Великий музыкант
Голос Шаляпина – уникальное явление природы. Такие таланты приходят в мир один раз в несколько столетий...(М.Горький)
На эстраду широкими шагами вышел Шаляпин; тотчас же раздались оглушительные аплодисменты. Певец остановился у рояля: на лице его было несколько задумчивое выражение; потом он стал напевать что-то про себя и слегка размахивать пальцами в такт тому, что он напевал. В зале стояла необыкновенная тишина, и тысячи людей с напряженным вниманием следили за каждым движением громадного человека. Он сказал что-то аккомпаниатору, подошел ближе к рампе и объявил по-французски: «№143» Тишина стала еще более ощутительной – в ней тихо прозвучали первые ноты аккомпанемента, как первые капли дождя, упавшие на неподвижную поверхность воды, – и тотчас вслед за ними раздался голос Шаляпина. Несколько человек привстали со своих мест, не замечая этого. Шаляпин пел именно так, как это было невозможно, ни на минуту его единственный в мире голос не сходил с высот недостижимости – и мне сразу стало ясно, что до этого момента самые прекрасные тайны на земле были мне неизвестны и недоступны; я видел и слышал их только сейчас. Голос Шаляпина, создававший такой музыкальный мир, о котором, может быть, композитор и не мог, и не смел мечтать, наполнял зал медленным звуковым океаном. (Гайто Газданов)
Как встретил зал Шаляпина? Как вел себя Шаляпин, появившись на сцене? Считаете вы поведение Шаляпина естественным или самонадеянным? Какое впечатление на рассказчика произвело выступление певца, его голос? Как вели себя другие слушатели?
Задание 3. Выполните тестовые задания:
В изложении отметьте: 11. Знаете ли Вы, кто такой Шаляпин? 12. Как вел себя Шаляпин во время концерта, как вела себя публика? 13. Каково было поведение аккомпаниатора? 14. Какие свои ощущения передает в предложенном отрывке автор текста?
1. ______________ (Опера) органично сочетаются, сплетаются пение, симфоническая музыка, драматическое действие, балет. Но главное ____________(она) — музыка. 2. ________________________________ (Важная составная часть оперы) является ария. 3. ______________ (Ария) можно сравнить _______________________________ (монолог в драматической пьесе). И ещё в опере есть пение, похожее________________________ (декламация). Это речитатив. 4. ____________________________ (Большая роль) в опере играет хор. 5. На протяжении ____________________________________ (вся опера) звучит оркестр. Он исполняет ______________________ (увертюра), сопровождает вокальные партии.
1. Говорить... (музыка) трудно. Это умеют только люди, обладающие... (особый талант). 2. Никакие слова... (музыка) не могут оказать... (человек, его душа) такого воздействия, как сама музыка. 3. Конечно, мало говорить и читать... (музыка),... (музыка) надо слушать, однако всякий разговор... (музыка) привлекает... (она) внимание. 4. Музыка способна выразить такие чувства, которые не могут быть высказаны... (слова), которые недоступны ни... (живопись), ни... (скульптура). 5. Некоторые юноши и девушки неохотно слушают... (симфоническая музыка), потому что... (эта музыка) нельзя ни петь, ни танцевать, потому что она не развлекает... (они). 6. Но серьёзная музыка служит... (другие цели). 7... (Многие великие произведения музыки) характерна сложность... (мысль, образ, философская идея). 8.... (Такая сложность) не надо бояться, надо стараться понять... (она). 9. Мир меняется, вместе... (он) меняется человек. 10. Это сказывается... (развитие музыки). 11. Эти перемены проявляются... (современная музыка). 12. Современная музыка поражает... (контрасты, множество творческих направлений, стилей). 13.... (И рядовой слушатель, и профессионал) необходимо разобраться... (сложнейшие процессы, происходящие в современной музыке). 14. Надо уметь отличать... (истинные ценности)... (ценность мнимые). 15. Плохо, если музыка превращается... (человек)... (бездумное развлечение).
М.П. Мусоргский (1839-1881 гг.) начал играть... (фортепьяно)... (раннее детство). Когда ему исполнилось десять лет, отец отвез... (он)... (Петербург, юнкерская школа). Но и в Петербурге он продолжает заниматься... (музыка):берёт уроки... (лучший преподаватель), сочиняет пьесы, аккомпанирует... (певцы) и сам поёт. Будучи уже... (офицер), в 1856 г. Мусоргский попадает... (дом композитор А.С. Даргомыжский). Даргомыжский после... (смерть Глинки) стал... (глава русская музыкальная школа).... (Мусоргский) вечера в доме Даргомыжского были очень важны. Здесь собираются музыканты, чтобы побеседовать... (искусство), помузицировать. У Даргомыжского или сестры М.И. Глинки еженедельно стали собираться Мусоргский, Кюи, Балакирев, музыкальный критик В. Стасов. Вскоре... (эта группа) присоединились H. Римский-Корсаков, А.П. Бородин. Эта группа... (молодые композиторы) получила название «Могучая кучка».
1.... (Опера) органично сочетаются, сплетаются пение, симфоническая музыка, драматическое действие, балет. Но главное... (она) — музыка. 2.... (Важная составная часть оперы) является ария. 3.... (Ария) можно сравнить... (монолог в драматической пьесе). И ещё в опере есть пение, похожее... (декламация). Это речитатив. 4.... (Большая роль) в опере играет хор. 5. На протяжении... (вся опера) звучит оркестр. Он исполняет... (увертюра), сопровождает вокальные партии.
1. Укажите слово, которое нужно вставить в предложении: … я хотел пожелать молодежи моей Родины? A) Что бы B) Чтобы C) То же D) Тоже 2. Укажите вариант, соответствующий правильному написанию НЕ и НИ. Газет он (н...) получал, н...(с)кем в переписке (н...)состоял, сведений (н...)откуда иметь (н...)мог. А) Не, ни, не, ни, не В) Не, не, не, ни, не С) Не, ни, не, ни, ни D) Не, не, не, не, не 3. Укажите вариант, соответствующий правильному написанию Не за(то) волка бьют, что он сер, а за (то), что овцу съел. A) За то, за то B) Зато, за то C) Зато, зато D) За то, зато 4. Укажите вариант, соответствующий правильному написанию: И что (бы) она ни делала, за что (бы) ни принималась — все выходит у нее красиво. A) Что бы, что бы B) Чтобы, чтобы C) Что бы, чтобы D) Чтобы, что бы
|