Студопедия — Архитектура средневизантийского периода (X-XII вв.)
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Архитектура средневизантийского периода (X-XII вв.)






В 1952 году были найдены современные живые Моноплакофоры. Они были обнаружены в Тихом Океане на глубине 3590 метров датской экспедицией. Описание провел зоолог Лемке, который назвал его Neopilina galatheae, чье имя носил его корабль.

Тело Neopilina galatheae до 3 см в диаметре, покрыто конусовидной ракови­ной. У ископаемых моноплакофор раковины не только конусо­видные, но и спиральные. Снизу под конусом раковины видны ела о обособленная голова со щупальцами, округлая плоская подошва ноги и широкая мантийная борозда с пятью парами жабер — ктенидиев. На го­лове имеются щупальца, глаз нет. Раковина прикреплена к туловищу восемью парами мышц, идущих от ноги к спине.

 

Внутреннее строение моноплакофор известно на основе изучения одного современного вида Neopilina galatheae.

Пищеварительная система неопилины типична для всех моллюсков и состоит из глотки, пищевода, желудка, средней и задней кишки. В глотке имеется радула

Кровеносная система незамкнутая. Имеется парное сердце, состоя­щее из двух желудочков и четырех предсердий.

Выделительная система. У неопилины шесть пар почек (целомодуктов). Передние четыре пары почек внутренними концами открываются вспинные целомы, а две пары задних почек — в околосердечные сумки.

Наружные отверстия почечных протоков открываются в мантийную по­лость.

Нервная система лестничного типа, но обе пары стволов зам­кнуты сзади.

Органы чувств развиты слабо. Имеются головные щупальца, органы химического чувства и статоцисты в ноге.

Половая система.

Моноплакофоры Neopilina раздельнополы. У них имеются две пары яичников или семенников. Оплодотворение наружное.

Архитектура средневизантийского периода (X-XII вв.).

Храм на 4-х колоннах:

Храмы отличаются друг от друга размерами (как правило, небольшие), пропорциями, декорацией фасадов, то есть своим внешним обликом, но отнюдь не принципами конструкции организации внутреннего пространства. Тяжелые подкупольные опоры и какие-либо стены внутри наоса исчезают, их заменяют четыре изящные колонны, поддерживающие купол как балдахин.

Колонна превращается в основной конструктивный и композиционный элемент. Благодаря этому интерьер делается прозрачным и легким. Его зальный характер стали несовместимы с хорами, так как их уровень пересек бы колонны. Поэтому обычно хоры в таком храме либо исчезают, либо остаются только над нартексом, а на северной и южной сторонах превращаются в маленькие угловые капеллы, размещенные высоко, на уровне сводов.

Цельность внутреннего пространства сочетается с отчетливостью его построения; основные его уровни отмечены тремя резными мраморными карнизами, опоясывающими все здание.

Благодаря множеству больших окон, расположенных на всех стенах и во всех ярусах, интерьер залит обильным и ровным светом.

В основе такой архитектурной композиции лежит гармония, симметрия, спокойное чувство классики. В нижних уровнях здания нет никаких весомых материальных форм (лишь четыре гладкие полированные колонны), которые могли бы приковать взгляд. Все ритмическое чередование очертаний арок и сводов находятся вверху.

Наряду с большим зальным подкупольным центром, которым по существу становится почти весь храм, в нем существуют и маленькие пространственные ячейки, компактные и замкнутые (апсиды, угловые приделы второго яруса, нартекс и галерея над ним). Все они связаны через крутые арки, тройные аркады, высокие двери, узкие ниши.

В наружном облике здания вместе с ясностью и стройностью форм присутствует декоративная цветная кладка (розовая и белая) из кирпича на растворе, иногда чередующегося с рядами камня, - простая и ровная, идет ритмичными рядами. Вместе с тем стена расчленена столь разнообразными элементами (окна, ниши, колонки, граненые апсиды, мраморная ажурная резьба), что кажется утоньшенной и легкой. Огромные трехчастные окна усиливают - традиция еще юстиниановской архитектуры - усиливают это впечатление, делают стену как бы совсем бестелесной.

Наряду с ощущением цельного пространства и объема зданий в этой архитектуре возросло значение малых форм (глухие ниши на наружных стенах, мелкое гранение апсид), предназначенных только не только для декоративного эффекта, но и для снижения грузности материи.

Греческие храмы этого типа имеют еще более пеструю нарядную кладку – красно-желто-белую, также в них преобладает архитектурный декор.

 

 
 

Церковь Богородицы монастыря Осиос Лукас в Фокиде, середина X в.

 

· лучше всего сохранившийся образец типа храмов на четырех колоннах

· несомненно - участие в его создании константинопольских мастеров

· храм построен на месте погребения святого

· компактность, симметрия, пластическая определенность, граненность объемов, цельность композиции - вот главные черты

· нет апсидиолей (помещение или ряд помещений, полукруглых или многогранных в плане, примыкающих к апсиде)

· выделение рукавов креста на боковых фасадах (можно вспомнить храм в Скрипу, в XII в. такая форма известна в храме Иоанна Крестителя в Константинополе)

· в арках - стремление к дробному, ажурному узору; узор наложен на ровные поверхности стен, поребрик - образуется двумя горизонтальными рядами плинфы, легкая подковообразность арок

· рукава креста перекрыты на два ската

· клуазоне - камень заключен в оправу из кирпича (похоже на технику перегородчатой эмали) – декорация элладской школы; это художественная обработка стены, а не архитектурная

· на этих кирпичах есть рисунки, похожие на арабский шрифт - пуфи

· узкие тройные, преимущественно двойные окна – характерно для провинции

· есть виммы, сложный большой нартекс (предшественник 14 в.) двухъярусная входная открытая галерея

· в барабане купола имеются восемь двойных окон, украшенных мраморными вставками с рельефами из процветших крестов.

· нет не первого карниза, не второго

· в капителях колонн раскрашены некоторые элементы

· роспись этого времени не сохранилась

 

 

 
 

Церковь Богородицы Халкеон в Фессалониках 1028 г.

 

· близок столичным образцам и подчеркнутой пластикой фасадов, и сложностью, многосоставностью внешнего облика

· нет апсидиолей

· двускатная кровля (высокие 2-х угольные щипцы) + позакомарное покрытие

· граненые и полукруглые апсиды

· двойные и большие одиночные окна

· на фасаде есть колонны

· храм выглядит двухэтажным: из-за двухъярусности декорации верхняя часть получает облик самостоятельного объема, нижний ярус превращается в нижний этаж

· членение фасадов (как Мирелейоне) создается нишами, при этом число профилей сильно варьируются

· двухъярусная форма барабана явно обусловлена желанием согласовать ее с композицией основного объема

· от константинопольских построек храм отличает большая массивность стен, некоторая граненность

· над нартексом имеются довольно высокие хоры, они поднимаются до верха рукавов креста, над хорами поставлены две световые главы

· храм украшен лопатками и полуколоннами

· форма алтаря здесь сложная - перед апсидами существуют специальные алтарные ячейки - но снаружи они не выявлены; стены между апсидами разделены проходами так, что образовались Т-образные опоры

· на фасадах отсутствует узорная кладка, но возможно, раз есть вынос карниза и поребрика - изначально существовала дополнительная декоративная отделка стен

· храм не имеет галереи

· внутри – нет второго карниза (обычно на уровне капителей первый карниз, потом идут малые подпружные арки, потом второй карниз, а под барабаном третий – правило Муцопулоса)

· плохо сохранившиеся росписи

 

 

Церковь св. Апостолов на Агоре в Афинах начала XI в.

· церковь Святых Апостолов была построена на руинах древнеримского храма 2 века, посвященного нимфам (нимфейон), однако в основе восточной части храма лежит фундамент обычного жилого дома

· храм на 4 колонках, с другой стороны афонский триконх (храм на 4 колонках, где к рукавам креста приставлены полукруглые ниши)

· церковь имеет два притвора, достроенные несколько позже, приближающие форму церкви к П-образной, придавая ей еще большей уравновешенности, северный притвор церкви был расширен, чтобы обустроить здесь саркофаг, в котором, вероятно, был похоронен меценат прихода

· в 20 в. храм реставрировался

· клуазоне - кирпич в камне (что схоже с техникой перегородчатой эмали) – художественная обработка стены, а не архитектурная

· плитка на внешних стенах украшена декоративными куфическими узорами.

· сочетание двойных и тройных окон (например, на граненой апсиде)

· 8-ми гранный купол поддерживается четырьмя коринфскими колонами

· нартекс перекрыт двускатной кровлей – характерно для провинции

· пол с пересекающимися кругами

· частично сохранилась мраморная алтарная преграда

· обозримость внутреннего пространства

· интерьер храма украшен поствизантийскими фресками (которые были принесены из разрушенной церкви Святого Спиридона)

 

 

Капникарея (Панагия) в Афинах 1060-1070-е гг.

· построен на руинах древнего храма, который был посвящен богине Афине или Деметре

· храм состоит из трёх соединенных между собой частей. Первая и наибольшая часть относится к 1050 году и посвящена введению Богородицы в храм. Куполообразная часовня была пристроена позже и посвящена Святой Варваре. Внешний притвор изначально был сооружен как открытый портик, но потом переделан в небольшое крыльцо с двумя колоннами

· угловые ячейки перекрыты уже не крестовым сводом, а цилиндрическим

· храм маленький

· вместо клуазоне рельефные плиты в верхней части – кресты, сцены терзания, крылатые существа (возможно, содрали с алтарной преграды)

· 3 граненые апсиды, центральная выделяется

· внутри есть мраморный декор

 







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 649. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия