Общее понятие об интонации
Способность умело пользоваться паузами, логическими и психологическими, - показатель выразительности звучания слова учителя, свидетельство наполненности его жизненной воздействующей силой. Общее понятие об интонации Как осуществляется выразительность звучащей речи? Попробуйте произнести предложение Вы не сердитесь. Если вы просто утверждаете это положение, констатируете факт, то при произношении фразы ваш голос на ударном слоге сказуемого падает вниз. Вместе с тем слово сердитесь силой выдыхания будет произнесено с большей напряженностью, чем другие слова той же фразы. Другие средства вы примените, если хотите спросить: Вы не сердитесь? На ударном слоге сказуемого ваш голос даст заметное повышение, в то же время, несколько усилившись, фраза окрасится открытым или сдержанным любопытством, недоумением или другим чувством, что выразится также в едва уловимых оттенках голоса. Предложение, выражающее просьбу Вы не сердитесь!, кроме эмоциональной окраски, будет отличаться удлинением ударного слога и вследствие этого скрадыванием послеударного слога. Фраза Не сердитесь: я не виноват... делится паузой на части. Пауза позволяет считать вторую часть фразы (я не виноват...) разъяснением к первой, указанием на причинно-следственную связь между частями предложения. В предложении вы замечаете, что слова группируются по смыслу, связываются друг с другом, например: В такую погоду / только бы гулять! В этой фразе 2 синтагмы, соответственно двум группам слов. В каждой группе одно слово по силе голоса и длительности ударного слога выдвигается вперед. Гулять несет на себе смысловое ударение. В первой группе слов есть тоже свое ударное сйово погоду, но оно слабее ударного слова второй группы гулять. Совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, определяемая содержанием и целями высказывания, носит название интонации. По выражению Г. В. Артоболевского, интонация «налагается» на звуковой состав при образовании фраз1. Она воспроизводится говорящим непосредственно и так же непосредственно воспринимается слушающим. Основными элементами интонации являются: фразовое и логическое ударение, темп и ритм речи, пауза, мелодика тона. Все эти элементы теснейшим образом связаны между собой. В одной фразе наглядно выступает один элемент интонации, в другой — одного элемента для выражения требуемой мысли уже мало, и говорящий прибегает к помощи другого, дополнительного элемента, действующего совместно с первым, как это было видно на разобранных примерах. Те же примеры показывают, как многообразны функции звуковых средств устной речи. Эти звуковые средства фонетически организуют речь, расчленяя ее на фразы и знаменательные группы—синтагмы; устанавливают между частями фразы смысловые отношения; сообщают фразе повествовательное, вопросительное, повелительное и другие значения и оттенки этих значений; выражают различные чувства. Элементы интонации по их совокупной роли в устной речи должны рассматриваться как нераздельное целое. Однако для удобства изложения приходится, несколько искусственно выделяя основные элементы интонации, говорить о каждом из них отдельно. 2. Фразовое и логическое ударение Цельная синтаксическая интонационно-смысловая ритмическая единица носит название синтагмы или фразы. Синтагмой может быть одно слово или группа слов, например: Осень. \Осыпается \ весь наш бедный сад. От паузы до паузы слова произносятся слитно. Слитность эта диктуется смыслом, содержанием предложения. Группа слов, представляющая синтагму, имеет ударение на одном из слов, большей частью на последнем. С конца августа j в воздухе начинает холодеть (К. Уши н-с к и й). С каждым днем | становится есе больше | золотистых листьев (К. У ш и н с к и й). Одно из слов в группе как-то выделяется, на него падает фразовое ударение: августа, холодеть, днём, больше, листьев. От фразового надо отличать логическое ударение. (Правда, иногда эти виды ударений совпадают: одно и то же слово несет на себе и фразовое, и логическое ударение.) Главные по мысли слова в предложении выделяются, тоном голоса и силой выдыхания они выдвигаются на первый план, подчиняя себе другие слова. Это «выдвижение тоном голоса и силой экспирации (выдыхания. — Л. Г.) слова на первый план в смысловом отношении и называется логическим ударением»1. В простом предложении, как правило, одно логическое ударение, например: С конца августа в воздухе начинает холодеть (К. Ушинский). Но часто встречаются предложения с двумя и несколькими логическими ударениями. Пример: Блеснули долы, холмы, нивы. Здесь однородные члены: долы, холмы, нивы — логически выделяются, становятся ударными. Логическое ударение очень важно в устной речи. Называя его козырем выразительности устной речи, К. С. Станиславский говорил: «Ударение — указательный палец, отмечающий самое главное слово в фразе или в такте! В выделяемом слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста!»2. Большое значение придавал Станиславский логическому ударению в художественной (сценической) речи: «Ударение — это любовное или злобное, почтительное или презрительное, открытое или хитрое, двусмысленное, саркастическое выделение ударного слога или слова. Это преподнесение его, точно на подносе»3. Если логическое ударение выделить неясно, то смысл всей фразы может быть затемнен. Проследите, как меняется содержание высказывания от перемены места логического ударения в предложении. Ставьте ударение поочередно на каждом слове предложения: Вы сегодня будете в театре} (а не кто-либо другой?) Вы сегодня будете в театре? (придете ли или нет?) Вы сегодня будете в театре"? (а не завтра, не послезавтра?) Вы сегодня будете в театре? (а не на работе, не дома?) Правильная постановка логического ударения определяется смыслом всего произведения или его части (куска). Последняя фраза басни Крылова «Свинья под дубом» звучит так: Когда бы вверх \ могла поднять ты рыло,! тебе бы видно было, / что эти желуди / на мне растут... Из всех ударений, отмеченных подчеркиванием, самым сильным является сочетание на мне. Такое логическое выделение обусловлено содержанием басни: свинья вредила тому дереву, плодами которого она питалась. В каждом предложении необходимо найти слово, на которое падает логическое ударение. Практика чтения и речи выработала ряд указаний, как следует ставить логические ударения. Эти правила нужно помнить при первоначальном ознакомлении с текстом. 1. Логическое ударение, как правило, ставится на именах существительных и иногда на глаголах — в тех случаях, когда глагол является основным логическим словом и обычно стоит в конце фразы или когда имя существительное заменено местоимением. Пример: В зале собрались зрители. Стол был накрыт. 2. Логическое ударение нельзя ставить на прилагательных и местоимениях. Пример: Сегодня морозный день. Благодарю вас. Вы извините меня. 3. Закон сопоставлений является перекрывающим законом, снимающим эти правила. Пример: Мне нравится не синий цвет, а зелёный. Мне нравится, а не тебе. 4. При сочетании двух существительных ударение всегда падает на имя существительное, взятое в родительном падеже и отвечающее на вопрос: чей? кого? чего? Пример: Это приказ командира. (При перестановке слов так же: Это командира приказ.) 5. Повторение слов, когда каждое последующее усиливает значение и смысл предыдущего, требует логического ударения на каждом слове с возрастающим усилением. Пример: Но что теперь во мне кипит, волнует, бесит. 6. Перечисления во всех случаях (так же, как и счет) требуют на каждом слове самостоятельного ударения. Пример: Я встал, умылся, оделся, и выпил чай. На полянке появился танк, за ним второй, третий, четвёртый... 7. При объединении авторских (или повествовательных) слов с прямой речью (когда в тексте встречаются собственные слова кого-либо из действующих лиц) логическое ударение сохраняется на главном слове собственной речи. Пример: —Да хорошо, по-моему,—сквозь зубы процедил Федор. — А я не генерал, — продолжал Чапаев, облизнувшись и щипнув себя за ус1. Речь, перегруженная ударениями, теряет смысл. Иногда перегрузка эта является результатом разделения слов при произношении. «Разделение есть первый шаг к подчеркиванию...— первый шаг к распространению ударения на то, что ударения не требует; это начало той невыносимой речи, где каждое слово становится «значительным», где больше нет важного, потому что все важно, где все имеет значение, и потому ничто уже ничего не значит. Невыносима такая речь, она хуже, чем неясная, потому что неясную не слышишь, или можно не слушать, а эта речь заставляет себя слушать, а вместе с тем — понять нельзя, ибо когда ударение не помогает ясному раскрытию мысли, оно искажает и разрушает ее»2. Надо научиться не только ставить ударения, но и снимать их или ослаблять, затушевывая остальную часть фразы; это затушевывание не должно означать торопливого и неясного произношения всей фразы. «Суетливости тяжелит речь. Облегчает же ее спокойствие и выдержка»1. Снятие ударений с других слов уже выделяет ударное слово. Пример: Прошла целая неделя, | прежде чем мать собрала их в дорогуЦ. Чук и Гек | времени даром не теряли тоже. Чук смастерил себе кинжал \ из кухонного ножика \, а Гек разыскал себе гладкую палку, \ забил в нее гвоздь,\ и получилась пика...\\ Наконец все дела были закончены]. А. Гайдар Сильное ударение на слове закончены ослабляет ударения на словах: в дорогу, тоже, кинжал, пика,— а с некоторых слов снимает следуемое по правилам ударение: палку, гвоздь. Контекст подсказывает выделение одних слов и затушевывание других. Упражнение 21 Прочтите сначала про себя, а затем вслух отрывок, вдумайтесь в его содержание. Спишите отрывок; слова, на которые падает логическое ударение, подчеркните: одной чертой (слабое ударение), двумя (среднее) и тремя (сильное). Тексты. 1. А вечером была для всех елка, и все дружно встречали Новый год. Когда был накрыт стол, потушили лампу и зажгли свечи. Но так как, кроме Чука с Геком, остальные все были взрослые, то они, конечно, не знали, что теперь нужно делать. Хорошо, что у одного человека был баян и он заиграл веселый танец. Тогда все повскакали, и всем захотелось танцевать. И все танцевали очень прекрасно, особенно когда приглашали на танец маму. А отец танцевать не умел. Он был очень сильный, добродушный, и когда он без всяких танцев просто шагал по полу, то и то в шкафу звенела вся посуда. Он посадил себе Чука с Геком на колени, и они громко хлопали всем в ладоши. Потом танец окончился, и люди попросили, чтобы Гек спел песню. Гек не стал ломаться. Он и сам знал, что умеет петь песни, и гордился этим. Баянист подыгрывал, а он им спел песню. Какую — я уже сейчас не помню. Помню, что это была очень хорошая песня, потому что все люди, слушая ее, замолкли и притихли. И когда Гек останавливался, чтобы перевести дух, то было слышно, как потрескивали свечи и гудел за окном ветер (А. Гайдар). 2. Бьется лебедь средь зыбей, Коршун носится над ней; Та бедняжка так и плещет, Воду вкруг мутит и хлещет... Тот уж когти распустил, Клёв кровавый навострил. Но как раз стрела запела, В шею коршуна задела — Коршун в море кровь пролил, Лук царевич опустил. А. Пушкин Упражнение 22 Спишите текст, произнесите его вслух. Разделите на синтагмы, выделите слова, на которые падает фразовое ударение (подчеркните их одной чертой), и слова, на которые падает логическое ударение (подчеркните их двумя чертами). Пример. Около полудня | обыкновенно появляется | множество круглых высоких облаков, | золотисто-серых, (снежными белыми краями (И. Тургенев). Текст. 1. Низко летали, вились колесом Совы, шарахаясь о земь крылом. Н. Некрасов 2. Густолиственный твой зеленый шлем Буйный вихрь сорвал и рассеял в прах. Плащ упал к ногам и рассыпался. А. Кольцов 3. На почве, зноем раскаленной, А. Пушкин 4. Ливень шумел, набирал салу. Запахло мокрой землей. Ветер стих, и теперь в ровный гул дождя вошел новый звук: рев и плеск потоков, мчавшихся по оврагам (К. Паустовский) . 5. В обмытой траве наперебой кричали перепела. Туча уходила на север, еще лилась там черной стеной дождя 6. В косых утренних лучах на опушке ослепительная белизна берез белее мраморных колонн (М. Пришвин]/ 7. С полей, с лугов, с вод поднялись туманы и растаяли в небесной лазури, но в лесу туманы застряли надолго (М. Пришвин). 8.—Дети,— подозрительно глянув на сыновей, спросила мать,— вы без меня никакой телеграммы не получали? На печке захрустели сухие щепки, веники, но ответа на вопрос не последовало. — Отвечайте, мучители! — сказала тогда мать.— Вы, наверное, без меня получили телеграмму и мне ее не отдали? Прошло еще несколько секунд, потом с печки раздался ровный и дружный рев. Чук затянул басовито и однотонно, а Гек выводил потоньше и с переливами. — Вот где моя погибель! — воскликнула магь (А. Гайдар).
|