Синтаксические структуры
Периоды как формы изложения музыкальной мысли могут иметь самые разнообразные внутренние структуры, то есть состоять из различных построений. То же можно сказать и о внутренней структуре предложений периода. Предложения могут делиться на фразы, фразы на мотивы. Мотив — это наименьшая характерная ячейка, обычно включающая в себя одну, иногда две сильные доли такта. Наиболее типичными для классических периодов являются следующие виды внутренних структур: периодичность, суммирование, дробление и дробление с замыканием (дробление с суммированием). Периодичность — структура, основанная на повторности, многократном возвращении чего-либо подобного. Так, например, выражение «периодическая печать» означает многократную повторность, регулярность издания газеты (ежедневной), журнала (еженедельного или ежемесячного). Периодичностью в музыке называется внутренняя структура построения, членящегося, на мотивы равной протяженности и обычно сходные в интонационном и ритмическом отношениях. Восьмитактный период, таким образом, может быть расчленен на восемь однотактовых мотивов или на чеnjpe двухтактовых: 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 или: 2+2+2+2. Шестнадцатитактовый период — на 8 двухтактовых мотивов и т. п.: Характерная разновидность периодической структуры часто встречается в народной музыке. Она заключается в том, что начальная периодичность, в которой дважды звучит один мотив, сменяется аналогичной структурой, но на основе другого мотива. I ли первый и второй мотивы обозначить соответственно «а» и «б», то образуется такая схема: а + а + б + б. Эта разновидность периодической структуры называется парой периодичностей: Русская народная песня «Во поле береза стояла» А_____________ ___________а____________ Б_____________ ___________б___________ Суммированием называется структура, в которой за двумя однотипными мотивами следует вдвое более протяженная фразa. Суммирование можно себе представить как 1 + 1+2 или 2 + 2 + 4:
|