Лекция: Сущность идеологии
Материалы высылать по электронной почте до 1 марта 2015 г. на адрес mihfilippov@yandex.ru Филиппову М.Н. - материалы для публикаций. Объем статьи до 8 страниц; стоимость 1 стр. – 200 рублей (плюс 100 рублей за почтовые расходы для тех, кому сборник высылается через почту); - материалы принимаются к публикации только после оплаты за статью; - денежные переводы присылать на номер банковской карты 4276 8402 0206 3952. Получатель Филиппов Михаил Николаевич. При оплате на номер карты необходимо предоставить скан-копию или фото квитанции об оплате по электронному адресу mihfilippov@yandex.ru. Участники, оплатившие стоимость публикации, но не принимавшие участие в работе конференции, получат материал по почте. Заявка на участие в конференции
Лекция: Сущность идеологии Идеология – это система идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, а также средствах и путях достижения этих целей, воплощённых в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых актах, побуждающих человека (людей) в своих действиях стремиться к целям, которые он (они) перед собой поставил (и). Сущность идеологии – это не только система идей, взглядов, ценностных установок и верований, это ещё и установление связи между мировоззрением и нормами поведения людей; выяснение смысла тех процессов и изменений, которые происходят в обществе. Это также объяснение и оправдание возникающих в обществе новых явлений, структур, отношений через принятую и одобряемую данной общностью (партией, народом, обществом) систему ценностей и идеалов. Идеология – это ещё и рационально-эмоциональное восприятие и оценка мира и жизни, позволяющая человеку найти своё место, определить жизненную стратегию и наиболее приемлемый путь. К тому же идеология – это специфический духовный «реактор», вырабатывающий идеалы, цели и ценности, к которым следует стремиться и которые желательно реализовывать в реальной действительности. Идеология представляет собой нормативно-символическую систему, дающую возможность индивидам и социальным слоям определиться в окружающем социально-политическом и социокультурном пространстве, выработать для себя определённую позицию и стремиться к изменению социальной действительности в соответствии с собственным проектом. Первая отличительная особенность идеологии заключается в том, что в процессе своего формирования она вживает в себя существенные компоненты общественного сознания, социальных настроений и преобразует их в интегральное духовное образование. Свойственные ей духовные конструкции функционируют не только в виде определённых идей, воззрений, мифов, но и как различного рода верования, обычаи, стереотипы, ритуалы, а нередко и просто предрассудки, настроения и мнения. Столь широкий диапазон восприятия, комбинирования, преобразования различных элементов, их соединение в целостную систему даёт идеологии возможность выражать желания, а нередко и необходимые для общества идеи.
Вторая особенность идеологии состоит в том, что она является своеобразной формой общественного сознания, которая существует в системе других духовных явлений наряду и во взаимодействии с философией, нравственностью, искусством, наукой, религией, правом, политикой. Идеология не смешивается с ними, а выполняет свойственную ей специфическую объединительную роль. Она вырабатывает и вносит в массы идеи, призывы, лозунги, которые способны объединить людей даже вопреки тому, что составляет их своеобразие – имущественное, религиозное и т.п. Она способна помочь индивидам и разнообразным социальным группам и общностям – национальным, социальным, культурным и т.д. – сложиться, сгруппироваться в единую целостность. Идеология даёт этим различным группам общий для них язык символов, смыслов, ценностей, на котором происходит общенациональный диалог, ориентированный на то, чтобы определить устройство общества, цели и пути его развития. Третья особенность идеологии в том, что она неразрывно связана с интересами определённых социальных классов, слоёв и других социальных общностей, активно пропагандирует и отстаивает эти интересы. Интерес представляет собой активную направленность человека на те или иные объекты действительности, освоение и потребление которых представляется ему в качестве блага. Интерес всегда мотивирует, побуждает к определённым действиям, приобретая в чувствах и мыслях каждого человека форму привлекательного образа, манящей идеи и цели. Интерес, внутренне осознанный и прочувствованный, становится источником и движущей силой определённого поведения, побуждает к формулированию идей, приобретая вследствие этого более или менее чёткое выражение в элементах идеологии, которая побуждает к осуществлению конкретных действий. Четвёртая особенность идеологии в том, что она выражает потребности развития тех или иных социальных групп или общества в целом; несёт в себе цели такого развития, воплощённые в категориях смысла жизни, справедливости, гуманности и т.п. Пятая особенность идеологии состоит в том, что она представляет собой более или менее отчётливо сформулированное выражение чувств, настроений, побуждений социальных общностей (национальных, классовых и др.) на языке объяснения настоящего и программы желаемого будущего, одухотворённой привлекательной мечтой, например, как «За сильную, процветающую Беларусь». Шестая особенность заключается в том, что идеология не придумывается в тишине кабинетов, а вызревает из опыта народа, обозначаемого такими понятиями, как «нравы», «обычаи», «традиции», «исторические судьбы». Только собственные идеалы, традиции, ценности и цели могут стать духовной основой существования народа. Седьмая особенность в том, что она как система идей, ценностей, чувств и верований выполняет организующую и консолидирующую роль по отношению к той общности (нации, классу и др.), внутри которой она зародилась и сформировалась, интересы которой она выражает и отстаивает. Идеология обладает ещё восьмой особенностью: она неразрывносвязана с общественной психологией, представляющей собой многогранную и многокачественную совокупность привычек, чувств, настроений, а также установок и т.п., выражающих готовность индивидов и (или) их групп к определённой активности, к созидательной или разрушительной деятельности. Девятая особенность идеологии заключается в её политической ориентированности, способности выражать коренные интересы, мировоззрение и идеалы различных субъектов политики – наций, классов, политических партий, общественных движений. Определяя цели политики и средства их достижения, идеология вырабатывает ориентиры политической деятельности, выявляет пути её реализации, мобилизует широкие социальные слои для участия в политических действиях. Но во взаимодействии идеологии и политики должна существовать определённая мера. Если происходит чрезмерная политизация идеологии, то она превращается в политическое словоблудие и доктринерство. Если происходит наоборот, то политические лидеры и поддерживающие их социальные силы (партии, движения и госаппарат) оказываются не в состоянии адекватно воспринимать происходящие в обществе социально-политические изменения, улавливать новые тенденции и сдвиги в политической сфере, а, следовательно, эффективно решать назревшие проблемы. Только органическое единство идеологии и политики, их тесное взаимодействие на основе глубоких знаний об обществе, тенденциях и путях его развития создают благоприятные возможности для выработки рациональной, научно обоснованной и социально выверенной политической ориентации государства, для правильного восприятия и поддержки её большинством народа. Десятая особенность идеологии в том, что она выступает в качестве специфического способа социализации, т.е. включения в общественно-политическую и социокультурную деятельность подрастающего поколения. Это осуществляется путём внесения в формирующийся мир детей и юношества определённых идеалов, ценностных ориентаций, убеждений, стремлений, установок, в чём важная роль принадлежит детским дошкольным учреждениям, школам, детским организациям, молодёжным общественным движениям и объединениям (например, БРСМ). Одиннадцатая особенность идеологии в том, что она призвана обслуживать включение народа или страны в общемировой контекст цивилизационного, социально-политического и социокультурного развития. Речь идёт о такой включённости страны в мировое сообщество наций и государств, где основными приоритетами становятся факторы экономического благосостояния, высокого качества жизни, высоких стандартов образования и культуры, обеспечения свобод и прав гражданина. В качестве духовно-идейного ориентира на пути движения нашей страны к лучшему будущему может быть только идеология независимого и самостоятельного политического, экономического и духовно-культурного развития на основе сохранения и обогащения национального своеобразия, традиций, исторического опыта белорусского народа, его самоопределения, самосознания и самоутверждения. Посредством реального проявления всех охарактеризованных особенностей, которые воплощаются в идеях, чувствах, взглядах, верованиях, идеология выступает как духовное освоение мира человеком, а посредством убеждений и волевых актов, воплощаемых в реальных поступках, в действиях, она предстаёт в качестве практического преобразования мира. В силу неразрывного единства этих двух сторон идеология функционирует в обществе как мощное средство духовно-практического преобразования человеком окружающей действительности.
Политическая идеология – система основополагающих (базовых) идей, понятий, с большей или меньшей точностью отражающих политические явления и процессы, в соответствии с которыми формируется политическое сознание (мировоззрение) и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом. Политическая идеология обосновывает главное содержание, основные цели и социальное назначение политики. Термин «идеология» (от греч. «идея» и «логос» – учение, понятие) впервые ввел в оборот французский ученый Дестют де Траси в своем четырехтомном труде «Элементы идеологии» в начале XIX в. Он назвал идеологию «наукой об идеях, о том, как они возникают, и о закономерностях человеческого мышления». А.Гельвеций, например, классифицировал идеи на три вида – полезные, вредные и нейтральные. С тех пор в мировой политологии сложились различные суждения об идеологии. Во времена Просвещения понятие идеологии трактовалось как неадекватное реальности сознание, основанное на религиозных и других предрассудках, противостоящее рациональному познанию действительности. К. Маркс и Ф. Энгельс подчеркивали классовый характер идеологии и считали, что она служит средством подчинения трудящихся господствующему классу, камуфлирует его эксплуатацию. Вот почему устранение господства эксплуататоров будет означать конец идеологии как ложной, иллюзорной формы сознания и наступит время научной идеологии, которой и будет марксизм. Попытку социологического исследования идеологии предпринял немецкий социолог К. Маннгейм. Он, как и классики марксизма, считал идеологию классового тенденциозным сознанием. Вместе с тем ученый подчеркивал важнейшую черту идеологии – ее способность сплачивать людей и мобилизовывать их на защиту своих интересов. Неомаккиавеллисты (Р.Моска, Р.Михельс, В.Парето) гиперболизировали политическую идеологию, характеризировали ее как «служанку власти», не имеющую в политике сколько-нибудь серьезного самостоятельного значения. В середине XX в. идеологи индустриального общества (Дж. Гэлбрейт, Р.Арон, Д.Белл, З.Бжезинский, Р.Дарендорф, и др.) заявили о «конце идеологии». Они выдвинули теорию «деидеологизации», согласно которой уровень информированности общества растет, и потребность в идеологии как бы отпадает. Эта теория, однако, вскоре была опровергнута всем ходом общественного развития. В современной политологии под идеологией понимают выраженную в теоретической форме систему идей и взглядов, в которых отражаются интересы определенных слоев и которые служат закреплению или изменению существующих общественных отношений. Политическая идеология имеет достаточно сложную структуру. В содержании идеологии выделяют: 1) концептуальный; 2) программно-политический и 3) актуализированный структурные компоненты. Концептуальный компонент структуры идеологии основывает в теоретической, логически упорядоченной форме общественные идеалы и ценности определенного слоя. Это могут быть идеалы, объясняющие существующий порядок общественной жизни и указывающие пути его совершенствования (например, консервативная, либеральная идеология). Но могут быть и социальные утопии, имеющие мало общего с реальностью (анархистская идеология и др.). В программно-политической части идеологии намечаются пути и способы реализации коллективных ценностей и интересов с помощью воздействия на государственную власть и ее использования. Этот структурный элемент идеологии выражается в форме программ политических партий, выдвижения лозунгов и требований, т.е. она ориентированна на практическую деятельность. Актуализированный компонент идеологии отражает степень усвоения гражданами целей и принципов данной идеологии, что воплощается в практических делах и поступках. Данный элемент идеологии характеризуется довольно широким спектром вариантов усвоения людьми идеологических установок – от легкой смены политических позиций до восприятия своих политических привязанностей как глубинных мировоззренческих ориентиров. Политическая идеология конкретизируется в политических доктринах, в программных документах партий, в заявлениях различных политических сил. Политическая идеология разрабатывается особым слоем людей – теоретиками, интеллектуальными представителями класса, нации, народа. Практическое же воплощение ее принципов и норм осуществляется через психологический настрой элит и рядовых граждан. Особую роль политическая идеология приобретает в период революционных потрясений, когда в политические действия вовлекаются огромные массы населения. Вне зависимости от политической идеологии, она выполняет определенные функции в обществе. Важнейшая функция политической идеологии – легитимизация власти определенных политических сил и режимов. Политическая идеология выполняет также следующие функции: · нормативная или ориентационная – задает систему смыслов и ориентацией человеческой деятельности; · мобилизирующая – мобилизирует общество, социальные группы на реализацию поставленных целей; · интеграционная – сплачивает людей, формирует политическое сообщество, способствует возникновению чувства коллективного “мы”; · критическая – способствует критическому осмыслению действительности; · когнитивная – дает знания об обществе и в то же время, отражает противоречия породившего данную идеологию общества; · компенсаторная или амортизационная – способствует ослаблению социальной напряженности, вселяет надежду на благополучное изменение существующего бытия. · прогностическая – определяет ближайшие и конечные цели. Таким образом, политическая идеология одновременно учение (доктрина), программа и политическая практика. Важнейшими гарантиями конструктивной роли идеологии является их базирование на общественных ценностях и национальных интересах.
|