Студопедия — Архитектура Западной Европы
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Архитектура Западной Европы






Романский стиль

Период правления Карла Великого и его потомков Людовика Благочестивого и Карла Лысого (конец VIII – сер. IX в.) искусствоведы именуют Каролингским Возрождением – настолько яркой была эта страница в истории Европы. При Каролингах (так называли представителей династии франкских королей по имени ее основателя Карла Великого) небывалого со времен Древнего Рима расцвета достигли литература, изобразительное искусство, архитектура, в почете были юриспруденция и теология. Тем не менее, Каролингское Возрождение длилось недолго – в IX в. норманны, венгры, арабы хлынули в Западную Европу, и начался очередной период потрясений, столь обычных для средневековой истории.

В 962 г. Оттон I основал новое государство – «Священную Римскую империю германской нации», но до могущества Каролингов ему было далеко. Войны и междоусобицы не способствовали развитию наук и искусств, к тому же приближался 000 г., и, как и положено на рубеже тысячелетий, ходили слухи о предстоящем конце света. К счастью, конец света не произошел, «роковой» рубеж был пройден, и вот тогда-то и началось интенсивное строительство. «По прошествии трех лет после тысячного года почти по всей земле, и особенно в Галлии и в Италии, стали перестраивать церкви. Говорили, что мир, скинув с себя рубище старости, оделся белым покровом церквей», – писал в ХI в. бургундский монах Рауль Глабер. Начинался период романики – один из самых важных этапов развития средневекового искусства. Конечно, в архитектуре романской эпохи различают отдельные национальные школы, но они объединены первым общим для западноевропейского культурного пространства стилем. Романскую архитектуру можно обнаружить и в некоторых регионах Восточной Европы, и это удивительно, ведь сообщение между отдельными регионами в ту пору было очень затруднено.

Итак, речь идет о Х – ХII, а кое-где и XIII в. Почему же этот стиль называется романским (то есть римским, от Roma – Рим), ведь никакого Древнего Рима уже давно и в помине не было. Да и мимолетного взгляда на романский собор хватит, чтобы заметить, что с древнеримской архитектурой он вроде бы не имеет ничего общего. Дело в том, что около 820 г. ученые нашли некоторое сходство конструкций, в частности, использование полуциркульной сводчатой арки, прообразом которой была арка античного Рима, поэтому стиль и назвали романским, хотя этот термин отражает лишь одну особенность, причем совсем не ту, что бросается в глаза. Романский стиль отринул пропорциональные каноны и формы античной архитектуры, так же как и присущий ей арсенал орнаментальнодекоративных средств. А те немногие архитектурные детали, которые имели античное происхождение, были преобразованы и огрублены. Тем не менее, термин вошел в употребление и стал общепринятым.

На самом же деле романский стиль впитал элементы не только античного, но и раннехристианского искусства, искусства эпохи переселения народов, времен Меровингов и Каролингов, а также Византии и мусульманского Востока. И местные художественные традиции также играли значительную роль, недаром, как мы уже говорили, искусствоведы выделяют локальные школы романской архитектуры. И вот из этой гремучей смеси родились величественные постройки, облик которых исполнен торжественно-суровой силы. Такое впечатление создают массивные стены, толщина которых подчеркнута узкими проемами окон и ступенчато углубленными порталами, а также башни – один из важнейших элементов романских архитектурных композиций. А в целом здание представляет собой систему простых стереометрических объемов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров).

И вот Европу уже украшают белоснежные соборы. Конечно, в Средние века главную роль играла архитектура культовая – человек той эпохи не мыслил мир без Бога. Нам сложно представить сейчас истинную меру его религиозности. Для средневекового человека, будь то ученый или простой крестьянин, жизнь была полна неведомых нам, к счастью, опасностей: чума и оспа, бесконечные войны, разбойники на дорогах, голод и холод… Мир земной был страшен, и только там, на небесах, можно обрести покой. И храм – дом Божий – позволял укрыться за его стенами, а кошмар бытия оставался снаружи. Храм противостоял хаосу внешнего мира, грозившему смести с лица земли маленького человека.

Стены романских зданий возводились из местных пород камня или же из кирпича. Во Франции, вдоль реки Луары, располагались залежи известняка. Этот камень, легкий и хорошо поддающийся обработке, охотно использовали мастера – его нетрудно было поднять, чтобы перекрыть пролеты, да и орнаментальная кладка наружных стен была на диво хороша.

Италия, в свою очередь, знаменита своим мрамором. Особенно часто им облицовывали стены. Характерная черта романской архитектуры в Италии – эффектные комбинации мрамора светлых и темных тонов.

Камень обтесывали, делая из него блоки, отсюда название – «тесовая кладка». Если надо было усилить конструкции, облицованные снаружи плитами и блоками из тесаного камня, использовали так называемый бутовый камень – крупные куски доломита, известняка или песчаника неправильной формы. В местностях, где камень был дефицитом, использовали очень твердый, сильно обожженный кирпич (в те времена он был толще и короче, чем сейчас). Кирпичные постройки в романском стиле сохранились в Италии, Франции, Германии и Англии.

Романская архитектура дружила с любым материалом. Так, в ранний период даже монастыри и церкви строили из дерева. Однако камень, кроме долговечности, привлекал и неким символическим значением. Камень обладал мистической силой со времен палеолита. В Библии камень – символ бытия. Вспомним сон Иакова: «И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте. И увидел во сне: вот лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот Господь стоит на ней и говорит… Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! Это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его».

В христианской традиции камень стал эмблемой Христа и апостола Петра – имя Петр переводится с латыни как «камень». Камень крепок, как крепка вера в Христа: «Ты Петр, и на сем камне я создам церковь мою, и врата ада не одолеют ее».

Массивность камня, тяжесть конструкций романской архитектуры естественным образом выражает избыточную, сверхъестественную силу божества. Метафорически инертность каменного массива соотносилась с неподвижностью молитвенной позы.

Романские здания великолепно вписываются в природное окружение, поскольку для них характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки. Силуэты построек отчасти повторяют и обогащают естественный рельеф.

Несмотря на некоторые национальные различия, основа у романских соборов чаще всего одна – эти постройки относятся к базиликальному типу [18]. Базилика появилась в Древнем Риме и изначально не была культовым сооружением. Однако уже в Раннем Средневековье храмы, построенные в Риме, имеют базиликальную форму. Базилика – это вытянутое в плане сооружение, внутреннее пространство которого обычно разделено колоннами на три части – нефа (на схеме – 6, 7).

Центральный неф (6) шире боковых (7). В больших соборах может быть пять нефов. Каждый неф завершает полукруглая апсида (3). В апсиде расположен алтарь (2) или капеллы (). Базилика, как христианский храм, всегда ориентирована на восток. Вход обязательно располагается с западной стороны. Он обозначается двумя башнями – этот комплекс называется вестверком (3, 4).

Романская базилика имеет форму латинского креста за счет поперечного нефа – трансепта (9). Место пересечения нефов – средокрестие (8) – венчается башней.

Схема базилики

При мощных стенах романский собор имеет небольшие окна – это обусловлено способом перекрытия нефов. Первоначально неф перекрывали с помощью деревянных балочных конструкций. Внутреннее пространство собора освещал ряд окон в верхней части стен главного нефа. Однако деревянные конструкции были ненадежными, и на смену балочному перекрытию пришел свод. Кроме того, свод давал возможность перекрывать бо́льшие пространства, чем деревянные балки. Вначале свод перекрывал небольшие пролеты боковых нефов и апсиды, позже – и главные нефы.

Свод порой был очень массивным, поэтому стены и пилоны соответственно делали толстыми, с большим запасом прочности. А своды, которые перекрывали главный неф базилики, нуждались в еще более прочных конструкциях. Поэтому мощные стены укрепляли с помощью контрфорсов – специальных опор, о которых мы уже писали в разделе «Архитектура Междуречья». В связи с потребностью в больших перекрытых пространствах конструкцию первоначально тяжелых сводов и стен стали постепенно облегчать. Позже полукруглую арку свода заменила стрельчатая.

План романского собора основан на простых геометрических отношениях. Боковой неф в два раза уже главного. Между двумя пилонами, поддерживающими свод главного нефа и своды бокового нефа, располагается пилон, который несет нагрузку сводов только бокового нефа. Этот пилон может быть более стройным. При использовании шестичастного свода, когда все пилоны загружены равномерно, они имеют одинаковую толщину. Увеличение числа одинаковых опор зрительно удлиняет внутреннее пространство.

Романская арка и крестовый свод

Апсида богато украшена, часто «слепыми» арками. По горизонтали главный неф расчленяют арка и пояс узких высоких окон. В интерьере присутствует живопись. Стены обогащают накладки, лопатки [19], профилированные выступы.

Колонна делится по вертикали на три части. Ствол колонны очень часто покрыт орнаментом. Пилоны, так же как и колонны, делятся на базу, ствол и капитель. В ранний период они были очень массивными, потом изменение пропорций и расчлененная обработка поверхности помогли облегчить конструкцию.

Окна романских соборов были узкими не только по конструктивным соображениям. Дело в том, что застеклять их стали только в готический период.

Несмотря на то, что основное внимание уделялось украшению внутреннего пространства, неизменными элементами были скульптурные порталы и пояса, состоящие из маленьких арочек – подобный элемент встречается и в древнерусской архитектуре, родственной романской. Западный фасад – самый главный, поскольку храм ориентирован с запада на восток, – обогащали архитектурными деталями. Более подробно о символическом значении западного фасада в христианской традиции мы расскажем в следующей главе.

Готика

К середине XIII в. в Северной Франции сложился новый стиль, получивший название готического. Так его стали именовать благодаря итальянским теоретикам искусства XV в. В период Ренессанса слово «готика» выражало насмешливое отношение к стилю, который возник к северу от Альп. Само слово «готика» происходит от итальянского «gotico» – «непривычный, варварский» (но, как мы понимаем, к историческим варварам этот стиль отношения не имеет). В современном смысле впервые термин «готика» применил Джорджо Вазари [20] – таким образом он проводил черту между архитектурой Средневековья и Ренессанса. Во Франции же этот стиль получил иное название – Style ogivat («стрельчатый стиль») – и действительно, стрельчатые арки и окна являются его характерным элементом.

Современные ученые считают «варварскую» готику уникальным стилем, создавшим своеобразную систему форм, а также новое понимание организации пространства и объемной композиции. Таким образом, готику отнюдь не унижают, а даже оценивают выше ее предшественницы – романской архитектуры и последующих ренессанса, барокко и классицизма.

Конечно же в готическом стиле строились разные сооружения – рыночную площадь украшали ратуши, здания цехов и гильдий, под «новомодными» сводами торговали мясом и мануфактурой, оборудовали склады. Арсеналы, строительные дворы, школы и больницы тоже несли отпечаток этого стиля. И, тем не менее, прежде всего готика ассоциируется с величественным собором – сердцем средневекового города. Огромные кафедральные соборы строились так, чтобы в них могло поместиться все население города. Но что особенно любопытно, зодчие добились небывалого эффекта: сам собор снаружи кажется гораздо меньше, чем изнутри.

Для того чтобы построить такие здания, гениальные архитекторы Средневековья продемонстрировали немыслимую смекалку. Инженерные решения готических мастеров поистине поразительны. Начнем с материала, с которым им пришлось иметь дело. Безусловно, дерево и кирпич не потеряли актуальности – из них строили жилые дома и другие здания, чье предназначение было светским. Но соборы в основном возводили каменные и работали с камнем совсем иначе, чем античные мастера, которые тщательно обрабатывали огромные каменные блоки. Каменотесы Средневековья смело конструировали колоссальные по площади и высоте здания, постепенно все больше и больше облегчая их. В сущности, готический собор – это каркасное сооружение, построенное из относительно небольших обработанных камней. Как же это удалось осуществить? Гениальное решение заключалось в том, что вес свода распределили на опоры – колонны и своды – совершенно по-новому. На пересечении поверхностей сводов появилось так называемое ребро. Теперь часть нагрузки приходилась именно на ребра. Использование ребер также позволило сделать свод больше.

Система контрфорсов и аркбутанов

Кроме реберного свода архитекторы использовали сложную систему опор – нагрузки гасили контрфорсы и аркбутаны, получившие распространение во времена готики.

Контрфорсы и аркбутаны усиливали несущую стену, принимая на себя часть нагрузки, поэтому сама стена могла быть тоньше. В итоге, благодаря введению каркаса, стена перестала быть несущим элементом и стала всего лишь заполнением между несущими опорами. Массивная каменная кладка сменилась ажурными каменными конструкциями. Поскольку толщина стен больше не влияла на общую несущую способность здания, в готических соборах появилось множество окон, а стенная роспись – за недостатком стен – уступила место витражному искусству. Стрельчатые арки (заимствованные некогда из мусульманской архитектуры) по мере развития готики становились все более вытянутыми и заостренными. Они выражали главную идею готической архитектуры – идею устремленности храма ввысь.

Новые архитектурные решения вообще соответствовали той картине мира, которую выработали схоласты – богословы XII–XIII вв. Готический собор был своеобразной каменной «книгой», которая рассказывала верующему об устройстве Вселенной. Конечно, главной темой была Священная история – житие Иисуса и Девы Марии, духовные подвиги святых. Но не только мир горний, но и мир человеческий вмещал собор. Так, например, в храме можно было увидеть портреты донаторов – богатых людей, пожертвовавших деньги на постройку храма. Более того, здесь находилось место и существам, которым, казалось бы, в церкви и вовсе делать нечего, – вспомним знаменитых гаргулий. Кто же они такие и как вписывались эти совсем уж языческие персонажи в христианскую архитектуру? Гаргулья (от фр. gargouille; употребляются также формы написания горгулья, гаргуйль или гаргойль) – это драконоподобная змея, которая, согласно легенде, обитала во Франции в реке Сена. С огромной силой извергала она воду, переворачивая лодки рыбаков. Окрестные дома страдали от наводнений, которые насылала злая гаргулья. Но однажды архиепископ Руана (известный ныне как святой Роман) заманил ее, усмирил с помощью креста, а затем привел в город, где ее и убили горожане.

Средневековые мастера выреза́ли изображения покоренного монстра на водостоках, которые отводили дождевую воду от стен зданий. Многие фантастические чудища, которыми славится готика, аллегорически изображают пороки и силы зла – поскольку пороки и зло существуют, надо же их как-то описать!

Готические соборы строились по двести – триста лет. Старым мастерам приходили на смену новые, и они вносили свою лепту в убранство собора. Но, непохожий ни на одно из зданий предыдущих эпох, готический собор оставался в сущности прежним храмом. Виктор Гюго в знаменитом романе «Собор Парижской Богоматери» пишет о готике: «Искусство меняет здесь только оболочку. Самое же устройство христианского храма остается незыблемым. Внутренний остов его все тот же, все то же последовательное расположение частей. Какой бы скульптурой и резьбой ни была украшена оболочка храма, под нею всегда находишь, хотя бы в зачаточном, начальном состоянии, римскую базилику. Она располагается на земле по непреложному закону. Это все те же два нефа, пересекающихся в виде креста, верхний конец которого, закругленный куполом, образует хоры; это все те же постоянные приделы для крестного хода внутри храма или для часовен – нечто вроде боковых проходов, с которыми центральный неф сообщается через промежутки между колоннами. На этой постоянной основе бесконечно варьируется число часовен, порталов, колоколен, шпилей, следуя за фантазией века, народа и искусства. Предусмотрев и обеспечив все правила церковного богослужения, зодчество в остальном поступает, как ему вздумается. Изваяния, витражи, розетки, арабески, разные украшения, капители, барельефы – все это сочетает оно по своему вкусу и своим правилам. Отсюда проистекает изумительное внешнее разнообразие подобного рода зданий, в основе которых заключено столько порядка и единства. Ствол дерева – неизменен, листва – прихотлива».

Итак, обратимся к «стволу дерева». Троичность элементов символизирует Святую Троицу. Ребра свода делят пространство на смежные треугольники. В плане готический собор, как и романский, образует латинский крест. Как и в романский период, храм располагается с запада на восток – ведь именно на востоке находится Иерусалим, поэтому и верующему подобает идти именно в этом направлении. Число порталов – как мы помним, так называют постепенно сужающиеся ниши, которые обрамляют вход, – обычно соответствует числу нефов, но иногда порталы бывают также на концах трансепта. Безусловно, главным порталом считался тот, что находился на западной стороне по центру. Он посвящался Христу, поэтому его декору придавали особое значение. Впрочем все порталы и алтарные преграды были пышно украшены статуями, скульптурными композициями, орнаментами. Готические статуи отличаются от романских вытянутыми пропорциями и динамичностью, ритмическим богатством пластики.

Внутреннее пространство готического собора отличалось не только многочисленными архитектурными и скульптурными украшениями, но и светом, льющимся сквозь стекла витражей. Физический свет символизировал свет божественный. Ни одна эпоха не относилась так трепетно к искусству витража, достаточно сказать, что площадь витражей Шартрского собора равнялась 2600 м2.







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 591. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия