Пауза логическая и психологическая. Темп и ритм речи
Осмысленное произношение предложения требует правильного членения его на звенья, такты. Но «... в обыкновенной связной речи нет четкой делимости на слова, так что промежутки, белые пространства, отделяющие слова друг от друга в писаном или печатном тексте, не всегда являются показателями членения речи в произношении»1. Знаком, сигналом остановки служит смысловая законченность такта или синтагмы. При выразительном чтении группировка слов по синтагмам облегчает чтецу анализ текста, а слушателям—правильное восприятие его на слух. Объединение слов по логическим группам придает предложению звуковую цельность, законченность. Восприятие читаемого текста, расчлененного на синтагмы, с обозначением синтагматического (фразового) ударения, гораздо легче уже потому, что при, таком чтении вы устанавливаете смысл всех логических связей в предложении и далее—в тексте, а тем самым даете истолкование текста, обеспечивая убедительную и правильную его передачу. Членение речи обозначается паузами. Пауза объединяет слова в непрерывный ряд звуков, но в то же время и разделяет группы слов, ограничивает их. Это логическая пауза. Паузы могут быть разной длительности в зависимости от высказываемой мысли, от содержания читаемого. Чтец, соблюдая логические паузы, произносит слова, заключенные между ними, слитно, как одно слово. В предложении: Ячмень сеют, \ когда молодой скворец | головку в окошке показывает \\ — паузы разной длительности: самая длительная в конце предложения, пауза короче —после слова сеют, на стыке главного и придаточного, очень короткая — после слова скворец. Пауза членит фразу на звенья. Слова в пределах такта произносятся слитно: ^чменьсеют... При неверной паузе нарушается смысл, содержание предложения становится неясным, извращается содержание мысли. С. Волконский приводит пример, когда неверная постановка паузы нарушает смысл предложения: «Я кудри черные до плеч. Остановитесь после черные,— совершенно понятно: кудри до плеч... Теперь остановитесь после кудри,— бессмыслица; черные до плеч (а ниже плеч другого цвета?)»2. Известен также пример предложения, в котором от перенесения паузы меняется основной смысл утверждения. Они кормили его \ мясом своих собак. Они кормили его мясом | своих собак. Иногда место логической паузы определяется знаками препинания: 1. Хотя услуга нам \ при нужде дорога, \ Но за неё не всяк умеет взяться. || (И. Крылов). 2. К собакам подскакали \ два охотника: | один в русской шапке, другой, \ чужой, \ в зеленом кафтане (Л. Толстой). Надо научиться хорошо слышать паузу и соблюдать ее при чтении. Прочтите: 1. Разгульный и бодрый, | едет он на вороном коне, \ молодецки подбоченившись и заломив шапку (Н. Гоголь). Пауза выделяет обособленное определение разгульный и бодрый, краткая пауза отмечает начало обособленного деепричастного оборота подбоченившись и заломив. 2. А она, рыдая, бежит за ним, / ловит его за удила, \хватает его за стремя (Н. Гоголь). Во второй фразе паузами отмечается перечисление (однородные члены); слитно произносится 1-я часть фразы: аонарыдаябежитзанйм...; самое сильное ударение переносится на 3-й член перечисления, ослабляются тем самым предыдущие ударения; соединяется в сплошной звуковой поток первая часть предложения. Логические паузы оформляют речь, придают ей законченность. Иногда логическая пауза переходит в психологическую. Логической паузе «отведено более или менее определенное, очень небольшое время длительности. Если это время затягивается, то бездейственная логическая пауза должна скорее перерождаться в активную — психологическую» '. Психологическая пауза—это остановка, которая усиливает, выявляет психологическое значение фразы, отрывка. Она богата внутренним содержанием, активна, так как диктуется отношением чтеца к событию, к действующему лицу, к его поступкам. Она отражает работу воображения читающего, сама тотчас же отражается на интонации, иногда даже меняет логическую группировку слов, так как проистекает из внутренней жизни, из жизни воображения. Значение ее характеризуется В. Аксеновым так: «Психологическая пауза может возникнуть в начале фразы перед словами, внутри фразы — между словами и в конце фразы — после прочитанных слов. В первом случае она предупреждает значение слов предстоящих; во втором—проявляет психологическую зависимость (объединяющую или разъединяющую) высказанной мысли от мысли последующей, подчеркивая значение этих мыслей и отношение к ним; в третьем случае она задерживает внимание на отзвучавших словах и образах, как бы продлевая в молчании глубину их значения. Воздействие психологической паузы в последнем случае огромно» \ Вот одна из заключительных сцен «Тамани», где Лермонтов описывает борьбу девушки-контрабандистки с русским офицером, случайно попавшим «в мирный круг честных контрабандистов». — Ты видел,— отвечала она: — ты донесешь! — и сверхъестественным усилием повалила меня на борт; мы оба по пояс свесились из лодки; ее волосы касались воды; минута была решительная. Я уперся коленкою о дно, схватил ее одной рукой за косу, другой за горло, она выпустила мою одежду, || и я мгновенно сбросил ее в волны. || Было уже довольно темно; голова ее мелькнула раза два среди морской пены, и больше я ничего не видал. || При чтении этого отрывка первая психологическая пауза перед словами и я мгновенно сбросил ее в волны — пауза ожидания, ожидания исхода борьбы; в то же время эта пауза — знак перелома: быстро сменяющиеся действия, напряженность этих действий должны же привести к какому-то концу. Вот он, конец: я мгновенно сбросил ее в волны. Что будет? Каково последствие этого действия? Верно, утонет? Таково содержание второй паузы. Эпизод закончен. Голова ее (девушки) мелькнула раза два среди морской пены, и больше я ничего не видел. Третья пауза наполняется тоже значительным содержанием: гибель девушки случайна, бессмысленна. Пауза в данном случае заставит слушателя осмыслить прочитанное, задуматься над ним. Психологическая пауза — выразительное средство при чтении произведения. По выражению К- С. Станиславского, «красноречивое молчание и есть психологическая пауза. Она является чрезвычайно важным орудием общения»1. Пауза дополняет слова «взглядами, мимикой... намеками, едва уловимыми движениями и многими другими сознательными и подсознательными средствами общения. Все они (паузы.— Л. Г.) умеют доказать то, что недоступно слову, и нередко действуют в молчании гораздо интенсивнее, тоньше и неотразимее, чем сама речь. Их бессловесный разговор может быть интересен, содержателен и убедителен не менее, чем словесный»2. «Пауза —важный элемент нашей речи и один из главных ее козырей»3. Произнесите какую-то фразу или ряд фраз. Самое произнесение займет определенное время. Чем же заполнилось это_время? Звуками самой разнообразной длительности. 'Звуки речи слагаются в слоги и слова, т. е. в ритмические части и группы. Одни ритмические части или группы тре-'буют отрывистого произношения, другие—плавного, растянутого, певучего; одни звуки притягивают ударение, другие лишены его и т. д. Между потоками этих звуков имеются паузы—тоже разной длительности. Таким образом, в устной речи мы замечаем определенный темп и ритм. «Темп есть быстрота чередования условно принятых за единицу одинаковых длительностей в том или другом размере». «Ритм есть количественное отношение действительных длительностей (движения, звука) к длительностям, условно принятым за единицу в определенном темпе и размере» *. «Размер есть повторяемая (или предполагающаяся повторяемой) сумма одинаковых длительностей, условно принятых за единицу и отмечаемых усилением одной из единиц (длительность движения звука)»5.
Так определяет К. С. Станиславский понятия темпа, ритма и размера, необходимые нам для изучения устной выразительной речи. Эти понятия очень близки, а самые явления почти неразделимы в речи. К- С. Станиславский, мастер звучащей речи, объединяет темп и ритм в одно понятие — «темпо-ритм». «Буквы, слоги и слова,— говорит он,— это музыкальные ноты в речи, из которых создаются такты, арии и целые симфонии. Недаром же хорошую речь называют музыкальной»1. Речь учителя должна быть в одних случаях плавной, слитной («слиянной»), в других — быстрой, легкой, четкой, чеканной. Такая гибкость речи приобретается сознательным стремлением выработать в себе чувство темпа и ритма. Темп и ритм в свою очередь определяются смысловой стороной читаемого и намерениями читающего или рассказывающего. Для овладения «музыкальной» речью К- С. Станиславский советует: «Берите за образец подлинных певцов и заимствуйте для своей речи их четкость, правильную размеренность и дисциплину в речи. Передавайте правильно длительность букв, слогов, слов, остроту ритма при сочетании их звуковых частиц, образуйте из фраз речевые такты, регулируйте ритмическое соотношение целых фраз между собой, любите правильные и четкие акцентуации (ударения.— Л. Г.), типичные для переживаемых чувств, страсти или для создаваемого образа»2. Эти советы молодым актерам как нельзя более пригодны и для чтеца, и для учителя, желающего совершенствовать речь, добиваясь ее большей выразительности. Не только в стихотворной, но и в прозаической речи есть ритм. В этом можно убедиться, слушая хорошее чтение произведений Пушкина, Гоголя, Тургенева и других. Даже в деловой речи — в выступлениях на собрании, по радио, при чтении газетной статьи—отмечается ритмическое произнесение. Самый четкий ритм ощущается при произнесении стихов, т. е. в мерной речи. На протяжении предложения темпо-ритм меняется в зависимости от смысла. Если вы хотите привлечь внимание слушателя, вы произнесете фразу или ее часть замедленно, с напором, подчеркнуто; вводные же слова или предложения, мысли второстепенные, высказываемые между прочим, произнесете в среднем' или даже быстром темпе. Темп речи является характерным признаком разных стилей произношения. Л. В. Щерба различает два стиля произношения: «полный»—с преувеличенной отчетливостью и замедленйостью—и «разговорный»—с нормальной отчетливостью и средним или быстрым темпом. При ускорении темпа в речи наблюдается редукция гласных, а при очень быстром темпе-—дальнейшее упрощение звукового состава, включая выпадение звуков и слогов. Упражнение 23 а) Прочтите вслух стихотворение в медленном темпе, тихо отстукивая рукой (дирижируя себе) ударные слоги. Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера... Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все — простор везде,— Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь — И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле... Ф. Тютчев б) То же стихотворение прочтите в среднем (умеренном) темпе, четко соблюдая ритм и размер. в) Прочтите предложенный текст в быстром темпе притех же требованиях и при легком и четком произношении. Выберите из предложенных темпов один, более всего отвечающий содержанию. Прочтите стихотворение в этом темпе.
4. Мелодика тона Кроме ударения, темпа и ритма, в понятие интонации входит также мелодика тона. Движение голоса вверх и вниз по звукам разной высоты называют мелодией речи. Задайте громко вопрос: И всё?— вы услышите подъем голоса на звуке о. Ответ: Да, всё — падение на звуке о. Схематически движение голоса можно обозначить следующим образом. j< - Подъем —"""* ч».- Падение Вот еще мелодический рисунок фразы: По ниве прохожу я узкою межой, I Поросшей кашкою и цепкой лебедой. ^~ ------- <* ----- ■------- Ч Здесь намеренно обеднена мелодия фразы, чтобы легче было записать движение ее тона. На самом деле мелодия речи гораздо разнообразнее, богаче. Повышение и понижение тона может совпадать с фразовым или с логическим ударением, как в наших примерах, но это совпадение не обязательно. Мелодия образуется независимо от логического ударения. Ударение выдвигает на первый план •нужное слово, а мелодия окрашивает это слово самыми разнообразными оттенками чувства и мысли: осуждение, разочарование, злоба, ненависть или одобрение, восхищение, уважение, любовь. Каждому говорящему свойственно большее или меньшее разнообразие мелодии речи. Однако существуют в речи постоянные, закрепившиеся мелодии: мелодия вопросительного, восклицательного и повествовательного предложений, мелодия перечисления, утверждения или отрицания, мелодия вводных слов и предложений, периодической речи, прямой речи и проч. [Знаки препинания оказывают большую услугу чтецу, давая" соответствующие сигналы для выполнения мелодических заданий: Ба! Ба! Знакомые все лица! Ну, Софья Павловна! Срамница! Бесстыдница! Или: Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин. Или: Кого? За что? В день моего сговора? Я прошу тебя, сестрица, отложить наказание до завтра (Д. И. Фонвизин, Недоросль). Восклицательные, вопросительные знаки, точки, запятые — все это указатели не только пауз, но и мелодических рисунков предложений. Эги рисунки можно назвать фигурами мелодии. Существуют-различные мелодические фигуры. Окончание мысли и вместе с тем завершение фразы требует понижения голоса (нисходящая фигура). Развитие мысли вместе с развитием,- высказывания требует повышения голоса (восходящая фигура). В одном и том же предложении мелодия может идти сначала в качестве восходящей, а затем— нисходящей, где-то в середине фразы будет перелом — после кульминационного пункта. Возможна также монотонная мелодия фразы. П ример ы: Ты пойдешь? (восходящая фигура мелодии) Пойду, (нисходящая фигура мелодии) Запомни раз и навсегда... (внушение, монотонная мелодия). Ты опять уснешь! (полная фигура: повышение, кульминация, понижение голоса). Как видите, каждое предложение может иметь свой мелодический рисунок. Надо стремиться, чтобы повышение и понижение тона происходило не резко. Соединяясь с ударением, особенно с логическим, мелодия оформляет фразу, способствует донесению ее до слушателя, окрашивает чувством. Что же дает мелодия при чтении всего произведения или определенной его части? Мы уже заметили, как чутко отзывается мелодия фразы на замысел чтеца. Мелодия согревает речь, отражает состояние, настроение, намерение читающего или говорящего, облегчает восприятие речи слушателем, воздействует на его волю и настроение, возбуждает в нем чувство. Мелодия речи используется как выразительное средство при чтении и рассказывании. Какое мелодическое разнообразие можно дать в следующем диалоге Онегина и Ленского! \ «Прощай, Онегин\ \мне пора». | — / / «/Я не держу тебя; \ но где ты \ Свои проводишь вечера?» — \....... " «У Лариных». | — «Вот это чудно\ \\
Помилуй и тебе не трудно\ /
■ Там каждый вечер убивать?» — \ / \ «Нимало» || — «Не могу понять... Разнообразие мелодии в этом диалоге естественно отражает психологическое состояние спорящих. Взволнованной речи присущи смелые подъемы и понижения (падения) мелодии. Вспомним отрывок из произведения А. Гайдара «Чук и Гек», в котором изображается отчаяние матери. Вернувшись домой, в сторожку, она не нашла сына. Гек пропал... Мать выбежала на дорогу, зарядила ружье и выстрелила. Прозвучал ответный выстрел. У крыльца раздался гром и стук. Распахнулась дверь. В избу влетела собака, а за нею вошел окутанный паром сторож. —Что за беда? Что за стрельба?—спросил он, не здороваясь и не раздеваясь. —Пропал мальчик,—сказала мать. Слезы ливнем хлынули из ее глаз, и она больше не могла сказать ни слова. —Стой, не плачь! — гаркнул сторож. — Когда пропал? Давно? Недавно?.. Назад, Смелый! — крикнул он собаке.—Да говорите же, или я уйду обратно! — Час тому назад,—ответила мать.—Мы ходили за водой. Мы пришли, а его нет. Он оделся и куда-то ушел... Слова пропал мальчик... надо дать с мелодией незаконченности предложения, в восходящей мелодии (см. контекст). Повелительный смысл речи сторожа, добивающегося решения загадки, и настойчивое его требование ответить на вопросы: Давно? Недавно? Да говорите же! — обусловлены обстановкой и создавшимся состоянием тревоги. Ударную силу приобретает фраза Да говорите же, или я уйду обратно!, которую следует прочесть в сильной, почти прямой восходящей, а после перелома в сильной нисходящей мелодии. Да говор ите же ил и я уйду обратно| Успокаивающие слова сторожа порождают и соответственное понижение тона. Мелодия становится более спокойной: — Ну, за час он далеко не уйдет, а в одежде и в валенках сразу не замерзнет (в речи нет резких подъемов и падений). Обращаясь к собаке и побуждая ее к действию, сторож говорит: — Ко мне, Смелый! На, нюхай! (калоши и башлык Гека). Прочесть эти слова надо более высоким голосом, твердо, спокойно, в тоне команды, подкрепляя тон уравновесившимся, размеренным темпом. Более или менее спокойно звучит повествовательная речь. Мелодия такой речи условно может быть выражена прямой линией с незначительными подъемами и падениями—отклонениями от среднего тона: И тогда все люди встали,| еще раз поздравили друг друга с ______________ ____________ * Новым г одом | и пожел али всем сча стья. Лирическая, мечтательная окрашенность фразы диктуется контекстом: перед этим идут строчки: Это в далекой-далекой Москве, под красной звездой, на Спасской башне звонили золотые кремлевские часы. И этот звон — перед Новым годом — сейчас слушали люди и в городах, и в горах, в степях, в тайге, на синем море. Мелодия речи может сообщить словам противоположный смысл, например: А наши умники-то что придумали... Слову умники придается иронический смысл особым образом окрашенной мелодией. Продолжите теперь рассказ о том, что же такое сделали упомянутые «умники»,— и вся последующая речь окрасится иронией, например (продолжаю в том же тоне): Книги в сарай снесли, бумаги — в печку! Хорошо! Никакой заботушки\ Заключительное одобрение Хорошо! дано с неожиданным сильным повышением голоса на ударном слоге. Теперь весь смысл высказывания понимается не как одобрение, а как порицание, осуждение всех действий «наших умников». Мелодия окрашивает все произведение, наделяя его бесконечно разнообразными оттенками. Чем, как не мелодическими средствами, можно передать мысли, представления, чувства от имени действующего лица, как бы «сквозь призму» его восприятия и оценки? Прочтите стихотворение «Машенька». Представьте пока еще ограниченный комнатой круг представлений Машеньки, и вы невольно в начале стихотворения примете тон нежной мамаши или нянюшки, нараспев произносящей одну из бесчисленных своих забавок, затем перейдете на точку зрения Машеньки и особой мелодией окрасите слова, которые передают мир ребенка, как он сам его представляет. МАШЕНЬКА Кто, кто в этой комнате Живет! Кто, кто вместе с солнышком Встает? Это Машенька проснулась, С боку на бок повернулась И, откинув одеяло, Вдруг сама на ножки встала. Здесь не комната большая, Здесь огромная страна, Два дивана-великана, Вот зеленая поляна — Это коврик у окна. Потянулась Машенька К зеркалу рукой, Удивилась Машенька: «Кто же там такой?» ' Она дошла до стула, Немножко отдохнула, Постояла у стола И опять вперед пошла... А. Б а р т о Ценным выразительным средством по воле чтеца может стать монотон, т. е. произнесение речи без подъемов и падений. Слова военной присяги в произведении В. Катаева «Сын полка» должны произноситься в торжественном монотоне. При переходе от одной части произведения к другой, иногда сильно отличающейся или даже противоположной по содержанию, чтец делает паузу, во время которой он как бы внутренне перестраивается на новый лад. Мелодия, отзывчивая на психологические задачи, отразит этот переход. В данном случае мелодия укажет на композицию произведения. Вспомните стихотворение Лермонтова «Смерть поэта». Первая часть этого стихотворения по своему основному тону должна быть прочитана в плоскости «низа», вторая часть представляет контраст первой и читается в плоскости «верха», с экспрессией ярко выраженного негодования и угрозы по отношению к «надменным потомкам известной подлостью прославленных отцов...». Так, при подготовке произведения к чтению учитывается и композиционная роль мелодии. Нужно не только упражняться в использовании интонации, но и постоянно наблюдать за интонацией речи других, особенно мастеров художественного слова — артистов, чтецов, рассказчиков. Прислушивайтесь к ргчи самих детей. Безыскусственные интонации последних делают их речь предельно выразительной. «Наблюдайте жизнь, — говорит И. Я- Блинов, — и вы убедитесь, что человек без яркого темперамента, «бесчувственный», как принято говорить, Звучит в своей речи монотонно, без активных и заметных мелодий. Педант говорит на «одной ноте». Чем ярче эмоциональная отзывчивость человека, тем богаче его речь мелодической выразительностью... Помните: речь, лишенная должных мелодических акцентов,—бесчувственна!»1. * * * Все элементы интонации действуют объединен но, согласованно, поддерживая и укрепляя друг друга. Взволнованность речи требует не только повышения тона, но и одновременно ускорения или замедления темпа и ритма, удлинения пауз и насыщения их психологическим содержанием. Повествовательность рассказа обусловливает спокойные интонации с незначительными отклонениями от среднего тона, размеренным темпом и ударениями средней силы. Одновременно с усилением ударения вы можете наблюдать повышение тона. Желая поставить логическое ударение, вы можете, не усиливая выдыхания, сделать паузы до и после ударного слова и т. д. Все сказанное заставляет нас работать над интонацией своей речи, развивая способность своего голоса отражать эмоциональное содержание читаемого текста или сообщаемого слушателям материала. Дети — маленькие слушатели учителя — очень чутки к речи. С помощью правильной интонации можно достигнуть больших успехов в воспитательном воздействии слова на детскую аудиторию.
|