Думать» и «имитировать мышление» - синонимы? А чел мышление – не имитация?
Китайская комната» Сёрля (1980): в закрытой комнате сидит человек, не знающий китайского, со словарями, содержащими все правила, как строить китайские выражения. Мы подаём в комнату карточки с вопросами на китайском – человек по словарям создаёт ответ. Вопрос: кто в этой ситуации обладает знанием китайского? Этот человек не обладает, комната не обладает, карточки не обладают. Кто-то в комнате, знающий китайский, оказывается иллюзией. Т.е. компьютер, исполняющий формальные правила – не думает на самом деле, и не понимает. Гипотеза: Тело как всего лишь транслятор. Мышление – не материальный процесс, оно только манифестируется через тело (мозг). Поэтому, «думающая машина» - это подмена понятий.
5) Фактически, проблема возможности ИИ сводится к центральному вопросу философии: бытие определяет сознание, или сознание определяет бытие? Сам проект ИИ возможен только если мы принимаем однобокую марксистскую установку: Б опр С. Что нелепо для любого трезвомыслящего философа. По-видимости, эти две полярности должны быть принципиально разделены, чтобы существовали обе. Ни одна не может поглотить другую. Они находятся не в метафизическом, а в диалектическом единстве. Одна не может быть выведена из другой формально-логически. И тогда вопрос «Возможно ли создать искусственный интеллект?» - сводится к вопросу: «Возможно ли создать другой интеллект?». Да, рождением ребёнка. Сведём к другому вопросу: «Возможно ли создать другой интеллект при помощи интеллекта?». Это, фактически, вопрос, может ли формальный рассудок быть абстрагирован от других аспектов разума. Наверное, нет. Хайдеггер: различает отношение к вещи как наличествующей (vorhanden) и употребимой (zuhanden). Вещь изначально мне дана как употребимая – т.е. включена в отношения моего применения её, каков её смысл (функциональный подход). Наличествование же вещи – незаинтересованное, научное, аналитическое отношение (структурный подход) – появляется уже потом, фактически, когда я уже не заинтересован в вещи. Например, она сломана, и не выполняет свою функцию. Вопрос же: возможно ли вообще незаинтересованное отношение к вещи? Если это отношение, т.е. я отношусь к вещи – то я уже в отношении с ней, я уже в ней заинтересован. (аналогия в квантовой механике: невозможность устранить наблюдателя, как влияющего на наблюдаемое). Это перекликается с необходимостью изначальной интенции, elan vital, которой машина лишена. 7) гипотеза: соотношение разума и мозга - напоминает соотношение программы и компьютера, на котором она запущена. Вопрос же: кто создаёт программу, и разум? Разум создаёт сам себя. Программу создаёт разум. Где находится программа, как её отделить от компьютера? Программа находится во мне. Все движения сигналов по транзисторам – это компьютер. Программа, т.е. мысль – во мне, видящем эти движения. Например, я бросаю камень в колодец, и по звуку определяю его глубину. Камень передаёт мне информацию. Значит ли это, что он выполняет интеллектуальную операцию? Нет.
8) Половые различия в мышлении: всё исследование ИИ (особенно в первое время) было моделированием мышления взрослого европейского мужчины (как тот сам его понимал). (этот упрёк справедлив вообще для философии – склонной размышлять не о разуме как таковом, а о разуме данного индивида в данной культурной ситуации – чаще всего, это взрослый европейский мужчина). Но кто из ИИшников задумывался, как работает мышление женщины? Там и получится, что всё не на аналитической презентации и механизмах вывода, а на отношении (чувстве, которое у меня вызывает). Иначе говоря, сам пафос ИИ оказывается очень мужским – и заключён, скорее, даже не в философской проблеме, а в психологической особенности. Мужчины испокон веков одержимы мыслью превратить идеальный конструкт в явленное в реальности. ИИ – современное название этой идеи. Мужчина рождает живое из Неба (т.е. идеи), женщина рождает живое из Земли (т.е. тварного Мира, тела). Мужчина не может родить из тела, так он устроен – поэтому для него столь значима идея рождения живого из идеи в разуме. ИИ – это новое название этого древнейшего стремления. (статистика группы, м+ж: 16=10+6, 35=21+14, итого 51=31+20) (статистика встречи, м+ж: 10=7+3)
|