Гегель: Теория наказания. Проблема правовой сущности наказания
И сегодня сохраняют актуальность идеи Гегеля о наказании · В ФП в разделе абстрактное право, Гегель перечисляет общепринятые взгляды на сущность наказания и показывает их несостоятельность. Он считал, что нельзя сводить сущность наказания ни к одной из этих концепций. (Наказание нельзя сводить к мести со стороны общества к преступнику, так как это не отражает сути права. Наказание нельзя сводить к способу сатисфакции потерпевшим. Наказание нельзя сводить к устрашению. Наказание нельзя сводить к способу перевоспитания преступника). · С точки зрения Гегеля, наказание – это способ восстановления нарушенного права. Гегель говорит, что никакой законодатель не может добиться абсолютного соответствия наказания преступлению. · Гегель усматривает загадочность, интуитивность в самом феномене наказания, но при этом дает рациональную развертку сути наказания: 1. Наказание это способ восстановления нарушенного права для всего общества (нарушая конкретную норму, субъект тем самым нарушает право в целом). 2. Наказание – это стихийно сложившийся способ установления в обществе правила: законы должны выполняться. · Наказание служит восстановлением нарушенного права для самого преступника, как для члена общества: преступник имеет право на наказание – как член общества.
Гегель: проблема правогенеза
Гегель логически выводить идею права из идеи собственности. В разделе ФП абстрактное право, Гегель выводит право из собственности: «человек без собственности – “голая субъективность”. Только наличие собственности делает человека лицом, которое может вступать в договорные отношения». Человека, вкладывая свою волю в некоторую вещь, делает ее тем самым своей. Гегелевская модель правогенеза универсальна по отношению к субъектам, она универсальна так же по отношению к любому периоду общественного развития, когда речь идет о формировании новой правовой системы. При наличии самой примитивной собственности, лица начинают заключать друг с другом договоры об обмене на основании произвола воли. В результате обмана и неправды при заключении этих договоров, появляется «потерпевшее всеобщее». То есть, возникают в обществе специальные структуры, защищающие права договаривающихся сторон от обмана, неправды. Формируется система наказаний за обман, таким образом, возникают правовые нормы.
à Лекция 20.10.2012 (Русская философия в сравнении с классической философией права)
|