Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Нимфы, несущие небесную сферу. 1812—1813 гг. Адмиралтейство, Санкт-Петербург





Адмиралтейство (верфи, мастер­ские, склады — всё необходимое для строительства кораблей) было по­строено в Петербурге по собствен­норучному чертежу Петра I в 1704 г. В 1728—1738 гг. оно подверглось первой реконструкции, которую проводил архитектор Иван Кузь­мич Коробов. Именно тогда появи­лась стройная башня, увенчанная высоким золочёным шпилем с ко­рабликом на вершине. В таком виде здание простояло до начала XIX в.

Так же как и Коробов, Захаров по­вторил первоначальный план соору­жения: П-образный, обращённый внутренним двором к реке. Архите­ктор сохранил и наиболее удачную часть строения Коробова — башню. Здание Адмиралтейства состоит из двух корпусов, разделённых водным каналом, по которому в верфь захо­дили суда. Наружный корпус пред­назначался для центральных учреж­дений морского министерства, его фасады выходили к Зимнему дворцу и главным петербургским проспек­там. Внутренний корпус до I860 г. оставался местом строительства ко­раблей, его скрывал глубокий внут­ренний двор.

Главный фасад Адмиралтейства колоссален: его протяжённость бо­лее четырёхсот метров. В центре здания находится башня. Её первый ярус — монолитный куб, второй ярус лёгок и изыскан благодаря ко­лоннаде, над которой возвышается купол и взмывает в небо золотая «ад­миралтейская игла».

Крылья главного фасада оформ­лены трёхчастными композициями: в центре сильно выступающий пор­тик с треугольным фронтоном, по бокам также портики, но более узкие и без фронтонов. Этот же рисунок, но в других пропорциях, архитектор повторил на боковых корпусах.

Захаров сам разработал и план скульптурного убранства Адмирал­тейства. Со стен, располагаясь над окнами, спокойно взирают мор­ские божества: наяды и тритоны, владыка морей Посейдон (Нептун) и его супруга Амфитрита. С двух сторон арки главного входа стоят морские нимфы — нереиды; их те­ла могучи и далеки от античного идеала. Они несут на плечах огром­ные небесные сферы, воплощая незыблемость мироздания. Вверху парят Славы — крылатые женские божества, обычно сопровождаю­щие богиню Победы и венчающие победителей. Они осеняют арку входа лавровыми венками, восхва­ляя могущество российского флота.

Первый ярус башни украшает об­ширный рельеф «Заведение флота в России». Бог морей вручает Петру I свой трезубец, признавая его влады­кой Балтики, тритоны строят кораб­ли на фоне панорамы Петербурга. Россия в образе прекрасной девы располагается в центре компози­ции, под сенью лаврового дерева; в руках она держит палицу и рог изо­билия. Завершают убранство перво­го яруса скульптуры четырёх геро­ев Древней Греции: легендарных участников Троянской войны -Ахилла, его сына Неоптолема и Аякса — и знаменитого полководца Александра Македонского.

Колоннаду второго яруса венчают двадцать восемь скульптур, продол­жающих вертикальный рисунок ко-

лонн. Это олицетворение четырёх времён года, четырёх ветров, четы­рёх стихий, а также древнегреческая муза Урания (покровительница ас­трономии) и египетская богиня Исида (защитница мореплавателей). Каждый скульптурный образ повторён дважды, но зритель этого не за­мечает, так как взгляд воспринима­ет всегда только две стороны башни. Всё декоративное убранство выпол­нила в 1812—1813 гг. группа россий­ских скульпторов во главе с Феодосием Фёдоровичем Щедриным.

ПЕТЕРБУРГСКАЯ БИРЖА

Первая российская биржа — госу­дарственное учреждение, где совер­шались всевозможные торговые и финансовые сделки, — была заве­дена Петром I в Санкт-Петербурге в начале XVIII в. В те времена сдел­ки заключались прямо на торговой площади у стрелки Васильевского острова.

Во второй половине XVIII столе­тия, в эпоху правления Екатерины II, экономические связи государства расширились, его политический ав­торитет возрос. Вести торговые пе­реговоры под открытым небом было уже несолидно, городу потребова­лось здание биржи. На стрелке Ва­сильевского острова заложили фун­дамент сооружения по проекту Джакомо Кваренги. Но строительст­во его затянулось до начала XIX в.

В 1800 г. проект достройки Бир­жи заказали архитектору из Швей­царии Жану Франсуа Тома де Томону (1760—1813). Он закончил Королевскую академию живописи и скульптуры в Париже и некоторое время обучался в Риме. Его прекло­нение перед античностью и стрем­ление создавать гармоничные город­ские ансамбли воплотились в проекте Биржи.

Проект создавался четыре года, с 1805 по 1810 г. шло строительст­во. И вот над рекой выросло вели­чественное здание. Оно стоит в глу­бине площади на высоком цоколе, окружённое сорока четырьмя ко­лоннами. В торцевых стенах над колоннадой прорезаны огромные окна, подчёркивающие монумен­тальность постройки.

Если взглянуть на Петербург сверху, станет понятной основная

идея архитектора: стрелка Василь­евского острова находится в цент­ре столицы, и ансамбль города, раскинувшийся вокруг Невы, требо­вал в этом месте яркого и запоми­нающегося здания.

Особую роль в архитектурном решении Биржи играет скульптура, напоминая о назначении соору­жения. На главном (восточном) фасаде навстречу течению реки возносит руку бог морей Нептун, приветствуя и усмиряя её. Он мчит­ся на колеснице, запряжённой мор­скими конями. Стихия воды пред­ставлена скульптурными образами двух российских рек — Невы и Вол­хова. На противоположном фасаде величаво сидит женщина в ан­тичных одеждах — это аллегория Навигации. Она беседует с богом торговли Меркурием. Создатели этих скульптурных композиций остались неизвестными.

Тома де Томон полностью пре­образовал весь участок стрелки Ва­сильевского острова. Перед Биржей разбита полукруглая площадь, граница которой проходит по восточ­ной оконечности острова. Площадь обрамлена гранитным парапетом с львиными масками и огромными ка­менными шарами, застывшими у самой воды. Композицию заверша­ют две кирпично-красные колонны, расположенные между дугой пара­пета и фасадом Биржи. Стволы колонн украшены скульптурными изображениями носовых частей ко­раблей — рострами. У подножия сидят невозмутимые и мудрые бо­ги рек — Волги, Днепра, Невы и Волхова. Вся скульптура выполнена из камня и подчинена общему за­мыслу — идее утверждения России на реках и морях, в торговле и рат­ных делах. Колонны, первоначально выполнявшие роль маяков (на их вершинах в треножниках зажигали огонь, указывая путь кораблям), связывают здание и площадь в еди­ный ансамбль.

Здание Биржи — самая значи­тельная постройка Тома де Томона в России и первое сооружение в стиле ампир в Петербурге.







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 1194. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия