Студопедия — Проблема антропосоциогенеза
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Проблема антропосоциогенеза






ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ.

Истоки интереса к человеку. В истории философии практически невозможно найти философа, а тем более, философскую школу или направление, которые не обращались бы к человеку, к прямому или косвенному анализу различных сторон его материального и духовного бытия. Многие философские и религиозные системы видели ключ к пониманию всего мироздания именно в человеке, рассматривая его как микрокосм, или малую Вселенную, в противоположность большой Вселенной, или макрокосму. «Философы постоянно возвращались к тому сознанию, что разгадать тайну о человеке – значит разгадать тайну бытия, -говорил Н.Бердяев – Познай самого себя и через это познаешь мир. Все попытки внешнего познания мира, без погружения в глубь человека, давали лишь знание поверхности вещей. Если идти от человека вовне, то никогда нельзя дойти до смысла вещей, ибо разгадка смысла скрыта в самом человеке». (Бердяев, Смысл творчества). Отсюда такую широкую известность получило изречение, высеченное на колонне при входе в храм Аполлона в Дельфах: «Познай самого себя», которое и теперь служит призывом к самопознанию для каждого, стремящегося понять мир.

История знает и множество других изречений, которые свидетельствуют, что независимо от времени, культуры, вероисповедания человек неизменно был и остается в центре внимания, служит точкой опоры и даже критерием познания. Так, по мнению древнекитайского философа Лао Цзы, «знающий других-умен, знающий себя-мудр».Широко известно изречение Протагора, который говорил, что «человек – мера всех вещей». Христос учил – «Царство Божие внутри нас». С этим же перекликается буддийский призыв: «Посмотри в себя, ты есть Будда». «Тот, кто знает себя, знает своего Бога», - говорится в исламе.

Попытку объяснить такой предельно высокий интерес к человеку, мы находим у Бердяева. «Человек себя знает прежде и больше, чем мир, - говорил он, - потому мир познает после и через себя. Философия и есть внутреннее познание мира через человека, в то время как наука есть внешнее познание мира вне человека. В человеке открывается абсолютное бытие, вне человека – лишь относительное» (Смысл творчества).

Специфика философского понимания человека. Философия исследуя «вечные» вопросы и стремясь к установлению непреходящих ценностей и исходных оснований всего сущего, не претендует на получение законченных решений и окончательно выверенных ответов. В отличие от науки, где господствует традиция приводить знания к общему знаменателю, дает различные, в том числе взаимоисключающие, точки зрения, формулирует разные подходы к пониманию одних и тех же явлений и объектов, тем более если они достаточно сложные. Отсюда бесчисленное множество различных философских концепций в понимании человека, когда он изначально рассматривается то как обобщенный образ, то как конкретный человек в его индивидуальном бытии, то как разумное существо, теснейшим образом связанное с другими людьми, родом, обществом, человечеством, с природой, космосом.

Наряду с этим можно было бы отметить множество других подходов к изучению человека, среди которых, несомненно, выделяются «интровертивная» и «экстравертивная» позиции. В первом случае человека пытаются понять, осмыслить как бы «изнутри», анализируя такие его сущностные характеристики, как сознание, душа психика, инстинкты, пороки, добродетели и т.д. При этом философские рассуждения о телесной и духовной сущности человека зачастую опираются на эмпирические данные естественных наук, прежде всего на достижения биологии и психологии, но нередко обусловлены мистикой, изотерикой, оккультизмом. Такие подходы наиболее характерны для немецких антропологов, философов М.Шелера, К.Лоренца и др.

В случае экстравертивного взгляда на человека его анализ осуществляется как бы «извне», в результате чего в центе внимания оказываются его общественная и природная обусловленность; при соответствующих же установках анализируется связь человека с Богом, Космосом, Универсумом. Здесь философия чаще всего вступает в союз с историей, социологией, экологией, теологией, что наиболее характерно для русской религиозной философии в лице таких ее представителей, как Бердяев, Л.Карсавин, С.Булгаков, С.Л. Франк, Н.Лосский.

Т.образом, единой основы для философского понимания человека нет. Можно лишь отметить: в зависимости от того, что из перечисленного выше оказывается в центре внимания прежде всего (космос, природа, Бог, общество, непосредственно человек), в истории философии выделяются различные мировоззренческие позиции, с которых решаются все вопросы, связанные с пониманием человека. Это космоцентризм, теоцентризм, социоцентризм, антропоцентризм.

Человек в восточной философии. Философские системы Древнего Востока, в частности Китая, представлены в основном социоцентристскими концепциями, в которых человек рассматривается, как правило, в теснейшей неразрывной связи с обществом, социумом. Важнейшим смыслом его жизни является следование «закону идеальных отношений» между людьми, в семье, обществе, государстве; а способствуют этому трепетное отношение к принятым в обществе нормам, правилам, церемониалу. Иными словами, личную жизнь человек всегда должен соизмерять с общественным благом, в частности, он должен усовершенствовать себя, чтобы потом попытаться усовершенствовать семью и государство. Характерным в этом отношении являются рассуждения знаменитого древнекитайского философа Конфуция, который учил: «Когда углубишься и исследуешь начала и принципы поступков, тогда суждения о доброте и зле (нравственные познания) достигают последней ступени совершенства. А когда суждения о добре и зле достигнут последней степени совершенства, то и желания станут чистыми и искренними. А когда желания чисты и искренни, сердце становится и правдиво и прямо. А когда сердце правдиво и прямо, то человек исправляется, становится лучше. А когда человек исправляется и становится лучше, то и в семье учреждается порядок. А когда в семье порядок, то и народы хорошо управляются. А когда народы хорошо управляются, то и весь мир будет жить в мире и согласии».

Для древнеиндийской философии характерно смещение акцентов в сторону внутреннего мира человека, т.е. антропоцентризм. Например, в буддизме конечной целью человеческих устремлений объявляется достижение нирваны – состояния души, при котором исчезают всякие желания и обретается внутренняя гармония, наступает ощущение абсолютной свободы и независимости от внешнего мира. Сам Будда так говорил об этом: «Когда огонь вожделения исчезает, тогда можно достигнуть нирваны. Когда пламя ненависти и заблуждения потухнет, тогда достигается нирвана. Когда волнения ума, происходящие от гордости, тщеславия и прочих грехов, прекратятся, тогда достигается нирвана».

С точки зрения джайнизма (древнеиндийское религиозно-философское учение) – человек должен пройти долгий и сложный путь освобождения души, чтобы своей духовной сутью контролировать материальную сущность и управлять ею.

Человек в западной философии. Космоцентрический взгляд на мир характерен для античной философии. С позиции космоцентризма человек воспринимается прежде всего как часть космоса, как «малый мир» (Демокрит), микрокосм, который неразрывно связан с макрокосмом. Через познание Вселенной и существующего в ней порядка можно познать и самого человека, считали античные философы (Платон, Аристотель). Принципиальную роль при этом играют мышление, знание, интеллект и мудрость, которые высоко ценились в оценке космоцентристами человека и его способностей.

Христианская концепция теоцентризма утверждает что все определяет Бог. С позиции теоцентризма сущность человека постигается не посредством рационального мышления, а при помощи откровений, сформулированных в Священном Писании. Познать же эти откровения можно только с помощью веры в библейские догматы, которые недоступны разуму. С позиции теоцентризма разум, «озаренный верой», помогает уяснить лишь детали, но не самого человека, который является составной частью божественной упорядоченности в мире и выступает как «образ и подобие Бога». Отсюда христианство, как и другие теоцентрические философские системы, признающие высшей сущностью Бога и рассматривающие человека через призму его сотворенности Всевышним, а потому всецело подчиненным ему, объявляют его такой же непостижимой тайной, как и самого Бога.

Существенные изменения во взглядах на человека происходят в эпоху Возрождения, когда появляются другие мировоззренческие позиции – антропоцентризм и природоцентризм. У человека возрождения возрастает самосознание и общественная позиция. Человек растет как личность. Он все больше осознает себя творцом собственной жизни и судьбы. Он стремиться к автономии и к господству над природой, начинает верить в безграничность своих возможностей. Эпоха Возрождения дала миру немало выдающихся личностей – это Леонардо да Винчи, Боттичелли, Рафаэль и др.

Наряду с усиленным вниманием к человеку в философии того времени возрождается интерес и к природе. Космос в пантеистических концепциях Кузанского и Бруно не имеет границ и центра. Он в значительной степени ассоциируется с более общим и емким понятием «природа», которое с тех пор активно разрабатывается в различных философских системах. В частности становится фундаментальным понятием в философии Просвещения, занимает центральное место у Шеллинга. При таком подходе человек рассматривается как неотъемлемая часть природы, целиком и полностью подчиненная ей. Наиболее же последовательные сторонники подобных взглядов, например, в социальной экологии, которая получила развитие в ХХ веке, настаивают на переносе внимания с природы, понимаемой слишком широко, на более конкретную ее часть – биосферу, в которой осуществляется жизнедеятельность человека. Такой подход называется биосфероцентризмом. Вместо человека в центр философских исследований предлагается поставить природу, и таким образом не природа рассматривается через призму потребностей человека, а человеческая сущность и его потребности рассматриваются с опорой на знание природных законов и тенденций эволюции биосферы.

В Новое время человек не перестает быть в центре внимания философии, но интерес к нему в значительной мере увязывается с его включенностью в общественные отношения. Однако изначально человек рассматривался как познающий субъект. Декарт усматривал сущность человека в разуме, в способности мыслить. Философы – материалисты 18 века под влиянием достижений в области естествознания и механики механически истолковали человека, отождествив его душу с сознанием, а тело – с автоматом, машиной.

Существенный шаг в понимании человека был сделан И.Кантом, который считал, что человек является уникальным существом. Из всего многообразия мира Кант выделил три основополагающие природы: неживую, живую и природу человека. Каждая из них по его мнению подчинена собственным законам: неживая природа – законам механики, живая – целесообразности, природа человека характеризуется свободой. Природа человека не сводима к двум другим природам и не может быть постигнута через них. Ее можно раскрыть, только исходя из ее собственных законов, проистекающих из свободы. Таким образом, высказав мыль, о том, что человек есть такой самодавлеющий объект природы, как и другие ее живые и неживые объекты, Кант открыл новые возможности видения человека, и тем самым расчистил путь к выделению антропологии в самостоятельный раздел философского знания.

После Канта человек понимался по большей части как субъект духовной деятельности, создающий мир культуры как носитель духа и разума. Против такого подхода активно выступил Л.Фейербах. Он выдвинул категорию «человек». Фейербах обратился к природно-биологическому началу в человеке, рассматривая его не как результат исторического духовного развития, а прежде всего как биологическое, чувственно-телесное существо. Человек у него не творение Бога, а часть природы и является не механизмом, как считали другие философы, а организмом. Философия Фейербаха получила название «антропологический материализм», который был воспринят и на новой основе переосмыслен Марксом. Его взгляд на человека характеризуется тем, что природное и социальное в человеке получило объяснение с точки зрения диалектико-материалистического монизма. Это означает, что человек рассматривается одновременно и как биологическое существо, явившееся результатом эволюционного развития живой и неживой природы, и как существо социальное, сущность которого определяется общественными отношениями. Марксистское понимание человека, претендующее на всесторонность и всеохватность видения проблемы и пытающееся с «научных» позиций объяснить человеческую сущность, вступило в противоречие с другими философскими течениями, где человек изначально мыслится существом загадочным.

Начиная с 19 века, европейское мышление поворачивается в сторону индивидуальной и исторической конкретизации человеческого существования. Понятия жизни, чувства, воли, иррационального становятся предметом специального философского анализа и получают затем наиболее полное развитие в философии экзистенциализма, интуитивизма, персонализма. Так, с точки зрения экзистенциализма объективный мир – это, прежде всего «человеческая реальность», и ничего сказать о мире вне человека нельзя. Говорить следует о человеческом бытии, так как человек вопрошает о бытии, переживает, осознает его, составляя его смысл.







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 629. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия