С точки зрения гуманистического антропоцентризма, сформировавшегося в эпоху Возрождения. Бог создал первый: мир - природу, а человек призван творить второй мир - культуру
Проблема человека в истории философии. Новое время Философы, склонные рассматривать человека как машину, Ж. Ламметри («Человек-машина»). П. Гольбах («Система природы»). Проблема человека в истории философии. Русская философия. Понятия «Богочеловек» и «Богочеловечество» характерны для русской религиозной философии. Три основные черты, отличающие человека от животного, по B.C. Соловьеву. - это стыд, жалость, благоговение. Проблема человека в истории философии. XIX и XX вв. Сверхчеловеческое» в сущности человека усматривал Ф. Ницше. Общим в решении проблемы человека в марксизме, фрейдизме и экзистенциализме является отрицание внеисторической сущности человека. Философским концепциям человека XX века, представленным: в марксизме, фрейдизме и экзистенциализме, свойственен историцизм. то есть рассмотрение человека как существа, не предопределенного высшей сущностью, а осознающего себя в процессе существования. Проблема человека в истории философии. XIX и XX вв. • Техниками переживания человеком своего бытия в экзистенциализме являются экзистенциалы: • «страх». • «временность», • «свобода», • «тошнота», • «забота». Понятие «экзистенциал» было введено М. Хайдеггером. Основные характеристики бытия человека - его конечность, которая осознается самим человеком (это единственное существо, знающее о своей смертности) - «страх»: структуру человеческого бытия, в целом. М.Хайдеггер характеризует как «заботу», в которой содержатся измерения прошлого, будущего и настоящего -«временность»; неудовлетворенность человека собой - «тошнота»; «свобода» - подлинное существование человека, которое возможно через осознание человеком своей конечности и историчности. Сущность человека как проблема Наиболее остро «двойственность» человеческой сущности проявляется в антиномии (противоречии) духа и тела. Человек занимает срединное место во Вселенной, соединяя в себе разнообразные силы сущего - природное и божественное, низменное и высокое, «земное» и «небесное», что делает сущность человека антиномичной, заключающей в себе противоположно направленные свойства и возможности: одни - обусловленные его телесной организацией, другие - сознанием, духом. Человек как единство двух субстанций- тела и духа - предстает в философии Р. Декарта. Он заложил основы психофизического параллелизма философии Нового Времени. Сущность человека как проблема Согласно иррационализму, Слияние индивидуального Я и мира возможно как Сострадание. Буддизм, христианство, волюнтаризм полагают, что сострадание, или эмпатия, выступает в качестве универсального отношения к миру и является основанием морали, так как ведет к осознанию тождественности всего сущего
|