Тема№17:Строение музыкальной речи. Период
Тема№17:Строение музыкальной речи. Период. План 1.Членение музыкальной речи. Цезура. Построение. 2.Период. 3. Синтаксические структуры. Содержание Музыкальная ткань, как и словесная речь, не может быть неделимой, не членящейся на отдельные построения. Подобно тому как в словесной речи мы различаем предложения, их части (на пример, в сложно-сочиненных или сложно-подчиненных), наконец, наименьшие осмысленные образования — слова, музыкальная речь тоже делится на более крупные и более мелкие построения. Так, например, крупные формы — такие, как симфонии или сонаты, делятся на части, части — на экспозиционные (изложение тем), развивающие и заключительные разделы и т.д. Момент членения в музыке называется цезурой. Цезура может характеризоваться ритмической остановкой или паузой, тем и другим одновременно. Ощущение цезуры может создаться и при начинающемся точном или неточном повторении предыдущего. Цезуры выполняют роль, аналогичную знакам препинания в письменной речи, отражающим членораздельность устной словесной речи. Заключенные между цезурами разделы называются построениями. Наименьшая осмысленная музыкальная ячейка носит название мотива. Мотив во многом аналогичен слову в разговорной речи и, как и слово, содержит одно ударение (акцент). Период Наименьшее относительно законченное построение, связанное с экспонированием музыкальной мысли, называется периодом. Период может быть уподоблен предложению в словесной речи: Период, делящийся на два сходных по началу предложения (как в приведенном примере), носит название периода повторного строения. Это — наиболее характерный тип классического периода. Мелодико-гармонические обороты, завершающие построения периода, называются каденциями, которые могут быть устойчивыми или неустойчивыми. Каденция, завершающая период, называется заключительной, завершающая предложение — серединной. По своему ладогармоническому содержанию каденции могут быть полными и половинными. Различаются они по завершающему аккорду: полную каденцию завершает тоника, половинную — не тоника (чаще — D, реже — S). В свою очередь полная каденция по степени завершенности может быть совершенной и несовершенной. Совершенная каденции характеризуется следующими признаками: 1) тоника находится на сильной доле такта; 2) тоника в виде трезвучия (иногда неполного), но не обращения; 3) в верхнем голосе — основной тон тонического трезвучия; 4) к тоническому трезвучию ведет кварто-квинтовый ход баса. Если один из этих признаков отсутствует — каденция несовершенная. Для периодов вообще характерно менее устойчивое окончание первого предложения по сравнению с окончанием периода, то есть неустойчивая (или недостаточно устойчивая) серединная каденция и более устойчивая заключительная. Иногда, например, первое предложение оканчивается полной, но несовершенной каденцией. В этом случае она оказывается все же менее устойчивой, чем заключительная — полная совершенная. Период, не делящийся на предложения или делящийся на не сходные по началу предложения, называется периодом но повторного строения: Частным случаем периода неповторного строения является неделимый на предложения период, называемый периодом единого развития. По своему ладотональному содержанию периоды подразделяются на немодулирующие и модулирующие. Внутри немодулирующих периодов могут встретиться и иные тональности в виде гак называемых отклонений, но заканчиваются они всегда в исходной тональности. Периоды, делящиеся на 2 четырехтакта, 2 восьмитакта, 2 шестнадцатитакта (а иногда и 2 тридцатидвухтакта), называются периодами квадратной структуры. Количество тактов в предложениях и в целом периоде в таких случаях представляет собой степень числа 2 (22=4, 23=8, 24=16 и т.д.). Периоды же, которые состоят из другого числа тактов, называются периодами неквадратной структуры. Неквадратный период начинается с четырехтактного построения, за которым следует другой четырехтакт (то есть членится поначалу так, как это бывает в квадратных построениях). Однако в дальнейшем развитии не образуется шестнадцатитактного построения за счет так называемого расширения. Расширением называется увеличение масштабов периода, происходящее внутри построения, то есть до заключительной каденции. Чтобы уяснить себе роль расширения, достаточно представить данный период без него в виде, например, следующего построения:
Кроме расширения увеличение общего масштаба периода может произойти с помощью дополнения. В отличие от расширения дополнение следует после полной совершенной каденции (см., например, такты 15—22 первой темы медленной части симфонии № 5 Бетховена).
|