Виды аккордов
3 звука – четыре вида трезвучия: Б53 – мажорное, М53 – минорное, Ув.53 - увеличенное, Ум.53 - уменьшенное и их обращения. 4 звука – девять септаккордов (название зависит от крайних звуков интервала и трезвучия в основе): ББ7 – большой мажорный БМ7 – большой минорный БУм7 – большой уменьшенный БУв7 – большой увеличенный МБ7 - малый мажорный ММ7 – малый минорный МУм7 – малый уменьшенный МУв7 – малый увеличенный Ум7 – уменьшенный (ум.7 и уменьшенное трезвучие)
5 и более звуков – аккорды терцовой структуры: Нонаккорд – большой и малый основного вида (крайние звуки образуют нону - 9) Ундецимаккорд – чистый, увеличенный, обращение чаще в виде кластера (крайние звуки образуют ундециму - 11) Терцдецимаккорд – большой и малый (крайние звуки образуют терцдециму - 13)
Билет № 2
Интервалы. Соотношение двух звуков по высоте называется в музыке интервалом. Нижний звук называется основанием, верхний – вершиной. В музыке возможны 2 вида изложения интервалов: гармоническое и мелодическое. Гармоническим называется такое изложение интервала, при котором оба звука его звучат одновременно. Мелодическим называют такое изложение интервала, при котором его звуки следуют один за другим и образуют отрезок мелодической линии. В одноголосных произведениях возможно только мелодическое изложение интервала. В многоголосных произведениях всегда встречаются оба вида. Гармонические интервалы по впечатлению, производимому ими на слух, разделяются на две группы – консонансы и диссонансы: · Весьма совершенные консонансы – прима и октава; · Совершенные консонансы – чистая кварта и чистая квинта; · Несовершенные консонансы – большая и малая терция и секста; Диссонансы – большие и малые секунды и септимы, тритоны.
К чистым интервалам относятся ч. 1, ч. 4, ч. 5, ч. 8 (прима, кварта, квинта, октава). К малым и большим относятся интервалы м. б. 2, м. б. 3, м. б. 6, м. б. 7 (секунда, терция, секста, септима).
4. Хроматическая гамма представляет собой последовательность звуков по полутонам. Хроматическая гамма не образует самостоятельного лада, в основе её лежит звукоряды натурального мажора или минора, она является их усложнённым видом. Правило правописания мажорной хроматической гаммы: вверх – повышаются все ступени, кроме III и VI (повышение VI заменяется понижением VII ступени); вниз – понижаются все ступени, кроме I и V (понижение V заменяется повышением IV). Правило правописания минорной хроматической гаммы: вверх повышаются все ступени, кроме I (повышение I заменяется понижением II), вниз – записывается как в одноимённом мажоре.
Билет № 3
|