Студопедия — Практичность
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Практичность






Практичность выражает степень сложности выполнения пользователем стоящей перед ним задачи и тип реализованного в системе механизма помощи пользователю. У этого атрибута качества несколько сторон.

♦ Изучение возможностей системы. Каким образом можно облегчить задачу пользователя, связанную с изучением незнакомой системы или одного из ее аспектов?

♦ Эффективное использование системы. Каким образом система способствует повышению эффективности работы с ней?

♦ Минимизация последствий ошибок. Что система может сделать для того, чтобы ошибка, допущенная пользователем, не привела к серьезным последствиям?

♦ Адаптация системы к потребностям пользователя. Что может сделать пользователь (или система), чтобы выполнить его задачу стало проще?

♦ Доверие и удовлетворение пользователя. Как система может убедить пользователя в том, что он предпринял правильное действие?

В последние пять лет активно изучались вопросы взаимосвязи между практичностью и программной архитектурой (см. врезку «Практичность: были не правы, каемся»). Как правило, проблемы, связанные с практичностью, в процессе разработки выявляются путем макетирования и пользовательского тестирования. Чем позже выявляется проблема и чем ниже в архитектурной иерархии находится ее решение, тем труднее, с точки зрения временных и финансовых ограничений, с ней разобраться. Излагая примеры сценариев, мы намерены сосредоточиться на тех аспектах практичности, которые в наибольшей степени влияют на характер архитектуры. Следовательно, в правильности составления этих сценариев необходимо убедиться еще до реализации архитектурного решения — в противном случае над этим придется работать в процессе пользовательского тестирования и макетирования.

Общие сценарии практичности

Пример сценария практичности приводится на рис. 4.8. «Пользователь, желающий свести к минимуму последствия допущенной ошибки, пытается отменить системную операцию в момент ее исполнения; отмена занимает менее одной секунды». Общие сценарии практичности состоят из следующих элементов.

♦ Источник стимула. В роли источника стимула всегда выступает конечный пользователь.

♦ Стимул. Стимул заключается в желании конечного пользователя добиться эффективного применения возможностей системы, изучить способы управления операциями системы, минимизировать последствия ошибок, адаптировать систему к выполнению стоящих перед ним задач или обеспечить удобство пользования системой. В нашем примере пользователь намерен отменить операцию — это один из вариантов минимизации последствий ошибок.

♦ Артефакт. Артефактом всегда является система.

ПРАКТИЧНОСТЬ: БЫЛИ НЕ ПРАВЫ, КАЕМСЯ

(ИЛИ «ЭТО НЕ ПО-АРХИТЕКТУРНОМУ»)

Примерно пять лет назад ряд уважаемых специалистов в области программной инженерии сделали весьма смелое публичное заявление:

Для того чтобы сделать пользовательский интерфейс четким и простым в применении, требуется тщательно наладить механизм взаимодействия пользователя с системой... «впрочем, эти вещи не имеют отношения к архитектуре».

К нашему несчастью, этих специалистов звали Басс, Клеменц и Кацман, а книга называлась «Архитектура программных систем: практическое пособие, 1-е издание». За пять последующих лет мы узнали много нового о разных атрибутах качества, но больше всего мы поднаторели в вопросах практичности.

Мы всегда утверждали, что качество системы напрямую зависит от качества архитектуры; впрочем, наша аргументация по этому поводу в первом издании временами страдала. Несмотря ни на что, за прошедшие пять лет не случилось ничего такого, что смогло бы поколебать нашу уверенность в жесткой взаимосвязи качества архитектуры и системы. Все свидетельства говорят в пользу этого утверждения, и практичность в этом смысле не исключение. Действительно, многие вопросы практичности завязаны на архитектуру. Более того — те характеристики практичности, реализовать которые труднее всего (в частности, те, которые почти нереально воплотить в жизнь после того, как система уже сконструирована), наиочевиднейшим образом демонстрируют связь с архитектурой.

Если мы хотим, чтобы пользователь имел возможность прервать исполняемую операцию и, таким образом, вернуться к состоянию системы, зафиксированному до ее начала, мы должны прописать эту возможность в архитектуре. То же самое нужно сделать, чтобы позволить пользователю аннулировать результаты предыдущего действия или проинформировать его о состоянии текущей операции. Подобных примеров жуть как много.

К чему мы все это говорим? Утверждать, что тот или иной атрибут качества или ряд его аспектов носят неархитектурный характер, проще всего. Не все имеет отношение к архитектуре, это правда, однако довольно часто наши выводы по этому вопросу основываются на поверхностном анализе проблемы. Стоит копнуть чуть глубже, и свидетельства о связи с архитектурой не заставят себя долго ждать. И горе тому архитектору (равно как и авторам книг по архитектуре!), который их не заметит.

— RK

♦ Условия. Действия пользователя, имеющие отношение к практичности, всегда приходятся на периоды прогона или конфигурирования системы. Все действия, зафиксированные до наступления этих периодов, считаются произведенными разработчиками. Несмотря на то что пользователь и разработчик может оказаться одним и тем же лицом, мы всегда разделяем эти дне роли. В примере на рис. 4.8 отмена операции производится в период прогона.

♦ Реакция. Система должна либо предоставлять пользователю все необходимые средства, либо уметь предвидеть его потребности. В нашем примере отмена операции производится по желанию пользователя, а система восстанавливается в предшествующем состоянии.

♦ Количественная мера реакции. Реакция в данном случае измеряется продолжительностью выполнения задачи, количеством ошибок, количеством разрешенных проблем, степенью удовлетворения пользователя, повышением уровня знаний пользователя, процентным отношением успешно проведенных операций к общему числу операций, а также количеством времени/данных, потерянных из-за ошибки. Согласно примеру с рис. 4.8, отмена операции занимает не более одной секунды.

Варианты составления общих сценариев практичности представлены в табл. 4.6.







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 550. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия