Студопедия — Сравнительное правоведение: Соотношение классических и неклассических дискурсов: альтернативы современной юриспруденции
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сравнительное правоведение: Соотношение классических и неклассических дискурсов: альтернативы современной юриспруденции






Философия права

 

Сайт - раздел «магистратура» найти содержание дисциплины, список литературы.

Курс основан на опубликованных источниках и литературе.

Семинары: 2 семинара. Прийти, зная те вопросы, которые прочитаны в курсе лекций. Уметь ориентироваться в этом материале. Быть готовым к аудиторным работам по этим вопросам. Рефераты не требуются.

 

 

Юриспруденция 20 века одним из основных внутренних конфликтов имела противоборство между классической и неклассической концепциями свободы. В современной юриспруденции, классическая традиция гласит: «свободным является только поступок, основанный на разуме, а идеалом свободного человека, является человек, действующий в соответствии с разумом.

В 60-х годах 20го века, постструктуралисты (Пс) выдвинули альтернативную классической концепцию соотношения свободы и права: Свободным является только поступок, основанный на безумии. Идеалом свободного человека является шизофреник.

Пс – выдающиеся имена в культуре 20го века, Пс изм – это философия культуры пост модернизма 20ой половины 20го века (Гваттари, Геррида, Делёз, Лакан, Юлия Кристива) – люди с высоким образованием, известны во всем мире, блестящего ума, но бунтари.

Лекция 29.09.2012

Как развивалась альтернатива в правосознании?

Ход рассуждений Пс таков:

àв обществе кроме институциональных, существуют не институциональные формы власти, это язык (с точки зрения Пс язык обладает репрессивной функцией, то есть, то сословие, структуры, которые имеют доступ к языку могут как хотят использовать термины языка, менять их смысл). Тем самым имеют власть над мышлением людей, а это самый эффективный, мощный вид власти. Это идея Ницше (репрессивная функция языка – «К генеологии морали»). Только через язык можно оказывать влияние на поведение людей). Для того, чтобы обрести свободу, нужно избавиться от власти языка, сойти с ума.

àЕсли свобода это неотъемлемое право человека, то человек имеет право на девиантное поведение.

à(Это провокационная концепция свободы, потому что ни в одной правовой системе не существует абсолютных разграничений между девиантным и деликтным поведением. В статье, список литературы, есть критика: в действительности шизоидный бред не увеличивает свободу, а уничтожает ее потому что от власти языка не возможно экранироваться, любой шизофреник бредит на языке своей эпохи, он утрирует язык. Эта концепция, красива, изящна, но содержит этот софизм. Софизм в том, что любой щизофреник не освобождается от власти языка.

(будет на экзамене) Виды естественного права. Немецкая классическая философия права определяется как естественное право (Кант, Гегль), однако отличается от традиционалистской идущей от Гуго Гроция: С точки зрения традиционалистской естественного права, источник правового всеобщего – человеческое естество, природа. Однако этого нет у представителей КНФП (Классической немецкой философии права). У них в основе правового всеобщего лежит человеческий Разум. С точки зрения Канта, если бы существа любой конфигурации, обладающие разумом и волей, составили сообщество, то у них обязательно возникло бы право, которое появилось у людей (свобода через подчинение закону и паритет свободных воль). По Канту, право заложено в основаниях человеческого разума, а значит его основные принципы могут быть выведены из основания человеческого разума рефлексивно. Кант и Гегель это рефлексивная филсоофия, дискурс – эссенсиальный, метафизический. Кант утверждал, что счастья не формализуемо. Он прямо писал: «У каждого человека и народа свои представления о счастье, нельзя загнать человека в счастье без его воли». Поэтому ни право, ни государство не должны гарантировать человеку счастье. Их роль в другом: способствовать тому, чтобы каждый был достоин счастья, чтобы у каждого было неустранимое, неотъемлемое условие, способность достигнуть счастья. (то есть способность достигнуть счастья, по Канту: разум). По Канту неустранимым условием счастья являются просвещенность, образованность, культура.

Фихте.

 

1 Фихте: рефлексивный вывод понятия права.

Фихте вывел понятие права из местоимения «Я». Создал философскую категорию из «Я».

Ход рассуждений:

1. в «Я» изначально 2 интенции (внутренняя тенденция): А) все присвоить Б) обособиться.

2. Для того, чтобы обрести самосознание, стать предметом для самого себя, это самое «Я» должно контурировать свои границы.

Остальное - не я
Цена самосознания – самоограничение.

3. Для того, чтобы граница собственного «Я» была

Я
действительной, а не фиктивной, нужно признать за другими

такие же меры свободы и возможности, которые ты признаешь

за собой. (Закон обращаемости зла у Канта. Своим поведением мы

формируем поведение других). Своим поступком запускаем в мир правила, которым руководствовались когда совершали его, а оно может быть вернется к нам.

Это один из основных принципов Кантовской этики à будет прочитано потом.

Отсюда Фихте выводит рефлексивно основные принципы права, о которых писал Кант. «Разреши другим то, что ты разрешаешь себе». «Запрети себе то, что ты запрещаешь другим».

Таким образом Фихте рефлексивно выводит идею (понятие) права из оснований разума, из «Я».

Гегель: «Нельзя сказать, что у человека разум и воля разделены, существуют автономно. Воля разумна, а разум «волит».

Согласно этому выводу, право не возможно без индивидуальности, личности.

 

Фихте: человек и общество, гражданин и государство.

Ход рассуждений: 1. Природа наделила человека универсальными безграничными способностями, талантами. 2. Трагизм человеческого бытия в том, что его жизнь конечна, поэтому человек в принципе не может реализовать все имеющиеся у него от природы возможности. 3. Этот трагизм преодолим: то, чего не может человек, могут другие члены человеческого рода, и это наполняет его жизнь полнотой и смыслом.

По Фихте: человек – член рода. Фихте создал философию реал-идеализма, в которой мир это мир человека, и все что делает человек, он делает в своем мире. Он создал философское основание законопослушного поведения. Признание чего либо существующего = акт самообязывания.

_____________

Кант: право как основа человеческого прогресса

По Канту: 1. Природа наделила человека универсальными безграничными способностями, талантами.

2. Их реализация требует соответствующих усилий и забот. Никто на это добровольно не пойдет.

Для самореализации и самосовершенствования человеку нужен стимул. Таким универсальным стимулом является конкуренция (антогонизм между людьми). Теория Канта – Лютеранина, протестанта. Право – это рынок.

Вывод. Только право может установить необходимую меру этой конкуренции. Право лежит в основе человеческого прогресса.

 

Фихте: философское обоснование прав человека.

Русские представители философии права (Павел Новгородцев – автор лекций, известный в правовой мысли) выражали недоумение по поводу «противоречий» во взглядах Фихте: противоречия, на его взгляд, между следующими утверждениями- 1. «Государство вправе требовать от человека всех его сил и способностей без остатка». (Трансляция идей – Маркс заимствовал некоторые идеи от Фихте). 2. {Никто не смеет относиться к человеку как к вещи, навязывать ему даже в интересах этого человека, свою волю}.

(Комментарий: в чем суть противоречия? Здесь нет противоречия, потому что в концепции Фихте (и вообще в НемКлассФил) Никто не должен навязывать свою частную волю другому. В качестве уполномоченного, наделенного полномочиями лица, субъект должен предъявлять требование в соответствии со своим долгом (служебным). Кстати, у Канта нет формулы «относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе». «Действуй так, как если бы ты хотел, чтобы в отношении тебя действовал тот же закон, которым ты руководствовался в своем поступке».) Метод это способ организации мышления, инвариантный (безразличный) к его содержанию. Кроме того, здесь нет противоречия, потому что с точки зрения Фихте, государство должно создавать людям условия для их всестороннего, свободного развития, защищать их устремленность к самосовершенствованию, для этого по Фихте надо, чтобы другие члены человеческого рода не разрушали своими действиями полноту, целостность, смысл бытия каждого члена общества, чтобы они самосовершенствовались, а не подвергались порокам.

Человек, осознавая себя членом рода, обретает полноту и смысл своего индивидуального бытия, потому что другие члены рода могут то, чего не может он. В жизни род индивид находит свою самореализацию. С этой точки зрения у государства есть экзистенциальная, бытийная задача. Это имеет большой методологический, мировоззренческий смысл для современной правовой политики, для современного законодателя, для современного государства: В чем заключается методологический смысл? Государство, законодатель, должны понимать, что они обязаны не то что бы делать каждого счастливым, а создавать для этого необходимые условия. По Фихте к числу таких необходимых условий относится возможность жить среди культурных, позитивно настроенных граждан.

С точки зрения Фихте, люди могут и должны лично свободно влиять друг на друга в сфере культуры.

 







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 865. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия