1. Фразы должны быть разделены на речевые такты грамматическими и логическими паузами (слова в них объединяются по смыслу).

2. В каждой фразе исполнителем должны быть четко выделены главные по смыслу слова.

3. В длинных фразах, в больших периодах группа главных слов должна отделяться от группы слов второстепенных для соотнесения отдельных частей фразы.

4. Более важные по смыслу фразы должны быть выделены (т.е. должно быть логическое соотношение фраз в целом).

5. Исходя из понимания основной идеи анализируемого произведения, следует выяснить и выделить узловые пункты всей линии действенного развития содержания.

Учащемуся нужно уметь пронести основную мысль через все фразы текста. Это главное условие овладения перспективой литературного произведения.

Чтец должен протянуть нить развивающейся авторской мысли через цепь отдельных фраз, проследить так называемую логическую перспективу каждой части произведения и всего произведения в целом от логического слова.

Овладеть логической перспективой – значит увидеть сквозь отдельные фразы развивающуюся мысль и выразить ее в звучании.

Чтобы проследить развитие мысли, нужно, анализируя отдельные предложения, установить внутреннюю связь между ними.

«Между всеми этими выделяемыми и невыделяемыми словами надо найти соотношение, градацию силы, качество ударения и создать из них звуковые планы и перспективу, дающие движение и смысл фразе». (К.С. Станиславский, собр. соч., т. 3, стр. 125).

Если мы имеем дело не с отдельными предложениями, а со связным текстом, то ударения будут располагаться в каждом предложении в зависимости от связи его с остальными.

Степень «выделяемости» слова и длительность пауз зависят от контекста.

Донесение логической перспективы дает возможность правильно донести идею произведения.

 

Вопросы для самопроверки.

1. Что входит в логический анализ текста?

2. Для чего нужно членение текста на речевые такты?

3. Какие виды пауз Вы знаете?

4. Как читаются знаки препинания?

5. Назовите основные правила логических ударений.

6. Что такое логические центры мысли?

7. Что такое логическая перспектива текста?

 

РАЗДЕЛ II. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ, ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ.

 

Студенту следует знать, что знаки препинания являются теми условными обозначениями, которые помогают исполнителю раскрыть ход мыслей автора.

При чтении «про себя» мы не замечаем, как воспринимаем текст, не думаем о том, почему автор поставил тот или иной знак препинания. Над этим вопросом мы задумываемся лишь тогда, когда нам предстоит сделать текст «своим», усвоить способ автора выражать свои мысли; это нам нужно для того, чтобы точно передать мысли автора в устной форме.

Ведущим принципом современной пунктуации является логико-грамматический. Но интересы и исследования в области ритмомелодики речи в связи с пунктуацией. Эти исследования непосредственно связаны с выразительностью устной речи, что особенно важно для педагога. Мы учимся рассказывать, говорить. Поэтому нам особенно ценны те свойства пунктуации, которые помогают рождению живой и выразительной интонации.

А.П.Чехов называл знаки препинания «нотами при чтении». Если в средней школе пунктуация изучается для того, чтобы правильно расставлять знаки препинания на письме, то в педагогических вузах следует развивать особое внимание к индивидуальной авторской пунктуации, понимать смысловые и выразительные функции знаков препинания при воплощении авторского текста в устный рассказ.

Мысль является главным возбудителем чувства. Чем глубже и ярче мысль, тем острее оценка фактов, тем выразительнее и разнообразнее речь.

Студенты педагогических вузов должны воспитывать в себе способность к образному мышлению, развивать фантазию, приучаться «выстраивать» свой рассказ по перспективе в определенной автором логике, последовательности.

Большую помощь в такой работе оказывает пунктуация. Но не следует рассматривать само значение правил пунктуации как ключ, которым можно открыть любую дверь. Этот ключ действует только в руках мыслящего, творческого, много практически работающего человека.

Знаки препинания возникли сначала из потребности разделить письменный текст на определенные части в соответствии со смысловой структурой устной речи. А затем, с развитием литературы, возникла необходимость указать на связь одной мысли с другой, на выражение определенных чувств.

В современном русском языке восемь знаков препинания: точка, запятая, точка с запятой, двоеточие, многоточие, восклицательный знак, вопросительный знак, тире; к ним можно причислить еще абзац, скобки и кавычки. Все они могут употребляться для отделения одних частей текста от других, и тогда называются «отделяющими».

Некоторые из этих знаков служат и для выделения, подчеркивания отдельных слов и выражений, выступая как парные знаки. Тогда они называются «выделяющими». Это могут быть две запятые, два тире, скобки, кавычки.

Знаки препинания не цель, а средство для раскрытия мысли. Каждый из знаков препинания имеет ему одному присущие качества. Однако способов их использования мастерами слова множество. В тех случаях, когда устному выражению каждого знака пытаются приписать всегда одну и ту же интонацию, речь обедняется, становится «рубленой», однообразной. Знаки препинания обладают многозначностью и в определенных условиях расширяют свое значение.

Мы считаем полезным для студентов следующее: запомнив логические функции каждого знака препинания, проверять их в процессе изучения практически на самом разнообразном литературном материале. Надо много и внимательно читать вслух произведения различных авторов.

Следует знать, что понятие «знаки отделяющие» не должно расцениваться как обязательный сигнал к остановке мысли, к завершению ее. В литературных произведениях мы часто имеем большие куски текста, объединенные одной мыслью, одной действенной задачей.

.Часто такие большие куски текста отмечаются в письменной речи абзацем. Хотя абзац, по существу, не является знаком препинания, он оказывает непосредственное влияние на интонирование точки или восклицательного, вопросительного знака.

Точки, запятые и другие знаки препинания, которые встречаются внутри большого куска, отделяют части, но не препятствуют дальнейшему развитию мысли. И только когда рассказывающий «добивается цели», он заключает свою речь «окончательной» точкой.

Изучение знаков препинания в авторском тексте органично связано с логическим анализом текста, является частью этого процесса и подчинено основной задаче исполнителя – вернее и глубже передать идею, главную мысль произведения, свое отношение к происходящему.

 

ТОЧКА

Точкой обычно обозначается конец предложения, но понижение тона на точке может быть разным, в зависимости от того, где эта точка стоит: в конце предложения, абзаца или рассказа.

Голосовые изгибы, не подкрепленные логикой, мыслью, действенной задачей, неубедительны, неопределенны, как бы низко мы не опускали голос на точке и как бы высоко ни поднимали его на вопросе.

Длительность паузы на точке может быть различной. Так, короткие фразы, заканчивающиеся точкой, помогают созданию энергичного ритма речи.

Задание:

Прочтите внимательно следующие примеры. Обратите внимание на разнообразие интонаций и пауз на точках и в то же время на те общие качества, которые присущи этому знаку препинания. Вспомните содержание всего произведения, из которого взят отрывок, уточните, что в нем происходит:

Пример I.

Отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Полтава»:

Пестреют шапки. Копья блещут.

Бьют в бубны. Скачут сердюки.

В строях равняются полки.

Толпы кипят. Сердца трепещут.

Дорога, как змеиный хвост,

Полна народу, шевелится.

Средь поля роковой помост.

А теперь прочтите отрывок, заменив точки запятыми. Подумайте, что меняется в описании картины казни Кочубея.

Пример 2.

Монолог Бессеменова из пьесы М.Горького «Мещане»:

«Я говорю – пиленый сахар тяжел и не сладок, стало быть невыгоден.

Сахар всегда нужно покупать головой и колоть самим. От этого будут крошки, а крошки в кушанье идут. И сахар самый он легкий, сладкий…»

Пример 3.

Отрывок из романа-эпопеи «Война и мир» Л.Н.Толстого. Это рассказ о том, как переменилось отношение окружающих к князю Андрею после аудиенции у императора Франца:

«Император сказал, что он благодарит, и наклонился. Князь Андрей вышел и тотчас же со всех сторон был окружен придворными. Со всех сторон глядели на него ласковые глаза и слышались ласковые слова.

Вчерашний флигель-адъютант делал ему упреки, зачем он не остановился во дворце, и предлагал ему свой дом.

Военный министр подошел, поздравляя его с орденом Марии Терезии 8-й степени, которым жаловал его император. Камергер императрицы приглашал его к ее величеству. Эрцгерцогиня тоже желала его видеть. Он не знал, кому отвечать, и несколько секунд собрался с мыслями.

Русский посланник взял его за плечо, отвел к окну и стал говорить с ним».

Обратите внимание, что все точки находятся внутри абзаца. Каждая короткая фраза – отдельная картина, раскрывающая характеры людей, окружающих князя Андрея, и отражающая его отношение к тому, что происходит. Устное выражение точки тут крайне разнообразно.

 







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 816. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия