ИНДИВИД. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. ЛИЧНОСТЬ
Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании. В русском языке издавна употребляется термин «лик» для характеристики изображения лица на иконе. В европейских языках слово «личность» восходит к латинскому понятию «персона», что означало маску актера в театре, социальную роль и человека как некое целостное существо, особенно в юридическом смысле. Раб не рассматривался как персона, для этого надо быть свободным человеком. Выражение «потерять лицо», которое есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса в определенной иерархии. Первым понятием, с которого следует начитать изучение проблемы личности, является «индивид». Дословно оно означает неделимую дальше частицу какого-то целого. Это «социальный атом», отдельный человек рассматривается не только как единичный представитель рода человеческого, но и как член какой-то социальной группы. Это самая простая характеристика человека, говорящая лишь о том, что он отделен от других индивидов. В истории философии и социально-политической мысли известен индивидуализм – философско-этическая концепция, утверждающая приоритет личности перед любой формой социальной общности, исходящая из представлений об атомарности индивида. Гораздо более содержателен другой термин «индивидуальность», означающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств. Человек выступает сначала как особь, потом как социальный индивид, персонифицированная социальная группа и затем личность. Свойства личности не сводятся к ее индивидуальным особенностям. Личность тем значительнее, чем больше в ее индивидуальном преломлении представлено всеобщих, общечеловеческих характеристик. Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называют социализацией. Человек учится выполнять особые роли, т.е. учится вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, служащего, супруга, родителя и т.д. Все они имеют выраженный культурный контекст и, в частности, значительно зависят от стереотипа мышления. Можно сказать так: личностью становится практически каждый человек в процессе развития своей индивидуальности в данной конкретно-исторической обстановке. Если нет тяжелых врожденных дефектов развития головного мозга, последствий родовой травмы или заболевания, то становление личности – итог взаимодействия человека и общества. В течение жизни человек может в той или иной степени утратить личностные черты вследствие развития хронического алкоголизма, наркомании, тяжелых заболеваний ЦНС. В принципе личность может умереть и в еще живом человеке, что говорит о сложной внутренней структуре этого феномена. Выделяют, прежде всего, так называемую физическую личность или физическое Я. Это тело (телесная организация). Социальную личность, которая складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. По сути дела она предстает как система социальных ролей человека, в разных группах, мнением которых он дорожит. И духовная личность, которое составляет ядро нашего «я». Это внутренние душевные состояния, отражающие устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Зачастую она не только «держит» личность, подобно стержню, но и является высшим благом, верховной ценностью, во имя которой иногда жертвуют жизнью. Выделяют несколько крупных социальных типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества. Первый тип – деятели – охотники и рыболовы, воины и ремесленники, инженеры, медики, педагоги, геологи. Для таких личностей главное – активное действие, изменение мира и других людей, включая самого себя. Они «горят» на работе, находя в этом высшее удовлетворение, даже если ее плоды и не столь заметны. Второй тип – мыслители. Это люди, которые, по словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и торговать, а смотреть и размышлять. Образ мудреца, мыслителя, воплощавшего в себе традиции рода и его историческую память всегда пользовался огромным авторитетом. Третий тип – люди чувств и эмоции, которые остро чувствуют, кризисные явления в обществе. Это деятели литературы и искусства. Зачастую, мощь интуиции великих поэтов и художников граничит с чудом. Четвертый тип – гуманисты и подвижники, отличающиеся обостренным чувством ощущения душевного состояния другого человека, облегчают душевное и телесное страдание. Их сила – в вере в свое предназначение, в любви к людям, в активной деятельности. Они сделали делом своей жизни милосердие. Мать Тереза - живой пример служения людям, независимо от их расы, нации, возраста, пола, состояния, вероисповедания. Кроме того, выделяют нормативные модели личности в различных мировых религиях.
[1]Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. С. 151.
[2]Там же.
|