Студопедия — Третий период. 31 г. до н. э. – 138 г
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Третий период. 31 г. до н. э. – 138 г






Это самый впечатляющий отрезок истории древнеримской архитектуры. Появляются новые типы зданий, например, базилики, где совершались торговые сделки и вершился суд; цирки, где происходили соревнования колесниц; библиотеки, места для игр, для прогулок, окруженные парком. Возникает новый тип монументального сооружения – триумфальная арка. Совершенствование техники арочного строительства способствует активному возведению акведуков, мостов. В это время римляне начинают широко применять бетон. Типично римскими являются изобилующие скульптурными изображениями триумфальные арки и колонны, возведенные в честь имперских побед и завоеваний. Еще более впечатляет римское инженерное мастерство при строительстве дорог, мостов, акведуков, канализаций и укреплений.

Римское искусство уступало греческому искусству в изяществе пропорций, но не в техническом мастерстве. К этому периоду относится сооружение двух самых известных римских памятников: Колизея (самого большого амфитеатра античного мира) – одного из многих грандиозных сооружений, воздвигнутых римлянами по всей империи, а также Пантеона, храма в честь всех богов. Стены, потолки и полы общественных зданий, а также дворцов императоров и богатых домов частных лиц украшались росписью или мозаикой. В архитектуре римлянам также недоставало греческого чувства стиля и вкуса, но они были более искусны с технической точки зрения в сооружении арок, сводов и куполов. Строительство велось в огромных масштабах, поскольку обширная империя нуждалась в поражающих воображение общественных зданиях.

Римляне восхищались греческим искусством и подражали ему, распространив его влияние на запад и север Европы. Многие греческие архитекторы известны нам благодаря римлянам, заказывавшим себе копии, которые в итоге пережили оригиналы. Римские мастера значительно уступали грекам, но у них была собственная глубоко реалистичная скульптурная традиция, шедшая, вероятно, от манеры исполнения портретных бюстов предков, которые римляне хранили в своих домах не в качестве произведений искусства, а как информацию о том, как выглядели их предки. Простота и в то же время яркая индивидуальность римского портретного искусства делают его очень привлекательным.

В течение этого периода все прежде наметившиеся типы зданий получают полное развитие, достигают удивительной величественности, высшего изящества и поразительной роскоши, хотя в их формы и детали прокрадываются элементы, занесенные с Востока и из Египта.

Император Август довершил многие архитектурные предприятия предшествовавшего времени и с пышностью восстановил в Риме 82 храма, запущенных и полуразвалившихся. Выполняя свой обет, данный в битве при Акциуме, он соорудил обширный форум своего имени с великолепным храмом в честь Марса Мстителя. До сего времени уцелели остатки зданий этого форума: три коринфские колонны, часть стены храмовой целлы и несколько плафонных кассетонов. Еще более замечательный и притом несравненно лучше сохранившийся памятник представляет собой выстроенный в 26 г до н. э. Пантеон Агриппы. Август еще при своей жизни воздвиг себе мавзолей, от которого остались теперь только груды камня, – гигантский памятник занимал на Марсовом поле площадь в 3400 м2 и состоял из нескольких уступов, возвышавшихся один над другим и усаженных деревьями; на его вершине стояла колоссальная бронзовая статуя императора. Не довольствуясь постройками в самом Риме, о котором он с полным правом мог говорить, что принял этот город кирпичным, а оставил мраморным, Август наделил многие другие города империи более или менее изящными зданиями, каковы, например, храм Августа и Ромы в Пуле (в Истрии), прекрасно сохранившийся храм Мезон Карре в Ниме, триумфальные ворота в Римини, Сузе, Аосте и т. п.

После смерти Августа в Риме на некоторое время снизились темпы строительства; но Тиберий все же начал сооружать храм Кастора и Поллукса, впоследствии завершенный Калигулой. Клавдий построил акведук своего имени, доставлявший в Рим воду реки Анио с Сабинских гор, – громадное сооружение длиной более 0 км, вытянувшееся через римскую Кампанью и состоявшее из арок, поддерживающих канал, по которому неслась вода. Нерон, после известного пожара Рима, на его дымящихся развалинах построил Золотой дом, который должен был превзойти великолепием все, что было создано до той поры архитектурой и декоративным искусством; это гордое здание после смерти тирана было разрушено ненавидевшим его народом.

После воцарения Флавиев императоры этой фамилии наделили Рим и его провинции множеством зданий, не уступающих своими размерами появившимся в эпоху Августа и даже превосходящими их роскошью. Веспасиан начал сооружать в Вечном городе храм Марса и знаменитый Колизей, законченный в 70 г. н. э. Титом. Кроме Колизея, из построек этого государя важнейшими были термы его имени и дворец, возведенный для него. При Домициане Рим украсился триумфальными воротами, увековечивавшими память о победах Тита над иудеями и о разорении им Иерусалима – сооружением, интересным потому, что в нем мы впервые видим совершенно определившийся, характерный тип римских триумфальных арок. К тому же полуколонны, украшавшие эти ворота, представляют первый известный пример капителей композитного стиля. Кроме того, Домициан начал строить новый форум (лат. Forum Transitorium), законченный Нервой, который назвал его своим именем.

Траян соорудил другой форум, своими размерами и роскошью превосходивший все существовавшие до того времени.

Любимый архитектор императора, Аполлодор Дамасский, поместил в центре этого форума обширную базилику с девятью нефами и громадную, доныне сохранившуюся колонну в честь Траяна, с украшающим ее барельефным изображением эпизодов его похода против даков. Не ограничиваясь Римом, Траян украсил роскошными сооружениями многие другие города, причем в большинстве случаев пользовался услугами того же Аполлодора; особенно много было возведено общественных построек на родине императора, в Испании.

Римская архитектура еще больше оживилась в царствование Адриана, который не только был любителем искусства, но и сам занимался им в часы досуга. Он обогатил Рим таким множеством новых зданий, что заслужил прозвание Восстановитель. Наиболее интересные из них – храм Венеры и Ромы, стоявший как раз напротив Колизея, – самый большой в городе, и мавзолей Адриана, начатый при его жизни и законченный при его преемнике. К постройкам Адриана принадлежит также великолепный мост, перекинутый через Тибр напротив мавзолея, и находившийся поблизости большой цирк. Неподалеку от Рима, в Тибуре (Тиволи), была построена императором по собственным планам роскошная вилла, в которой были воспроизведены в миниатюре лучшие памятники греческого и египетского зодчества. Строили при Адриане немало и в провинциях, особенно в Афинах, которым император, будучи поклонником греческой образованности, хотел возвратить прежний блеск. Там его заботами был достроен храм Олимпийского Зевса, начатый еще при Писистрате, воздвигнуты храм Зевса и Геры, несколько других храмов, гимнасий, портики, базилика, театр у подножия Акрополя, проведены каналы, дороги, словом, возник новый город, соединявшийся со старым воротами, которые сохранились до наших дней.

Относительно архитектурного стиля эпохи Адриана следует заметить, что он лишен оригинальности и ограничивается более или менее удачным сочетанием разных элементов, выработанных в эпоху античного искусства, – стиль холодно-эклектический, так сказать, академический, но при всем своем стремлении к монументальности и пышности все еще отличающийся изяществом.







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 467. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия