Студопедия — ОСНОВАТЕЛИ ДЖАЙНИЗМА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ОСНОВАТЕЛИ ДЖАЙНИЗМА






 

Первым из тиртханкаров был Ришабха, царь древнего индийского государства Кошала. Согласно джайнской традиции, Ришабха жил ещё в те времена, когда люди не умели правильно готовить пищу, не знали гончарного ремесла, письменности и многого другого. Ришабха научил их всему этому, а также учредил брачные, погребальные и другие обряды.

По мере продвижения ариев с северо-запада на восток и юг Индостана в создаваемый ими ведийский мир вливались племена, «воспитанные» Ришабхой, а их вожди и знать причислялись обычно к кшатрийскому сословию, вечно соперничавшему с брахманами. Именно атмосфера, царившая среди «новых кшатриев», стала питательной средой для возникновения различных антибрахманистских религиозных учений, таких, как буддизм, джайнизм и др.

О других тиртханкарах известно немного. Последним, двадцать четвёртым из них был Вардхамана. Именно он оказал наибольшее влияние на формирование джайнизма и стал среди приверженцев этой религии самым почитаемым тиртханкаром. Вардхамана получил имя Махавиры Джины («Махавира» – «Великий герой», «Джина» – «Победитель»). Титул «джина» (от которого и произошло название религии – джайнизм) присваивался вероучителям, сумевшим одержать победу над своими слабостями, страстями, дурными поступками, земными привязанностями и достичь освобождения от круговорота рождений – смертей (сансара).

Махавира родился в 559 г. до н. э. Его отец происходил из кшатрийского рода. Джайнские предания подробно повествуют о детстве Махавиры. Он был необыкновенным ребёнком, превосходил талантами, отвагой и силой своих сверстников. Мальчик каким-то образом сумел укротить взбунтовавшегося слона, расправился с грозной змеёй, легко отвечал на самые трудные вопросы.

В возрасте 30 лет Махавира, раздарив всё своё имущество, ушёл из дома, покинул семью и стал странствующим аскетом. Существуют подробные описания этого периода его жизни, продолжавшегося 12 лет. Он жил почти без пищи и одежды, занимался медитацией, перенёс много тягот, унижений и оскорблений. Не раз его избивали, принимая за вора или шпиона раджи (правителя) какого-нибудь соседнего государства. В одной деревушке его чуть не повесили, но верёвка семь раз развязывалась, и крестьяне, увидев в этом знамение свыше, отпустили аскета. По глубокому убеждению джайнов, аскет, перенёсший много страданий, быстро продвигается по пути духовного развития.

На 43-м году жизни Махавира достиг абсолютного всезнания (кевала-джняна) и стал джиной, победившим «земные страсти» и нашедшим путь к освобождению. Путь к освобождению, определённый Махавирой Джиной, – это следование «трём драгоценностям». Первая – «совершенное воззрение», т. е. умение видеть мир таким, каким он представлен в учении Джины. Вторая – «совершенное познание», т. е. постижение истинной сущности души и окружающего мира, преодоление неведения, которое является основной причиной «земных страстей и желаний». Третья – «совершенное поведение», т. е. соблюдение установленных Джиной правил. Они сводятся к выполнению «пяти великих обетов» (панчамахаврата): ахимса (непричинение вреда живым существам); сатъя (правдивость, праведность); астея (неприсвоение чужого); брахмачарья (соблюдение целомудрия); апариграха (воздержание от суетных привязанностей, т. е. отказ от собственности, развлечений, удовольствий).

После достижения высшего знания Махавира продолжил свои странствия, но уже как проповедник и вероучитель, окружённый почитанием последователей. Ближайшие ученики Махавиры собрали его наставления и оформили в виде 14 бесед (пувва). В дальнейшем каждый из них составил по одной книге, основанной на проповедях учителя. Они стали ядром джайнского канона, именуемого Агама или Сиддханта. Со временем джайнская литература разрослась, включив в себя многочисленные оригинальные произведения (сутры) и комментарии (нирьюкти). К ним примыкали труды по грамматике, философии, астрономии, географии и другим дисциплинам.

На 72-м году жизни Махавира умер, или, как говорят джайны, погрузился в нирвану, т. е. достиг окончательного освобождения от круговорота сансары.

При жизни Махавиры благодаря его проповедям и активности учеников джайнизм получил широкое распространение. Многие индийские правители поддерживали эту религию. Имеются свидетельства того, что царь Чандрагупта, живший в IV – III вв. до н. э., был приверженцем учения Махавиры, а немного позднее внук царя Ашоки – Сампати, будучи ортодоксальным джайном, повсюду воздвигал храмы и посылал проповедников в Афганистан и на юг Индостана.

 







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 426. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия