Санкхья
Одна из наиболее сложных и глубоких систем – санкхья («размышление», «исчисление») – была весьма популярна в древности. Она включала в себя большое число проблем индуистской философии. Её основателем считается легендарный Капила, живший примерно в VII в. до н. э. Трактаты самых древних авторов этой философской школы до наших дней не дошли. Первый известный текст классической санкхьи – «Санкхья-карика» Ишваракришны (примерно III в. н. э.). Согласно учению санкхьи, существуют два самостоятельных начала: пракрити – единая и вечно изменчивая природа и пуруша – множество индивидуальных духов. В своём непроявленном виде пракрити находится в равновесии трёх составляющих её сил – гун. Первая гуна – саттва – создаёт равновесие, покой и гармонию; вторая – раджас – возбуждение, страсти и активность; третья – тамас – инертность, тупость и равнодушие. Все три гуны существуют всегда вместе, комбинируются в различных сочетаниях и порождают бесконечное разнообразие видимого мира. В начале каждого мирового периода равновесие этих сил нарушается и из пракрити возникают 25 элементов (таттв), или типов, сущего, начиная от интеллекта и ощущения индивидуальности и кончая физическими элементами (воздух, огонь, вода, земля, эфир). Пуруша – бессмертное одухотворяющее начало – отличается от тела, мысли, наших органов чувств и ощущений. Пуруша понимается как бездействующий зритель всех процессов, происходящих в мире. Но в каждой конкретной жизни он вовлекается в круговорот сансары, и происходит смешение интеллекта и духа. Осознать их реальную несвязанность можно с помощью глубокого размышления и внутреннего сосредоточения. Цель санкхьи заключается в том, чтобы освободить дух человека от пут незнания и невежества, усмирить страсти, очистить тело и мысли упражнениями и постичь истину.
Йога
Йога – даршана, опирающаяся на текст «Йога-сутры» Патанджали и комментарии к нему. Теоретическим фундаментом йоги является санкхья. Согласно йоге, к познанию истины можно прийти лишь с помощью сложной психофизиологической практики. Йога как метод совершенствования предполагает преобразование психических процессов (мыслей, эмоций, чувств). Йога ведёт к преодолению всего преходящего. Для этого предлагается восьмеричный путь, т. е. путь, состоящий из восьми стадий: яма – воздержание от насилия, лжи, от причинения вреда всему живому от вражды и ненависти, от стяжательства и воровства, суесловия, порочных связей с недостойными людьми; нияма – выполнение предписаний по очищению тела, эмоций и мыслей, чтение священных книг, постоянные размышления о божественном; асана – приведение в порядок тела и овладение правильными позами для сосредоточения; пранаяма – управление дыханием и энергией тела; пратьяхара – отвлечение органов чувств от их объектов; дхарана – удержание внимания и сосредоточение сознания; дхъяна – медитация и самадхи – особое состояние сознания, при котором прекращаются психические процессы и наступает состояние блаженства. В результате восьмиступенчатои йоги дух отделяется от пракрити (материи) и обретает способность к интуитивному проникновению в истину.
Ньяя
Ньяя, как и другие даршаны, конечной целью человеческой жизни провозглашает мокшу (освобождение), но при этом подчёркивается важность умозрения для познания истинной реальности. Условия и методы истинного познания определяются с помощью логики и её законов. Ньяя признаёт четыре вида простых самостоятельных источников познания: восприятие; вывод, основанный на восприятии; уподобление (т. е. установление связи слова с увиденным впервые предметом); словесное свидетельство. Познание, построенное на этих источниках, признаётся достоверным. Недостоверное познание опирается на память, сомнение, ошибку и предположение. Ньяя выбрала для себя прежде всего правила, методы мышления и формулирование результатов его деятельности, т. е. диспут. Исходным текстом древней школы была «Ньяя-сутра» Акшапады Готамы. Детально классифицировав источники достоверного познания, ньяя разработала учение о восприятии, сверхчувственном и обычном, и логическую теорию вывода. Развитие старой ньяи завершил Удаяна (1050 – 1100). Новый этап начался с трактата великого логика Гангеши «Таттвачинтамани» (XIII в.). С того времени школа стала называться новая ньяя – навья-ньяя – и превратилась в школу логики.
|