Студопедия — Тема 2. Политическое сознание
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема 2. Политическое сознание

И чем разнообразнее и интереснее эти занятия, тем больший заряд бодрости получат дети, и тем успешнее будет их учеба.

Тема 2. Политическое сознание

 

Вопросы к лекции:

1. Определения политического сознания.

2. Виды политического сознания.

3. Структура политического сознания.

4. Слухи как элемент политического сознания.

 

1. Определения политического сознания

 

Политическое сознание является одной из форм общественного сознания наряду с другими формами общественного сознания, такими как наука, религия, искусство, нравственность, правовое сознание. Оно возникло вместе с разделением общества на социальные группы и классы, интересы которых не совпадали или напрямую сталкивались. Одновременно с политическим сознанием появляются политическая власть и государство.

Известно, что восприятие людьми действительности и ее оценка зависит от положения людей в обществе. Человек, которые вынужден искать бутылки в мусорных контейнерах, иначе смотрит на мир, чем тот, кто ездит в иномарке. Таким образом, социальные субъекты очень различны. Поэтому политическое сознание общества не может быть однородным, одно на всех. Можно сказать, что политическое сознание общества походит на мозаику.

Формирование политического сознания происходит разнообразными путями:

- через критическое осмысление действительности при опоре на доводы разума и обобщение имеющейся у них информации;

- через усвоение оценок и норм, сформулированных конкретными партиями, организациями, движениями. Например, какая-то часть людей может сознательно руководствоваться программными положениями партии «Единая Россия», а другие ориентируются на идеи ЛДПР;

- через восприятие взглядов и представлений, которые «вносят» в массы идеологические работники;

- через эмоциональное принятие веры в те или иные идеалы.

Однако следует учитывать, что принадлежность человека к той или иной социальной группе еще не означает, что у него автоматически сформируется соответствующее политическое сознание. Даже участвуя в политической жизни этой группы, человек на деле может руководствоваться соображениями здравого смысла, который отражает повседневный жизненный опыт или опыт своего этноса, единство которого предполагает не столько идейную, сколько эмоциональную связь своих членов.

Итак, политическое сознание отражает представления, теоретические концепции, чувства и переживания людей относительно политической власти и способа осуществления властных отношений в обществе. Отражая все эти представления и чувства, оно в то же время выступает как совокупность политических знаний и оценок. В этом смысле политическое сознание — составная часть политической культуры.

Политическое сознание способно опережать практику, прогнозировать развитие общественно-политических процессов. Поэтому оно может оказывать значительное воздействие на политическую жизнь, на динамику развития политической культуры общества.

Политическое сознание взаимодействует с другими формами общественного сознания: экономическими, правовыми, философскими, нравственными теориями и учениями, эстетическими ценностями, художественными взглядами.

Наряду с рациональным моментом политическое сознание включает в себя чувственные отражения и оценки, Поэтому в нем присутствуют как рациональный, так и эмоциональный и волевой моменты освоения людьми содержания и особенностей политических отношений.

Таким образом, политическое сознание можно определить как комплекс идей, теоретических концепций, а также мнений, оценок, эмоций субъектов политических отношений.

 

2. Виды политического сознания

Для более детального понимания сущности политического сознания рассмотрим его разновидности. Основой для разделения на виды может служить глубина проникновения в суть политики, политической власти. По данному критерию политическое сознание подразделяется на три уровня.

Обыденное политическое сознание – свойственно основной массе членов общества, формируется в повседневной жизни. Ему присущи эмо­циональность, импульсивность, гибкость реагирования на изменение политических условий. Оно характеризуется размытостью и отсутствием системности, противоречивостью и стихийностью. Обыденное политическое сознание есть выражение житейского здравого смысла. Можно указать на присутствие определенной двойственности обыденного политического сознания. С одной стороны, оно подвержено воздействию лидеров-демагогов, выдвигающих популистские лозунги. Так, в период перестройки разрабатывались утопические программы превратить страну в развитое рыночное общество за 500 дней. В 60-е годы прошлого века Никитой Сергеевичем Хрущевым обещалось, что уже ныне живущее поколение будет жить при коммунизме. И многие люди на полном серьезе обсуждали эти идеи как что-то вполне реальное.

С другой стороны, обыденное сознание может выступить противоядием именно против демагогии и популизма. Как раз повседневный жизненный опыт многим людям подсказывает, что очередной раз речь идет о невыполнимых обещаниях, даже если сами лидеры искренне убеждены, что то, что они обещают, реально и выполнимо.

Выражением трезвости обыденного политического сознания являются анекдоты. Пример анекдота о Хрущеве. Армянское радио спрашивают: можно ли слона завернуть в газету? Армянское радио отвечает: можно, если в газете опубликована речь Хрущева. Имелись в виду многочасовые доклады Хрущева на партийных съездах, в которых он предлагал очередные идеи по переустройству советского общества.

Можно привести многочисленные анекдоты про Леонида Ильича Брежнева, про его любовь к наградам и орденам.

Профессиональное политическое сознание. Этот вид сознания присущ служащим (чиновникам) государственного аппарата, политикам. Такое сознание отличается систематизированными знаниями о политике государства, демократии. На основе такого сознания осуществляется руководство политическими процессами на общегосударственным и региональном уровне.

Научное (теоретическое) политическое сознание характерно для научных работников, занимающихся изу­чением тех или иных сторон политической жизни общества. Оно формируется на базе глубоких исследований политической действительности и широких политических обобщений.

По субъектам (носителям) политическое сознание можно подразделить по субъектам, или носителям, – на индивидуальное, групповое, массовое и общественное.

Индивидуальное политическое сознание –это сознание на уровне отдельного человека. Индивидуальное политическое сознание предполагает усвоение человеком своих политических прав и свобод, умение ими пользоваться в конкретной жизненной ситуации. Большую роль в развитии индивидуального политического сознания сыграла идеология классического либерализма, выдвинувшая в качестве главных ценностей личную свободу, ин­дивидуализм, автономию личности, отрицание за государством права вмешиваться в личную жизнь индивида.

Групповое политическое сознание — это политические представления и чувства социальных групп, классов, слоев общества, профессиональных сообществ. Политическое сознание одной социальной группы может существенно отличаться от политического сознания другой. Очевидно, что политические ценности и нормы рабочих отличается от политических ценностей и норм представителей крупного капитала. Есть различия в политическом сознании возрастных слоев населения, а также различных профессиональных групп.

Массовое политическое сознание характерно для временных объединений людей, например на митингах, демонстрациях, примером может быть психология толпы. Масса не занимается теорией, она всегда участник прямого политического действия.

Например, морозным вечером на автобусной остановке скапливается огромная толпа из-за задержки автобусов. Эта толпа не будет теоретизировать, она просто перекроет движение на трассе. Может начать переворачивать автомашины, бить стекла в магазинах.

Массовое сознание мифологично. Оно опирается на устойчивые стереотипы мышления, податливо на короткие, ясные и понятные лозунги. Толпу очень легко уговорить, используя лесть и восхваления.

Лев Троцкий справлялся с отказом целых военных составов отправляться на фронт, устроив митинг, на котором он начинал следующими словами: Вы, товарищи красноармейцы, являетесь совестью революции, ее главной силой, о ваших подвигах будут слагать песни…! И митингующие, потрясая винтовками, расходились по вагонам, отправлялись на фронт и с ходу опрокидывали белые дивизии, не считаясь ни с какими жертвами.

Для характеристики политического сознания сверхбольших коллективов, или макроколлективов, (население страны, континента, поколение исторической эпохи) исполь­зуется понятие " общественное политическое сознание ".Сюда можно отнести и политические взгляды наций и народностей.

Общественное политическое сознание образуется путем восприятия массой людей мыслей (мнений, идей, образов), которые не выработаны ими самостоятельно, но и приняты усвоены в качестве именно своих, собственных. Например, человек выписывает постоянно одну и ту же газету, и политическую установку этой газеты он принимает за свою. То есть он вычитывает в этой газете, как надо понимать те или иные события, а потом излагает их с убежденным видом как свои собственные. Общественное сознание — явление сложное и противоречивое. дело в том, что вопросов, по которым людям приходится составлять свое политическое мнение, в жизни общества всегда великое множество; в то же время по многим, если не всем, вопросам возникает не одно, а несколько мнений.

В зависимости от типа общественных идеалов и ценностей политическое сознание может быть:

- либеральным, выдвигающим в качестве приоритетов в политике принципы свободы индивида;

- консервативным, направленным на сохранение традиционных общественных устоев и ценностей;

- социалистическим, ориентирующимся на приоритет в политике принципов коллективизма, социального равенства и справедливости;

- интернационалистским, направленным на реализацию в первую очередь интересов и целей, объединяющих народы;

- националистическим, отличительной чертой которого является убеждение в превосходстве одной нации над другой, признании верховенства ее интересов в политике даже в ущерб интересам личности, интересам других наций.

В литературе делят политическое сознание также в зависимости от характера отношения к государству как политическому институту. Одни люди признают его общественное значение, видят в нем важное средство решения всех социальных проблем и даже склонны абсолютизировать роль государства. В таком случае говорят об этатистском (от франц. L'Etat – государство) типе политического сознания, признающем главенствующую роль государства в общественных процессах, в том числе и в сфере экономики. Но всегда имеется часть людей, которая скептически относится к государству, вообще отрицает его позитивную роль в общественной жизни. В этом случае имеет место анархистский (а – отрицание, архе – власть, т.е. безначалие, безвластие) тип политического сознания, для которого характерна ориентация на безгосударственное регулирование общественных процессов и прежде всего в сфере материального производства. Анархисты исходят из того, что люди должны самостоятельно решать все вопросы, в том числе экономические, политические, духовные и т.п. А не через чиновничий аппарат государства.

В зависимости от приверженности субъектов политики к тем или иным формам политического устройства общества и к способам организации политической жизни можно выделить:

- демократический тип, ориентированный на принципы и нормы демократических форм политической жизни;

- авторитарный тип, ориентированный на неограниченную личную власть одного человека или группы конкретных людей;

- тоталитарный тип, ориентируется не только на неограниченное господство, но и на полный контроль властвующего субъекта (отдельной личности, или группы, партии) над всеми сторонами жизни общества.

В зависимости от ориентации на тот или иной характер социальной деятельности субъекта политическое сознание может быть:

- консервативным, ориентирующимся на сохранение прежних общественных порядков;

- радикальным, ориентирующимся на коренные, решительные преобразования;

- реформистским, предлагающим осуществление социальных изменений путем реформ;

- революционным, когда идеальным считается скачкообразный переход от одного качественного состояния общества к другому. Например, ленинская партия большевиков считала наиболее предпочтительным именно скачкообразный переход от одного состояния в другое. Вчера был еще капитализм, а сегодня взяли Зимний и перешли к социализму.

В чистом виде тот или иной тип политического сознания встречается редко. В действительности в сознании и поведении одного и того же субъекта может одновременно проявляться несколько типов политических отношений. Например, один и тот же человек по своим идейно-политическим позициям может быть и социалистом, и революционером, другой является и социалистом, и реформатором и т.д. Заметим также, что один и тот же тип политического сознания может проявляться на различных его уровнях: обыденном, эмпирическом и теоретическом. Так, анархистские позиции сможет занимать человек, рассуждающий о политических явлениях на уровне обыденного сознания, и человек, разбирающийся в сложнейших политических теориях и доктринах.

На российское общественное политическое сознание большое влияние оказывают социально-культурные и национальные традиции, передаваемые из века в век. Они представляют собой социально-культурное и национальное наследие, сохраняющееся в обществе длительное время.

 

3. Структура политического сознания

 

Будучи относительно целостным образованием, политическое сознание имеет сложную структуру.

Известно, что познание объективной реальности возможно с помощью интеллекта, чувств, воображения, или фантазии. Соответственно, в структуре политического сознания можно различать три составляющие: рациональную часть, чувственную и иррациональную. К чувственной относятся образы, восприятия, оценки, настроения, желания и т.п. К рациональной относятся общие идеи, концепции, представления, нормы, мнения и т.д. К иррациональной составляющей относятся немотивированные сознанием субъективные образования, а также утопии, фантастические образы. Рациональные, чувственные и иррациональные представления взаимосвязаны между собой. Рациональный образ политической действительности не может возникнуть вне чувственного восприятия, которое стимулирует мыслительные процессы. Иррациональные представления, например, политические мифы, также связаны с чувственными и рациональными компонентами.

Рациональной составляющей соответствует политическая идеология. Она включает в себя идеи, понятия, представления о политике, политической власти, государстве и др.;

Эмоциональной составляющей соответствует политическая психология, т.е. чувства, эмоции, настроения. Эмоции органически включаются в структуру политического сознания, ибо человек не может руководствоваться в политической сфере только мышлением, т. е. рациональным элементом. Эмоциональная окраска (положительная или отрицательная) существенно влияет на характер поведения политического субъекта (например, удовлетворенность или неудовлетворенность конкретного человека социальной политикой государства). В отличие от политической идеологии психология распространяется в обществе, как правило, стихийно, ее информационной базой могут быть слухи, неверно понятые политические явления и др. Роль политической психологии в политическом сознании нельзя недооценивать.

В целом элементами политического сознания являются политические идеологии, представления о политической жизни, политические установки, стереотипы, политические мифы, слухи.

Политическую идеологию можно определить как систему взглядов, выражающих и защищающих политические интересы и потребности той или иной социальной общности или группы и требующих подчинения индивидуальных взглядов и помыслов провозглашенным доктринам и установкам.

Представления о политической жизни, например, о политической системе, механизме власти и управления, о носителях властных полномочий, о собственном месте в политической жизни могут основываться на объективных научных знаниях и носить систематизированный характер, а могут выступать на уровне обыденного сознания, например, в виде чувств и настроений, тогда источником их формирования могут выступать как правдивая информация, так и слухи, дезинформация.

Политические представления формируют политические установки, то есть готовность реагировать определенным способом – положительно или негативно на те или иные политические явления.

Например, в советское время воспитывалась установка граждан на восприятие любых политических действий иностранных держав как «происки империализма», «провокации классового врага», «мирового сионизма» и т.д. Демонстрации трудящихся за рубежом как проявление классовой ненависти, а первомайские демонстрации трудящихся в Советском Союзе как проявление любви к партии и правительству.

Политические установки, выражая позитивное или негативное отношение субъекта к политическим явлениям, отражают также активное или пассивное участие в политической деятельности, отношение к различным аспектам политической жизни, лидерам или партиям.

Чтобы понять, насколько велика роль установки в политической культуре, дадим пример. Для политической культуры Англии характерна установка избирателей на политическую партию, а не на политического лидера, поэтому при своем выборе англичане уделяют большое внимание программам партий, идеям, которые они провозглашают. В США же на президентских выборах основная масса американцев ориентируется в первую очередь на личные качества кандидата в президенты, а не на его партийную принадлежность. Политическая партия с ее программой и идеологией сильна лишь тогда, когда имеет яркого, привлекательного для избирателя лидера.

Для политической культуры России также характерна установка на личность. Люди в основной массе при парламентских выборах выбирают не партию, а лидера. Россияне в 2007 году голосовали за «Единую Россию», не потому что предпочитали ее программу, о которой они имели смутное представление, а потому что она открыто называла своим лидером именно В.В. Путина.

В политической практике устойчивые представления принимают форму стереотипов – это укоренившееся в сознании представление о том или другом политическом явлении, а также стандартизированный, ставший привычным способ политического поведения и действия. Стереотипы могут быть правдивыми или ложными, но соответствующий носитель политической культуры воспринимает их всегда как истинные.

Политические стереотипы играют противоречивую роль. Стереотип может искажать политическую реальность, но вместе с тем отражает мнение масс, формируют чувство политической идентичности с группой.

Следующий элемент политического сознания – это политический миф, которые можно определить как иллюзорные представления социальных групп по поводу их места в обществе и целей общественного развития. В политике невозможно обойтись без мифов, например, миф о коммунизме, миф о светлом будущем. Мифом является идея о возможности идеальной демократии в реальном обществе. Многие лидеры, придя к власти, предлагают цели общие для всего народа, которые на самом деле являются мифическими, например, лозунг Н.С. Хрущева в ближайшие годы догнать и обогнать Америку по мясу, или обещание М.С. Горбачева обеспечить каждую семью к 2000 году отдельной квартирой.

Ученые-политологи считают, что мифы играют важную роль в массовом политическом сознании и поведении. Так, в начале 90-х гг. радикал-реформаторы с помощью средств массовой информации внушали миф о том, что невидимая рука рынка сама по себе способна решить все экономические проблемы, все урегулирует и сделает государственное управление излишним.

Основу мифов составляют вполне осознанные коллективные ожидания и надежды, воплощенные в массовом сознании. В этих мифах соединяются как трезвый расчет, так и фанатическая вера. Политический миф выражает жизненные стремления и потребности людей. Это, как правило, миф о великом вожде, мудром политике, о быстрых переменах к лучшему в связи с приходом его к власти. Мифы и мифология влияют на внутренний мир человека, помогают ему осмыслить действительность. В экстремальных ситуациях политические мифы организуют общество вокруг какой-то одной идеи или личности, вокруг какого-то одного события.

Характерной чертой политического мифа является относительная долговечность, его аисторичность, можно сказать, неистребимость. Мифы иррациональны по своей сущности, они базируются скорее на вере и на убеждении, нежели на разуме, скорее на идеалах, чем на реальности. Они передаются от поколения к поколению посредством бессознательного процесса, сходного с процессом передачи языка.

Нельзя считать политический миф простым заблуждением, с которым можно покончить, показав его логическую или научную несостоятельность, или даже не соответствие фактам. Так, люди, вполне признающие научные объяснения про вращение Земли вокруг своей оси и движение Земли по орбите вокруг Солнца, гигантского плазменного шара с миллионом градусов тепла внутри, реально все равно продолжают жить в мире, где «солнце встает вот за этой горой и садится вон за тем лесом».

Политический миф — большая сила. Он общепонятен, спаян с верой, может увлечь большие массы людей, способствует подчинению их воли соответствующим лидерам. Роль политического мифа тем значительнее, чем сильнее нетерпение масс, стремящихся побыстрее, не учитывая реальные возможности, перешагнуть не удовлетворяющее их настоящее и достигнуть желаемого будущего.

Политические мифы можно разделить на два основных вида. Первый вид — технологические мифы, которые создаются для реализации сиюминутных политических задач. Например, когда в СССР шел процесс суверенизации республик, чтобы оправдать «независимость» России, придумали миф о том, что Россия «кормит» союзные республики и поэтому живет плохо. «Стоит избавиться от этой ноши, и россияне заживут в достатке», — утверждали сторонники «независимости». Сегодня об этом мифе мало кто помнит, но в те годы он сыграл свою роль. Или во время президентских выборов 1996 года был запущен миф о том, что если россияне выберут Бориса Ельцина, то у них будет демократическое будущее, а если Геннадия Зюганова, то их ожидает возврат в тоталитарное прошлое, и альтернатив нет. Существует миф о богоизбранности русского народа, о том, что у России особый путь развития.

Важнейшей функцией мифа является регуляция политических отношений и легитимизация власти. Они призваны оправдывать ход событий, обеспечивать уве­ренность людей в правильности осуществляемых политических акций.

В реальной жизни одни мифы отмирают, но на смену им приходят новые, ибо политические мифы вырастают на почве реальных противоречий политической жизни общества. Так, скомпрометированная мифология "светлого будущего" ушла в прошлое, но на смену ей пришли и миф об американском земном рае, который и нам надлежит создавать.

В крайней ситуации миф может организовывать общественное сознание вокруг определенного события, одной идеи, одного героя и т. д. В конце XVIII в. французская революция привлекла массы эгалитарным мифом (миф о возможности построения общества, где все равны), нацизм использовал миф расового превосходства арийцев. В нашей стране в свое время был внедрен миф о гениальности Ленина, «который и сейчас живее всех живых», миф о мудрой политике партии и правительства, о рыночной экономике, при которой все само по себе образуется, о частной собственности, которая всех сделает богатыми, и т. д.

Чаще всего обращение правящих кругов к мифам связано со сложными социально-экономиче­скими и политическими ситуациями в стране, которые не удается разрешить за счет реально существующих средств, и тогда на помощь «призываются» мифы, способные отвлечь внимание общества от ответственности за положение дел, например, правительства.

Таким образом, нельзя считать миф в политической культуре чем-то только вроде фальши и думать, что с мифом можно покончить, разоблачив его. Наша собственная история показала, что политический миф – большая сила. Он общепонятен, спаян с верой, способен увлечь за собой массы, подчинить их волю вождю - мифоносителю. Роль политического мифа будет тем значительнее, чем сильнее нетерпение масс, стремящихся побыстрее, не учитывая реальные возможности, перешагнуть не удовлетворяющее их настоящее и достигнуть желаемого будущего.

 

4. Слухи как элемент политического сознания

 

Следующий элемент политического сознания – слухи. Слухи — это особая, обычно недостоверная информация, передающаяся исключительно в устной форме как бы «по секрету», «из уст в уста».

Подчеркнем: слухи — это всегда искаженная, не вполне достоверная или вполне недостоверная, по крайней мере, непроверенная информация. Если информация достоверна, ее так и определяют — как «информацию».

Для слуха характерна однократная воспроизводимость перед данным слуша­телем. Как правило, слух подвергается дальнейшей трансляции (передаче). Слухи носят исключительно устный характер. Обычно слухи — это ответ на коллективные ожидания или представления. Они носят анонимный, безличный характер: за что купил, за то и продаю.

Существует два подхода к пониманию слухов. Одна основывается на степени достоверности, другая ставит в центр их эмоциональную окраску.

Первый подход называется информационный. Содержащаяся в слухах информации подразделяются на четыре типа:

- абсолютно недостоверные,

- просто недостоверные,

- достоверные,

- близкие к действительности.

Данная типология, конечно, носит субъективный характер. Однако она часто используется для решения практических задач. Запуская тот или иной позитивный или негативный слух, например, в отношении политика, партии или организации, необходимо дозировать степень его недостоверности. Раньше считалось, чем неправдоподобнее слух, тем он более действенный. Так, например, правила геббельсовской пропаганды требовали, чтобы ложь была «огромной» и даже «чудовищной» — тогда люди легче склонятся к тому, чтобы поверить ей. Со временем, однако, оказалось, что развитие сознания защищает людей от излишней доверчивости. В наши дни, наоборот, считается, что дезинформация, запускаемая по неформальным коммуникационным каналам, должна строго дозироваться. Появляясь как сравнительно правдоподобная, она постепенно завоевывает доверие и только после этого начинает «обрастать» подробностями, медленно продвигаясь к черте абсолютной недостоверности. У современного человека слишком откровенная ложь вызывает сомнения, которые не позволяют ему слепо воспринимать и активно распространять подобную политическую информацию.

Второй подход - эмоциональный. Здесь выделяются четыре основных типа слухов. Каждый из них соответствует опреде­ленному эмоциональному состоянию, которое он вызывает и на котором он «держится». «Слух-желание» – это слух, содержащий сильное эмоциональное пожелание, отражающее актуальные потребности и ожидания аудитории, в которой он распространяется.

«Слух-желание» выполняет двойную функцию. С одной стороны, он соответствует пожеланиям людей и потому поддерживает тонус их социального существования. Такого рода слухи успокаивают, препятствуют развитию негативных эмоций, не дают развиваться панике и излишней агрессивности. С другой стороны, часто такие слухи быстро деморализуют население, вызывая заведомо неисполнимые ожидания. Когда становится очевидно, что этим желаниям не суждено осуществиться, могут возникать противоположные явления – вспышки агрессивного поведения, панические обещанного. Исходя из этого, «слухи-желания» активно используются для манипуляции реакцией, формирования ненависти по отношению к тем, кто якобы «наобещал», но не выполнил политической психологией масс.

Приведем два исторических примера, когда «слухи-желания» распространялись среди населения стран-противников. В период «странной войны» с Францией (1939-1940 годы) немцы распространяли слух о том, что «скоро начнутся переговоры». Это ослабляло готовность французов к сопротивлению. Зимой 1942 года японцы распространяли среди населения США слух о том, что в ходе начавшейся войны «японцам не хватит бензина даже на полгода». Конкретная цель в такой «войне слухов» была понятна: вызвать разочарование по поводу несбывшегося желания и связанную с этим деморализацию. В целом ряде случаев, как показывает анализ последующих событий, такие цели успешно достигались.

«Слух-пугало» – это слух, вызывающий негативные настроения и эмоциональные состояния страха и ужаса, отражающий некоторые актуальные, но крайне нежелательные ожидания аудитории, в которой они возникают и распространяются. Обычно слухи такого типа появляются в периоды сильных социальных и политических напряжений (стихийные бедствия, войны, террористические акты, подготовка военного переворота, путчи и т.д.). Их сюжеты варьируются от просто пессимистических до явно панических. Особое распространение такие слухи приобретают в ситуациях сложных социальных и политических реформ, смены власти, режима или социально-политической системы в целом.

Наиболее часто встречаются «слухи-пугала», основанные на якобы неизбежном повышении цен на продукты питания, их исчезновении и приближающемся голоде.

В историческом плане разновидности «слухов-пугал» особенно часто встречались в странах с патриархальной политической культурой. Ужас у неграмотного населения вызывали слухи о том, что «пришедшие к власти революционеры планируют уничтожить ("переработать на мыло") стариков и калек» (Эфиопия, 1975 год), что «новые власти собираются стерилизовать детей» (Мексика, 1974 год, и Индия, 1975 год), что «предстоит обобществление ("коллективизация", "коммунизация") жен» (Россия, 1917 год) и т.д.

«Сверхзадача» слухов такого рода: прямое запугивание населения и попытка активизировать сопротивление новым социальным силам, усилить хаос и неразбериху, разрушить социальное спокойствие.

«Агрессивный слух» - это слух, направленный на стимулирование агрессивного эмоционального состо­яния и конкретного поведенческого «ответа» в виде жесткого агрессивного действия. Слухи такого рода возникают в ситуациях острых противоречий, свя­занных с социальными межгрупповыми и межэтническими, межнациональными конфликтами.

В основе их сюжетов имеется мощный эмоционально-энергетический агрессивный заряд. Известно, например, что агрессивные антиправительственные выступления провоцировались и Средней Азии, на Кавказе, в ряде африканских и арабских государств, в Афганистане под влиянием примитивного слуха о так называемом большом одеяле. И разных вариантах утверждалось, что требуемая новыми властями коллективизация сведется к одному: все сельчане вместе с женами будут спать по ночам и одном помещении, укрываясь одним общим большим одеялом.

Основная функция таких слухов — провокация массовых агрессивных действий со стороны людей. Эти слухи строятся не повествовательно, что обычно свойственно «слухам-желаниям» и «слухам-пугачам», а отрывочно, как бы «телеграфно». Короткие, рубленые фразы сообщают о конкретных «фактах», что называется, «взывающих к отмщению».

Особняком стоят так называемые «нелепые слухи». Они могут быть и жела­тельными, и пугающими, и даже агрессивными, однако главное в них — очевидная нелепость описываемого. Слухи такого рода часто появляются самопроизвольно как результат путаницы, свойственной обыденному сознанию. Особенно часто они появляются в переломные для массового сознания периоды, когда люди находятся в растерянности в связи с резкой сменой систем ценностей, представлений, картин мира. Их основная функция — попытка построения нового, более адекватного образа мира из обломков ушедших и зачатков новых представлений. Тогда появляются слухи, в которых соединяется несопоставимое. В качестве примера можно привести описание М. А. Булгаковым нравов начала XX века: «Что в Москве творится — уму непостижимо человеческому! Семь Сухаревских торговцев уже сидят за распространение слухов о светопреставлении, которое навлекли большевики. Дарья Петровна говорила и даже называла точно число: 28 ноября 1925 года, в день преподобного мученика Стефана земля налетит на небесную ось... Какие-то жулики уже читают лекции».

Определяющими факторами распространения слухов являются: источник, альтернативное??? содержание, дискомфорт и «подкормка» опровержениями.

Существует два условия, которые делают возможным и даже неизбежным возникновение слуха:

1. Наличие интереса массовой аудитории к определенной проблеме, ее высокая актуальность и связь с потребностями людей.

2. Дефицит надежной информации, неудовлетворенность интереса. Люди испытывают ощущение неудовлетворенности интереса в двух случаях: при полном отсутствии всякой информации на данную тему и когда имеющаяся информация не представляется аудитории надежной.

Слухи имеют ряд свойств:

- нет осязаемых носителей, не надо ни газетной бумаги, ни передачи по радио или телевидению, что позволяет без больших затрат в любой удобный момент начать распространять информацию;

- слухам обычно охотно верят;

- средство передачи слухов никому не принадлежит и доступно всем и каждому;

- слухи оказывают огромное эмоциональное влияние.

Поэтому, не смотря на свою вроде бы архаичность и примитивность, слухи являются неотъемлемым элементом политического сознания и способом его формирования.

 




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Формы организации досуга детей | ПРАКТИКУМ

Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 445. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия