Студопедия — Барокко и рококо
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Барокко и рококо






Слово «барокко» – название самого причудливого стиля в истории человечества – само по себе является загадкой. Испанское bar ruecco, португальское barroco означает «необычный», «неправильный». «Рerola barroca» – так называли португальские моряки бракованные жемчужины. В логике словом «барокко» с XIII в. называли некорректные высказывания, ведущие к ложным заключениям. В середине XVI в. в разговорном итальянском языке как «барокко» определяли что-то грубое, неуклюжее и фальшивое. Французские ювелиры, наоборот, придавали этому слову положительные коннотации: baroquer означает «смягчать контур». Но если мы обратимся к французским словарям, то увидим, что в начале XVIII в. «барокко» трактовалось как ругательное выражение. В 888 г. швейцарский историк Генрих Вёльфлин написал книгу «Возрождение и Барокко». Каждый стиль, по мнению ученого, на пике популярности становился «классикой», а затем сменялся «барокко» – периодом, когда рушились старые каноны. С легкой руки Вёльфлина классицизмом и барокко теперь именуют не только художественные стили, которые сформировались в XVII в., но и последние, критические, фазы развития любых стилей. Барокко связывают с беспокойным, романтическим мироощущением, которое воплощается в экспрессивных, неуравновешенных формах.

В начале XVI в. Италия была ареной военных действий – император Священной Римской империи Карл V [21] боролся за свое влияние в Западной Европе. Весной 527 г. Карл столкнулся с неразрешимой проблемой: у него закончились деньги. Платить наемникам было нечем, и армия императора, не повинуясь приказам, двинулась на Рим. Солдаты разграбили Вечный город, а папа Климент VII был осажден в замке Святого Ангела христианским же войском. Среди наемников были лютеране, но сам Лютер их поступок не одобрял. Карл V тоже был недоволен поведением своей армии, но тем не менее унижение папы было ему на руку. Лишь через месяц Клименту VII удалось выбраться из замка Святого Ангела. За свое освобождение он заплатил выкуп в 400 тыс. дукатов. Разграбление Рима подорвало авторитет святейшего престола и способствовало появлению новых протестантских конфессий. Сам город обезлюдел, художники – гордость папы – покидали его двор. Многие исследователи считают, что вот тут-то и закончилось Возрождение: религиозный и политический кризис породил хаос, и в Италии появилось новое художественное течение – маньеризм. В архитектуре он выражался в нарушениях ренессансной гармонии, вызывающих у зрителя ощущение беспокойства, элементах гротеска. Знаменитый пример – «непроходимая», а на самом деле вполне удобная лестница библиотеки Лауренциана во Флоренции, которую спроектировал Микеланджело: с округлых ступеней, казалось бы, легко соскользнуть, а перила, за которые так и хочется схватиться, очень низкие. Лестница резко расширяется книзу, поэтому зрительно она длиннее и выше, чем в действительности. Ко всему прочему, лестница не просто перегораживает вестибюль, а фактически заполняет его. Изысканный и нервный маньеризм – предтеча настоящего барокко. Ученые напрямую связывают появление барокко с расширением границ «ойкумены» – открытием Нового Света. Архитектура лишь отразила причудливость мира, его дивное разнообразие. Барокко оказалось очень коммуникабельным стилем: в отличие от классики, которая везде одинакова, оно самым естественным образом заимствовало и компоновало элементы архитектуры и декора, традиционные для разных народов. Кроме того, с открытием Америки католическая церковь получила новую паству, что, с одной стороны, значительно укрепило позиции католиков, а с другой – вызвало необходимость в масштабном строительстве. Роскошь новых соборов противопоставлялась простоте и скромности протестантских храмов – превосходство католицизма было теперь видно невооруженным глазом. Еще в начале ХХ в. французский археолог, филолог и общественный деятель Соломон Рейнак пренебрежительно называл барокко «суетливым иезуитским стилем». Но другой француз – искусствовед Эмиль Маль – считал барокко «наивысшим воплощением идей христианского искусства».

Толстосумам барокко тоже пришлось по вкусу: теперь фасады дворцов явно пахли деньгами. Роскошным стал и досуг, те, кто имел деньги, не стеснялись проводить время праздно: совершали променад, качались на качелях, катались на лошадях, играли в карты, ездили в театр, танцевали на балах-маскарадах.

Как мы помним, в эпоху Возрождения особое внимание уделялось строительству и благоустройству городов. Средневековые переулки, кривые и тесные, никак не вписывались в новую эпоху, идеалом которой была античная ясность линий. Если в Средние века площадь была местом торговли или народных собраний, то теперь она стала украшением города: каждый приезжий мог убедиться, что Венеция ничем не хуже Флоренции и наоборот. Барокко с его культом роскоши пошло дальше. Главные улицы прокладывались как широкие проспекты, идущие к площади. Так, например, Виа Корсо в Риме ведет на площадь дель Пополо. Ансамбль самой площади имеет так называемую «трехлучевую композицию»: две церкви, которые построили во время реконструкции площади, рассекают городское движение на три русла. Любопытно, что вопреки канону эти церкви ориентированы не с запада на восток, а в соответствии с градостроительным замыслом – с севера на юг.

В качестве одного из основных компонентов городского ансамбля барокко использовало пейзаж. А сами здания как бы вливаются в окружающее пространство благодаря сложным криволинейным очертаниям и причудливой пластике фасадов. Искусствоведы говорят, что дворцы и церкви барокко живописны и динамичны. Барокко питает пристрастие к внешним эффектам, резким контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени – оно совмещает иллюзорное и реальное. Конечно, архитектурные формы барокко наследовали формы итальянского Возрождения, но выглядели здания совсем иначе. Архитекторы использовали колоссальные – на несколько этажей – колонны, полуколонны и пилястры. Множество раскреповок (вертикальных членений элементов) делало стену визуально объемной. Иллюзорная глубина стены продолжалась настоящими объемными композициями: скульптурными группами, фонтанами (пример – палаццо Поли с фонтаном Треви).

Барокко, обожавшее детали, в отличие от Ренессанса не придавало им самостоятельного значения: каждый элемент подчинялся общему архитектурному замыслу.

Ради живописности и динамичности, для того, чтобы усилить эмоциональное воздействие на зрителя, пришлось пожертвовать правилами ренессансной гармонии. Усложненные планы, пышные интерьеры с неожиданными пространственными и световыми эффектами, многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой, зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство. Необычная деталь, характерная для барокко, – плафоны, живопись на плоском потолке, создающая иллюзию купола без верхушки. Живопись и скульптура изобилуют многоплановыми композициями религиозного, мифологического или аллегорического характера.

Несмотря на то, что европейская архитектура XVII–XVIII вв. объединена общим понятием «барокко», выглядит она совершенно по-разному: динамичная в Италии, серьезная во Франции, скромная в Восточной Украине. Самые знаменитые ансамбли барокко в мире: Версаль (Франция), Петергоф (Россия), Аранхуэс (Испания), Цвингер (Германия), Шенбрунн (Австрия).

Самым известным представителем барокко в итальянской архитектуре был Карло Мадерна (556–629 гг.). Он отверг маньеризм и создал свой собственный стиль. Больше всего он прославился фасадом римской церкви Санта-Сусанна (603 г.). На развитие итальянской барочной скульптуры наибольшее влияние оказал Лоренцо Бернини, чьи первые работы, выполненные в новом стиле, относятся приблизительно к 620 г. Бернини был не только скульптором, но и архитектором. Он оформил площадь собора Св. Петра в Риме, создал множество интерьеров. Среди других известных архитекторов можно назвать Д. Фонтана, Р. Райнальди, Г. Гварини, Б. Лонгена, Л. Ванвителли, П. да Кортона. На Сицилии после землетрясения 693 г. появился новый стиль позднего барокко – сицилийское барокко.

Стиль барокко также получил распространение в Испании, Португалии, Германии, Бельгии (тогда Фландрии), Нидерландах, России, Франции. Из Испании барокко попало в Латинскую Америку и, смешавшись с местными архитектурными традициями, трансформировалось в самый вычурный его вариант – ультрабарокко.

В Германии наиболее известны дворцы в Сан-Суси. Новый дворец строили И. Г. Бюринг, Х. Л. Мантер, Летний дворец – Г. В. фон Кнобельсдорф.

В Бельгии наиболее выдающимся барочным ансамблем считается Гранд-Плас в Брюсселе, а Антверпен знаменит домом Рубенса, построенным по его собственному проекту.

В России барокко появилось еще в XVII в. – вычурные терема-теремочки в Москве принято называть «нарышкинским» или «голицынским» барокко. В XVIII в. в правление Петра I получает развитие более европейский вариант барокко – в СанктПетербурге и пригородах. «Петровское барокко» связывают с творчеством Д. Трезини. Архитектура Трезини более сдержанная по сравнению с последующей. Расцвет барокко в России искусствоведы относят к правлению Елизаветы Петровны. Самым знаменитым архитектором того времени по праву считается Б. Растрелли.

Во Франции стиль барокко отличается строгостью. Исследователи иногда даже употребляют термин «барочный классицизм». Другое название французского гибрида – «большой стиль Людовика IV». Именно при нем был построен знаменитый Версальский дворец (архитекторы Луи Лево и Жюль АрдуэнМансар) и создан парк (автор проекта Андре Ленотр). Этот ансамбль – крупнейший в Европе, с конца XVII в. Версаль служил образцом для парадных загородных резиденций европейских монархов и аристократии, однако прямых подражаний ему нет. При всей иррациональности барокко следует помнить, что XVII в. – это еще и век разума и Просвещения. Вспомним французского философа Декарта, который считал истинным то, что ясно и отчетливо мыслится или имеет математическое выражение. Парк Версаля – первый европейский парк, где идея математической гармонии воплотилась в жизнь: липовые аллеи и каналы вычерчены под линейку, а деревья подстрижены на манер стереометрических фигур. Кроме Версаля, памятниками барокко являются Люксембургский дворец и здание Французской академии в Париже.

В начале XVIII в. французы выработали свой собственный стиль – рококо. Внешнее оформление зданий оставалось прежним, а интерьеры выполнялись в стиле рококо. Рококо проявлялся в оформлении книг, в одежде, мебели, живописи. Стиль очень скоро стал популярным во всей Европе и в России.

Конечно, рококо внешне очень напоминало барокко – обилие деталей, вычурность контура, просто линии стали тоньше, детали меньше. Однако психологическая подоплека рококо совсем иная. В отличие от барокко, рококо – стиль сугубо декоративный. Интерьеры барокко отчасти пугали людей – они были изысканны, но неуютны. Рококо придавало большое значение интимности сооружений. Любимым местом пребывания аристократов стали маленькие элегантные замки в окружении парков. Стиль рококо (в переводе «ракушка») получил название от «рокайльного» орнамента. Характерными чертами рококо были декоративная нагруженность композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям, личному комфорту. Рококо стремится быть легким, приветливым, игривым во что бы то ни стало. Этот стиль не внес ничего нового в конструкцию зданий, он не заботился ни об органичном сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, избегал строгой симметричности, без конца варьировал расчленения и орнаментальные детали. Прямые линии и плоские поверхности ушли в прошлое. Даже если они присутствовали, разглядеть их было невозможно. Удлиненные или укороченные колонны; колонны, скрученные винтообразно, увенчанные капителями, форму которых определяла лишь воля мастера; карнизы над карнизами; высокие пилястры и огромные кариатиды, подпирающие ничтожные выступы; балюстрады с флаконовидными балясинами, вазы, пирамиды, скульптурные фигуры – вот приемы рококо. В обрамлении окон, дверей, стен, плафонов присутствует затейливая лепная орнаментация: завитки, отдаленно напоминающие листья растений, выпуклые щиты, маски, цветочные гирлянды, раковины и необработанные камни.







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 683. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия