Тема 6. Политико-правовая мысль Арабского Востока
Зарождение ислама, его истоки. Суннизм и шиизм - два ортодоксальных направления в мусульманстве. Категории «халифат», «имамат», «эмират» в мусульманской политической мысли. Соотношение светской и духовной властей. Возникновение и развитие мусульманского права, его источники, структура, механизм действия. Доктрина как основной источник мусульманского права. Возникновение школ-толков (мазхабов) мусульманского права. Суннизм: ханифитская, маликитская, шафиитская, ханбалисткая и др. Шиизм: джафаритская, исмаилитская, зейдитская и др. Проблемы государства и политики. Два подхода к изучению государства и политики - нормативно-юридический и этико-философский. Вклад в развитие мусульманской политико-правовой мысли Абу-Насра аль-Фараби (870-950 гг.). Главная цель политики достижение счастья и лучшей доли для человека. «Невежественные» и «добродетельные» города-государства. Ибн Сина (980-1037 гг.) - Авиценна. Политическое знание в изучении способов осуществления власти, организации дел в «добродетельных» и «плохих» городах. Ибн Рушд (1126 - 1198 гг.). Религия как политическое искусство, необходимое даже в идеальном государстве. Возможность организации общественной жизни на твердом фундаменте знания. Политическое учение Ибн Халдуна (1332 -1406 гг.) - вершина мусульманской политико-правовой мысли. «Муккадима». Соединение философского и юридического подходов к государству. Указания на прямую связь политики с исламом и властью правителя, основанной на предписаниях мусульманского права. Классификация форм правления.
Тема 7. Политико-правовая мысль Возрождения Мысль о необходимости утверждения самоценности личности, признания достоинства каждого индивида, обеспечения условий для свободного развития человека. Новая наука о политике. Н.Макиавелли (1469-1527гг.). «Государь», «История Флоренции» и др. Макиавелли об опыте истории, о природе человека, о целях и формах государства. Взгляды на соотношение политики и морали. Макиавеллизм. Государство - монополист публично-властных прерогатив. Государь, государственный аппарат - носитель верховной самодержавной власти. Непременное условие осуществления его политической власти - согласие подданных. Завоевать расположение народа - главная задача государя. Современная оценка макиавеллизма. Жан Боден о закономерностях общественного развития и происхождении государства. Теория государственного суверенитета Жана Бодена. Политико-правовые идеи раннего социализма. Вопросы государства и права в «Утопии» Т.Мора и в книге Т.Компанеллы «Город Солнца». Тема 8. Политические и правовые учения Реформации Переворот в идеологии западной Европы позднего средневековья (Реформация). Движение за переустройство церкви. Идеал Реформации. Средства достижения этого идеала. Политико-правовое учение М.Лютера. Идеолог бюргерского направления Реформации. Тезис о спасении верой – первая раннебуржуазная версия принципа равноправия. Область веры за пределами действия законов государства. Насаждение культа государства. Политико-правовое учение Т.Мюнцера. Идеолог крестьянско-плебейского лагеря. Социальные и политико-правовые идеи восставших. Призыв к объединению в «христианский союз и братство, любыми средствами. Установление справедливого общественного строя. Демократизм мюнцеровской программы. Политико-правовое учение Ж.Кальвина. Догмат о божественном предопределении. Долг истинного кальвиниста целиком посвящать себя своей профессии, быть бережливым, экономным. Презирать расточительность и наслаждения. Пробуржуазный характер коренной реформы устройства церкви. Объявление власти божественной, право на сопротивление ей лишь в крайнем случае. Жестокая религиозная нетерпимость к инакомыслию, особенно к крестьянско-плебейским ересям. Значение кальвинистской идеологии. Историческое значение Реформации. Свобода мысли и совести есть предпосылка и обязательный признак антидеспотического, демократически организованного человеческого общежития.
|