Фихте: право на культуру
На всех научных конференциях по человеческому измерению обсуждается вопрос о структуре прав человека, и какое из этих прав базовое, основное. Варианты: Базовое право – право на жизнь, право на достойное существование. Однако, никто никогда не предлагает в качестве основополагающего в системе прав человека право на культуру. Фихте обосновывал именно этот подход. С точки зрения Фихте, основным в системе прав человека является право на культуру, так как, не реализовав этого права, человек не может полноценно реализовать ни одно из своих неотъемлемых прав. (Право на культуру это право на правоспособность). (Если ты не реализовал право на культуру, то ты не можешь полноценно приватизировать свои права). Именно в сфере культуры люди могут оказывать друг на друга личностное влияние, способствуя полноценной самореализации. Содержание права на культуру: 1. Право на доступ к культурным ценностям и их защиту. 2. Право на образование, просвещение. 3. Право жить в среде воспитанных, образованных, просвещенных людей.
Соотношение философских и правовых аспектов проблемы прав человека (от Фихте до Мишеля Фуко)
1, Фихте особым образом рассматривал право на жизнь: человек имеет право на жизнь в роде {рядом с другими членами общества, в социуме. Другими словами, Фихте обсуждает не биологические и не религиозные аспекты права на жизнь, а иные, социальные}. По отношению к смертной казни, Фихте высказывал не категоричные, а философски обоснованные идеи: никто не может быть лишен жизни, поскольку в каждой личности надо признавать и уважать человеческий род. Государство может прибегать к лишению преступника жизни только в случаях крайней необходимости, и только тогда, когда не остается никаких других средств. Ибо преступник, все же, всегда остается членом рода, и как таковой, имеет право на возможно более долгую жизнь для самоисправления. 2, Похожую идею (относительно возможности самоисправления) мы находим в книге постструктуралиста (пс) Мишеля Фуко: · Фуко описывает две Американские пенитенциарные системы: обернскую и филадельфийскую. · Обернская система: в обернской системе - принцип День\Ночь. Ночью преступник один, а днем он вместе с другими заключенными трудится, питается, но с полным запретом на общение. · Филадельфиская система – это принцип полной, абсолютной изоляции. Чтобы преступник мог обратиться к самому себе, к своей совести, в полной мере осознать свое преступление, и достигнуть тем самым возвышения духа. · Фуко излагает подходы Бентама: тюрьма должны быть своего рода поноктимумом: преступник должен постоянно находиться под неусыпным наблюдением, и должны вестись записи относительно каких-то отклонений, особенностей.
|