Студопедия — КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИПИДНЫХ КОМПОНЕНТОВ КРОВИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИПИДНЫХ КОМПОНЕНТОВ КРОВИ

Но не создавай последствий своих действий (2.39-53)

 

Арджуна не может думать о битве иначе как о грехе. Поэтому бездействие представляется ему единственным решением проблемы греха. Этому неверному пониманию Кришна противопоставляет совершенно иной образ действий – буддхи-йогу.

Под понятием «буддхи-йога» подразумевается связь с Богом через разум. Сосредоточив свой разум на концепции души, человек больше не будет действовать ради получения плодов своей деятельности, связанных с телом. Человек будет продолжать действовать, но уже в настроении отречения от материальных результатов. В этом разделе Кришна рассеивает страх Арджуны перед последствиями грехов и дает Арджуне истинное понимание святости.

 

Основная тема:

Человека связывает не сама деятельность, а сознание, с которым он выполняет ее. Человек будет свободен от зависимости, если в своих действиях он руководствуется представлениями о вечном, духовном «я».

Подпункты:

А. Существует два уровня буддхи-йоги.

1. Первый заключается в том, что человек действует, зная, что он не является телом. Это освобождает его от желания пожинать плоды своей деятельности.

2. Второй, более высокий уровень буддхи-йоги заключается в том, что человек действует, зная, что он – вечный слуга Кришны. Это не только освобождает человека от желания пожинать плоды своей деятельности, но и дает трансцендентное желание удовлетворить Верховную Личность Бога.

Б. Деятельность на уровне буддхи-йоги разительно отличается от деятельности на материальном уровне (2.40).

1. О материальной деятельности судят по ощутимым результатам, которые она приносит. Следовательно, она считается удачной только в случае, если она доведена до конца. Но любой объем деятельности, совершенной в буддхи-йоге (сознании Кришны) имеет постоянное воздействие на сознание индивида. Это воздействие переносится в следующую жизнь человека. Продолжение продвижения по пути самоосознания начинается с уровня, на котором он остановился.

2. Следует понять, что любая материальная деятельность в конечном счете бесполезна, ибо она временна. Деятельность в сознании Кришны, напротив, навсегда остается с живым существом.

В. Стойкая решимость (вьявасаятмика-буддхи) достичь успеха в духовной жизни характеризует человека, практикующего буддхи-йогу. Материалисты переменчивы, так как они подчиняются диктату постоянно меняющегося ума. Однако преданные сосредотачивают свой разум на служении Господу, понимая, что Он – Верховная Личность Бога, источник всего Творения (2.41).

1. Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет, что вьявасаятмика-буддхи – это принятие наставлений духовного учителя как миссии своей жизни.

2. Можно считать, что человек прочно утвердил свой разум в преданном служении, если он имеет твердую веру в то, что просто служа одному лишь Кришне, он выполняет и все другие обязанности.

Г. Тот, кто пытается продвинуться в буддхи-йоге, должен оставить привязанность к совершению многочисленных ведических ритуалов (2.42-46, 52 и 53)..

1. Неспособность различить мелкие, второстепенные обязанности от основных обязанностей чистого преданного служения создает значительное препятствие на пути предания себя Господу.

а) Поскольку предназначение Вед состоит в том, чтобы очищать людей, Веды предписывают различные дхармы для людей, находящихся на разных уровнях развития сознания.

б) Определенные разделы Вед, называемые «карма-канда», привлекают людей, привязанных к удовлетворению чувств. Однажды привлеченные Ведами, они смогут совершать дальнейшее продвижение.

в) Следуя путем Вед, человек постепенно отрешается от удовлетворения чувств и от религии, сулящей материальную выгоду, и таким образом продвигается к цели, чистому преданному служению. Конечная цель ведического пути – практика чистой преданности Кришне. 4

г) Если у человека есть возможность совершать чистое преданное служение, но он уклоняется от него под предлогом мирского религиозного благочестия, он упускает самое важное и впустую тратит время.

2. Используя эти доказательства, Кришна оттачивает разум Арджуны и делает попытку устранить все препятствия на пути к непоколебимой решимости предаться.

Д. Привязанность к материальному богатству и удовлетворению чувств является единственным самым серьезным сдерживающим фактором, не позволяющим обрести устойчивость в преданном служении (2.43 и 44).

Е. Кармические реакции являются результатом мышления в категориях деятельности ради плодов, однако тот, кто действует из чувства долга, свободен от желания наслаждаться результатами своей деятельности и неподвержен действию кармы (2.47-53).

Ж. Важно, что в «Бхагавад-гите» Кришна никогда не просит Арджуну отказаться от свойственного его природе рода деятельности. Он советует Арджуне продолжать действовать, но в духе отречения.

1. Кришна предписывает образ действий, называемый «нишкама-карма йога», который освобождает человека от оков кармической деятельности и ее последствий, но вместе с тем позволяет человеку активно использовать органы чувств. Таким образом, в сравнении с полным отречением от деятельности (карма-санньясой) нишкама-карма йога вызывает меньше беспокойств и снижает риск падения (2.47).5

2. Кришна описывает йогу как деятельность, совершаемую без привязанности к результату. Человек достигает этого уровня йоги (непривязанности), следуя наставлениям Господа о преданном служении (2.48).

3. Человек может полностью прекратить связывающую его деятельность, направленную на удовлетворение чувств, когда он осознает, что изначальное положение души – служить Высшей Душе, Кришне. Таким образом, он всю свою деятельность направит только на служение Кришне. Такая деятельность находится на уровне освобождения (2.49).

4. Занимаясь преданным служением, человек избегает кармических реакций на свою деятельность в настоящем, а также сжигает прошлую карму (2.50 и 51). В этом суть доводов Кришны, развеивающих страх Арджуны относительно последствий грехов. Арджуна не желает сражаться, потому что хочет избежать последствий греха и следующих за ним несчастий. Но Кришна объясняет, что деятельность в преданном служении (для Арджуны это участие в битве) освободит его от всех грехов и приведет его туда, где нет страданий (на Вайкунтху).

5. Такое понимание положения Кришны и буддхи-йоги делает человека устойчивым в преданном служении и безразличным к ведическим ритуалам и мирской религиозности (2.52 и 53).

 

Стхита-прагья: Сражайся! Утвердись в сознании Кришны (2.54-72)

Дав Арджуне наставления в буддхи-йоге, Кришна описывает стхита-дхир муни, чтобы показать, что представляет собой человек, утвердившийся в буддхи-йоге.

 

Основная тема:

Тот, кто утвердился в сознании Кришны, находится выше беспокойств, доставляемых внешними, материальными явлениями. Он может ощущать трансцендентное, даже находясь в этом теле.

Подпункты:

А. Удовлетворенность – основополагающий признак того, кто устойчив в понимании своего изначального положения.

Такой человек не нуждается в том, чтобы искать удовольствий в материальном мире, так как он ощущает счастье сознания Кришны внутри себя. Так он поднимается над уровнем ума, эгоистическим принятием и отвержением, и утверждается в преданном служении, не обращая внимания на внешнее окружение (2.55-57).

Б. Преданный всегда держится в стороне от затягивающего влияния объектов чувств:

1. Аналогия с черепахой. Преданный использует свои чувства только для преданного служения. Когда нет служения, которое можно было бы совершать чувствами, он втягивает их, как черепаха втягивает свои конечности под панцирь. Таким образом, преданный полностью контролирует свои чувства, хотя и занимает их деятельностью (2.58).

2. Основной способ контролировать чувства – изведать высший вкус. Почувствовав вкус высшего наслаждения духовной жизни, человек естественно и легко отказывается от мирских привязанностей и наслаждений (2.59).

3. Чувства сильны и неудержимы. Они способны увлечь даже проницательного человека, который пытается контролировать их.

а) Слова «проницательный человек» относятся к гьяни, который пытается обуздать чувства силой своего собственного философского понимания и убежденностью на уровне ума.

б) Кришна показывает разницу между сложностью такой борьбы и легкостью, с которой преданный остается в стороне от запутанности, вызванной стремлением удовлетворять материальные чувства.

(1) Контролируя чувства в процессе преданного служения, человек не страдает от вынужденной пассивности, потому что он задействует все чувства в регулируемой деятельности в преданном служении.

(2) Деятельность в сознании Кришны приносит истинное умиротворение и непрекращающееся ощущение счастья (2.60-61, 64-68).

В. Тот, кто не занимает чувства в служении Кришне, в конечном счете деградирует до материалистического сознания, так как просто подавляя ум и чувства, человек не насыщает их (2.62-63):

1. Кришна описывает постепенную деградацию сознания. Она начинается с того, что человек начинает медитировать на материальные чувственные удовольствия (дхьяято вишаян).

2. Вследствие долгой медитации на определенные объекты человек развивает привязанность к ним (сангас тешупаджаяте).

3. Из этой привязанности развивается страстное желание завладеть объектами вожделения, и человек начинает строить планы, как это сделать (сангат санджаяте камах).

4. Вожделение приводит к гневу (камат кродхо ‘бхиджаяте). Когда что-то препятствует исполнению вожделенных желаний, человек впадает в гнев. Даже если вожделение удовлетворено сразу же, природа его такова, что чем больше его утоляешь, тем сильнее оно разгорается (см. 3.39). В конечном счете, оно становится так велико, что его невозможно утолить, и тогда неизбежно возникает гнев.

5. Гнев, подобно алкоголю, затуманивает сознание. В гневе, ослепляющем человека, человек не может видеть последствий, к которым ведут его действия. Итак, гнев приводит к полнейшей иллюзии (кродхад бхавати саммохах).

6. Пребывая в иллюзии, человек забывает о своем истинном положении и в духовном плане, и в материальном (саммохат смрити-вибхрамах).

7. Таким образом, вся парадигма реальности, которая является продуктом буддхи, теряется и искажается (смрити-бхрамшад буддхи-нашо).

8. Человек снова падает в болото материальной жизни (буддхи-нашат пранашьяти).

Г. Тот, кто утверждается в буддхе-йоге, в действительности живет в другом мире, нежели материалист. Находясь в том же самом месте, буддхи-йог видит реальность совсем в ином свете, поскольку его разум нацелен на самоосознание, а не на удовлетворение чувств (2.69).

Д. Сознание Кришны – это конечная стадия, на которой отсутствуют желания (2.71).

1. Признавая верховное положение Кришны и свое собственное положение слуги, человек из-за мирских желаний не сойдет с пути, ведущего к Трансцендентному.

2. Это уровень полной удовлетворенности.

3. Итак, для того, чтобы достичь умиротворенности, Арджуна должен порвать со своими материальными привязанностями, которые препятствуют выполнению дхармы. Если Арджуна желает умиротворения, он должен исполнять повеление Кришны и сражаться.

4. Деятельность в чистом сознании Кришны позволяет человеку вступить в духовный мир даже при этой жизни (2.72).

 


2 Почему сразу после серьезных философских рассуждений на тему души Кришна восхваляет материальные наслаждения и славу? «Гита» содержит наставления для всех типов людей. Подчеркнув, что материальное счастье приходит как побочный продукт выполнения дхармы, Кришна вдохновляет карми делать это (выполнять дхарму).

 

3 Почему Кришна определяет грех как уклонение от своего долга? Религиозный долг очищает выполняющего его, позволяя следовать моральным нормам, а не эгоистическому диктату ума и чувств. Уклонение от исполнения долга является грехом, так как привязывает человека к материалистическому сознанию.

 

4 Пример с колодцем и океаном. См. также 7.28, 15.15.

5 Этот вопрос более подробно обсуждается в следующих главах.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИПИДНЫХ КОМПОНЕНТОВ КРОВИ

В плазме крови человека присутствуют нейтральные липиды (триацилглицеролы (ТГ), эфиры холестерола) и полярные липиды (фосфолипиды). Данные соединения в качестве липидного компонента входят в состав липопротеинов. По своему химическому строению фосфолипиды (ФЛ) являются сложными эфирами высших жирных кислот (ЖК) и фосфорной кислоты, связанной с некоторыми азотистыми основаниями (этаноламин, холин, серин) или спиртом инозитолом. ЖК могут присутствовать в плазме также в свободной (неэтерифицированной) форме.

Депонирование высших ЖК в виде триглицеридов (ТГ) осуществляется в жировой ткани, их утилизация - в печени и мышцах, куда они транспортируются в неэтерифицированной форме. Липолиз ТГ приводит к высвобождению в плазму высших ЖК и глицерола (глицерина) и усиливается в состоянии острого стресса, при длительном голодании и недостатке инсулина.

Спектр остатков жирных кислот, обнаруживаемых в ТГ, определяется их набором в продуктах питания. Время полужизни ТГ в плазме крови относительно невелико - они быстро гидролизуются и захватываются различными органами, главным образом, жировой тканью. После приема жирной пищи уровень ТГ заметно повышается и остается высоким в течение нескольких часов. В норме все ТГ хиломикрон должны быть удалены из кровотока в течение 12 часов. Таким образом, натощак может быть измерен уровень эндогенных ТГ, находящихся в плазме.

В плазме крови присутствуют два основных фосфолипида: фосфатидилхолин (лецитин) и сфингомиелин. Синтез ФЛ происходит почти во всех тканях, но их главным источником служит печень. Тонкий кишечник также поставляет в плазму ФЛ, а именно лецитин в составе хиломикрон.

ФЛ являются неотъемлемым компонентом всех клеточных мембран. Между плазмой и эритроцитами постоянно происходит обмен фосфатидилхолином и сфингомиелином. Оба эти ФЛ присутствуют как в плазме, так и в качестве составных компонентов липопротеинов, где они играют ключевую роль, поддерживая в растворимом состоянии неполярные липиды, такие как ТГ и эфиры холестерина. Это свойство отражает амфипатический характер молекул ФЛ - неполярные цепи жирных кислот способны взаимодействовать с липидным окруженим, а полярные “головки” - с водным окружением.

Холестерин (холестерол) обнаруживается в организме как в виде свободного стерина, так и в форме сложного эфира с одной из длинноцепочечных жирных кислот. Свободный холестерин - компонент всех клеточных мембран, в такой форме он присутствует в большинстве тканей, которые обладают способностью синтезировать холестерин, но в норме он практически весь синтезируется в печени и дистальной части тонкого кишечника.

Более двух третей холестерина плазмы этерифицировано преимущественно линолевой и олеиновой кислотами. Эти эфиры, в основном, образуются в плазме под действием фермента лецитинхолестерол-ацетилтрансферазы (ЛХАТ). Природа эфиров холестерина зависит в значительной степени от жирнокислотного состава лецитина плазмы или, иными словами, от типа жиров в пище.

В отличие от своих эфиров свободный холестерин плазмы легко обменивается с холестерином клеточных мембран.

ТРАНСПОРТ

Все липиды, за исключением свободных ЖК, попадают в плазму в форме макромолекулярных комплексов, называемых липопротеидами. Эти комплексы содержат специфические аполипопротеины, или апопротеины, взаимодействующие с фосфолипидами и свободным холестерином и образующщие полярную наружную оболочку, которая экранирует расположенные внутри неполярные ТГ и эфиры холестерина. Все липопротеины представляют собой сферические частицы, различающиеся по размеру и состоящие из смеси белков, ФЛ, свободного и этерифицированного холестерина и ТГ, относительные количества которых варьируют. Все липопротеины, разделяемые ультрацентрифугированием плазмы крови, делят на 6 классов.

Различают хиломикроны, липопротеиды очень низкой плотности (ЛПОНП), липопротеиды промежуточной плотности (ЛППП), липопротеиды высокой плотности (ЛПВП), которые в свою очередь подразделены на два подкласса: ЛПВП2 (частицы большего размера) и ЛПВП3 (частицы меньшего размера).

Хиломикроны - наиболее крупные частицы - служат для переноса экзогенных (пищевых) ТГ. В норме через 12 часов голодания эти частицы практически исчезают из плазмы. Эндогенные (синтезированные в организме) ТГ переносятся преимущественно в составе ЛПОНП. Большая часть холестерина переносится ЛПНП и ЛПОНП, а существенно меньшая - ЛПВП.

Концентрация липидов плазмы и спектр липопротеинов с момента рождения претерпевают значительные изменения. К периоду полового созревания концентрации холестерина и ТГ достигают, соответственно, 4,00 и 0,65 ммоль/л. Обследования семей свидетельствует о том, что увеличение концентрации общего холестерина, ТГ и холестерина ЛПНП коррелирует с возрастом, между холестерином ЛПВП и возрастом, как правило, наблюдается обратная корреляция.

Серьезные метаболические нарушения, развиваются при ряде заболеваний: инфаркте миокарда или острых вирусных заболеваниях, вследствие хирургических операций или лихорадочных состояний.

В настоящее время надежно показано, что между уровнем холестерина сыворотки и наличием онкологических заболеваний существует обратная корреляция. В табл. 1 приведен липидный состав липопротеинов плазмы крови.

 

 

Таблица 1

Липидный состав липопротеинов плазмы

% содержание в липопротеидах   Хиломик-роны   ЛПОНП     ЛППП   ЛПНП   ЛПВП2   ЛПВП3
Белок 1-2          
Липид 98-99          
ТГ            
Холестерин            
Фосфолипиды            
% эфиров холестерина            

 

ХИЛОМИКРОНЫ

Хиломикроны, самые крупные частицы, имеют диаметр от 100 до 1000 нм и содержат преимущественно ТГ. Основной функцией хиломикрон является перенос экзогенных (пищевых) ТГ из кишечника, где происходит их всасывание в кровяное русло. Концентрация хиломикрон в плазме крови обычно достигает максимума через 3-6 часов после приема жирной пищи, через 12 часов после приема пищи хиломикроны не обнаруживаются. Белки представляют собой относительно минорный компонент хиломикрон (1-2%), но играют основную функциональную роль. Это утверждение относится, в первую очередь, к апо В 48 (5 до 20)%, оставшаяся часть белков -это апо А и апо С. При попадании из лимфы в кровь хиломикроны утрачивают апо А, но приобретают апо С и Е, которыми их снабжают ЛПВП. Предполагают, что весь апо С поступает в хиломикроны именно таким способом.

По структуре и составу ЛПОНП сходны с хиломикронами, но обладают меньшими размерами (диаметр варьирует от 25 до 100 нм). ЛПОНП образуются главным образом в печени и служат преимущественно для переноса эндогенных ТГ. Скорость образования ЛПОНП растет при увеличении скорости синтеза эндогенных жирных кислот, что происходит при потреблении большого количества углеводов. Ускорение синтеза ТГ ЛПОНП сопровождается увеличением включения меченых аминокислот в белки ЛПОНП, причем преимущественно в апо В, а не в апо С. Это обозначает, по-видимому, то, что подобно хиломикронам, ЛПОНП получают основную часть своего апо С из ЛПВП, уже находясь в плазме. Обмен ЛПОНП у людей осуществляется медленнее, чем обмен хиломикрон. Время полужизни ЛПОНП равно 2-4 часа.

В результате липолиза ЛПОНП, образуются частицы еще меньшего размера – липопротеины промежуточной плотности (ЛППП), которые превращаются затем в липопротеины низкой плотности (ЛПНП). При гиперглицеридемии, вызванной избытком пищевых углеводов, наблюдается возрастание не только числа, но также и размеров частиц ЛПОНП, снижение уровня холестерина ЛПНП.

ЛПНП - главный из классов липопротеидов плазмы, переносящих холестерин. ЛПНП, поглотившие большое количество холестерина, превращаются в пенистые клетки, которые адсорбируются стенками сосудов и формируют атеросклеротическую бляшку. Высокий уровень ЛПНП и ЛПОНП в плазме крови свидетельствуюет о гиперхолестеринемии и гиперглицеридемии, является фактором риска развития атеросклероза и сердечно-сосудистых заболеваний.

ЛПВП образуются в печени и в тонком кишечнике. В общем случае между концентрациями ЛПОНП и ЛПВП в плазме существует обратная корреляция. При употреблении в пищу продуктов, богатых углеводами, происходит снижение уровня ЛПВП и повышение атерогенной фракции ЛПОНП.




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Буддхи-йога (нишкама-карма): Сражайся! | Методы экстренной психологической помощи

Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 322. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия