После Адриана римское зодчество быстро клонится к упадку, впадает в вычурность, излишества в отношении украшений, в смешение самых разнородных форм. Наступает четвертый, последний период истории римской архитектуры, продолжавшийся до окончательной победы христианства над язычеством. И в это время каждый император старается оставить по себе память в виде какого-либо значительного сооружения. Антонин Благочестивый строит в Риме храм Антонина и Фаустины; Марк Аврелий – колонну своего имени по образцу Траяновой; Септимий Север – тяжелые, обремененные архитектурными и скульптурными украшениями триумфальные ворота в подражание арке Тита, а также небольшой, но гармоничный по пропорциям и благородно-красивый по деталям храм Весты в Тиволи. Каракалла наделяет Рим обширными и роскошными общественными банями, Аврелиан – колоссальным храмом Солнца. При Диоклетиане построены термы, еще более вместительные и великолепные, чем бани Каракаллы. Не менее колоссален был сооруженный этим императором в Спалато (в Далмации) дворец, из камней которого впоследствии выстроили значительную часть этого города.
Важнейшими постройками Константина Великого в старой столице его империи были триумфальные ворота, имеющие три пролета и украшенные скульптурными рельефами, взятыми с ворот Траяна, и базилика, основание которой было заложено еще Максенцием, – последний прекрасный памятник римской архитектуры, который может выдержать сравнение с лучшими ее творениями эпохи расцвета.
Чем дальше, тем сильнее проникали в римский стиль восточные влияния, стремление к напыщенности и изысканности, заглушавшие стиль классической эпохи. Особенно красноречиво свидетельствуют об этом сооружения, появившиеся при последних императорах на периферии их владений – в Сирии и Аравии: впалые или вздутые поверхности, капризно изгибающиеся или ломаные линии, изобилие украшений нередко вычурных, фантастичность форм, – таковы главные черты этой римско-восточной архитектуры. Некоторые из ее произведений до сей поры удивляют своими размерами, массой затраченного на них дорогого материала, техническим мастерством своей конструкции, но также и причудливым нарушением чистого стиля. Таковы, например, остатки храма Ваала в Гелиополе (Баальбек), развалины храмов и колоннад в Пальмире, уцелевшие фасады погребальных пещер в Петре, некогда цветущем городе Аравии, и другие.
Средневековая архитектура