Тема 4. Политические и правовые учения Средневековья
1. Характерные черты средневековой политико-правовой мысли. 2. Учения о государстве и праве в России. 3. Новая наука о политике. Н.Макиавелли (1469-1527гг.). 4. Переворот в идеологии западной Европы позднего средневековья (Реформация). Методические указания Важнейшей проблемой в средние века стало соотношение светской и духовной властей. Теоретически признавалась их самостоятельность и невмешательство в дела друг друга. Фактически вся эпоха средневековья, особенно на Западе, характеризовалась большим влиянием христианской религии. Основателем христианской доктрины государства стал Фома Аквинский. Наряду с официальной идеологией развивались и иные течения, противоположные или оппозиционные официальному вероучению. Наиболее радикальные представители еретических движений предлагали вернуться к раннехристианской организации церкви. Катары в своих требованиях доходили до отрицания современного государства, его институтов и установлений. Еретические движения оказали большое влияние на идеологию Реформации и ранних буржуазных революций. Смелую мысль о необходимости разделения светской и духовной властей высказал Марсилий Падуанский. Он отстаивал также тезис о том, что настоящий источник власти - народ. Важное место отводил М.Падуанский выборности как принципу формирования государственных учреждений. При рассмотрении второго вопроса нужно: - уяснить взаимосвязь основных этапов развития государства, важнейших явлений русской истории XV - XVII в. с развитием политико-правовых учений; - отметить, что основными проблемами в политической мысли были вопросы происхождения русского государства, родословия князей, правомерность их династических притязаний, взаимоотношение светской и духовной властей. Активно обсуждались нравственные и юридические нормы, которыми должен руководствоваться правитель; - основываясь на этих вышеизложенных аспектах, сформировались основные направления политической мысли – «нестяжатели», «иосифляне», выражение интересов дворянства у И.С.Пересветова, деспотическая доктрина И.Грозного, тираноборческие идеи А.Курбского. При рассмотрении вопросов охарактеризовать взгляды Макиавелли по проблеме соотношения политики и морали. Макиавеллизм. Государство - монополист публично-властных прерогатив. Государь, государственный аппарат - носитель верховной самодержавной власти. Непременное условие осуществления его политической власти - согласие подданных. Завоевать расположение народа - главная задача государя. Мартин Лютер – представитель бюргерского крыла Реформации. Тезис о необходимости полной автономии религиозной организации общества, исключительно сферой духовной деятельности - свобода совести, внутренний мир человека. Несмотря на противоречивость его взглядов, именно он первым убедительно обосновал принцип независимости государственной власти при решении задач социально-экономической и политической жизни общества. Наряду с бюргерским течением и более радикальное - плебейское течение. Его идейным вдохновителем Томас Мюнцер (1490-1525). На первых порах последователь учения Лютера, но вскоре порывает с Лютером, все более склонявшимся к идее покорности и смирения властям. Наиболее близким учение радикальных последователей Я. Гуса - таборитов.
|